Приглашаем посетить сайт

Шарыпина Т. А.:Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу ХХ века

Т. А. Шарыпина

(Нижний Новгород, Нижегородский
государственный университет им. Н. И. Лобачевского)

Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу ХХ века

Новые Российские гуманитарные исследования.

2010, № 5 Литературоведение
Опубликовано: 08. 02. 2010

http://www.nrgumis.ru/articles/archives/fullart.php?aid=111&binnrubrikplarticles=318

При изучении научной и учебно-методической литературы о творчестве Г. Гауптмана в отечественных и зарубежных источниках, приходится с сожалением констатировать, что поздняя драматургия этого бесспорно талантливейшего деятеля культуры последней трети ХIХ и первой половины ХХ вв. до сих пор не находит должного отражения ни в немецкоязычном, ни в отечест­венном литературоведении.

Герхарт Гауптман (Gerhart Hauptmann, 1862–1946 гг.) прожил долгую жизнь. За это время и Германия, и Европа, и сам он прошли тяжкий путь познаний, заблуждений и сомнений. Однако традиционно творчество Га­уптмана рассматривается в контексте зарубежной литературы рубежа XIX-XX вв., прежде всего в качестве центральной фигуры немецкого нату­рализма. Но в 1946 г., когда писатель уходит из жизни, натурализм уже стал литературной историей, а сам писатель прожил в ХХ в. немно­гим меньше пятидесяти лет, застав самые масштабные человеческие ката­строфы эпохи – Первую и вторую мировые войны и взрывы атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки. Любопытно, что в имеющейся лите­ратуре о писателе, изданной и переизданной в последние годы, картина в целом не меняется1. Разговор о творчестве Гауптмана чаще всего заканчивается бег­ лым обзором пьесы «Перед заходом солнца» («Vor Sonnenuntergang», 1931). Несколько особняком в этом плане стоит последнее издание «Истории немецкой литературы: от истоков до наших дней» Ф. Мартини (2003)2. В этом труде творчество Гауптмана по-прежнему отнесено в раздел немецкой натуралистической драмы, однако обозначены все ключевые произведения Гауптмана, включая и тетралогию об Атридах. Игнорирование поздней драматургии Гауптмана не просто де­лает картину его творчества неполной, но искажает путь творческих иска­ний писателя, до конца остававшегося натурой ищущей, активно впитываю­щей все актуальные тенденции времени.

Обращение к античным сюжетам в поздний период творчества было для Гауптмана не случайно, а глубоко закономерно, если исходить из эстетических приоритетов писателя, начиная с юношеского периода творчества. Так впечатле­ния от по­ездки в Италию легли в ос­нову его ранней лиро-эпической поэмы «Судьба Промети­дов» («Promethidenlos. Eine Dichtung», 1885), где в ро­мантическом ключе возникает тема, занимав­шая его впоследст­вии, – контраст между великим прошлым ан­тич­ного мира и современным духовным и матери­альным состоянием потом­ков великой ци­вилизации.

Гауптман резко отрицательно относился к попыткам классифициро­вать своё творчество, не считая себя ни натуралистом, ни символистом, ни неоро­мантиком. Действительно, все попытки ограничить его творчество определен­ными идеологическими и стилевыми характеристиками одного направления литературы на рубеже ХIХ – ХХ вв. оказались бесперспективными. На­хо­дясь как бы вне эстетических про­грамм различных школ, Гауптман был очень цельной творче­ской личностью, открытой эксперименту. Необыкно­венно широк круг тем, к которым об­ращался писатель, черпая их не только из современной жизни, но и далекого прошлого. Широк и диа­пазон его литературных пристрастий. Его ин­тересуют Иб­сен, Гёте и Шек­спир. Всю жизнь Гауптман испытывал огромный интерес к антич­ности. Об этом сви­детельст­вуют не только произведения на древнегрече­ские сюжеты («Судьба Промети­дов»,1885; «Лук Одис­сея», «Der Bogen des Odysseus», 1912 и др.), но и эссе «Греческая весна» («Griechischer Frűhling»,1907–1908), в котором не столько повествуется о реальном путешествии в Грецию, сколько проступает стремление писателя проник­нуть в святая святых греческого миропони­мания, мифомышления, понять истоки греческой трагедии.

