Приглашаем посетить сайт

Авраменко Ю. И.:Особенности функционирования и эволюция концепта «война» в романах Г. Бëлля

http://www.pgsga.ru/research/postgraduate/details/auabstract.php?SECTIONID=300

На правах рукописи

Авраменко Юлия Игоревна

Особенности функционирования и эволюция концепта «война» в романах Г. Бëлля

Специальность 10. 01. 03 – литература народов стран зарубежья

(английская, немецкая, французская)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Самара 2011

Работа выполнена на кафедре культурологии и зарубежной литературы

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Кожевников Михаил Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Бакалов Анатолий Сергеевич

кандидат филологических наук, доцент

Кучумова Галина Васильевна

"Оренбург-ский государственный университет"

Защита состоится 28 июня 2011 г. в 11. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 216. 03 в ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 433099, Самара, ул. М. Горького, 65/67, ауд. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государствен-ной социально-гуманитарной академии.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»: www.pgsga.ru

Автореферат разослан « » мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук, профессор

Е. Б. Борисова

Общая характеристика работы

Генрих Бëлль – лауреат Нобелевской премии по литературе 1972 года, один из наиболее ярких представителей западногерманской литературы, важнейшей чертой которой стала прочная взаимосвязанность тематических и нравственно-эстетических комплексов, касающихся войны.

Война предстает в литературе ФРГ как общественно-политический феномен, играющий исключительно важную роль в человеческой культуре, который переживается и осмысливается всей нацией и который предопределил творческий путь многих немецких писателей послевоенных лет. В этом плане можно говорить о войне как о концепте культуры, поскольку данная ментальная модель была свойственна национальному сознанию немцев в послевоенной Гер-мании.

Междисциплинарное применение термина "концепт" обусловило появление различных определений. В качестве рабочего нами может быть принято определение, сформулированное Д. С. Лихачевым, который трактует концепт как "результат столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека" 1. Оно представляется нам наиболее близким понятию художественного концепта в его литературоведческом значении.

Включение понятия "концепт" в терминологический аппарат литературоведения обосновывается в трудах по межкультурной коммуникации ученых нижегородской школы В. Г. Зинченко, В. Г. Зусмана, З. И. Кирнозе. В частности, В. Г. Зусман указывает, что обращение к концепту открывает новые возможности в представлении литературы в качестве коммуникативной художественной системы: "Литературный концепт – такой образ, символ или мотив (курсив наш. – Ю. А.), который имеет «выход» на геополитические, исторические, этнопси-хологические моменты, лежащие вне художественного произведения"2 . Именно включенность в ассоциативную сеть культуры делает литературный образ концептом.

В структуре концепта выделяют внутреннюю форму, ядро, актуальный слой. Внутренняя форма складывалась исторически, она включает в себя этимологические, исторические и ассоциативные признаки. Ядро концепта связано с его словарным значением и включает в себя познавательный потенциал. Актуальный слой концепта "передает непосредственную … реакцию зрителя, слушателя и читателя на понятия и представления, воплощенные в концепте"3 . Смы-словые наращения актуального слоя приводят к изменению и эволюции концепта в целом.

Внутренняя форма и ядро концепта "война" оформились достаточно четко. Под внутренней формой и ядром концепта "война" мы будем понимать "крупный продолжительный конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме боевых действий между их вооружёнными силами" 4.

"война" дополняется новыми смыслами в романах Бëлля. Для него война – не только непосредственное изображение театра военных действий, но, прежде всего, системное явление человеческого бытия, чреватое своими отдаленными последствиями в судьбах людей. Как справедливо отмечает И. А. Тарасова, "в художественных текстах возможна актуализация признаков, не входящих в ядро национального концепта" 5. Т. о., в романах Г. Бëлля расширяется ассоциативный ряд актуального слоя концепта "война" за счет обращения к проблематике, связанной с нравственными и психологическими последствиями войны, с необходимостью ее осмысления, признания ответственности и искупления вины.

