Приглашаем посетить сайт

Габдулатзянова Л. К.: Проблема жанровой идентификации романа Г. Бёлля «Глазами клоуна»

Габдулатзянова Л. К.

Набережночелнинский государственный педагогический институт

Проблема жанровой идентификации романа Г. Бёлля «Глазами клоуна»

III Международные Бодуэновские чтения:

теоретического и прикладного языкознания
(Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы:
в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– Т. 1. - C. 230-232

http://www.kls.ksu.ru/boduen/bodart3.php?id=6&num=7000000

«Глазами клоуна» (1963) исключительно важную роль играют темы семьи, брака, любви, а также проблемы, связанные с осмыслением немецкой действительности 40 – 60-х годов XX столетия. Неудивительно, что данное произведение обычно рассматривается или как семейный, или как социальный роман. В обоих случаях происходит преимущественное сосредоточение исследовательской мысли на определенном, весьма узком, круге тем, проблем и образов. Полагаем, достижение целостного взгляда на произведение возможно при введении его в силовое поле традиции немецкого романа воспитания. Наиболее очевидное основание для этого заключается в том, что все важнейшие для Бёлля проблемы – семьи, брака, любви, веры, религии, нравственности, частного и общественного существования, политики, свободы, смысла жизни, искусства – в романе чрезвычайно тесно связаны с темами воспитания и становления личности.

2. Вопреки укоренившемуся мнению о каноне романа воспитания, воплощенном в «Годах учений Вильгельма Мейстера» И. В. Гёте, роман воспитания – явление неоднородное в типологическом отношении. Полагаем, наряду с общественнозначимым романом воспитания («Вильгельм Мейстер» Гёте) следует выделять романы воспитания личностнозначимые ((«Геспер» и «Титан» Жан Поля, «Гиперион» Ф. Гёльдерлина) и социально-критические («Человек без свойств» Р. Музиля, «Верноподданный» Г. Манна). Очень плодотворным представляется сочетание возможностей личностнозначимого и социально-критического романов воспитания, проявляющее себя в «Житейских воззрениях кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана, в «Летописи Птичьей слободы» В. Раабе, в «Игре в бисер» Г. Гессе, в «Жестяном барабане» Г. Грасса. В то время как в романах воспитания, следующих гётевскому образцу («Волшебная гора» Т. Манна, дилогия о Генрихе IV Г. Манна), жанровой доминантой является становящийся герой, единственный «неготовый» структурный компонент, в альтернативных типах романа воспитания необычайно важную жанрообразующую роль играют также образ мира и конфликт «я – мир». Кроме того, если для общественнозначимого романа воспитания свойственна моноцентричность структуры, то в романах воспитания других типов зачастую обнаруживают себя децентрация повествования или полицентрическая структура.

3. Анализ романа Бёлля «Глазами клоуна» показывает: структура данного произведения на всех его уровнях (сюжета, персонажей, эпизодов, тем, проблем, мотивов) в значительной степени определяется интертекстуальными связями, причем полемическое неприятие общественнозначимого романа воспитания сопровождается обращением к поэтике и идеям оппонентов Гёте.

4. Концепция мира. В романе предстает Германия середины 1940-х – начала 1960-х, пережившая фашистскую диктатуру, крах третьего рейха, оккупацию союзными войсками и раскол. Все эти значимые события никоим образом не приводят к изменению глубинной сущности изображенного в романе мира-общества. Созданию образа статичного мира способствует и постоянное подчеркивание автором преемственной связи между ФРГ 1960-х и Германией прошлого. Главными инструментами мира-общества, условием процветания которого является ограничения свободы личности, выступают государство и Церковь, насаждающие порядки разного рода (законы, религию, брак, этикет, моду), формирующие определенную систему убеждений, манипулирующие как низменными, так и возвышенными устремлениями людей.

«я – мир» предстает в романе как драма личности, поставленной перед необходимостью совершить осознанный выбор между беспредельным одиночеством индивидуальной свободы и унижением добровольного растворения во внеличном существовании. Бёлль обращается к традиционным для немецкого романа воспитания оппозициям «власть-индивидуум», «общество-личность», «долг-чувство», «порядок-хаос» и выявляет различные способы взаимодействия человека с миром, что влечет за собой неоднозначность трактовки темы становления личности и полицентризм.

восходящими прежде всего к творчеству Жан Поля. В его жизни легко вычленимы этапы, характерные для романа воспитания: детство, «годы учений», «годы странствий», достижение зрелости. Примечательно, что «успехи» катящегося ко дну Ганса Шнира на каждом из этих этапов сравниваются с достижениями его брата Лео, в котором автором подчеркиваются такие качества, как стремление к самосовершенствованию, поиск своего предназначения, искреннее желание служить благу общества, безоговорочное послушание наставникам, подчинение авторитету старших, однозначно указывающие на его родственность как положительным героям общественнозначимого романа воспитания (например, Вильгельму Мейстеру), так и отрицательным персонажам социально-критического романа воспитания (например, Дидериху Геслингу). И если у Ганса итогом взаимодействия с миром становится маргинальность, обусловленная стремлением сохранить собственную индивидуальность (так у Бёлля до предела трансформируется традиционный для немецкой литературы мотив отшельничества, восходящий к Гриммельсгаузену и Жан Полю), то Лео, жаждущий гармонии с миром, по сути, отказывается от индивидуальности. Опасность, таящуюся в призывных «окликах» и посулах мира, Бёлль показывает и в связи с образами Марии Деркум, Хериберта Цюпфнера, господина Шнира (отца Ганса и Лео) и госпожи Шнир (их матери). В то же время мир-общество, использующий всю мощь государственного аппарата, религию, искусство, оказывается не в состоянии сломить волю упорно сопротивляющихся его натиску Деркума и Цюпфнера-старшего, рецептивно связанных с «высокими людьми» Жан Поля, носителями абсолютного нравственного начала.

иллюзий, поэтому злу западной демократии середины XX века он не противопоставляет идиллизм мира природы и провинциального существования, утопию будущего совершенного общества или воплощенный на востоке социалистический идеал, он подчеркивает, что идеальный мир является всего лишь плодом воображения героев, надеющихся укрыться от бесчеловечной действительности (например, Ганса, Лео, Марии, господина Шнира, Хериберта Цюпфнера).

8. Существенную роль в романе играют характерные для романа воспитания мотивы профессионального становления, воспитания чувств, воспитания искусством.