­дах Г. Гауптмана3 занимает особое место по своей монументаль­но­сти, философской и эс­тетической ёмкости. Анализ этого произведения помогает во многом уяснить природу художественного мира Гауптмана. В частности, природу его символизма, связанного во многом с прекрасным знанием глубинных основ греческой архаической, хтонической мифологии. Её образы не только питают пьесы на античные сюжеты, но дают повод вести более серьёзный разговор о таких основополагающих символах всего творческого наследия Гауптмана, как солнце, луна, буря, вода, земля, восход и заход солнца и т. д.

Интерес Г. Гауптмана к античным сюжетам в канун Первой, а затем во время Второй мировой войны закономерен и обусловлен рядом обстоя­тельств. Трагическая эпоха первой трети ХХ столетия выдвигает перед пи­са­телем на первый план проблемы гуманизма. Решая проблему вины и на­каза­ния, возмездия и искупления, Г. Гауптман в поисках истоков и крите­риев гу­манности и гуманизма не случайно обращается к тради­циям антич­ного искусства. Подобно многим своим совре­менникам (Т. Манн, Г. Э. Носсак, Г. Казак) он пытается при помощи мифологических моделей и архети­пов познать тип и суть человеческой природы и определить предназначе­ние человече­ской жизни.

В отечественном литературоведении бытовала точка зрения, что в своих ранних про­изведениях на античные сюжеты (эссе «Греческая весна» и драма «Лук Одиссея») драматург находился под влиянием гуманистической кон­цепции античности Гёте, а в период создания тетралогии об Атридах клас­сическая древность воспринималась им в свете дионисийской концеп­ции Ницше, идей Бахофена, художественной практики Гофмансталя4. По­доб­ная точка зрения отличается некоторой односторонностью и учитывает далеко не все аспекты изучаемой проблемы.

