Приглашаем посетить сайт

Мадорский Л.: О судьбе и творчестве Лиона Фейхтвангера

Лев Мадорский

«Я немец — по языку, интернационалист — по убеждениям, еврей — по чувству».

О судьбе и творчестве Лиона Фейхтвангера
 

25.05.2015

https: //club.berkovich-zametki.com/?p=17502&

«Я спас одну девушку от утопления, двух юношей от сценической деятельности, шесть молодых людей, отнюдь не бездарных, от профессии писателя…»

 

Мадорский Л.: О судьбе и творчестве Лиона Фейхтвангера

Лион Фейхтвангер и Иосиф Сталин (1936 г.)

Трудно понять. Как случилось, что Лион Фейхтвангер, человек мудрый, бескомпромиссный, прекрасно разбирающийся в людях, ещё в 1920 году пророчески предсказавший погромы, сожжение книг и геноцид евреев в Германии, приехав в 1936 году в Москву, посетив некоторые другие города СССР и почти 3 часа пробеседовав со Сталиным, пишет книгу «Москва 1937»? Книгу, где оправдывает жестокость сталинского режима, рассыпает комплименты «отцу народов», восхищается успехами социалистического строительства. Это, повторяю, трудно понять.

Можно только предположить, что политическая наивность великого писателя объясняется обаянием личности Иосифа Виссарионовича, плотным окружением чекистов во время поездок, отсутствием правдивой информации, а, главное, тем, что он видел в СССР главного противника нацистского режима, всё глубже пускающего корни на его бывшей родине. Родина стала бывшей, так как в декабре 1933 года, будучи за рубежом и узнав, что его дом в Берлине разгромлен, книги сожжены, счёт в банке конфискован, Фейхтвангер в Германию не вернулся. Сначала поселился во Франции, в местечке Санари-сюр-Мер, а в 1940 году, отсидев месяц в концлагере в Тулоне, бежал ночью через Пиренеи в Испанию, а оттуда в США.

Возможно, именно благодаря «Москве 1937», Лион Фейхтвангер стал одним из немногих западных писателей, чьи произведения переводились на русский язык и большими тиражами издавались в советское время. И это несмотря на то, что почти в каждом из его романов, присутствуют не слишком популярные в первом государстве победившего социализма темы: трагические еврейские судьбы, борьба с антисемитизмом и даже сионистская идея признания необходимости (к этой идее пришёл Иосиф Флавий в романе «Иудейская война») создания еврейского государства. Впрочем, вполне возможно, что пророчество Флавия не больше, чем художественный вымысел. Потому что романы Фейхтвангера (это признают и литературные критики) антиисторичны. Писатель не придерживается строго исторических фактов и часто использует сюжетную канву, чтобы показать своё отношение к сегодняшнему миру, к проблемам сегодняшнего дня.

Родился один самых замечательных писателей ХХ века 7 июля 1884 года в Мюнхене в зажиточной, ортодоксальной семье. Получил начальное еврейское образование. В 1903 году окончил гимназию. В 1904-1907 г. г. в университетах Мюнхена и Берлина изучал философию, филологию, антропологию. В 1907 г. защитил докторскую диссертацию по малоизвестной сегодня повести Г. Гейне «Бахарахский раввин» о жизни еврейской общины в ХIII веке, боровшейся с кровавым наветом. Фейхтвангер не был религиозным человеком, но ощущал себя евреем и отказался от работы в Берлинском университете, так как необходимым условием для этого был переход в христианство. В те же годы он начинает писать и вся дальнейшая его жизнь связана с литературным творчеством.

Через жизнь Фейхтвангера, как и через его творчество (одно нельзя отделить от другого), проходят несколько ключевых, переплетающихся, уходящих и снова возвращающихся тем. До Первой мировой войны это были, как писатель пишет сам «…абстрактные проблемы Власти, Любви, Зла». Он пишет шесть пьес на темы еврейской истории (1906 г.) и драму «Фетиш» о театральной жизни. С началом войны важнейшей становится антивоенная тема. Фейхтвангер выступает как пацифист и резко осуждает войну, как способ решения человеческих проблем, в стихотворении «Песнь павших» (1915 г.), а также в пьесах «Мир» (1917 г.) и «Военнопленные» (1919 г.)

