Приглашаем посетить сайт

Кривенцова С. Ю. : Контрапункт в историко-теоретических воззрениях Генриха Манна и Томаса МАнна.

http://wowreferat.ru/vneklassnaya-rabota/obrazovanie/kontrapunkt-v-istorikoteoreticheskikh-vozzreniiakh-genrikha-manna-i/

На правах рукописи

КРИВЕНЦОВА СЛАВЯНА ЮРЬЕВНА

КОНТРАПУНКТ В ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ГЕНРИХА МАННА И ТОМАСА МАННА

Специальность – 07. 00. 09 – историография, источниковедение,

методы исторического исследования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Волгоград 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Научный руководитель:доктор исторических наук, профессор Рамазанов Сергей Павлович

Официальные оппоненты:доктор исторических наук, профессор Николаева Ирина Юрьевна

доктор исторических наук, профессор Блосфельд Евгения Григорьевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

Защита состоится 25 декабря 2009 г. в 12:00 на заседании диссертационного совета Д 212. 029. 02 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, Университетский проспект, 100.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: г. Волгоград, Университетский проспект, 100.

Автореферат разослан «___» 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,О. Ю. Редькина доктор исторических наук

Актуальность исследования. Идейно-теоретические, исторические, философские и политические воззрения Генриха Манна и Томаса Манна во многом способствуют осмыслению проблем, существующих в современной социальной действительности. И сегодня являются актуальными высказывания Г. и Т. Маннов о месте России в мире и ее отношениях с другими странами. Г. Манн призывал не демонизировать Россию, относиться к ней непредвзято и доброжелательно, выстраивать отношения с точки зрения взаимной выгоды. Т. Манн указывал на то, что в геополитическом отношении Россия находится между Западом и Востоком, и именно она способна соединить эти два полюса. Также особый интерес представляют антифашистские взгляды братьев Маннов, поскольку в современном мире не утихают антисемитские, ксенофобские и националистические настроения.

Кроме того, сегодня одной из важных проблем является взаимодействие истории и художественной литературы. Многоплановость взаимосвязей литературы и бытия позволяет рассматривать художественные произведения в качестве своеобразной формы исторического сознания, художественно-исторического источника, отражающего интеллектуальные и нравственные искания эпохи. В данном контексте особенно остро стоит проблема мифологизации истории, которая во многом обязана такому специфическому литературному жанру, как исторический роман. Исторические романы играют важную роль в формировании современного массового исторического сознания. Сфера непосредственного влияния художественных произведений на мировосприятие значительно шире, чем у научных изысканий. Художественный образ как средство общения с читателем несравненно действеннее, доступнее и понятнее, чем научные труды. Литературный герой одновременно является носителем культурно-исторической памяти и личностно-биографического воспоминания. Массовое историческое сознание в большей степени закрепляется на базе разнообразных форм художественной трактовки истории, поскольку именно писатель выступает в качестве посредника между историей и современностью.

Историческая тематика занимает видное место в художественном творчестве писателей и публицистов. Создавая произведения, посвящённые событиям и образам прошлого, они обычно не ограничивались ознакомлением с трудами историков, а уделяли больше внимания изучению исторических источников, касающихся описываемой эпохи. Как путём непосредственного осмысления этих памятников прошлого, так и на основе оценок и выводов историков, писатели стремились осознать, а затем воплотить в художественных образах внутренний смысл исторических явлений, характеры исторических деятелей, мотивы их поступков, уловить общий ход истории, воспроизвести культуру, быт, язык эпохи. Именно поэтому проблема исследования исторических и политических взглядов писателей всегда была и будет одной из важных научных задач. Долгое время роль художественных произведений в изучении исторической действительности недооценивалась, поскольку, по мнению многих, они являются плодом творческой фантазии и носят субъективный характер. Современные исследователи подчёркивают, что приёмы и средства, используемые литераторами различны, но предмет их исследований, в конечном счёте, один – жизнь людей во всём её многообразии.

Степень изученности. Начиная с 1930-х гг. в советской и восточногерманской литературе творчество Г. Манна и Т. Манна рассматривалось в контексте общественно-политических взглядов немецких писателей-антифашистов. Однако общим недостатком всех вышеуказанных исследований было то, что, излагая интересный фактический материал, авторы стремились подчеркнуть руководящую роль Коммунистической партии Германии в антифашистской борьбе, значительно принижая деятельность и труды писателей-антифашистов. Историография ФРГ также не обходила стороной эту тему. Х. А. Вальтер и М. Вегнер уделили внимание анализу литературных жанров, используемых писателями-антифашистами для обличения национал-социализма. С позиций антимилитаризма и гуманизма освещали деятельность немецкой литературной эмиграции К. О. Петель и И. Вульф.

Написание общих биографических трудов о жизни и общественной деятельности Г. и Т. Маннов было особенно характерно для советских исследователей 1940-х – 1950-х гг. В последующие годы отечественные исследователи стали рассматривать Т. Манна уже не только как писателя, но и как историка, публициста, общественного деятеля.

Отечественные историки большое внимание уделили социальным и идейно-мировоззренческим истокам критического отношения Г. Манна к окружающей действительности. Немецкие исследователи помимо определения специфики манновского восприятия философских исканий эпохи рассмотрели исторические и социально-политические сочинения Т. Манна в контексте антифашистской борьбы.

Отечественные литературоведы активно изучали творчество Г. Манна. Они отмечали влияние, которое оказали на его взгляды идеи французского Просвещения и модернистские течения конца XIX в., представляли его гуманистом, антифашистом, отстаивающим идеи социализма. В творчестве Т. Манна главное внимание уделялось анализу произведений довоенного периода, между тем, как его антифашистские произведения 1930-х гг. не были рассмотрены в их единстве и взаимосвязи, а также с точки зрения отразившейся в них эволюции воззрений самого писателя.

Отношение Г. и Т. Маннов к гитлеровской Германии, истокам, идеологии и практике национал-социализма особенно серьезно изучали немецкие исследователи. Они осветили отношение писателей к проблемам происхождения фашизма и поисков борьбы против него, их восприятие общественной и духовной жизни Германии первой половины XX в., ставшей благодатной почвой для распространения национал-социализма.