многом разделял взгляды Ф. Ницше, изложенные в работе «Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм». Определенное влияние оказали на него теоретические рассуждения и художественная практика Г. Гофмансталя, а также творчески воспринятые концепции Бахофена, Буркхардта, Роде, широко обсуждавшиеся в среде немецкой творческой интеллигенции на рубеже веков. Тем не менее, суждения Гауптмана о греческом мироощущении и греческой трагедии — плод, прежде всего, собственных изысканий и размышлений. Его концепция античности сложилась и под непосредственным впечатлением от путешествия по Греции, описанного в эссе «Греческая весна». В существующих концепциях Винкельмана, Бахофена, Ницше он усматривал односторонность. Следуя в стремлении постичь истоки древнегреческого искусства в буквальном смысле знаменитому афоризму Гёте, Гауптман не просто путешествует по Греции, он хочет проникнуть в самую суть патриархального быта древней страны. Подобно Рихарду Штраусу, он как бы становится «немецким эллином»: «…И я удивительно проникаюсь сознанием, что древняя греческая жизнь хотя и погребена, но не умерла. Она погребена очень глубоко, но только в душах живых людей, и когда узнают все слои мергеля и шлака, под которыми погребена душа Греции, как знают уже наслоения над раскопками в Микенах, Трое и Олимпии, где найдены остатки древней культуры из камня и железа, тогда, может быть, настанет момент раскопок и для живого греческого наследия»5— драме «Лук Одиссея», тетралогии об Атридах. Так, идея о глубинном родстве древнегреческого мифологического и древнегерманского мировосприятия послужит для определенных исторических ассоциаций и параллелей в трагедии «Ифигения в Авлиде» (« Iphigenie in Au­lis », 1943) . Разделяя убеждения Бахофена и Ницше о том, что своеобразие греческого мироощущения есть результат взаимодействия олимпийского (аполлоновского) и хтонического (дионисийского) начал, Гауптман в период путешествия по Элладе и написания эссе «Греческая весна» не усматривает в этом трагического противоречия, подобно Ницше, считавшему греческую мифологию психологическим буфером, иллюзорной защитой эллина от катаклизмов бытия. По мысли Гауптмана, древнегреческая мифология органически связана с архаическим наивным природным укладом жизни эллина: «Как образ мыслей человека делается нам понятным через землю, которую он обрабатывает, через родину, которую он избрал местом своей деятельности или через ту, которая его произвела и удержала при себе, так отчасти раскрывается для нас сущность Деметры в Элевсинской области. Потому, что греческие боги отличались тем, что соединялись задушевными узами с греческой родной землей гораздо более, чем с Олимпом»6. Это полемическое высказывание явно направлено против соответствующего положения в концепции Ницше. Гауптман иронизирует по поводу односторонности существующих концепций античности: «Как близко и естественно касается меня дух Греции, который вовсе не следует понимать лишь в смысле Гомера или, тем более, в смысле трагиков. В эту минуту для меня гораздо ближе Аристофан»7. Заметим, что уже в этом эссе, задолго до осуществления замысла об Атридах, Гаупт­ман ставит под сомнение цен­тральный в аристотелевской теории драмы принцип катарсиса. Его поразил и оттолкнул древний кровавый ритуал человеческого жертвоприноше­ния, предшествовавший возникновению театрального представления, впоследст­вии заме­нен­ный прине­сением в жертву животного. Траге­дия, по его мне­нию, вызывала не примирение и очищение посредством страха и сострада­ния, а ужас: «…Трагедия значит: вражда, преследование, ненависть и любовь под видом бе­шенства жизни. Трагедия значит: ужас, нужда, опасность, страдание. Мука, пытка, значит коварство, преступле­ние, низость, убийство, кровожадность, кровосмеше­ние…Видеть на­стоя­щую трагедию значило, почти окаменев, заглянуть в лицо Ме­дузы…Ужас царил в этом открытом театре…Я воображаю себе, что из многотысячной толпы греков в этом амфитеатре иногда должен был подняться один страш­ный крик ужаса и призыв на по­мощь, который оглушительно несся к небу богов и, ослабляя жестокое напряжение всех чувств, спасал от неизбежного безумия»8. С точки зрения Гауптмана, миросозерцание древнего грека дуалистично и определяется статическим сосуществованием равно почитаемых культов олимпийских и хтонических богов. Естественное выражение эллинского духа для писателя — не театр и трагедия (как для Ницше), а спортивное состязание, оптимистически примиряющее кипение страстей. «Только на стадионе и, в особенности, на дельфийском, расположенном над всеми храмами и алтарями божественной области, дышишь тем легким, чистым и небесным воздухом, который вдохновляет наших героев… То были не крики мести, не предсмертные крики, но безумно счастливые возгласы и восторженные крики жизни. Мне кажется, что только на стадионе проявляется греческая душа в самой благородной части своей славы и своего богатства…»9 мировидения. Что, кстати, так характерно для немецких писателей ХХ в. (Т. Манна, Г. Э. Носсака, Ф. Фюмана, К. Вольф и др.). Таким всеобщим архетипом для Гауптмана становится культ страдающего, погибающего и воскресающего божества, воплощенный в Элевсинских мистериях, празднествах Диониса, распятии Иисуса.