Ещё одна тема, волновавшая писателя всю жизнь — борьба между действием и созерцанием — проходит как доминирующая в романах «Томас Вендт» (1920 г.), «Безобразная герцогиня» (1923 г.), «Еврей Зюсс» (1925 г.). Герои этих романов живут в разные времена, но все они (немецкий революционер Томас Вендт, герцогиня Маргарита фон Маульташ, финансит Йозеф Зюсс Оппенгеймер) в конечном итоге приходят к мысли о том, что зло и несправедливость непобедимы, отказываются от борьбы и наблюдают за происходящим вокруг со стороны, как бы оставаясь «по ту сторону добра и зла».

К таким выводам приходят герои Фейхтвангера, но не сам писатель. Он был всю жизнь человеком не созерцания, но действия. Начиная с 1932 г. Фейхтвангер выступает в Англии и США с лекциями, в которых разоблачает человеконенавистническую сущность национал-социализма. В автобиографии, написанной в ироническом ключе, писатель пишет:

«В своей жизни я 19 раз был абсолютно счастлив, 14 раз переживал глубокую депрессию, 548 раз испытывал состояние глубокой боли и растерянности перед лицом вселенской глупости».

«Вселенская глупость»— это, вне сомнения, фашизм. Позже, в книге воспоминаний о времени, проведённом во Франции, Фейхтвангер высказывается о «коричневой чуме» ещё более жёстко и определённо: «Человеческая злоба и глупость неистовы и глубоки, как все океаны мира». Антифашистская тема прямо или иносказательно пронизывает романы Фейхтвангера: трилогию «Успех» (1930 г.), «Семья Опперман» (1933 г.), «Лже-Нерон» (1936 г.), «Изгнание» (1940 г.), многие статьи и пьесы. Не случайно национал-социалисты видели в писателе своего злейшего врага и предлагали за его голову награду в 10 тысяч марок.

Особое место в творчестве Фейхтвангера занимает еврейская тема. Сейчас спорят, можно ли ассимилированного еврея, не соблюдающего ритуалы и редко посещающего синагогу, считать евреем. Писатель доказал, что можно. Доказал своей жизнью, своим творчеством. «По языку я немец, -говорил он в одном из интервью, по убеждениям — интернационалист, по чувству — еврей». Наверно, поэтому своеобразна его трактовка иудаизма. В статье «Исторический процесс евреев» (1930 г.) он пишет:

«Евреев объединяет не раса, не общие формы жизни, не общая территория, как другие народы, а общая ментальность, общая духовная позиция».

Кажется несколько странным, что среди объединяющих евреев факторов Фейхтвангер вроде бы упускает такой важный, как религия. Всё дело в том, что для «еврея по чувству» религия — это та же традиция, ментальность, духовная позиция.

«вселенской глупостью». Писатель убеждён: ненависть к евреям — бессмысленное, чёрное чувство, глубоко враждебное Разуму. И всё же, несмотря на постоянное стремление к действию в борьбе со злом, Фейхтвангер постепенно приходит к выводу, что победить антисемитизм трудно. Почти невозможно. Наверное поэтому в уже упоминавшемся романе «Иудейская война» (антисемитские настроения процветали уже в Древнем Риме) Иосиф Флавий из далёкого прошлого предостерегает евреев, предлагает им уйти в тень:

«Мне кажется более разумным не выставлять на показ, не мозолить другим глаза нашими деньгами, властью, влиянием. Это вызывает только зависть».

Американский период в жизни в творчестве Фейхтвангера наиболее плодотворный. В его произведениях этого времени герои не созерцают, но действуют. Романы «Симона» (1945 г.), Лисы в винограднике» (1948 г.) посвящены борьбе против фашизма бойцов французского сопротивления. В романе «Гойя» (1951 г.) знаменитый художник становится независимым от королевского двора. И это тоже требует действия. Активную жизненную позицию занимают и герои последних романов Фейхтвангера «Смерь и преображение Жан-Жака Руссо» (1952 г.), Испанская баллада (1955 г.), «Ифтах и его дочь» (1957 г.)

«Я спас одну девушку от утопления, двух юношей от сценической деятельности, шесть молодых людей, отнюдь не бездарных, от профессии писателя…»

Мадорский Л.: О судьбе и творчестве Лиона Фейхтвангера

Лион Фейхтвангер