Приглашаем посетить сайт

Руцкая Г. С.: Поэтика драматического и трагического в произведениях Г. Гауптмана и Х. Фаллады

Г. С. Руцкая
Пермский университет

  Поэтика драматического и трагического в произведениях Г. Гауптмана и Х. Фаллады

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
  ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ ЯЗЫКОВОЙ МИР
ПЕРМЬ, ПЕРМСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ,

НОЯБРЬ, 2001

http://www.psu.ru/

Немецкие писатели Герхарт Гауптман и Ханс Фаллада хорошо известны в России, их творчеству посвящен ряд работ российских литературоведов, но поэтика драматического и трагического в произведениях этих писателей не изучена. Г. Гауптмана и Х. Фалладу сближает настойчивое внимание к страданиям "маленького человека" и некоторые поэтические принципы в изображении главного героя, что и позволяет сопоставить драмы Гауптмана с романами Фаллады.

В ряде работ немецких и российских литературоведов говорится о значимости творчества Г. Гауптмана для ХХ в. [3; 10; 11]. Известный всему миру немецкий писатель Г. Гауптман уже в первых произведениях 90-х годов ХIХ века утвердил новые принципы реалистического искусства в немецкой литературе, отказавшись от смягчения остроты социальных конфликтов, характерных для многих произведений Т. Шторма, В. Раабе, Т. Фонтане. Изображение семейных, социальных, психологических коллизий в его драмах достигает яркого трагического звучания. Начиная с 1889г. (пьеса «Перед восходом солнца») в драмах писателя важнейшее место занимает тема «маленького человека», сначала в натуралистическом, а затем (уже с драмы «Одинокие», 1991 г.) в реалистическом ключе. При этом «маленькими людьми» в силу подавленности жизненными обстоятельствами оказываются и творческие люди («Одинокие», «Михаэль Крамер» и др.).

Маленькому человеку Гауптмана часто присущи активные духовные или нравственные искания (Иоганн в «Одиноких», Геншель в драме «Возчик Геншель» и др.), сопровождающиеся трагическим разладом с окружающим миром. Как правило, персонаж гауптмановских драм – человек немалой воли, стойких убеждений, вызывающий своими качествами острое сочувствие зрителя. Так, возчик Геншель – чистая, бескорыстная душа, способная к любви и страстному самоосуждению, несмотря на внешнюю грубоватость, ворчливость, склонность к приступам неожиданной ярости. Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов ( от малообразованного возчика до тонкого интеллигента). Драмы Гауптмана отличает сюжетное и конфликтное разнообразие, но есть определенные типичные для творчества драматурга приметы, позволяющие говорить о некоторых общих принципах поэтики трагического в его пьесах.

Драма «Михаэль Крамер» (1900) представляет собой типичный вариант изображения личности в пьесах Г. Гауптмана с типичной проблемой одиночества человека. В центре пьесы – трагическое противостояние настоящего художника пошлому окружению так называемого приличного общества в духе произведений романтиков. Однако в драмах Гауптмана глубокий реалистический анализ внешних обстоятельств существования человека приходит на смену романтической сказочности или фрагментарности.

В драме два трагических образа – художник Крамер и его сын Арнольд. Завязка драматического конфликта в этой пьесе (как и в «Одиноких») находится задолго до начала сюжетного развития. На протяжении первых двух действий проясняются обстоятельства сложившегося конфликта в семье Крамеров, в жизни Арнольда, в третьем действии конфликт обретает трагическое звучание, а в начале четвертого действия наступает трагическая развязка. Весь четвертый акт являет философски-обобщенное и конкретно-личностное осмысление происшедшей трагедии.

Гауптман достигает эффекта погруженности сознания и чувства зрителя в трагедийность происходящего не с помощью партий хора, как в греческой трагедии, а благодаря сквозному эмоционально-психологическому подтексту пьесы. Этот подтекст создается в ремарках и в диалогах и монологах персонажей. Через ремарки проходит лейтмотив вздоха (вздыхает фрау Крамер в первом действии и ее муж Михаэль во втором, о вздохах Арнольда говорит фрау Крамер в первом действии). В высказываниях персонажей трагедийное настроение нарастает во фразах о возможной роковой развязке. Фрау Крамер говорит: «А отец – он доведет его до гибели» [1, с. 84]. В конце первого действия появляется угрожающий намек Арнольда: «И если вы еще будете мне надоедать, то произойдет то, отчего вы все рты разинете. Вот тогда моя бедная душа успокоится» [1, с. 96]. Последним толчком к самоубийству Арнольда на фоне его несчастной любви становится столкновение с завсегдатаями ресторана, так называемыми «господами». Особенностью эмоционально – психологического рисунка драмы является движение от настроения тревоги к утверждению чувства неотвратимого приближения трагической катастрофы.