Драма «Лук Одиссея»10, провидчески созданная в канун первой мировой войны, чрезвычайно противоречива по своей концепции. Уже в ней ве­дущими ста­новятся темы, определившие впоследствии идейно-художественное содер­жание тет­рало­гии об Ат­ридах: проблема вины и наказания, возмездия и ис­купления. В годы вто­рой мировой войны драматург усомнится в возмож­ности справедливого возмездия и искупле­ния. В финале драмы «Лук Одис­сея» возмездие всё же насти­гает виновных, но мо­тив нравственного очищения ге­роев и восстановле­ния гармонии бытия отсутст­вует. Противоречивость концеп­ции пьесы сказывается уже в том, что в произведении о возращении Одис­сея нет образа, ос­вещен­ного гоме­ров­ской традицией, – образа его вер­ной и мудрой жены Пе­нелопы. Это привносит опреде­ленную двусмыслен­ность и ноту трагиче­ской обре­ченно­сти. Все герои драмы, за ис­ключением Эвмея и внучки свинопаса Лев­коны, созданной фантазией Га­уптмана в традициях «Ифигении в Тав­риде» Гёте, охва­чены рефлексией. Это личности мяту­щиеся, раздвоенные, что резко контра­сти­рует с природой благородных гомеровских образов. Если в период написания эссе «Греческая весна» Гауптман видел в гомеровском эпосе воплощение аполлоновского начала, то уже во время написания драмы «Лук Одиссея» писатель переосмысливает заимствованный сюжет в русле противоборства двух взаимоисключающих начал – аполлоновского и дионисийского. В этой драме мы встречаем использование наиболее архаических мифологем воды, огня, земли и солнца, характерных и многозначных в драматургии Гауптмана. Образ Земли, материнского лона, питающего силу героев Эллады, возникает уже в эссе «Греческая весна». Каменистая, патриархальная Итака, Земля обетованная, куда стремится «в бедах упорный» Одиссей осквернена нечестием. Символом нравственного оскудения греков в драме является охватившая остров засуха. Герой настолько тесно связан с родной землей, что само его возвращение становится плодотворным для возрождения Итаки. В сложной идейно-художественной концепции пьесы возвращение Одиссея представляет собой как бы инвариант пришествия возрожденного Диониса. В момент преображения Одиссея, вновь обретшего, прежде всего моральную силу, и преодолевшего свою раздвоенность, чудесным образом оживают все пересохшие источники – залог будущего нравственного очищения. Воплощением единства аполлоновского и дионисийского начала в драме служит сам лук Одиссея. Мифологема лука одна из наиболее древних, архаических. Лук во многих мифологиях – атрибут божеств любви и брака, но лук также устойчивый атрибут жертвенного ритуала. Восстанавливая справедливость, Одиссей как бы совершает обряд ритуального жертвоприношения. Гауптман видоизменяет историю его происхождения. Если у Гомера он принадлежал в прошлом Ифиту, сыну Эврита, то в драме Гауптмана лук первоначально принадлежал Аполлону, светлому богу, а затем им владел Силен, учитель Диониса, который именуется в пьесе кентавром. Так, уже в сакральном времени, лук становится носителем одновременно и светлого и грозного начала. В финале – это орудие справедливого возмездия и олицетворение беспощадной стихии смерти. Всё это позволяет сделать вывод, что уже в момент написания этой драмы Гауптман во многом склоняется к эстетиче­ским воз­зрениям Ницше. Концепция Гёте, выражавшая идеи Веймар­ского классицизма, всю жизнь звала его на спор. В разгар Второй мировой войны рас­сужде­ния о «тихом подвиге Ифигении» тем более казались ему прекрасной утопией.

Толчком для начала работы над тетралогией об Атридах послужило знакомство с фрагментами пересказа сюжета одного из неосуществлён­ных замыслов Гёте – драмы «Ифигения в Дельфах»11. Следуя в выборе сю­жета за своим великим предшественником, Г. Гауптман обра­щается к довольно редкому эпизоду из ми­фов о судь­бах молодого поколения Атридов. Спустя почти тридцать лет после выхода в свет эссе «Греческая весна», в котором Га­уптман предлагал своё оригиналь­ное оптимистическое понимание основ древнегрече­ского миро­ощущения, пессимизм представляется драматургу определяющим в эллинском менталитете. Для него, как и для Ницше, греческий дух теперь – лишь поле столкновения и борьбы двух начал – аполлонизма и дионисий­ства. Идея их гармони­ческого сосуществования опровергалась катаклиз­мами современ­ности. Развитая в концепции Ницше идея о внеморальности олимпийской мифологии также становится для Гауптмана определяющей в период работы над тетралогией об Атридах. Каждый из Атридов – Агамемнон, Ифигения, Орест, Электра – гордится своим происхождением от божественных титанов, хотя и осознаёт, что в этом заключен злой рок. В силу своего титанизма Атриды вне законов человеческой морали. Однако эта исключительность ведёт лишь к бесчеловечности. Так Электра названа в тетралогии «entmenschtes Weib», то есть лишенная человеческого обличья, женского естества. Вспомним, что в трагедии Гофмансталя именно это состояние сестры поражает Ореста при первой встрече.

