Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 1)
Литература Англии 20 в. Г. Уэллс, В. С. Моэм, Ивлин Во.

Литература Англии 20 в. Г. Уэллс, В. С. Моэм, Ивлин Во.
 

Уэллс (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, – 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два учёных звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 – популярную книгу «Наука жизни» (т. 1–3, совместно с Дж. Хаксли). Романом «Машина времени» открыл историю научной фантастики20 в., опираясь на естественно-научные концепции. Литературными источниками для У. послужили произведения Дж. Свифта, Вольтера, амер. и нем. романтиков. Полемизируя с позитивистами, У. доказывает, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества. В «Острове доктора Моро» (1896) аллегорически представлена история цивилизации – процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман «Человек-невидимка» (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского «сверхчеловека». «Война миров» (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. нарисованы в романе«Когда спящий проснется» (1899). Ранний цикл завершается романами «Первые люди на луне» (1901) и «Пища богов» (1904). «Колёса фортуны» (1896) открывают список бытовых романов У.: «Любовь и мистер Люишем « (1900), «Киппс» (1905), «История мистера Полчи» (1910), «Билби» (1915). Сенсацию вызвал роман «Анна-Вероника» (1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов У. «Тоно-Бенге» (1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать «поперечный разрез» англ. общества. Претерпевает изменения и манера У. -фантаста: «В дни кометы» (1906) – бытовой роман с вкраплением фантастического элемента; роман «Война в воздухе» (1908) написан в духе «технической» фантастики Жюля Верна, фантастического элемента лишён роман «Освобожденный мир» (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии.

С 1900 У. выступает с прогностическими и утопическими произведениями: трактат «Предвиденья» (1901), ряд статей. В романе-трактате «Современная утопия» (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу идеологии У. составляет просветительство, истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат «Новые миры вместо старых», 1908). Однако в романе-трактате «Мир Вильяма Клиссольда» (1926) и трактате «Легальный заговор» (1928) У. резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903–09 У. состоял член «Фабианского общества» и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства.

–18 У. – деятельный участник военной пропаганды (книга «Война, которая покончит с войнами», 1914). В 1916 опубликовал антивоенный роман «Мистер Бритлинг пьёт чашу до дна», но официально своих позиций не изменил. Наметившиеся здесь богостроительские теории были развиты У. в повестях «Бог – невидимый король» (1917), «Душа епископа» (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства перевоспитания человечества посвящен также «Очерк истории» (1920), «Краткий очерк истории» (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. опубликовал просветительский роман-утопию «Люди как боги». Начиная с романа «Накануне» (1927) занял активную антифашистскую позицию (роман «Самодержавие мистера Паргема», 1930; повесть «Игрок в крокет», 1936). Незаурядное сатирическое мастерство У. выявилось в романах «Мистер Блетсуорси на острове Ремпол» (1928), «Бэлиингтон Блепский» (1932) и «Необходима осторожность» (1941). В 1933 был избран президентом Пен-клуба.

«Россия во мгле» (1920). Несмотря на то, что У. не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство без помощи Запада, «Россия во мгле» сыграла большую роль в распространении правды о Советской России и Коммунистической партии. Во время 2-й мировой войны У. выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастической литературы 20 в., У. – крупнейший мастер критического реализма, внёсший значительный вклад в общелитературный процесс.

Моэм (Maugham) Уильям Сомерсет Лондона дала материал для первого романа М. «Лиза из Ламбета» (1897). Участник 1-й мировой войны 1914 - 18; агент британской разведки, в том числе в России (сборник новелл «Эшенден, или Британский агент», 1928). Первый успех принесли М. пьесы: «Леди Фредерик» (пост. 1907), позднее - «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). В романах «Луна и грош»(1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пряники и эль» (1930) выразилось неприятие М. религиозного лицемерия, уродливых мещанских нравов. Попытки освободиться от низменности буржуазных норм жизни показаны в романе «Остриё бритвы» (1944). Наиболее известен во многом автобиографический роман воспитания «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959); тонкий психологизм в изображении нравственных исканий героя сочетается с широтой изображаемой картины мира. Творчество М. развивалось в русле критического реализма, иногда с элементами натурализма. Произведения М. всегда остросюжетны. Записные книжки М., предисловия к своим и чужим книгам и особенно книга «Подводя итоги» (1938, рус. пер. 1957) полны интересных наблюдений над творческим процессом, содержат ряд проницательных литературных оценок и самооценок.

Во (Waugh) Алек и Ивлин, английские писатели, братья. Алек В. (р. 8.7.1898, Лондон), автор романа «Неясные перспективы юности» (1917), книг о путешествиях и колониальных романов. Ивлин В. (28.10.1903, Лондон, - 9.4.1966, там же) в первом своём романе «Упадок и крах» (1928) критически изображает верхушку английского буржуазного общества. Лучший его роман «Снова в Брайдсхеде» (1945) рисует деградацию английской аристократии. Символическая характеристика бездушия американской буржуазной цивилизации дана в повести «Незабвенная» (1948). В сатирическом и гротескном виде предстаёт английская военщина в трилогии о 2-й мировой войне «Шпага чести»: «Вооружённые люди» (1952), «Офицеры и джентльмены» (1955), «Безоговорочная капитуляция» (1961).