наступлению обстоятельств на творческую личность, к ее гибели (Арнольд) и к личностному краху (Михаэль Крамер). В завершающем монологе Михаэля Крамера звучит мысль об абсолютном одиночестве человека в космосе: «Мы – ничтожные, затерянные в необъятном. От земных радостей ничего не осталось. Но и на небе нет радостей тоже. И этого нет, и того нет. Ну и что? (Поднимает руки к небу). Что же будет в конце концов?» [1, с. 145]. Одиночество окружает трагического героя и в других пьесах Гауптмана («Одинокие», «Возчик Геншель», «Роза Берндт»).

Развитие темы «маленького человека» в немецкой литературе от романтиков к ХХ веку проходит через художественную мысль Г. Гауптмана, сохранившего трогательное внимание, уважение и сострадание к человеку, не продвинувшемуся по социальной лестнице, но несущему в себе духовные богатства, не признанные обществом.

Ханс Фаллада продолжил гауптмановскую традицию изображения «маленького человека». Творчеству Фаллады в российском литературоведении посвящено ряд работ [2; 9; 12; 13]. Большинство литературоведов обращает внимание на обусловленность произведений писателя социально – политическими событиями действительности Германии того времени. Сложность жизни Германии этого периода (мировой экономический кризис, фашизм, война, освобождение немецкого народа от фашизма) нашли отражение в сложнейших проблемах и острейших конфликтах произведений Фаллады. Все критики считают основной проблемой его творчества проблему «маленького человека», которая определяет многие художественные принципы его произведений. Т. Мотылева рассуждает о влечении писателя к произведениям большого масштаба, где судьбы персонажей развертываются на широком историческом фоне [9]. Б. Сучков говорит о своеобразии психологизма писателя, вдумчиво и многосторонне исследовавшего строй человеческой души людей, которые представали в его произведениях частью потока истории [12]. Литературоведы неоднократно говорили о драматичности и трагедийном звучании произведений Фаллады. Б. Сучков указывал на сгущенный драматизм романа «Маленький человек, что же дальше?», сумрачный его колорит. П. Топер – на описание трагического бытия немецких бедняков в лабиринте городаспрута [13]. Но специально поэтика драматического и трагического в творчестве Х. Фаллады, как и Гауптмана не исследовалась.