Среди литературоведов не утихает дискуссия относительно оценки художественного метода Г. Манна. Одни писали о реалистическом характере манновской прозы, родственном О. де Бальзаку, Э. Золя и Г. де Мопассану, другие о родственном В. Гюго романтизме, третьи – об экспрессионизме или модернизме. Ю. Н. Давыдов осмыслил философские истоки литературного авангардизма в творчестве Т. Манна, связав с его именем термин «интеллектуальный роман». Исследователи указывают, что системообразующим элементом историософских воззрений Т. Манна выступает идея взаимосвязи культуры, гуманизма и политики.

Н. Хамильтон и В. Хаас предприняли попытку показать взаимодействие и противоборство различных форм художественного сознания в контексте тоталитарной идеологии, а также влияние романтической культуры на творческие позиции двух братьев. Однако, излагая интересный фактический материал, эти труды преимущественно носят биографический характер.

Для современной историографии характерно рассмотрение прежнего круга проблем, касающихся творчества Г. и Т. Маннов: реконструкция биографии, определение общественно-политических взглядов обоих писателей и влияния на их формирование различных философских и политических течений, их отношение к ситуации в нацистской Германии и в Советском Союзе, взглядов на роль культуры в жизни современного общества. Предпринимаются попытки анализа социально-философских и эстетических взглядов Т. Манна. Его творчество рассматривается учёными в контексте политической реальности того времени. Не утихают и споры относительно категориальных определений творческого метода Г. Манна. Характерной чертой современных исследований идейно-теоретических взглядов Г. и Т. Маннов, является склонность учёных к антропоцентризму. Исследователи воспринимают их историко-политические взгляды в качестве оригинального и сложного интеллектуального продукта, индивидуального переживания и осмысления многочисленных проблем современности. Кроме того, новым в современной историографии является усиление внимания к повседневной жизни немецких писателей. Современные немецкие исследователи большое внимание уделяют феноменологии культурного воспоминания, еврейским мотивам, эротическим и даже гомосексуальным элементам в творчестве Т. Манна. Вызывают интерес и междисциплинарные исследования о роли музыки, психологии и медицины в его отдельных произведениях. Г. Копман впервые предпринял попытку создать сравнительное жизнеописание Г. Манна и Т. Манна. Однако своё изыскание учёный ограничивает рассмотрением их биографий и общественно-политических взглядов, не уделяя внимания идейно-теоретическим и историческим воззрениям братьев Маннов.

Не обделяет вниманием жизнь и творчество Г. и Т. Маннов и современная историография и литературная критика за пределами Германии. Исследователи из США, Великобритании, Италии, Франции, Южной Кореи обращают особое внимание на формирование общественно-политических взглядов обоих писателей, их отношение к проблемам расизма и антисемитизма, особое понимание Г. Манном роли искусства как политического воспитателя масс, его публицистические статьи периода эмиграции во Францию и США о национал-социализме и коммунизме.

Итак, изучением жизни и творчества Г. Манна и Т. Манна зарубежные и отечественные исследователи занимаются давно. Однако можно сделать вывод о том, что проблема исторических и общественно-политических взглядов Г. и Т. Маннов в 1930-1940-е гг. до сих пор изучена фрагментарно. В отечественной науке длительное время эта тема была излишне идеологизирована, предельно упрощенно трактовались воззрения обоих писателей на Советский Союз и социализм. До сих пор недостаточно изученным остаётся осмысление Маннами философско-нравственной сущности истории, места в ней человека, воздействие исторических романов на формирование антифашистской идеологии. Практически во всех исследованиях, посвящённых общественно-политическим взглядам братьев Маннов, не ставится проблема о соотношении исторического и художественного в их творчестве. В современной историографии нет работ, в которых предпринимался бы сравнительный анализ исторических взглядов Г. и Т. Маннов.

Объект исследования – немецкая историческая мысль конца XIX – первой половины XX вв.

Предмет исследования – историко-теоретические и политические взгляды Г. Манна и Т. Манна.

Цель диссертации заключается в раскрытии и сравнении систем историко-теоретических взглядов Г. Манна и Т. Манна в контексте общественно-политической мысли Германии первой половины XX в. Для реализации указанной цели необходимо решить следующие :

- определить влияние философской мысли на формирование идейно-теоретических и исторических взглядов братьев Маннов;

-раскрыть общественно-политическую деятельность Г. Манна и Т. Манна в контексте социально-политической ситуации в Германии;

-установить сходства и различия моделей исторического времени и особенностей их преломления в исторических произведениях изучаемых писателей;

-рассмотреть соотношение исторического и художественного в их творчестве.

В исследовании представляется необходимым применение термина «контрапункт». Несмотря на то, что это понятие, означающее «одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое»32, применим к музыке, целесообразно его использование при сопоставлении историко-теоретических воззрений братьев Маннов, поскольку оно позволяет проследить не только различия их взглядов, но и их сближение в 1930-1940-е гг.

Хронологические рамки работы. Поскольку в исследовании рассматриваются историко-теоретические взгляды Г. Манна и Т. Манна, то основное внимание уделено тому периоду, когда они сформировались: с 1933 г. (в свет выходит первая часть исторической тетралогии Т. Манна «Иосиф и его братья») по 1950 г. (смерть Г. Манна). Для понимания формирования и трансформации их идейно-философских воззрений и сближений их позиций, мы обращались к более ранним произведениям.

Методология исследования. Выстраивая общую концепцию изложения, мы исходили из принципа историзма, благодаря которому мы смогли проанализировать идейно-теоретические и исторические взгляды Г. и Т. Маннов в их последовательном временном развитии, конкретной обусловленности и индивидуальности. Мы также опирались на принцип целостности, согласно которому каждый исторический период следует изучать как систему взаимосвязанных элементов и причин, детерминирующих их изменения, а так же на принцип ценностного подхода, ориентирующий на те идеи и положения в системе идейно-философских взглядов двух братьев, которые имеют значение для современной науки.

