Приглашаем посетить сайт

Этарян Е.: Развенчивание темы вины в творчестве Гюнтера Грасса

Этарян Е. О. ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова

РАЗВЕНЧИВАНИЕ ТЕМЫ ВИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЮНТЕРА ГРАССА
 

Теоретические Проблемы Современной Филологии.
Межвузовская научная конференция молодых ученых. Тезисы докладов. -Ереван, Лингва, 2002г
Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Я. Брюсова

http://old. brusov. am/docs/Tesakan-khndirner.pdf

Доклад посвящен теме вины в творчестве крупнейшего современного немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса, которая явилась толчком в его творческом развитии. Обращение писателя к этой теме объясняется его участием во Второй мировой войне. Будучи семнадцатилетним, в период своего нахождения в американском плену, Грасс вместе с другими военнопленными в рамках перевоспитательной программы американцев был отправлен в концентрационный лагерь Дахау для ознакомления с преступлениями, содеянными фашистами во время Второй мировой войны Перелом в сознании автора происходит все же не сразу после этого события. Грассу понадобились годы для постижения масштаба всех этих преступлений. Однако писателя с тех пор не покидает чувство вины за содеянньв преступления, которьв он с тех пор переживает как собственньв. Данное событие в ходе немецкой истории определило, в первую очередь, круг тем писателя. Грасс впредь исходит из тезиса о непреодолимости темы вины, так как она, по его мнению, является неотъемлемой частью немецкой истории. В положительном смысле этого слова, даже Аушвиц составлят часть идентичности немцев.

Итак, на протяжении всего творческого пути Грасс, с присущей ему последовательностью, развенчивает тему вины за содеянньв преступления немцев. В своем первом романе „Жестяной барабан" (1959), принесшем ему мировую славу, писатель вцдвигает на первый план виновное соучастие каждого в отдельности в войне, вопреки царившему в послевоенньв годы положению о коллективной и скрытой вине немцев.

„Камбала" (1977) он тематизирует насилие мужчин над женщинами; в том же романе, а также в „Рождаемся из головы, или Немцы вымирают" (1980) - насилие над странами Третьего мира, в романе ,,Крысиха"(1986) - на первый план вцдвинуто насилие человека над Вселенной. Следует отметить, что под признанием в вине подразумевается моральное исправление в библейском смысле.

Основное внимание в докладе будет уделено предпоследнему роману Грасса „Бескрайнее поле", выход в свет которого сопровождался огромным скандалом. Роман этот охватывает исторические события в страны за последние 150 лет, период объединения Германии в том числе. В докладе будут рассмотрены выпады критики против романа, представлено его краткое содержание. Особое внимание будет уделено основному тезису произведения, а именно: „едва пульсирующей вине".