В зарубежном литературоведении сложился довольно внушительный корпус исследований, посвященных творчеству Г. Бëлля, в первую очередь, это работы немецких бëллеведов. Начиная с 60-х годов, выходят сборники статей, освещающие различные аспекты творчества писателя. Романам Г. Бëлля посвятили свои исследования Ф. Вагнер, Т. Позер, Г. Бернхард, В. Шварц, Р. Маттеи, Б. Бальзер, Дж. Райд, В. Гроссе, В. Бельманн и др. Ряд работ касаются проблем религии: А. Беккель, Г. Вирт, К. Aмери, Г. Молинг и т. д. Авторами наиболее полных биографий Генриха Бëлля являются Г. Формвег и К. Линдер.

поэтики рассматривались А. Б. Ботниковой, Т. А. Остудиной, Н. Т. Рымарем, С. А. Джебраиловой и др. Советской критикой анализировались, прежде всего, антифашистская тональность и социальная проблематика произведений писателя (работы И. М. Фрадкина, П. М. Топера, М. Л. Рудницкого, И. В. Млечиной, В. И. Стеженского, Л. Б. Чëрной, Т. Л. Мотылевой, Л. З. Копелева, В. Д. Днепрова).

Интерес к творчеству Г. Бëлля отражает и ряд диссертационных исследований (С. А. Джебраилова, С. В. Остудина, Э. А. Ильина, О. А. Байнова, И. И. Лукичева, Г. Л. Вирина, О. Н. Пономарëва, О. Ю. Щибря). Следует также отметить, что в последнее время появляются интересные материалы о нем в сети интернет. Однако комплексному анализу изображение войны в творчестве писателя не подвергалось.

Таким образом, актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, необходимостью переоценки и корректировки стереотипов, сложившихся по отношению к творчеству Г. Бëлля с точки зрения его идейно-нравственной основы. Это касается ис-следования восприятия, осмысления и изображения войны и ее последствий не только в русле определенных идеологических установок, но и в их общечеловеческом, нравственно-этическом содержании.

ëлля оказывается шире, чем только тема войны или проблема войны. В связи с этим есть необходимость рассмотреть войну в качестве концепта, т. е. художественной единицы, актуальный слой которой включает в себя проблематику и основные мотивы, сюжетно-композиционные особенности и образную систему и позволяет рассмотреть войну в изображении писателя более полно и разносторонне.

Помимо всего прочего актуальность работы имеет еще и методологический аспект, который связан с исследованием концепта как единицы, интегрирующей различные подходы к изучению художественного текста.

Объектом исследования ëлля. Особое внимание уделено романам "Где ты был, Адам?", "Дом без хозяина", "Бильярд в половине десятого", "Групповой портрет с дамой". Они наиболее полно раскрывают содержание концепта "война", а также позволяют проследить его эволюцию в произведениях писателя, т. к. в каждом из них данный концепт приобретает новое смысловое наращение.

Предметом исследования является актуальный слой концепта "война" в романах Г. Бëлля, его изменения и особенности функционирования.

Для анализа в структуре актуального слоя концепта "война" нами выделена, прежде всего, его образная система, включающая в себя образы милитаристов, фашистских преступников и их молчаливых пособников, т. е. всех тех, кто обслуживал гитлеровскую диктатуру или просто принимал ее. Им противопоставлены образы добрых и честных людей, не желающих мириться с несправедливостью. 6 Кроме того, образная система включает в себя образы людей непри-каянных, неудачливых, не умеющих и не желающих быть "такими, как все". Это разнообразные типы героя-аутсайдера. В рамках проблематики взаимоотноше-ний человека и войны, которую раскрывает данный концепт, мы выделяем в первую очередь проблему бессмысленности и бесчеловечности войны, проблему ответственности за попустительство фашизму и проблему "непреодолимости военного прошлого", а также проблему искупления вины.

послужили романы Бëлля, а также публицистическое наследие писателя, рассматриваемое нами в качестве историко-культурного контекста изучаемого предмета.

Ограничение основного исследуемого материала жанром романа обусловлено тем, что романы занимают центральное место в творчестве Г. Бëлля и военная проблематика раскрывается в них во всем многообразии.

диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка проанализировать романы Г. Бëлля с точки зрения функционирования концепта "война", что позволило выявить новые художественные, идейные, моральные аспекты творчества писателя. Комплексный анализ романов Бëлля в контексте исследования концепта "война" позволяет также уточнить некоторые закономерности развития западного (немецкого) романа второй половины XX века.

– рассмотреть особенности функционирования концепта "война" в романах Г. Бëлля, определить характер его эволюции от раннего к более зрелому периоду творчества писателя.

Цель определяет задачи исследования:

1) Выявить своеобразие мировоззренческой позиции Г. Бëлля и указать, какие особенности и содержательные компоненты актуального слоя концепта "война" ею определяются.

"война" в романах писателя.

3) Определить характер изменений концепта "война" (от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме искупления вины) в романах Г. Бëлля: "Где ты был, Адам?", "Дом без хозяина", "Бильярд в половине десятого", "Групповой портрет с дамой".

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные творчеству Генриха Бëлля и западногерманской литературе 50-70-х годов: А. В. Карельского, Л. З. Копелева, Н. П. Кубаревой, И. В. Млечиной, Т. Мотылевой, С. В. Рожновского, М. Л. Рудницкого, Т. А. Остудиной, А. Беккель, Ф. Вагнера, К. Линдера, М. Райх-Раницки, В. Шварца и др. А также исследования поэтики и теории литературы: Р. Барта, М. Бахтина, Н. Беляева, И. Ильина, Ю. Кристевой, Ж. Лашо и др.

Методологическую базу Н. М. Крючковой, Д. С. Лихачева, Ю. С. Степанова, Л. В. Миллер, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Г. Фреге и др.

Особое значение в качестве методологического ориентира имели работы по теории межкультурной коммуникации нижегородских исследователей В. Г. Зинченко, В. Г. Зусмана, З. И. Кирнозе, в которых разработаны приемы и методы исследования художественных концептов в литературном произведении.

Поставленные задачи и цель работы определили использование следующих методов исследования:

1) биографического (позволяет посредством анализа произведений в контексте жизненного опыта писателя выявить его индивидуально-своеобразное отношение к войне);

"война" в каждом отдельном случае);

3) историко-теоретического (позволяет выявить изменения смыслового наполнения актуального слоя концепта "война" в результате изменений исторических условий).

Кроме того, в работе использовался метод концептуального анализа (анализ непосредственно концепта "война"). Данный метод позволил определить внутреннюю форму концепта "война", его ядро, актуальный слой, а также устойчивые и вариативные элементы в его содержании.

Научно-теоретическая значимость "война" в творчестве Г. Бëлля расширяют и углубляют существующие представления о военной проблематике, ее динамике в романах писателя. Указанный аспект помогает расширить теоретико-методологические подходы к изучению творческого наследия Г. Бëлля в отечественном и зарубежном литературоведении.

диссертационного исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при разработке общих и специальных учебных курсов по истории зарубежной литературы XX века, в частности, при проведении семинарских занятий по творчеству Генриха Бëлля; в культурологических дисциплинах.

Апробация работы: диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы МаГУ. По теме диссертации были прочитаны доклады на международной научной конференции "Пуришевские чтения" (Москва, 2009; Москва, 2010); на ΙΙ Всероссийской научной конференции с международным участием "Научное творчество XXΙ века" (Красноярск, 2010); на научных конференциях Магнитогорского государственного университета. Основные результаты работы отражены в 9 публикациях.

Концептуальные идеи диссертации сводятся к следующим

1. Особенности мировоззренческой позиции Г. Бëлля определяются такими факторами, как семья, город, социальная среда, а также политическими событиями (приход Гитлера к власти, Вторая мировая война). Этически ответственная позиция автора обусловила своеобразие проблематики, системы образов и мотивов, сюжетно-композиционной организации, составляющих актуальный слой концепта "война". Изменения в мироощущении писателя ведут к обновлению актуального слоя концепта, что нашло отражение в появлении новых проблем.

2. Основными художественными приемами функционирования концепта "война" в творчестве Г. Бëлля служат интертекст, монтаж и коллаж, по-средством которых раскрывается своеобразие актуального слоя концепта "война" в романах писателя. При этом интертекст является своего рода повествовательной основой романов писателя, а монтажно-коллажные конструкции используются писателем как средство повествования и выражения художественной мысли.