Применяемые в работе историко-сравнительный метод и приёмы исторического описания позволили выявить пути формирования мировоззренческих позиций братьев-писателей, изменение их историософских взглядов в разные периоды творческой жизни под влиянием известных политических событий, определить сходство и различие их основополагающих историко-теоретических принципов. Использование системно-структурного метода способствовало анализу данной проблемы, как части единой общественной системы, тесно связанной с формированием и функционированием антифашистской идеологии в недрах немецкого и мирового сообщества в целом. При рассмотрении событий жизни писателей, формирующих их историко-философские и общественно-политические взгляды, использован метод биографического описания. Историко-генетический метод позволил исследовать развитие идейно-теоретических и исторических воззрений, а также эволюцию общественно-политических взглядов братьев Маннов.

особую привлекательность в силу того, что данные науки давно и успешно коррелируют друг с другом. Реализации этих принципов и методов способствовали труды отечественных и зарубежных историков и философов М. А. Барга, А. В. Гулыги, Б. Г. Могильницкого, М. В. Нечкиной, И. Д. Ковальченко, Л. П. Репиной, И. Я. Биска, С. П. Рамазанова, Н. А. Миннинкова, И. Ю. Николаевой, Н. И. Смоленского, М. Блока, Л. Февра, Д. Тоша33. В исследовании мы также оперируем литературоведческой терминологией.

Использованную в работе источниковую базу можно разделить на несколько групп. Во-первых, это литературно-публицистические произведения Генриха и Томаса Маннов: художественно-философские (романы и новеллы братьев Манн), исторические (историческая дилогия Г. Манна о Генрихе IV, историческая тетралогия Т. Манна «Иосиф и его братья»), публицистические (сборники «Ненависть», «Настанет день», «Мужество», «Общественная жизнь», «В защиту культуры», «Обзор века» Г. Манна, публицистические статьи Т. Манна)34. Авторы-реалисты, современники нацизма, стремились отобразить актуальные и злободневные проблемы современности для того, чтобы это увидели их современники. Сравнительный анализ источников этой группы даёт возможность установить достоверность и реалистичность изображаемых писателями событий, рассмотреть ситуацию в современной им Германии и мире.

Второй блок источников в диссертации – это дневники и письма Г. Манна и Т. Манна, а также их личная переписка35. Данные источники позволяют не только составить достаточно подробное представление об исторических, социальных и политических взглядах обоих писателей, но и дают понять, что изолированно рассматривать эти взгляды нельзя, поскольку они являются взаимосвязанными элементами системы восприятия Г. и Т. Маннами современного им социума первой половины XX в.

Кереньи, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет) и Г. Манна (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Золя, О. Бальзак, А. Барбюс)36. Благодаря этому комплексу источников представилось возможным проследить эволюцию и специфику воззрений двух немецких писателей.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые целостно рассматриваются вопросы осмысления Г. Манном и Т. Манном философско-нравственной сущности истории, места в ней человека, воздействия исторических романов на формирование антифашистской идеологии, до этого лишь фрагментарно освещённые в отечественной и зарубежной историографии. Комплексно освещается специфика взглядов Г. Манна на проблемы происхождения национал-социализма в публицистике 1930-1940-х гг., пересматривается стереотипная для марксистской историографии апологетическая оценка взглядов Г. Манна на Советский Союз и социализм. Всё это позволяет создать более полную характеристику личностей писателей и их историко-политических концепций, а также позволяет сопоставить систему их историко-теоретических воззрений и определить направленность и пункты сближения их позиций.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловливается тем, что результаты работы могут быть использованы при составлении курсов историографии, методологии истории, зарубежной литературы, философии и культурологии, в работе преподавателей школы и вуза. Кроме того, анализ идейно-теоретических и исторических взглядов братьев Маннов могут помочь в осмыслении исторической ситуации в Германии и в мире в период первой и второй мировых войн, в понимании феномена национал-социализма.

«Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 2006), всероссийской научной конференции молодых исследователей «Границы в пространстве прошлого: социальные, культурные, идейные аспекты» (Тверь, 2006), курсах повышения квалификации при Германском историческом институте (Санкт-Петербург, 2007), региональных научных конференциях (Волгоград, 2002-2004 гг.), научных конференциях молодых учёных и студентов г. Волжского (Волжский, 2004-2007). Положения и выводы использованы автором в проводимых практических занятиях по методологии истории и новейшей истории стран Западной Европы. Диссертация была обсуждена на кафедре истории и международных отношений Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении

В первой главе «Идейно-теоретические и исторические взгляды Генриха Манна», состоящей из трёх параграфов, рассматривается специфика формирования общественно-политической позиции писателя, анализируется его историческая дилогия о Генрихе IV, а также рассматриваются его основные публицистические произведения 1930-1940-х гг.

В первом параграфе показан тот политический и социокультурный климат, который способствовал формированию мировоззрения немецкого мыслителя. Также в параграфе анализируются особенности его исторических и политических взглядов, определяются мотивы и причины, по которым они трансформировались, а также описана общественно-политическая деятельность, которую вёл мыслитель в Германии и в эмиграции.

монархии, стремясь сохранить традиции «вольного города», значительно обусловило интерес Г. Манна к политической сфере жизни общества. Вместе с тем, на начальном этапе формирования своей общественно-политической позиции он испытал влияние идей А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, сочетавшихся с влиянием идей французского Просвещения, что привело к причудливому сочетанию гуманистических идей с элементами антисемитизма. Однако Г. Манн довольно быстро отказался от антисемитизма и преодолел влияние Ф. Ницше, философию которого стал уже рассматривать с позиций моральной критики.

На втором этапе, продолжавшемся до 1914 г. у Г. Манна усиливается демократический характер его позиций, что было обусловлено ростом шовинистических и верноподданнических настроений в немецком социуме. Между 1914 и 1933 г. под влиянием социально-экономических противоречий в Германии мыслитель демонстрирует антибуржуазную и антифашистскую направленность своих взглядов.

После 1933 г. Г. Манн резко выступает против насилия и переходит на позиции активного гуманизма, сопровождавшиеся его серьёзной публицистической работой. В эти годы он приходит к пониманию того, что судьбы гуманизма не могут решаться в обособлении от реальных процессов борьбы в современном обществе, а психологический склад личности не может изображаться вне зависимости от общественных условий, в которых проходит её развитие.

