Приглашаем посетить сайт

Ионкис Г.: Первый нобелевский лауреат в немецкой литературе

Грете Ионкис

ПЕРВЫЙ НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ

в немецкой литературе

Partner-Nord №64 6/2008

http://www.nord-inform.de/modules.php?name=News&file=article&sid=897

«У нас, немцев, врождённое благоговение перед театром, какого нет ни у одного другого народа», – заявил Томас Манн в начале ХХ века. Тогда высоко взошла звезда драматурга Герхарта Гауптмана (1862-1946). С конца ХIХ столетия и до прихода к власти нацистов он оставался самым репертуарным немецким драматургом. Помимо трагедий и драм, мелодрам и комедий, он писал романы, рассказы, стихи, автобиографическую прозу. Однако Нобелевская премия была присуждена ему в 1912 году за успехи в драматургии.

Страницы биографии и приметы эпохи

Герхарт Гауптман родом из Силезии. Его дед – участник знаменитого восстания силезских ткачей 1844 г., отец же был владельцем гостиницы. Детство будущего писателя прошло в достатке, он увлекался ваянием, в 16 лет написал первые стихи. Его кумиром был Гёте. В 1883 г. Гауптман путешествовал по Италии, а затем в Берлинском университете изучал теологию и политические дисциплины, интересовался он и естественными науками. В романе «В вихре призвания» (1936) он вспоминает о своей юности, первой встрече с театром, об увлечении Шекспиром и приходит к заключению, что великий шекспировский театр не под силу человеку конца ХIХ столетия.

Гауптман оказался одним из тех, кто по неуловимым переменам в общественной атмосфере (а впрочем, по таким ли уж неуловимым? Bедь были сигналы: Франко-прусская война, Парижская коммуна, подъём рабочего движения) смог уловить кризисность порубежья и предвестие грядущих катастроф ХХ века.

– ориентация на объективный мир (позитивистские установки реализма и затем натурализма) и на субъективное сознание художника (множество «измов», возникших как отповедь натурализму).

Объективный мир может сам по себе меняться и усложняться как угодно, но он независим от индивидуального сознания. Натуралисты – Золя, братья Гонкуры, ранний Гауптман – вовсе не представляют особое направление по сравнению с реалистами, и те и другие сориентированы на объективное изображение жизни и человека. Натурализм продолжает и развивает опыт реализма середины века. Но есть дополнения: во-первых, натуралисты, следуя за развитием естественных наук, придают особое значение наследственности в формировании человеческого характера; во-вторых, сохраняя пристальный интерес к среде, они особое внимание сосредотачивают на жизни низших слоёв общества.

Гауптман ещё в университете сблизился с немецкими писателями-натуралистами Арно Хольцом и Иоганнесом Шлафом, которые, стремясь к предельной «научной» объективности повествования, фиксировали обыденную жизнь момент за моментом, автоматически, как кинокамерой.

Натуралистические народные драмы

Первый успех Гауптмана – социальная драма «Перед восходом солнца» (1889), поставленная в театральном содружестве «Свободная сцена». Её действие происходило на хуторе, владельцы которого в одночасье разбогатели, когда в их земле были обнаружены залежи угля. Но богатство оказалось не к добру. Владелец хутора Краузе да и вся семейка спиваются, распутничают и деградируют. Нуворишам противопоставлен борец за социальную справедливость Альфред Лот. Он ведёт политические дискуссии со своим бышим другом Гофманом – зятем Краузе, превратившимся в бесчестного дельца.

«Жерминаль»). Младшая дочь Краузе Елена тянется к Лоту, она надеется, что он вырвет её из семейной трясины. Но Лот, несмотря на возникшее ответное чувство, покидает хутор и Елену, опасаясь, что их дети станут жертвами дурной наследственности. Елена кончает жизнь самоубийством.