3. Первую фазу эволюции актуального слоя концепта "война" в творчестве писателя отражает роман "Где ты был, Адам?", в котором актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны. Проблема бессмысленности в романе раскрывается через дегероизацию войны. Значительную роль при этом играет мотив руин. Бесчеловечность войны рассматривается как коллективное нарушение запрета на убийство, утрата человечности. Вопрос о том, кто несет ответственность за преступления нацизма остается открытым, что является импульсом для дальнейшего развития концепта "война" в творчестве писателя.

4. Вторую фазу эволюции концепта "война" в творчестве Г. Бëлля определяет проблема ответственности, которая наиболее полно и последовательно раскрывается в романе "Дом без хозяина". В нем писатель поднимает вопрос о моральной ответственности, вскрывая тем самым этическое начало данной про-блемы. Писатель говорит об ответственности не только откровенных пособни-ков фашизма, но и "невольных" соучастников национальной трагедии. Вопрос об ответственности ставится перед молодым поколением, перед будущим. От-крытый финал романа свидетельствует о нерешенности данной проблемы, что способствует дальнейшей эволюции концепта "война" в творчестве Г. Бëлля.

"Бильярд в половине десятого", отражающем следующий этап эволюции концепта "война", актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой "непреодолимости военного прошлого", которую автор раскрывает с помощью концепции времени (слияние прошлого и настоящего) и символического изображения мира (противопоставление "буйволов" "агнцам"). В центре романа история семьи Фемелей, образующих в романе некую третью группу, с которой тесно переплетается все усложняющийся мотив руин. Прошлое остает-ся непреодолимым. Поиски путей его преодоления ведут писателя к следующему этапу эволюции концепта "война" в его творчестве.

6. Следующий этап эволюции концепта "война" в творчестве Г. Бëлля отражает роман "Групповой портрет с дамой", в котором актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой искупления вины. Писатель рассматривает войну как преступление. Расследуя шаг за шагом все звенья преступной цепочки, двигаясь при этом от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме непреодолимости военного прошлого, Г. Бëлль приходит к решению: чтобы преодолеть прошлое, необходимо искупить вину. И в этом смысле роман "Групповой портрет с дамой" является итоговым.

Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 302 наименований.

Основное содержание работы

Во обосновывается актуальность и новизна, устанавливается объект и предмет исследования, определяются цель, задачи, методологические и теоретические основы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава "Особенности функционирования концепта "война" в творчестве Г. Бëлля" – направлена на изучение мировоззренческого и художественного аспектов концепта "война". В первом параграфе – "Своеобразие актуального слоя концепта "война" в творчестве Г. Бëлля" – с помощью биографического метода устанавливается своеобразие философско-эстетических, нравственно-идеологических взглядов писателя, составляющих основу его мировоззрения, и указываются особенности актуального слоя кон-цепта "война", которые данными аспектами обуславливаются.

экономический кризис 1929–1932 годов; приход Гитлера к власти; и, собственно, Вторая мировая война, которая определила социально-исторический контекст его мировоззрения.

Вчерашний фронтовик – Г. Бëлль считал своим долгом поведать о неправедной войне, которая становится объектом анализа и полемики в его романах. Писатель анализирует обстоятельства, создавшие "маленькую трагедию" про-стого человека. Для Г. Бëлля "маленькая трагедия" – это трагедия "маленького человека", чьи черты искажены ненавистью к миру, в котором он вынужден жить и страхом перед его непостижимостью. Силы ''маленькому человеку'' придают лишь вера и любовь. Вера – важная составляющая мировоззрения писателя. Его герои верят в добро, справедливость, любовь – извечные христианские ценности. Образ "маленького человека" – неотъемлемая составляющая актуального слоя концепта "война".

Понятие "маленького человека" у писателя не столько социальное, сколько нравственное. "Маленького человека" Бëлля характеризует, прежде всего, чувство справедливости и человечности, презрение к обывательской морали, нежелание приспосабливаться к общепринятым нормам. К 1960-м годам, наиболее доступной формой несогласия, протеста становится чудачество, отщепен-чество, клоунада. Образ "маленького человека" раскрывается в особом типе героя произведений Г. Бëлля – героя-аутсайдера, наиболее ярким выражением которого считается клоун Ганс Шнир из романа "Глазами клоуна" (1963).