Второй параграф посвящён изучению исторической дилогии Г. Манна о Генрихе IV. Здесь рассматриваются взгляды мыслителя на проблемы государственной власти, которая, с его точки зрения, должна основываться на глубоком познании народной жизни, демократизме, активной политической деятельности, отречении от личных интересов. Кроме того, писателем поднимаются проблемы лидера и массы, диалектики цели и средств, места интеллектуалов в политической борьбе, разумного риска и осторожного компромисса.

– создания единого французского государства. При этом, признавая «откаты» в истории, он отстаивает идею общественно-исторического прогресса, сохраняя социальный оптимизм. В дилогии заметно сохранение традиций немецкого Просвещения, которые во многом обусловили идеал Г. Манна в объединении всех народов и всех государств.

В иносказательной форме Г. Манн выражает своё критическое отношение к фашизации страны. Национал-социализм для него – это не только современность, но и нечто мелькавшее во всех веках, интоксикация здорового человеческого рода, глубоко чуждая его основе.

В третьем параграфе рассматриваются ключевые публицистические произведения Г. Манна 1930-1940-х гг., а также затрагивается вопрос о том, насколько социально-политические идеалы мыслителя оказались совместимыми с реальностью, и как это повлияло на его историко-политические взгляды. В отличие от художественных произведений в публицистические сочинения Г. Манна лишены вымысла и основываются на анализе конкретного исторического материала. Вместе с тем, в своей публицистике он сохраняет верность своим нравственным идеалам.

Если до 1933 г., исходя из своих демократических убеждений, он идеализирует Веймарскую республику и отстаивает идею о том, что для её поступательного развития необходимо заключение союза с Францией, то после 1933 г. его отношение к политической системе Веймарской республики и её международным связям меняется. Он ставит вопрос об ответственности Веймарской республики за приход к власти национал-социалистов, усматривая истоки нацистской идеологии, прежде всего, в экономическом развитии. Одной из самых известных работ этого периода, в которой отражён системный взгляд на процессы, происходящие в гитлеровской Германии, является публицистический сборник «Ненависть». В данном сочинении окружавшая писателя социальная и политическая действительность была подвергнута жёсткой критике. Главным методологическим подходом он выбрал противопоставление донацистской и гитлеровской Германии. Г. Манн поднимает проблему ответственности европейских государств за приход к власти нацистов.

«Общественная жизнь», «Ненависть», «Мужество», «Настанет день», «Обзор века») Г. Манном поднимается вопрос о формах правления, среди которых наиболее приемлемой для Германии он считает демократическую республику, способную, с его точки зрения, обеспечить соблюдение интересов всех слоёв общества. У него усиливается положительная оценка роли коммунистов в антифашистской борьбе. Мыслитель сохраняет уверенность в поражении национал-социализма и последующем демократическом устройстве Германии. После окончания второй мировой войны Г. Манн открыто выступает против раскола немецкого государства.

В параграфе также существенно пересматриваются взгляды Г. Манна на социализм и социалистическую идеологию. Изначально писатель весьма негативно отзывался об Октябрьской революции в России. Однако впоследствии он призвал западную общественность отказаться от суеверных страхов, связанных с якобы исходящей от СССР угрозы мировой революции и строить с ним взаимовыгодные отношения. В то же время он резко выступил против начинающегося в Советском Союзе большого террора, о чём умалчивалось в советской и в постсоветской историографии. В октябре 1930 г. он присоединился к воззванию Лиги за права человека, направленному против ареста в СССР сотрудников Народного комиссариата торговли и финансов. Участие в этой акции протеста окончательно закрыло для Г. Манна возможность для въезда в Советский Союз.

Во второй главе «Историко-теоретические взгляды Т. Манна» брата, осмыслить его концепцию исторического процесса, изложенную в тетралогии «Иосиф и его братья», и манновское восприятие духовной, социальной и политической жизни современного ему общества в романе «Доктор Фаустус».

В первом параграфе Как и у Г. Манна, в жизненном и творческом пути Т. Манна можно выделить ряд этапов. Первый этап продолжался до 1914 г. Если старший брат с юношеских лет увлекался политикой, то для Т. Манна было свойственно увлечение поэзией, драматургией и театром. Как и Г. Манн Т. Манн находился под значительным влиянием идей А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, влияние которых, в отличие от того же воздействия на старшего брата, было сильным и продолжительным. В противовес демократическим устремлениям Г. Манна для Т. Манна был характерен правый демократизм.

Между 1914 г. и 1922 г. для Т. Манна был характерен шовинизм, который его старший брат преодолел уже на первом этапе своего творческого пути, а также оправдание целесообразности для Германии первой мировой войны и антисемитизм, носивший в его сознании более глубокий характер. Сближение позиций братьев Маннов происходит между 1922 г. и 1924 г. Т. Манн постепенно преодолевает бравирование своим аполитизмом, начинает критически осмысливать наследие А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. У него происходит переоценка войны с позиций неприятия зла и насилия. Нами также подчёркивается, что обращение Т. Манна к проблеме однополой любви послужило средством постепенного преодоления им идей декаданса. Такая перемена во взглядах приводит к тому, что после 1924 г. политические позиции Т. Манна начинают приобретать либеральную окраску, хотя он никогда так однозначно не связывал, как его старший брат, будущее Германии с социализмом. В его произведениях начинает звучать мотив ответственности интеллигенции за свершающиеся в ходе исторического развития процессы.

При этом публицистика Т. Манна, в отличие от публицистики его брата, не составляла отдельного звена в его творчестве, а была тесно связана с его художественными произведениями. Т. Манн, так же как и старший брат, начинает занимать открытую антифашистскую и демократическую позицию. Но в отличие от Г. Манна мыслитель акцентирует внимание на неприятие национал-социализма с нравственных и этических позиций.