более ранних трагедиях и драмах. Так принадлежность к титанам и Танталидам в тетралогии связывается с золотым блеском локонов Атридов. Осуждая титанизм, Гауптман идёт по стопам позднего Гёте. Эта тема возникает уже в первом монологе Агамемнона («Ифигения в Авлиде» (Iphigenie in Au­lis , 1943), одновременно и гордящегося родством с небожителями, и скорбящего об их равнодушии к судьбам потомков:

Unsterblich brennt in mir Titanenblut.

Die Götter stűrzten uns, so sagen sie,

Um Menschen, Welt und Erdreich zu befrieden.

Und jetzt: sie spielen mit uns Katz und Maus. 12

«Ифигения в Дельфах»):

Elektra, sagt man, Agamemnons Tochter,

Des Tantaliden! Tantalide selbst,

Ein Ding verborgen schleppend, das ich bald

Kűsse in Heimlichkeit, bald laut verflűche. 13

– эти слова могут быть отнесены и к секире, и к тому, что Электра – Танталида. В противовес одноименной героине Гёте, Ифигения в трагедии Гауптмана, ещё робкая и стеснительная, уже четко знает, что она – Танталида. Она повелительно и гневно обрывает рассказы кормилицы Пейто о роде Атридов. Пейто горько замечает, что задушевно беседуя с дочерью царя, она забыла о том, что чарующее золото детских локонов Ифигении есть лишь отражение жуткого золотого блеска рода Танталидов. Так античная мифология смыкается с германской и появляется мотив проклятого, рокового золота, столь характерный для немецкой литературы. Как тут не вспомнить, что за десятилетие до этого дети Матиаса Клаузена, более всего переживали о драгоценностях матери и о золотом кольце, которое теперь может оказаться не в их семье, но на других руках. В творчестве великого мастера всё взаимосвязано!

«Ифигения в Дель­фах» с точки зрения по­следова­тель­ности событий, посвящена развязке кровавой истории Атридов. Эта пьеса во многом опреде­лила развитие идей, тем, сюжетных мотивов и символов в последующих частях тетралогии. Воплотив на сцене финальные собы­тия в доме Ат­ридов, драматург закономерно обра­щается к исто­кам разыграв­шейся трагедии. Так появляется «Ифигения в Ав­лиде», «Смерть Агамемнона» (Agamemnons Tod , 1942), «Элек­тра» (Electra , 1944).