Уже в романе «Маленький человек, что же дальше?» (1932), получившем быстро мировую известность, сложились характерные для писателя художественные принципы изображения «маленького человека». Драматизм судьбы главного героя Иоганнеса Пиннеберга обусловлен социальными обстоятельствами – ситуацией экономического кризиса. «Маленький человек» этого романа, как и остальных произведений Фаллады, предстает в ситуации обыденных отношений – семейных и служебных. Но основной конфликт романа порожден не семейными или служебными обстоятельствами, а общей социально-политической ситуацией в Германии того периода. Это конфликт героя со всей системой общественного уклада. На первых страницах книги Пиннеберг изображен жизнерадостным, уверенным в себе блондином приятной наружности, влюбленным в свою девушку, на которой он вскоре и женится. Счастье представляется Иоганнесу в виде тихой семейной жизни, уютной, со светлой комнатой и белыми занавесками. Его не интересуют разговоры тестя – рабочего Мершеля о политике. Дальнейшее повествование раскрывает другие нюансы его мироощущения: он быстро понимает, что он человек маленький, что с маленькими людьми «они» делают что хотят, но первоначально эта мысль не порождает какого-либо внутреннего возражения. Однако уже начало служебной деятельности Иоганнеса вводит его в ситуацию драматического столкновения. Защищая свое человеческое достоинство, он может уволиться из магазина готового платья Бергмана и перейти в сельскохозяйственный магазин Клейнгольца. Но увольнение от Клейнгольца уже грозит безработицей, крахом, нищетой. Пиннеберг вынужден скрывать собственную женитьбу, терпеливо сносить оскорбления, издевательства и все же лишается работы. Драматическая ситуация казалось бы разрешается благополучно: благодаря протекции Яхмана (любовника матери Иоганнеса) Пиннеберг – продавец крупного магазина готового платья Манделя. Однако драматизм не только не уходит из повествования романа, а, напротив, усиливается. Фаллада мастерски передает чувство зыбкости, ощущение временности удачи, которое не покидает Иоганнеса: «Но он никак не может отделаться от чувства, что в результате этой сделки - пусть даже у него теперь есть заработок, он все же скорее принадлежит к этим людям, не имеющим заработка, чем к тем, кто хорошо зарабатывает. Он один из этих безработных, каждый день может случиться, что он будет так же, как они, слоняться по Малому Тиргартену, от него это не зависит. И никто его от этого не убережет» [14, с. 121]. Средством усиления драматизма повествования, приближения его к трагическому звучанию становится тонкий психологический анализ внутреннего состояния героя. По мере усложнения обстоятельств, в которых находится герой, изменяется его внутреннее состояние, нарастает неуверенность в себе, переходящая в уныние, а затем и в отчаяние. Автор не противопоставляет себя герою, основная форма передачи мыслей героя – сосуществование голоса автора и героя в повествовании. Особенностью психического состояния Пиннеберга является захваченность его сознания одной мыслью, в которой в разной форме сконцентрирован страх перед безработицей: «Завтра нужно наторговать на триста марок», – это его последняя мысль, когда он уже поцеловал Овечку на ночь и лежит в темноте. Трудно заснуть с такой мыслью, она мучит его день и ночь. «Сегодня нужно наторговать на триста марок», – и при вставанье, и за кофе, и по пути на работу, и в магазине – всегда и везде: «На триста марок» [14, с. 218]. Используя прием повтора, автор подчеркивает навязчивость мысли главного героя. Ужас перед безработицей возвращает взрослого человека к состоянию детской беспомощности: «Это невозможно, но он должен выполнить норму: иначе, что ему делать с семьей на руках?… Как будто снова вернулись давно минувшие школьные годы… ученик Иоганне Пиннеберг молится под партой: «Господи, сделай так, чтобы у меня было всего три ошибки!»… Продавец Иоганнес Пиннеберг тоже молится: «Господи боже, пошли мне покупателя, которому нужна фрачная пара. И выходное вечернее пальто. И…И…» [14, с. 256].

Многие образы романа являют характерологические вариации к типу «маленького человека» (Эмма Мершель – жена Иоганнеса, Гейльбут – его друг, родители Эммы, мать Иоганнеса и ее любовник Яхман). Главного героя Иоганнеса и Эмму выделяют из этой галереи образов порядочность, честность, способность сохранить свою любовь. Но именно эти свойства личности мешают им приспособиться к бесчеловечной действительности.

рисунка становится изображение «внутренней захваченности» персонажа сложившимися жизненными обстоятельствами. Эта внутренняя подавленность персонажа в ряде драм Гауптмана приобретает всеобъемлющий характер и, углубляясь, уничтожает человека, толкая его на самоубийство. «Маленький человек» Г. Гауптмана при этом тоже достойный человек, но обреченный обстоятельствами на гибель.

– произведения Фаллады изображают героя на фоне широких социальных перемен, так что проблема взаимоотношения «маленького человека» с обществом в целом осознается самим «маленьким человеком». В романе «Маленький человек, что же дальше?» это – осознание Иоганнесом собственной отчужденности от интересов «хозяев жизни»: «Министры обращаются к нему с речами, призывают к воздержанию и жертвам, взывают к его патриотическим чувствам, убеждают класть деньги на книжку и голосовать за поддерживающую устои государства партию. Он делает это или не делает, смотря по обстоятельствам, но он им не верит. Нисколько не верит. В глубине души он чувствует: все они хотят что-то получить от меня и ничего не хотят дать мне [14, с. 121]. Мысль о враждебности, чуждости мира, которому нет дела до «маленьких людей», не покидает Пиннебергов даже в минуты тихих семейных радостей, вызывая желание уединиться, отгородиться от всего.