Второй параграф посвящён рассмотрению роли «исторического процесса» в художественном бытии Т. Манна, а также установлению системы отношений историософских исканий писателя с воплощаемой им в исторической тетралогии об Иосифе схемой становления человеческого «Я». Показано, что политизация проблемы гуманизма, или духа, и связанной с ней проблемы роли искусства и художника в современном обществе принципиально сближает мировоззренческие и эстетические позиции обоих Маннов. Среди иных проблем, параллельно или сходно решаемых писателями, следует назвать отношение к немецкому философско-литературному и историческому наследию. Это отношение включает в себя критический момент преодоления негативного прошлого, что связано в гносеологическом плане с дифференциацией понятия «дух» и Г. Манном, и Томасом Манном; антифашизм, в более широком плане означающий борьбу с деградацией существующего общественного уклада и порожденной им культуры; интернациональная всеобъемлемость восприятия мирового исторического процесса. Как и Г. Манн, Т. Манн в иносказательной форме критикует национал-социалистическую идеологию. Т. Манн уделяет значительное внимание духовно-психологической стороне жизни человека. Подобно Генриху IV Г. Манна, главный герой Т. Манна берёт на себя ответственность за судьбы мира, решает самые сложные задачи, ради которых идёт на жертвы и страдания, а также борется с духовным мраком в масштабах всего государства.

имеет место повторяемость событий. Вместе с Г. Манном Т. Манн отстаивает позиции социального оптимизма, полагая, что в конечном итоге победа останется за силами добра и разума. Как и старший брат, он полагает, что именно человек способен вмешаться в борьбу добра и зла, поскольку именно он наделён потребностью искать истину и нести ответственность за свои поступки. Эта мысль была чрезвычайна актуальна и злободневна в период нацизма.

В третьем параграфе показана политическая и духовная жизнь общества, а также специфика зарождения художественно-идейной атмосферы национал-социализма в романе Т. Манна «Доктор Фаустус». Подчёркивается, что роман «Доктор Фаустус» демонстрирует ещё больший контрапункт в историко-теоретических воззрениях Т. Манна и Г. Манна.

В произведении демонстрируется окончательный упадок бюргерства. Т. Манн отмечает, что творчество главного героя Адриана Леверкюна становится свидетельством всеобщего недуга, каковым является национал-социализм. Судьба Адриана становится судьбой творческой личности в эпоху кризиса культурных основ, ищущей истинной достоверности и возможности данный кризис преодолеть. Кризис духа и жизни становится следствием упадка западного общества в целом. В данном контексте Т. Манн говорит о взаимосвязи культуры и политики. Проводя параллель между эстетизмом и варварством, он делает вывод, что их объединяют следующие качества: обесценивание человеческой личности и культуры, отказ от истины и разума. Это было актуальным в период нацистской современности писателя.

Как и старший брат, Т. Манн рассматривает войну как «дикость» и «варварство». Национал-социализм Т. Манн, как и Г. Манн, сравнивает с эпохой Средневековья. Важнейшей причиной возникновения германского фашизма писатель считает аполитичность бюргерской идеологии. В «Докторе Фаустусе» проанализированы также общественные результаты ницшеанства. Он показывает, что самой опасной была в нём не положительная программа, а деструктивное воздействие на традиционный гуманизм и рационализм.

В диссертации обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы.

Итак, в начале творческого пути историко-философские взгляды Г. Манна и Т. Манна были различными. Они совершенно по-разному давали оценку ключевым событиям переживаемой ими эпохи. Говоря о роли художника в социальной жизни общества, Г. Манн исходил из соотношения духа и власти, а его младший брат анализирует эту проблему с точки зрения соотношения духа и жизни. Если Г. Манн на протяжении всей своей писательской карьеры предпочитал отстаивать республиканскую форму правления, наиболее подходящую с его точки зрения для Германии, то Т. Манн оставался на более консервативных позициях. Обращаясь к проблеме исторического времени, Г. Манн постоянно подчёркивал его поступательный характер, в то время как Т. Манн отстаивал идею цикличности исторического времени.

На обоих мыслителей, так или иначе, повлияла школа Ф. Ницше. Однако, если Г. Манн довольно быстро преодолел влияние Ф. Ницше, у Т. Манна увлечение идеями этого немецкого философа и его последователей сохранялось практически всю жизнь. Если у Г. Манна практически на всех этапах творчества присутствуют демократические позиции, то в художественных произведениях Т. Манна вплоть до середины 1920-х гг. содержатся положения откровенно шовинистического и националистического характера. Т. Манн пытался оправдать в глазах общественности войну, развязанную Германией.

Некоторые известные антисемитские идеи были присущи обоим братьям Маннам. Для Г. Манна весьма радикальный антисемитизм был свойственен в начале творческого пути. Впоследствии мыслитель полностью отказался от этих идей. У Т. Манна антисемитские настроения носили более повседневный характер. Зато элементы этих воззрений присутствовали у него практически на всём протяжении жизни.

и нравственные факторы. Если для Г. Манна было свойственно отстаивание социалистических идей, то Т. Манн никогда не доходил до радикализма своего старшего брата, оставаясь на либерально-демократических позициях. Т. Манн никогда не связывал так однозначно, как Г. Манн, будущее Германии с социализмом.

Несмотря на то, что невозможно зафиксировать полную идентичность в историко-философских взглядах Г. Манна и Т. Манна, можно отметить, что постепенно братья пришли к тому, что их историко-теоретические взгляды стали сближаться. Так проблема художественной гармонии стала связываться ими с проблемой гармоничной общественной жизни. Оба брата стали полагать, что дух должен проникнуть в действительность, общественную и политическую жизнь, а искусство призвано отражать наиболее актуальные проблемы современности.

Г. Манн и Т. Манн начинают признавать неодолимость победы сил разума и добра. Исторические романы двух братьев были связаны с рассмотрением исторических явлений в их становлении и взаимосвязи. С ними было связано специфическое воспроизведение действительности в её закономерном движении, понимание личности в её исторической обусловленности. Историческое прошлое Г. Манн и Т. Манн начинают понимать как предысторию своего времени. В их представлении история органично переходила в личность, и эти два понятия в системе их взглядов были неразрывно связаны с принципами гуманизма. И Г. Манн и Т. Манн начинают поднимать в своём творчестве идею о человеке как активном творце истории и его ответственности за совершающееся в процессе исторического развития.

