Георг Лукач
«Успех»
(роман Л. Фейхтвангера)
Литературное обозрение. 1936 г. № 24. С. 66-69
«Успех» Фейхтвангера — одно из наиболее значительных произведений новейшей немецкой литературы. Это первый немецкий роман, в котором дана широкая реалистическая картина целого этапа общественной жизни послевоенного периода. Со времени появления «Верноподданного» Генриха Манна, в котором так же широко изображена довоенная Германия, в новейшей германской литературе не было — да и до сих пор нет — других произведений, дающих столь всеобъемлющую характеристику целого этапа общественного развития.
Роман Фейхтвангера интересен, увлекателен. Это необходимо подчеркнуть: для буржуазного романа последних десятилетий характерна или «возвышенная скука», или увлекательность антихудожественной бульварной литературы; Фейхтвангер же увлекателен и интересен и достигает этого всегда только подлинно художественными средствами.
Органический характер этой увлекательности тесно связан с мастерским выбором фабулы. Фейхтвангер в своем описании событий баварской жизни 1921—1923 гг. исходит из рассказа об одном процессе, о судебной ошибке и попытках ее исправления. Судебный процесс является — и с полным основанием — излюбленной темой больших буржуазных социально-критических романов. Он дает возможность сконцентрировать в сравнительно узком фокусе разнообразные социальные взаимоотношения, отобразить в личных интересах отдельных людей, находящихся друг с другом в тесном личном общении, борьбу различных заинтересованных групп, партий и классов. На основе личных интересов здесь, в процессе развития действия, можно легко и выпукло показать и классовые интересы.
Процесс Мартина Крюгера выбран Фейхтвангером исключительно удачно. Крюгер — искусствовед, директор музея. За проводимую им художественную политику его не возлюбило реакционное правительство Баварии. Его хотят устранить. Так как законного повода для этого нет, инсценируют обвинение его в ложной присяге и, подтасовав факты, сажают его в каторжную тюрьму. Основная фабула романа — борьба за освобождение Крюгера.
мана, Фейхтвангер имеет возможность показать все общественные слои буржуазной Баварии. Мы видим реакционеров различнейших оттенков. Эти законники и министры то грубо, то тонко осуществляют юридическую подтасовку, при помощи которой осуждают Крюгера., Писатель вводит нас в среду промышленников, писателей, художников Баварии, которые вовлекаются в эту борьбу, помогают или мешают освобождению Крюгера. Чем дальше развивается борьба, тем сложнее, многообразнее и теснее становится отношение отдельных людей к «делу Крюгера»; оно в той или иной мере становится их личным делом.
При этом не теряется и связь с общественным развитием жизни Баварии. Фейхтвангер рисует широкую картину послевоенного времени, хаос инфляционного периода и апогей этого хаоса — гитлеровский путч 1923 года. Все это описано хорошо, живо. Описания эти не введены в роман механически, они нужны для развития действия романа и объективно тесно связаны с рассказом о личной судьбе Мартина Крюгера, о судьбах тех, кто борется за его освобождение или против него.
этих людей не натуралистически, не узко, а всесторонне и на основе определенного мировоззрения, стараясь углубить каждый спорный вопрос, дойти до его идейных истоков, — постольку его произведение доходит до уровня «мировоззренческого романа». Дело Крюгера в романе вырастает в борьбу гуманизма против реакционного, фашистского варварства. «Успех» становится манифестом борьбы гуманизма против варварства.
Эта гуманистическая борьба воплощается в значительных художественных образах. Следует отметить, что реакционные персонажи романа в основном изображены не карикатурно (карикатурен до конца только Рупрехт Куцнер, прототип которого, Адольф Гитлер, и в жизни — карикатурная фигура). Это сложные, живые люди; их реакционность — неизбежное следствие всей их жизни, всего их мировоззрения. Еще в большей мере можно это сказать о персонажах, которые более или менее сознательно и решительно защищают гуманистические идеалы Фейхтвангера. Он не впадает при изображении этих героев в абстрактную идеализацию, он видит и в своих любимцах их человеческие, социально-типичные слабости, их ограниченность. Так, например, Фейхтвангеру очень хорошо удалось показать тот социал-демократический дух, которым проникнут искренний идеалист, адвокат Гейер. Фейхтвангеру удается индивидуализировать, показать живыми, настоящими людьми и тех из своих персонажей, которые являются глашатаями его собственного мировоззрения.