Драма имела скандальный успех, ибо никогда прежде на сцене не изображалась жизнь в столь неприглядном бездуховном виде, никогда не валялись на подмостках пьяные и не орали своих безобразных песен, не приставали к собственным дочерям. Уже в первой драме Гауптман выступил как суровый критик капиталистических порядков, а затем продолжил их развенчание в драме «Ткачи» (1892). Она носила новаторский характер. Гауптман выстроил пьесу как массовое многолюдное действо. Каждый из персонажей отмечен индивидуальностью, хотя автор не стремился демонстрировать разнообразие характеров. Задача была другая: показать, как в каждом из униженных вызревает дух протеста, как из жертвы вырастает бунтарь, а тот, кто призывает к смирению и покорности, первым гибнет, когда власти начинают расправу с восставшими. Гауптман на стороне героев, способных постоять за себя. Не случайно в Германии и России драма «Ткачи» использовалась как средство революционной агитации.

Если буржуазная масса порождала у писателей ХIХ века отрицательные эмоции, а рабочие, как объект эксплуатации, вызывали искреннее сострадание, то в конце столетия у многих художников возник страх и перед активизирующейся массой пролетариата. Кстати, натуралисты, и в их числе Гауптман, выступавшие вслед за реалистами против всякого приукрашивания действительности, показывали не только угнетённость рабочих, но и их темноту, забитость, пьянство, жестокость, бездуховность. Это всё могло быть объяснено, конечно, тем же угнетением, условиями жизни, но от этого жестокость и бездуховность не становились ни менее жестокими, ни менее пугающими.

Гауптман и дальше сохраняет интерес к народной жизни. Таковы его мещанские драмы «Бобровая шуба» (1893), «Возчик Геншель» (1898), «Роза Бернд» (1903), «Крысы» (1910). Эти пьесы в своё время вызывали шумные споры, они казались экспериментальными произведениями новой литературной школы, плодами революционного направления в искусстве, но на поверку оказались «народными драмами в самом благородном значении слова» (Т. Манн).

«Глубоко народной» и при том «наиболее горькой и наиболее немецкой изо всех его драм» назвал Т. Манн историческую пьесу «Флориан Гейер» (1895-1904) из времён Крестьянской войны, вспыхнувшей в эпоху лютеровой Реформации. Отважный и умный рыцарь Флориан, порвав со своим сословием, возглавляет отряд повстанцев и становится грозой для князей и епископов. Мечтающий о единой и цветущей Германии, герой осознаёт обречённость их выступления и предвидит грядущие беды своей родины. Сознательно или бессознательно, но пьеса стала своего рода дополнением к «Гёцу» Гёте.

«в которой воплотилось величие национальной трагедии», Т. Манн находил в высшей степени злободневной и в 1929 году.

От натурализма – к психологической и символистской драме

Творческая эволюция Гауптмана характерна для больших художников. Неудовлетворённый натуралистическим правдоподобием, он устремился в русло символистских исканий, в результате чего возникла крепко выстроенная драма, где достоверность приобрела более широкий обобщённый символический смысл. Вслед за русскими драматургами он обратился к проблеме взаимоотношений интеллигенции и народа.

В критике не раз отмечалось сходство героя и ситуации в драме Гауптмана «Одинокие» (1890) с чеховским «Ивановым». Иоганн Фокерат образован, наделён духовными запросами, страдает от невозможности самореализоваться. Подобно чеховским персонажам, он склонен во всём винить не себя, а мещанскую семью, которая подавляет его своей мелочной опекой. Появление русской студентки Анны, разделяющей его философские интересы, поддерживающей его научные искания, заставляет Иоганна грезить о возвышенных отношениях с этой родной душой. Но в глазах его жены, бессловесной Кете, и всей семьи союз Иоганна и Анны воспринимается как преступная связь. В конце концов Анна покидает дом Фокератов, а герой кончает с собой.

В этой драме одинокими и несчастными оказываются все. Изменившиеся условия жизни застали людей неподготовленными к переменам, старое и новое мировосприятия трагически столкнулись в неразрешимом конфликте. Герои драмы обрисованы психологически тонко, эволюция их характеров передаётся подтекстом, обнажено сложное переплетение противоречий в поведении героев.