что из мира героев Гауптмана уходит светлое ми­ро­ощущение, гармония, уходит столь любимое драматургом солнце. Это отсутствие имеет под собой не просто нравственную, но и глубокую мировоззренческую основу и связано с проникновением в суть хтонической мифологии столь чтимой Гауптманом Эллады. Олимпийское, аполлоновское начало отступает перед стихией дионисийства и тита­низма. Ге­рои в тетралогии Гауптмана живут в состоянии экзальтации, аф­фекта. Беседа жрецов в начале трагедии «Ифигения в Дельфах» уже даёт представление об изменившейся концепции античного мироощущения в произведении драматурга. Судьба Атридов и всей Греции напрямую связана с исходом раздора между божественными близнецами – Аполлоном и Артемидой, которые в тетралогии Гауптмана воплощают противоположные начала бытия и дуалистичность человеческой природы. Их противопоставление – это и противопоставление мира гармонии и размеренности вселенскому хаосу. Противостояние Аполлона и Артемиды – это и противостояние Жизни и Смерти. Раздор олимпийцев – это и воплощение антагонизма аполлоновского и дионисийского начал. Сами небожители предстают в пьесе в несколько непривычной трактовке. Аполлон в тетралогии – бог Солнца, света, лучезарный и чистый, лебединый бог, противостоящий Артемиде, которая становится носительницей разрушительной силы дионисийского начала. Гауптман усиливает светлую сторону Аполлона, хотя известно, что даже в классическую пору его культ включал как благодетельные, так и губительные черты, соединяя как бы небо, землю и преисподнюю. В тетралогии же Аполлон – только бог света, солнца, жизни. Его солярное начало противостоит лунарному началу Артемиды, выступающей в ипостаси богини Луны, отождествляемой Гауптманом с богиней Смерти. Писатель актуализирует архаическое содержание культа Артемиды – Великой Богини, Матери сущего, владычицы людей и зверей. Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, одной из наиболее древних и сложных по функциям богинь мрака, ночных видений и чародейства14. Для Гауптмана во время работы над тетралогией была особенно важна ипостась ночной Гекаты, страшной охотницы среди мертвецов, могил и призраков. В пьесе Гауптмана присутствует только Артемида-Геката. Классический её вариант драматург не учитывает. Это связано с общей концепцией тетралогии. Тема живых мертвецов – одна из главных в этом произведении. Мотив «жи­вых мертвецов» появляется уже в первой по времени создания части тетралогии и становится определяющим в последующих. Мир в трагедии - наизнанку вывернутое кладбище, в котором властвуют лишь ночные боги. Геката в результате раздора богов получила власть над жизнью, и земля превращается в ночное кладбище живых мертвецов, жаждущих крови и жертвующих богине человеческие жизни. Само появление Ифигении с белыми асфоделиями в руках, которые она слагает к ногам Агамемнона (в 7 явлении 2 действия трагедии «Ифигения в Авлиде»), воспринимается символически. Жизнь живых скорее похожа на фантастическую феерию смерти. Не случайно антураж второго действия «Ифигении в Авлиде» напоминает кладбище. Даже в покоях Клитемнестры и Ифигении стоит камень от старого надгробия. Это даёт повод Агамемнону назвать весь мир надгробием или надгробным камнем.(«Ein Grabmal, scheint mir, ist die ganze Welt!» 15. Даже бледный свет Луны сравнивается с трупной бледностью, и никто из живых не может, по мысли Критолая, чувствовать себя вполне свободным от Гадеса. От одной части тетралогии к другой состояние безысходности усиливается. Так если в финале трагедии «Ифигения в Дельфах» солнце всё же появляется, а в трагедии «Ифигения в Авлиде» действие периодически происходит при свете дня, то в последних частях герои погружаются в безраздельно властвующую ночь. В отличие от драмы Гёте «Ифигения в Тавриде», сценическое оформление которой в соответствии с духом античной сценографии сведено к минимуму, декорации в тетралогии Гауптмана отличаются особой монументальностью, каждая сценическая деталь символична. Они тщательно продуманы, подробно разработаны и описаны драматургом и призваны настроить зрителей на особый мистический лад. Монументальность храма и статуй богов в трагедии «Ифигения в Дельфах» подчеркивает идею о беспомощности человека перед силами рока и тщетность его стремлений. В ремарках к первому действию второй по времени написания части тетралогии «Ифигения в Авлиде» уже была заложена мысль не только о дуалистичности человеческой природы, но и о противоречивости божественного начала. Так противопоставлены друг другу расположенный на высокой скале храм светлой Артемиды Авлидской и черные корабли служителей кровавой Гекаты Таврической. Между этими полярными символами и начинает разыгрываться трагедия человеческих страстей.