Самый значительный персонаж романа, да и вообще один из лучших образов современного западного романа — Иоганна Крайн, подруга Мартина Крюгера. В этой чистой, прямой, умной и здоровой по своим инстинктам женщине олицетворены лучшие качества баварского народа. В борьбе за Крюгера она растет морально и интеллектуально, растет как человек и в то же время не становится абстрактным воплощением идеалов писателя. Наоборот, во время этой борьбы выявляются также и все ее человеческие слабости, которые во время обычной, спокойной жизни были под спудом. Но несмотря на это в ней непрерывно растет, как движущая сила ее жизни, неутолимая жажда справедливости.
предать забвению. Совершенная по отношению к нему несправедливость должна быть забыта: «Мертвые должны держать язык за зубами», говорит один из реакционных персонажей романа. Но Иоганна и Тюверлен доказывают, что и мертвые могут говорить! На весь мир звучит обвинение в совершенной несправедливости. Самый умный из реакционеров, Кленк, признается Гюверлену, что на этот раз их лагерь побежден.
турность в обрисовке людей и их судеб теснейшим образом связаны с гуманистическим мировоззрением Фейхтвангера. Из особенностей этого же мировоззрения вытекает, однако, и известная односторонность в понимании политического фона романа, всей изображенной в нем социальной жизни. Фейхтвангер изображает возникновение фашизма в Германии. Но основой его возникновения в этом романе является не борьба капитализма и рабочего класса в империалистический период, а конфликт между тупой, неподвижной крестьянской «деревней» и светлым, оживленным «городом», борьба двух мировоззрений — иррационализма и разума. Эти предрассудки Фейхтвангера так сильны, что, правильно изображая участников движения Куцнера, фашистов, как простых наемников капитала, он совершенно не видит и не показывает борьбу рабочего класса против этого движения. Один раз он говорит — и совершенно неверно, — что основное сопротивление фашизму оказывает социал-демократия. Коммунистического движения в романе вообще нет. Два коммуниста, появляющиеся в «Успехе» — карикатурны. Один, рабочий Бени Локнер, становится хозяйчиком. Другой, инженер Каспар Прекль — сверхиндивидуалист, все время судорожно насилующий свое «я». Он изображен как марксист-фанатик. Когда же ему приходится защищать свое мировоззрение, его «марксизм» оказывается совершенно несостоятельным.
Слабость мировоззрения Фейхтвангера весьма отразилась на построении романа. Фейхтвангер ищет социальную основу изображаемых им событий. Он хочет написать большой исторический роман о современности. Он думает, что для этого необходимо быть летописцем, отдаленным от событий: он пишет так, словно он — историк позднейших столетий, принужденный объяснять читателям, например, кто такие Карл Маркс и Рихард Вагнер. Но в действительности Фейхтвангер совсем не так тверд в понимании первопричин исторических событий, как это заставляет предположить подчеркнуто объективный тон романа.
Писатель Тюверлен, наиболее близкий Фейхтвангеру герой романа, ведет непрестанную духовную борьбу с марксизмом. По этой борьбе видно, что он все время смешивает марксизм с вульгаризацией марксизма. Это смешение очень ярко сказывается и в образе инженера Прекля. Вот как описывает Фейхтвангер мысли Тюверлена:
«Существовало в то время учение, называвшееся историческим материализмом. По этой новой практической историографии все события определялись экономическими законами. Люди для нее были не индивидуумами, а представителями экономических отношений. Это учение не хотело считаться с непостижимым в истории» (цитируем по немецкому изданию).
ла бы научно обосновать все случайности в деле Крюгера и доказать их необходимость — иначе у нее нет права на звание науки.
Эта мировоззренческая борьба Тюверлена чрезвычайно интересна; она психологически правдива и жизненна, как отражение мировоззренческого конфликта между частью честной буржуазной интеллигенции и марксизмом.
