Приглашаем посетить сайт

Завьялова Д.: Д`Аннунцио: человек, герой, поэт

Дарья Завьялова

Д`Аннунцио: человек, герой, поэт

https: //cirkul.info/article/d-annunzio

Завьялова Д.: Д`Аннунцио: человек, герой, поэт

В конце девятнадцатого века в России узнали итальянского поэта, писателя и драматурга Габриэле д'Аннунцио. Произведением, с которого началось знакомство русских читателей с д'Аннунцио, стал «Невинный» (L’innocente), и вскоре итальянский писатель стал в России чрезвычайно популярен: издавалось огромное количество рецензий, статей, произведений д'Аннунцио, в том числе полное собрание сочинений, на тот момент, конечно, полное - все же писатель был еще жив. В театрах шли многочисленные постановки его пьес. Правда, довольно быстро интерес к творчеству д'Аннунцио упал, а «второй волны» так и не последовало.

Завьялова Д.: Д`Аннунцио: человек, герой, поэт

богатой и родовитой семьи, и кроме того был мэром города. В детстве у мальчика проявилась психическая аномалия, выражающаяся в наслаждении от вида крови: в десять лет Габриэле упал и повредил руку, чувство, которое он испытал при виде крови из раны, он позже назвал «spasimo dell’orrore», что-то вроде «сладкий трепет ужаса». Впрочем, подавлять свои порывы д'Аннунцио умел и в школе слыл сдержанным и рассудительным, хотя в какой-то момент и пообещал себе, что не будет себе отказывать и будет потворствовать своим инстинктам, какими бы низменными они ни были.

Первый свой сборник стихов д'Аннунцио опубликовал в шестнадцать лет на деньги отца. Отзывы о сборнике были весьма неплохими, но педагогический совет чуть было не исключил молодого поэта из школы из-за не совсем приличных выражений. После школы уже довольно известный д'Аннунцио перебирается в Рим, где затевает хитрый рекламный трюк, чтобы продать очередную книгу стихов: в день выхода сборника в одну из газет поступает телеграмма, в которой говорится о трагической гибели юного поэта. Одураченные люди мгновенно раскупили весь тираж, а родители д'Аннунцио, вероятно, пережили немало неприятных минут, поверив в мистификацию, ведь поэт даже не удосужился предупредить их об обмане.

Кроме поэзии, которая все больше становится претенциозно эротической, д'Аннунцио зарабатывает журналистикой, он пишет, в основном, для разделов светской хроники. Статьи д'Аннунцио наглые, провокационные и циничные, но пользуются успехом, раз с автором сотрудничает сразу несколько изданий.

Завьялова Д.: Д`Аннунцио: человек, герой, поэт

Поэт окружает себя роскошью, на которую требуется немало средств, а их-то у него и нет: статьи и поэзия не приносят большого заработка и покрывают от силы десять процентов расходов. Кроме всего прочего, постоянные дуэли подарили поэту не только сомнительную славу, но и лысину: во время одной из стычек его ранили в голову, врач перестарался с антисептиком — перхлоратом железа, — и в двадцать три года д'Аннунцио остался без волос, но и это никак не помешало ему и в дальнейшем обзаводиться толпами восторженных поклонниц.

В конце девятнадцатого века к д'Аннунцио приходит шумная популярность благодаря переводам на французский язык, тогда же начинают возникать самые яркие легенды о поэте: он, якобы, носит ботинки из человеческой кожи и пьет вино из черепа девственницы. В 1897 году д'Аннунцио баллотируется в парламент с весьма странной программой «политики красоты», но, что удивительно, его избирают, хотя, кажется, должность поэту не очень нужна, и на заседания он приходит крайне редко. Тем временем долги д'Аннунцио растут с невероятной скоростью, к концу века цифра уже подошла к двум миллионам лир, и, чтобы разобраться с кредиторами, поэт задумал довольно подлую аферу: ему предложили турне по Южной Америке, во время которого он бы читал лекции, и под залог будущих прибылей обещали разобраться с долгами, а прибыли предполагались огромные. Д'Аннунцио взял аванс и под предлогом того, что ему нужно подлечить зубы, укатил в Париж, из которого, естественно, ни в какую Америку не поехал.

«Мученичество святого Себастьяна», в которой заглавную роль сыграла мало того что женщина, так еще и еврейка-лесбиянка. За такую выходку д'Аннунцио был отлучен от церкви, а примерным католикам строго-настрого запретили посещать постановки скандального поэта и читать его произведения. Впрочем к тому времени пятидесятилетний поэт уже находился на спаде своей поэтической карьеры, писал он все меньше, да и сказать ему уже было особо нечего.