роль дочери Агамемнона в произведении Гауптмана иная. И если первый выход героини в трагедии Гауптмана «Ифигения в Авлиде» ещё напоминает нам соответствующий эпизод из пьесы Еврипида, то в дальнейшем доводы разума в поведении дочери Агамемнона уступают место дионисийской стихии. Ифигения неоднократно появляется на сцене в припадке экстатического танца, бреда, полусна. Среди живых мертвецов она трижды умершая. Мечтавшая когда-то отдать жизнь за Элладу, она сама превратилась в кровавую убийцу эллинов, которая мстит грекам за собственную страшную судьбу. Ифигения Гёте «душой искала Элладу», искала её света и гармонии. Ифигения Гауптмана, служительница ночной Гекаты, привыкнув к тьме и смерти, сама страшится жизни, боится света, солнца. В трагедии Гауптмана «Ифигения в Дельфах» встреча с Ифигенией, находя­щейся за гранью всего человеческого, не может нравственно вос­кре­сить Ореста и Электру. Единственная из участников трагедии, Ифигения понимает, что искупление кровавой вины Атри­дов и их возрождение невозможно. В этом её убеждает примирительный монолог Элек­тры, призывающей сестру всё забыть и начать счаст­ливую жизнь. Для Ифиге­нии забвение не равно иску­плению. Не в силах ничего изме­нить и испра­вить, поняв, что искупления не произошло, а вместо него придёт заб­ве­ние, Ифигения казнит себя сама, как раз перед восходом страшившего её солнца. По­лемика с Гёте, утверждавшим «аполлонов­скую», светлую античность, окан­чивается для Гауптмана на трагической ноте. Параллели с совре­менной писа­телю действительностью в тетралогии оче­видны. Примирение, искупле­ние и духовное возрождение людей, развя­завших кровавую бойню, для драма­турга было желанно, но сомнительно. «Чистая человечность Ифигении» Гёте, по мысли дра­ма­турга, была бес­сильна перед трагизмом человеческого бытия.

Тетралогия Гауптмана – самое недооцененное детище писателя. Пристальный анализ текста, тем не менее, позволяет увидеть не случайность, а закономерность появления тетралогии в его творчестве. Это произведение не только подводит итоги творческого пути, но и свидетельствует о том, что писатель и в преклонные годы находился в процессе постоянного поиска. Так в поэтике тетралогии явно находит отражение сценография немецкого экспрессионизма (достаточно вспомнить описание декораций в трагедии Ф. Верфеля «Троянки», «Die Troerinnen»,1913). Всю жизнь писателя привлекала творческая универсальность Гёте. Соревнуясь с ним, Гауптман неоднократно подчеркивал, что не ограничивается в своей художественной практике идеологическими и стилистическими рамками какого бы то ни было одного направления в литературе. Появление в итоговом произведении Гауптмана экзистенциального мироощущения, мотивов отчуждения и обреченности человека также закономерно. Они органично вплетаются в философско-этическую основу тетралогии, что ещё раз подтверждает мысль о том, насколько чутким к новым веяниям времени оставался драматург даже в своих последних произведениях. Герои Гауптмана, как это характерно для героев экзистенциалистов, живут на пороге жизни и смерти, а их подлинная человеческая суть всегда проявляется в момент выбора. Подобная философская позиция во многом роднит Гауптмана с другими немецкими писателями, прежде всего, Т. Манном и Г. Э. Носсаком. Как и они, в поисках сути происходящих событий и трагических поворотов истории, Гауптман обращается к осмыслению наследия прошлых культурно-исторических эпох, исследуя корни человеческой нравственности. Однако, в отличие от Т. Манна, искавшего в античности и мифологических сюжетах древнейших цивилизаций основы современного гуманизма, Г. Гауптман, как и Носсак, видит в далёком прошлом изначальные духовные ошибки и заблуждения человечества.

Монументальная тетралогия Гауптмана, создававшаяся в разгар Второй миро­вой войны и завершенная, когда исход войны был уже предрешен, обоб­щает многолетние творческие поиски и философские раздумья писателя о путях развития человечества. Это произведение закономерно вписывает Герхарта Гауптмана в трагическую историю немецкой литературы ХХ столетия.