«Потонувший колокол» (1896). Символика противопоставления гор долине, пронизывающая драму, напоминает пьесы Ибсена «Бранд» и «Пер Гюнт». Написанная в стихах, она основана на материале германского средневекового фольклора. Литейщик колоколов Генрих мечтает постигнуть высший смысл бытия, который открывается творцу посредством искусства. Колокол есть воплощение музыкальных сфер, звон колокола могуч и прекрасен. Генрих мечтает отлить, как он говорит, «игру колоколов», которая заставит всех людей вспомнить, что они – дети солнца, избавиться от злобы, зависти, ненависти и горя. Мастеру Генриху является прелестное существо - фея Раутенделайн, она становится его Музой. Оставив в деревушке жену и детей, он уходит с ней в горы. Однако переступить через слёзы своих погибших детей Генрих так и не смог. Отлитый им здесь колокол может звучать лишь в долине, но и он уничтожен, его утопил в лесном омуте леший, поскольку колокол, как атрибут церкви и веры, ему чужд и враждебен. Генрих оказывается в тупике. Он хотел создать колокола, способные пробудить души, но сам разбил счастье близких ему людей. Горные и лесные духи, эльфы, феи и лешие – этот древний языческий мир природных стихий манит, притягивает и одновременно губит Генриха. В «Потонувшем колоколе» отразились тревожные раздумья Гауптмана над собственным творчеством и эстетическими исканиями его современников.

«Перед заходом солнца» (1932)

Это самая известная пьеса Гауптмана, поставленная в берлинском «Немецком театре» Максом Рейнхардтом. В 1932 году Германия отмечала два юбилея: 100-летие со дня смерти Гёте и 70-летие Гауптмана. В эту пору всемирно известный драматург, удостоенный Нобелевской премии, воспринимался как классик и «наместник» Гёте.

Главный герой новой драмы Матиас Клаузен, отмечающий своё 70-летие, почётный гражданин большого города, владелец крупного книгоиздательства, коллекционер, эрудит и философ, предстаёт как воплощение величия немецкой культуры. Дух Гёте витает над героями пьесы: Клаузен цитирует Олимпийца, его дети носят имена великого поэта и его близких, да и история любви 70-летнего Клаузена к Инкен, юной племяннице его друга, вызывает в памяти историю сватовства 74-летнего Гёте к Ульрике Левенцов.

знаменитых имён. Они открыто предъявляют право собственности на своего отца и его имущество. Они готовы упрятать родителя в сумасшедший дом, дабы он не лишил их наследства. Семейный конфликт перерастает в социальный.

– своеобразная модель современной Германии, в которой варварство и грубая сила наступают на личность. Автор хотел назвать драму «Новый Лир». В финале, когда Клаузен, объявленный невменяемым, в непогоду бежит из дома, аналогия с шекспировской трагедией становится очевидной. Накануне прихода фашистов к власти Гауптман показал, что страна расстаётся с великой гуманистической культурой, завещанной Гёте и Шиллером. Он убеждает, что люди, объявляющие мудреца безумцем, способны на любую подлость и преступление. Наступает закат солнца, и это самый важный символ в драматургии Гауптмана. Он написал пьесу-предупреждение: в 1933 году солнце гуманизма над Германией зашло.

Драматург, начавший свой творческий путь драмой «Перед восходом солнца», теперь заявлял: долгий путь Германии от восхода солнца до его заката пройден, впереди – безумие, затмение разума, мрак.

Герхарт Гауптман не покинул родину, но в Третьем рейхе оказался внутренним эмигрантом. Развенчанию фашизма посвящена его тетралогия об Атридах. Обратившись к античному мифу (подобно Сартру, Камю и Ануйлю), он спроецировал его на современность, вынеся приговор стихии крови и жестокости, осудив безмолвие разума. Не приняв от нацистов ни постов, ни наград, Гауптман сохранил честь и достоинство немца.