Но, к сожалению, мировоззрение Тюверлена в основе всего романа. От требований чрезмерной «научности», полной ликвидации случайного Фейхтвангер, так же как Тюверлен, переходит к противоположной крайности. Между объективным и субъективным у него — пропасть. Поэтому объективные события общественной жизни очень часто изображены в романе нехудожественными средствами. В некоторых главах приводятся обширные статистические данные, сами по себе, вероятно, точные, но совершенно ненужные для развития действия романа. Объективность Фейхтвангера часто становится механической, общество превращается в простую «среду» (в понимании Тэна).
Этим Фейхтвангер лишает себя возможности глубоко показать социальную основу индивидуальных черт своих персонажей. Как наблюдатель он чрезвычайно остро и живо подмечает оттенки психологии. Но когда он хочет выявить их в личных судьбах, в живом действии, ему мешает этот разрыв между субъективным и объективным.
ли, видит те общие черты, которые в определенную эпоху, в определенном обществе наблюдаются во всех характерах, даже прямо противоположных (и социально, и индивидуально). Это — очень важное качество, сближающее его творчество с творчеством великих классиков-реалистов, Гете и Бальзака.
тивно. Так как они всегда претворяют социальное положение своих персонажей в живые индивидуальные черты и качества, эта общность характеров сказывается в действии, в индивидуальных поступках. Поэтому Бальзаку и Гете не приходилось противопоставлять такие образы и подчеркивать общее в них при помощи «мировоззренческих» бесед.
Только с тех пор, как художники утеряли великое понимание объективности социальных событий, им приходится прибегать к резкому противопоставлению образов и одновременно к «мировоззренческим беседам», беседам, которые подчеркивают, что есть общего в этих героях. Впервые особенно ясно сказываются эти попытки у Геббеля, а впоследствии и у Достоевского.
У Фейхтвангера они играют чрезвычайно большую роль. Он связывает чувством взаимной любви-ненависти инженера-коммуниста Прекля и крупного промышленника Рейндля, реакционного министра Кленка и социал-демократического адвоката Гейера, Кленка и Тюверлена, и т. д. И так как он переносит связь между этими антагонистами из области объективно развивающейся борьбы в сознание этих героев, так легко ставящих себя мысленно на место своих врагов и умеющих их понять и даже как бы оправдать, — в результате получается слишком «общечеловеческая характеристика» реакционных персонажей. Больше всего отразилось это на характеристике министра Фаухнера. Вначале он вполне правильно изображен, как ограниченный реакционер, причем в его образе нет карикатурных черт. А впоследствии, после того как Фаухнер по-кулацки хитро обходит дурака Куцнера и потом выбрасывает его за борт, в образе Фаухнера уже есть «величие государственного мужа», которое видит и понимает один только писатель Тюверлен, борющийся с Фаухнером.
«понимание» выхолащивает великие социальные и общественные конфликты. Оно лишает эти столкновения их остроты. Это ясно сказывается и у Геббеля («Агнес Бернауэрин»), когда молодой герцог «понимает» своего отца, убившего его возлюбленную, и у Достоевского, когда святой старец Зосима и атеист Иван Карамазов «понимают» друг друга.
Эта дисгармония в изображении некоторых образов романа связана у Фейхтвангера с искренним, прекрасным и прогрессивным утверждением многогранности человеческой личности, особенно человеческого разума.
лектики общественного развития. Но ему, так же как и другим значительным западноевропейским писателям наших дней, все еще не удается увидеть диалектическое сочетание возникновения, развития и осуществления идеалов человечности, полной победы разума с конкретными социально-историческими событиями. И несмотря на выдающиеся качества Фейхтвангера-писателя узость его мировоззрения мешает ему дать всеобъемлющее реалистическое изображение великих социальных проблем. Критические замечания, которые мы принуждены были сделать по поводу «Успеха», этого замечательного произведения антифашистской литературы, ни в коей мере не умаляют его значения для немецкой и международной литературы нашего времени.
Отмеченные здесь грани реалистического творчества Фейхтвангера не являются индивидуальными ошибками этого выдающегося писателя: это печать, которой отмечен весь период упадка буржуазной идеологии, начавшийся в Западной Европе после 1848 года. Фейхтвангер и как мыслитель, и как художник, решительно выступает против буржуазного вырождения и варварства и хотя мы и принуждены констатировать, что ему не удалось в полной мере преодолеть в своем творчестве недостатки литературы периода упадка, его творчество все же является высшим достижением западноевропейской литературы нашего времени.