В отношении национал-социализма братья Манны становятся полностью единодушны. В своих произведениях 1930-1940-х гг. они начинают отмечать антигуманность сложившегося в Германии политического режима, призывая искоренить нацизм. После 1933 г. их идейно-теоретические взгляды приобретают практическую ориентированность: Г. Манн и Т. Манн начинают вести активную общественно-политическую деятельность, принимая участие в различных антифашистских акциях, конференциях, конгрессах. Уже после окончания второй мировой войны оба мыслителя высказались против раскола Германии на два государства. Г. и Т. Манны начинают полагать, что именно Германия способна стать своеобразным культурным буфером между западной и восточной цивилизациями. Оба брата начинают проявлять заметный интерес к событиям, происходящим в СССР.

В вопросе соотношения исторического и художественного в произведениях братьев Маннов также можно выделить общие черты. Оба писателя в своей художественной прозе, посвященной событиям недавнего прошлого (XIX – начало XX в.), дают глубокий анализ социально-политической и духовной атмосферы описываемой эпохи, место и роль отдельного человека в ней («Верноподданый» Г. Манна, «Будденброки» и «Доктор Фаустус» Т. Манна). Однако при описании событий далекого прошлого (дилогия о Генрихе IV Г. Манна и «Иосиф и его братья» Т. Манна) они не ставили перед собой задачу детальной реконструкции прошлого, осовременивали мысли и трактовки поступков своих персонажей, стремились в исторических сюжетах отразить свои идейно-философские воззрения на события современности, свое видение идеального государства, общества и правителя, места человека в историческом процессе.

культурном историческом процессе.

Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ:

  1. Кривенцова С. Ю. Общественно-политические взгляды Г. Манна в 1930-е гг. (на материале дилогии о Генрихе IV) // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2007. – № 9. – С. 10-12. (0,3 п. л.)
  2. Кривенцова С. Ю. Идейно-теоретические и исторические взгляды Т. Манна в тетралогии «Иосиф и его братья» // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2008. – № 11. – С. 34-36. (0,3 п. л.)

