Приглашаем посетить сайт

Шибанов И.: Есть Бог на небе. И он - коммунист!

И. Шибанов.

Есть Бог на небе. И он - коммунист!

http: //noblit.ru/node/1267
 

«Переделать мир, сказал Маркс; переделать жизнь, сказал Рэмбо.
Для нас эти приказы сливаются в один».
Андре Бретон

Эту фразу, которую затем напечатали многие газеты мира в 1997, произнесла жена самого популярного итальянского драматурга Дарио Фо, когда пришло известие о присуждении ему Нобелевской премии. Общественное мнении Италии мгновенно раскололось. Левые торжествовали на весь мир. Их газеты откликнулись большими и доброжелательными статьями, посвященными Фо. Буржуазная и консервативная пресса негодовала и называла ненавидимого ими Дарио Фо не иначе, как шутом и паяцем. Дарио Фо давно вышел из беззубой и проституированной компартии Италии, но свою жизнь в искусстве он превратил в перманентную борьбу.

Его независимая и смелая позиция, его острые фарсы, его открытая критика буржуазного общества, буржуазного класса и государственных чиновников, всегда влекла за собой и жесткие ответные действия со стороны правых. Всеми доступными средствами Фо стремились запугать, сломать и заставить замолчать. Его травили в газетах, арестовывали, мешали ставить спектакли, срывали их. Его избивали на улицах, похищали его жену. Драматург выдержал 47 судебных процессов. С. Ш. А. просто запретили ему въезд в страну.

Дарио Фо давно вышел из беззубой и проституированной компартии Италии, но свою жизнь в искусстве он превратил в перманентную борьбу. Его независимая и смелая позиция, его острые фарсы, его открытая критика буржуазного общества, буржуазного класса и государственных чиновников, всегда влекла за собой и жесткие ответные действия со стороны правых. Всеми доступными средствами Фо стремились запугать, сломать и заставить замолчать. Его травили в газетах, арестовывали, мешали ставить спектакли, срывали их. Его избивали на улицах, похищали его жену. Драматург выдержал 47 судебных процессов. С. Ш. А. просто запретили ему въезд в страну.

«политического театра», который в 60-70-е годы переживал в Европе свой расцвет. Фо всегда верил, что безумный мир может и должен быть изменен, в том числе и с помощью искусства.

Дарио Фо родился в 1926. Его отец — железнодорожник, активист соцпартии и участник Сопротивления, оказал определяющее воздействие на формирование его мировоззрения.

Уже первая его серьезная работа — спектакль «Пальцем в небо» поразил публику и был воспринят как вызов. При минимальных декорациях, все было сосредоточено на игре актеров и на тексте, содержащим острую сатиру на буржуазное общество и правящую партию христианских демократов.

В 1968 Дарио Фо решает полностью посвятить себя политическому театру, где комизм обязательно содержит в себе элементы социальной сатиры. Важнейшие особенности его театра — фарсовое начало, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротеск, напряженный ритм и использование музыки и песен. Поэтому пьесы Фо можно по настоящему оценить, лишь увидев их на сцене.

«Случайная смерть анархиста» — одна из лучших пьес Фо, чаще всего исполняемая в театрах разных стран. Стремительный, блистательный фарс буквально искриться юмором. Содержание пьесы составляет расследование загадочной смерти человека, «случайно выпавшего» из окна полицейского участка. Главного героя играет сам Фо.

«Мистерия-буфф». Но если «Мистерия-буфф» Маяковского — это пародия на Библию, то Дарио Фо спародировал апокрифические Евангелия. Действо органично переходит в прямое общение с залом; сюжет открыт и постоянно меняется с годами, вместе с автором, со зрителями, со всем миром за стенами театра. Среди персонажей пьесы побывали все ведущие политики Италии последних трех десятилетий.

В сборнике «Драматурги — лауреаты Нобелевской премии» (М.: Панорама, 1998. — 464 с.) на русском языке можно прочитать одноактную пьесу Фо «Свободная пара».

Два героя, 46-летний муж и 38-летняя жена разыгрывают отчасти парадоксальный, но вполне понятный жизненный конфликт. Муж, кажется, уже полностью переключил свою жизненную энергию исключительно на поиск молоденьких девушек. Желая «легализировать» свои бесконечные сексуальные связи на стороне, он начинает идеологическую обработку своей жены. Последовательно ссылаясь на права личности, на современные взгляды, на «принципиальное» различие понятий секс и любовь, на некие демократические принципы и исследования сексологов, он убеждает жену согласиться образовать так называемую «свободную пару».

с этим правом. Манипуляциями своего интеллектуально продвинутого мужа, она превращается в домашнюю служанку для него и его любовниц.

Но женщина находит в себе силы восстать против таких унизительных условий существования. Неимоверные физические усилия по поддержанию своей формы закладывают основу собственного самоуважения. А первые же контакты с другими мужчинами развенчивают образ умного и незаменимого мужа. Теперь она уже не переживает, не злится, и не пытается покончить с собой от отчаяния. Она просто смеется над недалеким напыщенным гусаком, потерявшим всяческие ориентиры в жизни.

«Хватит быть жертвами. Хватит верить правдоподобной лжи. Мало быть просто недовольным, надо сражаться!». Не жаловаться, мол «такова жизнь», но попытаться изменить этот мир.

И если есть Бог на небе, и он — коммунист, то это последний коммунист. Историческая сцена очищена. Кивать больше не на кого. Спектакль надо начинать сначала.