Поворотным событием, возможностью изменить жизнь и напомнить миру о себе для д'Аннунцио стала война. Для начала д'Аннунцио посещает фронт и пишет статьи для итальянских газет в качестве военного корреспондента, где обращает на себя внимание сторонников Антанты - им как раз нужен кто-то настолько же заметный, чтобы стать «знаменем» движения. Поначалу поэт колеблется, все же жалко оставить привычную жизнь во Франции в окружении гарема, но в 1915 году д'Аннунцио решается на этот шаг. Он возвращается в Рим, одну за другой читает проникновенные речи перед восторженной публикой. Именно д'Аннунцио, мня себя национальным трибуном, в одном из выступлений впервые использует тот самый приветственный жест легионеров Древнего Рима.

После того как Италия объявила войну Австрии, д'Аннунцио отправляется на фронт, но при этом между боевыми экспедициями отдыхает в маленьком дворце на Большом канале в Венеции, куда он переправил все необходимое для жизни, к которой привык: борзых, наложниц и персидские ковры. Впрочем от самих боевых действий д'Аннунцио не отлынивает: сначала он записывается на флот, где участвует в вылазках торпедных катеров, а потом уходит в авиацию, где тоже не сидит без дела, а совершает боевые налеты на города противника. Именно д'Аннунцио стал «отцом» дальней бомбардировочной авиации, совершив налет на Вену — первый в истории воздушный налет на столицу врага. Д'Аннунцио планирует налет на Берлин, но командование железной рукой пресекает попытку как самоубийственную.

Войну д'Аннунцио заканчивает в звании подполковника, героем в глазах солдат и соотечественников и одноглазым, что добавляет новую экстравагантную черту к образу. Но для д'Аннунцио мирная жизнь распространяла зловоние, ему хотелось большего. И жизнь преподносит поэту подарок в виде города-порта Фиуме, из-за которого шли жестокие споры между Италией, государством Словенцев, Хорватией и Сербией. Поначалу д'Аннунцио сомневается и отклоняет предложение занять пост руководителя государства, но потом, когда отвертеться уже никаким способом не получается, герой войны начинает «поход на Фиуме» и без боя занимает город.

Завьялова Д.: Д`Аннунцио: человек, герой, поэт

Правление д'Аннунцио было по меньшей мере странным: во время него Фиуме представлял собой причудливую смесь декадентства, анархии и диктатуры. Чтобы прокормить город, д'Аннунцио отправляет военные корабли в свободное плавание по Адриатике, попросту пиратствовать. Город наполняется странной публикой, привлеченной свободой и кокаином, который из-за нехватки продовольствия раздают вместо хлеба. Д'Аннунцио пишет довольно безумную конституцию в стихах, вместо которой принимают другую, написанную премьером в прозе, куда поэт все же вставил пару нелепых пунктов, вроде обязательного музыкального образования детей, без которого не получить гражданства Фиуме.

нации, но никто уже не обращает на него внимания, впрочем, никто и не преследует, а это уже неплохо. Даже наоборот, д'Аннунцио стал национальным достоянием, хрупким раритетом. Пришедший к власти старый знакомец поэта Муссолини просто опасается выступать против д'Аннунцио, ведь стоит тому позвать, и за вождем в бой ринутся десятки тысяч все еще преданных ему людей. Поэтому Муссолини просто потакает поэту в его мании величия и ни в чем не отказывает, а д'Аннунцио смотрит на младшего товарища сверху вниз, считая посредственным подражателем ему, великому.

Муссолини берет на себя содержание шикарной виллы поэта, создает национальный институт для издания полного собрания сочинений д'Аннунцио, выкупает рукописи и архивы поэта, осыпает наградами. Д'Аннунцио эта игра в лесть по нраву, он устраивает из своей виллы музей имени себя, наполняет дом и сад реликвиями вроде торпедного катера и камней с «исторических вершин», водит по музею делегации поэтов, политиков и писателей, а для особо важных гостей устраивает салют из носового орудия торпедного катера.

Завьялова Д.: Д`Аннунцио: человек, герой, поэт

Д'Аннунцио слишком поздно понимает, к какому результату стремился Муссолини: любая прихоть поэта выполняется, любая просьба — наградить кого-нибудь орденом или оказать помощь старым товарищам — удовлетворяется, но в политику ему уже нет хода. В ответ на попытки вмешаться Муссолини пишет вежливые письма, но делает по-своему. У д'Аннунцио больше нет никакой власти, даже бывшие сторонники постепенно вливаются в ряды фашистских организаций, поэту остается только вести переписку с Муссолини. Они переписываются практически ежедневно на протяжении пяти лет. В письмах д'Аннунцио угрожает, требует, торгуется, Муссолини восторгается, умасливает и подкупает. В конце концов д'Аннунцио признал свое поражение, в его письмах больше нет угроз, просто стариковское ворчание, просьбы об очередной медальке к празднику и жалобы на работу местной администрации.

Д'Аннунцио стар, он уже не пишет, из-под его пера выходят все больше какие-то неоконченные фрагменты да пара автобиографических произведений. В возрасте семидесяти пяти лет 1 марта 1938 года д'Аннунцио скончался на своей вилле-музее Виттореале. Режим Муссолини устроил национальному герою торжественные похороны.