  1. Кривенцова С. Ю. Тема борющегося пролетариата в романе Г. Манна «Бедные» // Материалы VII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области. – Волгоград, 2003. – С. 157-159. (0,17 п. л.)
  2. Кривенцова С. Ю. Особенности воспроизведения предыстории германского фашизма в публицистическом цикле Г. Манна «Перед катастрофой» // Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции молодых учёных и студентов г. Волжского. – Волгоград, 2004. – С. 78-79. (0,12 п. л.)
  3. Кривенцова С. Ю. Мотив борьбы и созидательного жизненного начала в публицистике Г. Манна 1930-1940-х гг. // Материалы VIII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области. – Волгоград, 2004. – С. 153-155. (0,17 п. л.)
  4. Кривенцова С. Ю. Образ Германии и тема нравственной ответственности нации в антифашистском публицистическом сборнике Г. Манна «Ненависть» // Сб. научного общества Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва «Вагант». – Саранск, 2004. – С. 66-67. (0,12 п. л.)
  5. «Голова») // Материалы IX региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области. – Волгоград, 2005. – С. 44-46. (0,17 п. л.)
  6. Кривенцова С. Ю. Антифашистская борьба немецкой интеллигенции в Германии. 1933-1939 гг. // Материалы V Международной конференции «Русское литературоведение на современном этапе». Т. 2. – Москва, 2006. – С. 93-96. (0,12 п. л.)
  7. Кривенцова С. Ю. Роль немецких писателей в борьбе против испанского фашизма // Материалы XII Межвузовской научно-практической конференции молодых учёных и студентов г. Волжского. – Волгоград, 2007. – С. 12-14. (0,12 п. л.)
  8. Кривенцова С. Ю. Общественно-политическая деятельность немецких писателей-антифашистов в Чехословакии (1933-1939 гг.) // Вопросы отечественной и всеобщей истории. – Волгоград, 2007. – С. 61-69. (0,5 п. л.)
  9. Кривенцова С. Ю. Общественно-политическая деятельность немецких писателей-антифашистов в Великобритании (1933-1939 гг.) // Границы в пространстве прошлого: социальные, культурные, идейные аспекты: Сб. статей участников Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей, посвящённой 35-летию Тверского государственного университета: В 3 т. Т. 1. – Тверь, 2007. – С. 220-227. (0,47 п. л.)
  10. – Иваново, 2008. – С. 106-116. (0,64 п. л.)
  11. Иллерицкий В. Е. Исторические взгляды В. Г. Белинского. – М., 1953; Пирумова Н. М. Исторические взгляды А. И. Герцена. – М., 1956; Черепнин Л. В. Исторические взгляды классиков русской литературы. – М., 1968; Долгих А. Н. Эпоха Петра I глазами Д. С. Мережковского // Тезисы докладов и сообщений научной конференции «Историк-художественная литература и публицистика». – Орёл, 1991. – С. 23-26; Попов И. П. М. Е. Салтыков-Щедрин – историк, писатель, публицист (по материалам его деятельности в должности рязанского вице-губернатора в 1858-1860 гг.) // Тезисы докладов и сообщений научной конференции «Историк-художественная литература и публицистика». – Орёл, 1991. – С. 26-29; Рамазанов С. П. Лион Фейхтвангер о соотношении исторического и художественного познания // Проблема ценности в истории (историографические и методологические аспекты). – Волгоград, 2006. – С. 63-66; Его же. Лион Фейхтвангер о методологических проблемах исторического творчества // Проблема ценности в истории (историографические и методологические аспекты). – Волгоград, 2006. – 67-69; Ольшанская Н. М. Стендаль как историк наполеоновской эпохи // Афтореферат дисс. на соиск. учён. степ. канд. историч. наук. – Волгоград, 2008.
  12. Копелев Л. Фашизм – разрушитель культуры // Интернациональная культура. – 1941. – №7-8. – С. 167-171; Нестьев В. Гитлеровская каторга // Интернациональная литература. – 1941. – №9-10. – С. 251-270; Мотылёва Т. Л. Немецкая литература в борьбе против фашизма. – Ташкент, 1942; Frei B. Die deutsche antifaschistische literarische Emigration in Praga. 1933-1935. – Magdeburg, 1967; Vesely J. Zur Geschichte einer Prager Emigrantenzeitschrift. – Berlin, 1967; Kurt R. Die Exillsituation in der Tschechoslowakei. – Leipzig, 1977; Mammach K. Widerstand 1933-1939: Geschichte der antifaschistischen Widerstandsbewegung im Inland und in der Emigration. – Berlin, 1984.
  13. Wegner M. Exil und Literatur. – Bonn, 1968; Walter H. A. Deutsche Exilliteratur. 1933-1950 in 9 Bänden. – Neuwied, 1972-1974.
  14. Paetel K. O. Die deutsche Emigration der Hitlerzeit. – München, 1960; Wulf J. Die bildenden Künste im Dritten Reich. Literatur und Dichtung im Dritten Reich. – München, 1964.
  15. – антифашист // Интернациональная литература. – 1937. – № 6. – С. 190-210; Её же. Генрих Манн – антифашист. – М., 1956; Её же. Томас Манн и Россия // Вопросы литературы. – 1959. – №12. – С. 217-222; Её же. Новое о Томасе Манне // Новый мир. – 1963. – №7. – С. 257-262; Её же. Братья Манн и политика (полемические заметки) // Иностранная литература. – 1987. – №8. – С. 208-212; Книпович Е. Ф. Тема воинствующего гуманизма в творчестве Генриха Манна // Интернациональная литература. – 1939. – №1. – С. 140-152; Её же. Антифашистская немецкая литература. – М., 1967; Её же. Томас Манн о фашизме // Ответственность за будущее. – М., 1973. – С. 422-443.
  16. Русакова А. В. Томас Манн и русская литература // Славяно-германские культурные связи и отношения. – М., 1967. – С. 295-310; Её же. Томас Манн. – Л., 1975; Апт С. К. Томас Манн. – М., 1980; Дирзен И. Эпическое искусство Т. Манна. Мировоззрение и жизнь. – М., 1981; Фёдоров А. А. Т. Манн: время шедевров. Т. Манн в период творческого расцвета. – М., 1981; Какабадзе Н. М. Томас Манн: грани творчества. – Тбилиси, 1985.
  17. – сатирик. – М., 1954; Манина Г. Е. Публицистика Генриха Манна 1930-1940-х гг. – М., 1956; Нартов К. М. Генрих Манн. – М., 1958; Знаменская Г. Н. Генрих Манн. – М., 1971.
  18. Heftrich E. Vom Verfall zur Apokalypse: über Thomas Mann. – Frankfurt am Main, 1982; Mayer H. Thomas Mann. – Frankfurt am Main, 1984; Hilscher E. Thomas Mann: Leben und Werk. – Berlin, 1989.
  19. Тураев С. В. Генрих Манн. – М., 1956; Егоров О. В. «Приём в свете» Генриха Манна. – М., 1958; Филиппов В. П. О жанре романов Г. Манна. – М., 1965; Серебров Н. Н. Генрих Манн. – М., 1967; Анисимов И. И. Творческое наследие Генриха Манна. – М., 1967; Его же. Генрих Манн. – М., 1971; Хмельницкая Т. Л. Антифашистский исторический роман на Западе. – М., 1969; Кобзарева А. В. Сатирические романы Г. Манна. – М., 1970; Лейтес Н. С. Генрих Манн. – М., 1979.
  20. – 1960. – №2. – С. 143-166; Его же. Поворот в мировоззрении Т. Манна // Вопросы литературы. – 1960. – №8. – С. 98-123; Чичерин А. В. Томас Манн. Выбор пути // Известия АН СССР. – 1976. – №5. – С. 421-425; Овсянников М. Ф. Томас Манн и судьба искусства в капиталистическом мире // Вопросы философии. – 1979. - №6. – С. 141-151.
  21. Seyer W. Heinrich Mann. – Leipzig, 1950; Steffiner A. Heinrich Mann – Künder des neuen Humanismus. – Berlin, 1963; Schröter К. Heinrich Mann in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. – Düsseldorf, 1967; Lemke K. Heinrich Mann. Zu seinen 75. Geburtstag. – Berlin, 1976; Jhering H. Heinrich Mann. – Berlin, 1978; Schröder M. Heinrich Mann. Bildnis eines Meisters. – Leipzig, 1978.
  22. Simplicissimus. – München, 1908. – № 53. – S. 876; Sinshеimеr H. Heinrich Manns Werk. – München, 1921. – S. 14-15; Мотылева Т. Л. Генрих Манн – антифашист // Интернациональная литература. – 1937. – № 6. – С. 196.