Герой Фаллады в этом романе остается в живых, Иоганнес и Эмма сохраняют свою любовь в тяжелой ситуации безработного существования, но Фаллада психологически тонко показывает нависшую над героем трагическую опасность разрушения личности в сложившихся социальных обстоятельствах. Всегда выдержанный, благопристойный Иоганнес способен теперь на грубую фразу в адрес сотрудников (Пиннеберг у Клейнгольца), умелый продавец Пиннеберг совершает одну ошибку за другой. Потеряв самообладание, он начинает упрашивать актера Шлютера, отнявшего у него – продавца – столько драгоценного времени, купить что-нибудь. На этой ошибке и заканчивается профессиональная деятельность Иоганнеса. Начавшееся разрушение личности ярко обнаруживается в сцене издевательства Пиннеберга над пожилым продавцом мебельного магазина: «Пиннеберг в душе чувствует, что он свинья, что он ведет себя так же по-хамски, как самые хамоватые его покупатели. Что он по-свински обращается с пожилым, сбитым с толку, озадаченным продавцом. Но иначе он не может, он зол на весь мир, к черту всех, всех к черту! Но, к сожалению, здесь только пожилой продавец» [14, с. 134].

Драматический вариант в романе Фаллады «Маленький человек, что же дальше?» значительно отличается от трагических вариантов Гауптмана. Через все произведение Фаллады проходит тема надежды, придавая ему теплое, лирическое звучание. Эта надежда связана с темой любви, с поддержкой, исходящей от жены Иоганнеса Эммы. Эта надежда звучит и в конце романа: «…он рыдает, он бессвязно бормочет:

– Ах, Овечка, Овечка, что они со мной сделали. Полицейский столкнул меня с тротуара… погнал меня…Как я теперь посмотрю в глаза людям? И вдруг холод отступил, бесконечно ласковая, зеленая волна подхватывает ее и его вместе с нею, подымает их, звезды сверкают совсем близко; она шепчет:

– Но ведь мне-то ты можешь смотреть в глаза! Всегда! Всегда! Ведь ты со мной, мы-то вместе…

Волна вздымается выше и выше, они на ночном берегу между Лензаном и Виком, тогда звезды были так же близко… Старое счастье, старая любовь…Все выше и выше от запятнанной земли к звездам. И они вместе входят в дом, где спит малыш» [14, с. 288].

В последующих романах изображение драматической судьбы маленького человека в творчестве Фаллады остается столь же сочувственным, но конфликт личности с обществом обретает уже в последующем романе «Кто хоть раз хлебнул тюремной баланды» (1934) более острый характер. Главный герой романа, бывший заключенный Вилли Куфальт, страстно мечтающий освободиться от тюрьмы и связанного с ней образа жизни, активнее и изобретательнее Пиннеберга, с большей решимостью борется за место в обществе. Но тем трагичнее его судьба, его возвращение в тюрьму, и тем трагичнее изображение его внутреннего мира, захваченного страхом перед собственной обреченностью и движением от страстной надежды к осознанию собственной деградации.

В создании образа «маленького человека» Фаллада движется от различных драматических образов до изображения трагического противостояния рабочего Отто Квангеля и его жены фашизму в романе «Каждый умирает в одиночку», создавая трагический героический образ «маленького человека».

Библиографический список

2. Бернштейн И. А. Гауптман // История немецкой литературы. М., 1968. Т. 4.

3. Geerdts H. J. Hans Fallada // Schriftsteller der Gegenwart. Berlin. 1960.

4. Каспар Г. Послесловие // Фаллада. М., 1988. Т. 1.

5. Кауфман Л. С. Фаллада // История немецкой литературы. М., 1976. Т. 5.

7. Liersch W. Hans Fallada. Berlin. 1981.

8. Мандель Е. М. Гауптман. Драматическое творчество Х1Х, начала ХХ веков. Саратов. 1972.

9. Мотылева Т. Предисловие // Х. Фаллада. М., 1988. Т. 1.

10. Muenchow U. Die Kunst der Menschengestaltung. Gedanken zum 100 Geburtstag G. Hauptmanns // NDL, 1962, N 11.

12. Сучков Б. Лики времени. М., 1976.

14. Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? // Фаллада Х. Собр. соч. в 4-х томах. М., 1990. Т. 1.

15. Hilscher E. Gerhart Hauptmann. Leben und Werk. Berlin. 1987.

17. Sprengel P. Gerhart Hauptmann. Epoche - Werk - Wirkung. Muenchen. 1984.