Сноски и примечания

1 Драматургия Г. Гауптмана последнего периода творчества рассматривается в той или иной степени в следующих диссертационных работах: Чернышева Н. Г. Драматургия Г. Гауптмана 30-40-х гг. ХХ века. Античность и Шекспир в произведениях Гауптмана: дисс. канд. филол. наук. - Л.,1972; Шарыпина Т. А. Восприятие античности в литературном сознании Германии ХХ века (Троянский цикл мифов): дисс. д-ра филол. Наук. - М.: МГУ,1998; Нипа, Т. С. Античный цикл драм Герхарта Гауптмана: дисс. канд. филол. наук. - М.: МПГУ, 2001. Тем не менее, позднее творчество Г. Гауптмана оказывается вне сферы внимания во многих солидных изданиях: История всемирной литературы: В 9 Т. М.: Наука, 1991. - Т. 7, Т. 8; История зарубежной литературы ХХ века: учеб. /Под ред. Л. Г. Михайловой и Я. Н. Засурского. М.: ТК Велби, 2003; Зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др.; под ред. В. М. Толмачёва. - М.: Изд. центр «Академия»,2003; Зарубежная литература ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, В. Д. Седельник, Д. А. Иванов и др.; Под ред. В. М. Толмачёва. - М.: Изд. центр «Академия»,2003.

űhnen und Ensembles/ Rowohlt Verlag GmbH, 2007; Hilscher E. Gerhart Hauptmann. Brl,1996; Deutsche Literatur. Eine Sozialgeschichte. Von den Anfängen bis zur Gegenwart in 10 Bänden. Herausgegeben von H. A. Glaser... Bd. 7. Rowohlt Verlag GmbH, 1982; Geschichte der deutschsprachigen Literatur 1870-1900. Von der Reichsgrűndung bis zur Jahrhundertwende von P. Sprengel. Verlag C. H. Beck Műnchen,1998.

Краткая информация о тетралогии Г. Гауптмана содержится в следующих изданиях: История немецкой литературы: в 5 Т. - М.: Наука,1968. -Т. 4; Пронин В. А. История немецкой литературы: учебн. пособие. - М.:Логос,2007. Развёрнутая характеристика тетралогии содержится в «Истории зарубежной литературы ХХ века»: учебн. пособие / под ред. Т. А. Шарыпиной. М.: Высшая школа,2009.

2 Последнее издание F. Martini «Deutsche Literaturgeschichte von den Anfängen bis zur Gegenwart» (Köln,2003) содержит краткую, но ёмкую информацию и оценку позднего творчества Г. Гауптмана, в частности его тетралогии.

3 Iphigenie in Delphi. Tragödie, 1940 (1941); Iphigenie in Aulis. Tragödie, 1943 (1944); Agamemnons Tod, Tragödie, 1942 (1948); Elektra , Tragödie, 1944 (1948). Die Atridentetralogie. Gesamtausgabe 1949.

4 Чернышева Н. Г. Драматургия Г. Гауптмана 30-40-х гг. ХХ века. Античность и Шекспир в произведениях Гауптмана: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Л.,1972; Чернышева Н. Г. Тетралогия на тему греческой легенды об Атридах Г. Гауптмана // Развитие реализма в немецкой литературе 20-50-х гг. ХХ века. - Курск, 1982.

6 Там же. - С. 71.

7 Там же. - С. 46.

8 Там же. - С. 105.

9 Там же. - С. 108.

11 Подробно об истории создания первой трагедии тетралогии «Ифигения в Дельфах» см.: Шарыпина Т. А. Замысел И. В. Гёте и трагедия Г. Гауптмана «Ифигения в Дельфах» // Гётевские чтения. -1997. - М.: Наука,1997. - С. 206-219.

12 Hauptmann G Ausgewählte Dramen in vier Bänden. Brl.: Aufbau-Verlag,1956. Bd. 4. S. 292.

ählte Dramen in vier Bänden. Brl.: Aufbau-Verlag,1956. Bd. 4. S. 34.

14 Подробно о культах Артемиды и Гекаты: Мифы народов мира: в 2 Т. - М.: Сов. Энциклопедия. -М.,1980-1982. - Т. 1. - С. 269; Шталь И. В. О происхождении богов. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 16.

ählte Dramen in vier Bänden. Brl.: Aufbau-Verlag,1956. Bd. 4. S. 341

Сведения об авторе: Шарыпина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, руководитель Приволжского регионального центра греко-латинской лингвокультурологии.