  23. Jhering H. Heinrich Mann. – Berlin, 1951. – S. 19.
  24. Lemke К. Heinrich Mann. – Berlin, 1946. – S. 35.
  25. öln – Berlin, 1959. – S. 318.
  26. Давыдов Ю. Н. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард. – М., 1978.
  27. Харитонов М. С. Понятие иронии в эстетике Т. Манна (на материале эссеистических работ) // Вопросы философии. – 1972. – №5. – С. 98-108; Фарман И. П. Теория познания и философия культуры (критический анализ зарубежных идеалистических концепций). – М., 1986.
  28. Haas W. Heinrich und Thomas Mann. Die persönlichen, literarischen und weltanschulichen Beziehungen der Brüder. – Berlin, 1956; Hamilton N. The Brothers Mann. The Lives of Heinrich and Thomas Mann. – New Haven, 1979.
  29. Spörl U. Gottlose Mystik in der deutschen Literatur um die Jahrhundertwende. – Köln, 1997; Bruning A. Die Utopie des «guten Menschen» in Heinrich Manns Roman «Henri Quatre». – Berlin, 1999; Sahni M. Zum Geschichtsverstandnis Heinrich Manns in seiner essayistischen Arbeit 1905-1950. – Berlin, 2000; Stein P. Heinrich Mann. – Stuttgart – Weimar, 2002; Heinrich Mann (1871-1950) / Hrsg. von W. Delabar und W. Fähnders. – Berlin, 2005; Gut Ph. Thomas Manns Idee einer deutschen Kultur. – Frankfurt am Main, 2008; Schirnding A. Die 101 wichtigsten Fragen: Thomas Mann. – München, 2008.
  30. – М., 1998. – С. 135-139; Мучник В. М. Актуальность мифа. О тенденциях развития исторического сознания в канун третьего тысячелетия // Историческая наука и историческое сознание. – Томск, 2000. – С. 201-221; Гуревич П. С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. – 2000. – №10. – С. 37-41; Дымерская Л. Томас Манн и Николай Бердяев о духовно-исторических истоках большевизма и национал-социализма // Вопросы философии. – 2001. – №5. – С. 62-77; Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопросы философии. – 2001. – №8. – С. 157-165.
  31. Петров Д. С. Томас Манн как мыслитель и гуманист (опыт социально-философского анализа). – М., 2003; Мельник С. П. Культурсофская публицистика Т. Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика. – Воронеж, 2006; Боровкова Н. В. Проблема человека в художественной историософии М. Горького и Т. Манна. – Магнитогорск, 2006.
  32. Grollman S. Narratives of Wilhelmine Germany in the works of Heinrich Mann 1895-1925. – Washington, 1999; Stein P. Heinrich Mann. – Stuttgart – Weimar, 2002; Delabar W., Fähnders W. Heinrich Mann (1871-1950). – Berlin, 2005.
  33. Schröter K. Heinrich und Thomas Mann. – Hamburg, 1993; Мальчуков Л. И. На грани двух сознаний. Диалогизм как принцип поэтики Генриха и Томаса Маннов (1890-1910). – Петрозаводск, 1996; Wieler M. Dilettantismus-Wesen und Geschichte: Am Beispiel von Heinrich und Thomas Mann (Studien zur Literatur- und Kulturgeschichte). – Berlin, 1996; Joch M. Bruderkampfe: zum Streit um den intellektuellen Habitus in den Fallen Heinrich Heine, Heinrich Mann und Hans Magnus Enzensberger (Probleme der Dichtung). – Berlin, 2000; Kesting H. Heinrich Mann und Thomas Mann: ein deutscher Bruderzweist. – Göttingen, 2003.
  34. Flügge M. Heinrich Mann: Eine Biografie. – Reinbek bei Hamburg, 2006.
  35. – Darmstadt, 2008.
  36. Odendahl J. Literarisches Musizieren: Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. – Bielefeld, 2008; Max K. Niedergangsdiagnostik. Zur Funktion von Krankheitsmotiven in „Buddenbrooks“. – Frankfurt am Main, 2008.
  37. Koopmann H. Thomas Mann – Heinrich Mann. Die ungleichen Brüder. – München, 2005.
  38. Bloom H. Thomas Mann’s the Magic Mountain. – London, 1996; Stock I. Ironic out of love. The novels of Thomas Mann. – London, 2000; Dowden S. A companion to Thomas Mann’s Magic Mountain (Studies in German Literature Linguistics and Culture). – London, 2001; Kroll P. Conservative at the Crossroads: «Ironic» vs. «Revolutionary» Conservatism in Thomas Manns Reflection of a Non-Political man // European Studies. – 2004. – № 34; Lee F. Overturning Dr. Faustus: rereading Thomas Mann’s novel in light of Observations of a non-political man. – Rochester, 2007; Schenetti D. «Die Menschheit, die ich liebte.» Heinrich Manns italienischer Weg zum Demokraten. Inaugural-Dissertation in der Philosophischen Fakultät II Sprach- und Literaturwissenschaften der Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg. – München, 2007.
  39. – Tübingen, 2003.
  40. ’s novels and essays. The artist as political educator. – Rochester, 2002.
  41. Young-Sook Suh. Das Zeitalter der Irrationalen: die Darstellung des Faschismus und seiner Ursachen in Heinrich Manns Romanen «Empfang bei der Welt» und «Der Atem». – Marburg, 2007.
  42. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2001. – С. 292.
  43. Гулыга А. В. Искусство истории. – М., 1978; Нечкина М. В. Функция художественного образа в историческом процессе: сборник работ. – М., 1982; Блок М. Апология истории, или Ремесло истории. – М., 1986; Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. – М., 1987; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. – М., 1987; Могильницкий Б. Г. О природе исторического познания. – М., 1989;Февр Л. Бои за историю. – М., 1991; Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998; Тош Д. Стремление к истине. – М., 2000; Миннинков Н. А. Методология истории: пособие для начинающего исследователя. – Ростов-на-Дону, 2004; Николаева И. Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного. – Томск, 2005; Рамазанов С. П. Проблема ценности в истории (историографические и методологические аспекты). – Волгоград, 2006; Смоленский Н. И. Теория и методология истории. – М., 2007; Биск И. Я. Методология истории: курс лекций. – Иваново, 2007.
  44. Манн Г. Собрание сочинений в 8 т. / Г. Манн. – М., 1958; Манн Т. Собрание сочинений в 10 т. / Т. Манн. – М., 1961; Его же. Размышления аполитичного / Т. Манн // Вестник Европы. – 2008. – №24. Режим доступа: HYPERLINK «http://magazines.russ.ru/vestnik/2008/24/» http://magazines.russ.ru/vestnik/2008/24/el16.html.
  45. öffentliche Leben / H. Mann. – Berlin-Wien-Leipzig, 1938; Манн Т. «Самое лучшее – любовь художника к человеку…». Письма / Т. Манн // Вопросы литературы. – 1974. – №9. – С. 191-229; Манн Т. Письма / Т. Манн. – М., 1975; Mann Thomas-Mann Heinrich. Briefwechsel. 1900-1949 / Th. Mann-H. Mann. – Berlin – Weimar, 1977; Манн Т. Художник и общество: статьи и письма / Т. Манн. – М., 1986; Манн Т. Страдая Германией. Дневники 1933-1936 гг./ Т. Манн // Иностранная литература. – 1992. – №1. – С. 221-230; Mann Th. Rede und Antworten / Th. Mann. – Berlin, 1997; Mann H. Briefwechsel 1922-1948 / H. Mann. – Frankfurt am Main, 2002.
  46. Барбюс А. Избранные произведения / А. Барбюс. – М.: Художественная литература, 1952; Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и свободы. Т. 1 / Н. А. Бердяев. – М.: Наука, 1994; Кереньи К., Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Кереньи, К. Г. Юнг. – М.: Художественная литература, 1982; Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / Ф. Ницше. – М.: Наука, 1997; Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Памятники исторической мысли, 2003; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1 / О. Шпенглер. – М.: Институт философии РАН, 1998.