Стремление преодолеть военное прошлое определяет полярность героев Бëлля, их нравственных ориентиров и мировоззренческих позиций. Так, "маленькому человеку" Бëлль всегда противопоставляет людей "не маленьких". Это, как правило, бывшие нацисты и их пособники, люди, лишенные нравственного фундамента. Систему образов, которую включает актуальный слой концепта "война", дополняет образ католической церкви. Он отражает, прежде всего, критическое отношение Бёлля к католическому духовенству, заключившему договор с Гитлером".

Один из ярких образов художественной системы Г. Бëлля – образ женщины. Женщины служат воплощением таких сил в творчестве писателя, как вера, надежда и любовь, с помощью которых в романах Бëлля явственнее проявляется тема сопротивления войне, нацизму. Среди женских образов встречаются и отрицательные персонажи, как, например, мать Ганса Шнира из романа "Глазами клоуна", однако это скорее исключение. С образом женщины связан один из лейтмотивов творчества Г. Бëлля – мотив нелегкой женской судьбы, выражающий мысль о тяжелой доле женщин в военные и послевоенные годы. Несмотря на страдания и опустошения, которые принесли война и нацизм, они находят в себе силы среди руин устраивать быт, растить детей и жить дальше.

ëлля выступает мотив руин. И речь идет не только о руинах городов. Мотив руин у Бëлля – это еще и мотив нестабильности, непрочности бытия, поскольку война разрушила сам фундамент жизни. В руинах оказались души его соотечественников.

Художественное осмысление опыта войны сопряжено у Бëлля с постановкой серьезных нравственных проблем: с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны ("Где ты был, Адам?"); с проблемой ответственности за трагедию прошлого ("Дом без хозяина"). Сопричастность и ответственность являются основой этики Г. Бёлля.

События конца 50-х годов заставляют Бëлля обратиться к проблеме "не преодоленного прошлого". Данная проблема нашла воплощение в романе "Бильярд в половине десятого". Роман повествует об истории семьи Фемелей, которая словно движется по кругу, порождая ощущение непреодоленности и непреодолимости прошлого.

Обновление актуального слоя концепта "война" связано с появлением новых этических проблем и противостояний, составивших основное содержание более зрелых романов писателя. Преодоление прошлого, по мысли Г. Бëлля, возможно через осознание каждым личной вины. Так вызревает необходимость рассмотреть проблему искупления вины как единственной возможности преодоления фашистского прошлого, что нашло свое выражение в романе "Групповой портрет с дамой" (1971).

Актуальный слой концепта "война" включает в себя богатую символику и поэтику повседневности. Свои психологические глубины, свою поэтику и под-спудную символику автор находит, прежде всего, в изображении повседневного существования людей. Осмысление влияния нацистского прошлого на повсе-дневную жизнь людей составляет основу мировоззренческой позиции Г. Бëлля.

ëлля о войне оказываются взаимосвязаны, в каждом из них писатель показывает воздействие войны на различные стороны человеческой жизни, тем самым образуется некая целостная композиция.

Важным компонентом концепта "война" в творчестве Г. Бëлля является сюжетно-композиционное построение его произведений, их особая временная организация: действия в них происходят в прошлом и настоящем. Композици-онная двуплановость произведений Бëлля выражает его нравственную позицию: Г. Бëлль призывал никогда не забывать трагическое прошлое, каким бы рас-стоянием оно не было отделено от настоящего.

Существенные компоненты мироощущения Г. Бëлля неизменно присутствуют в его художественном осмыслении военного прошлого. Основные аспекты мировоззренческой позиции автора определили своеобразие системы образов и мотивов, особенности проблематики и сюжетно-композиционной организации, которые включает актуальный слой концепта "война". Писателя волновал нравственный аспект политического действия. Главным для него было не противостояние фронтов, а противостояние правды и лжи, совести и приспособленчества, "причастия агнца" и "причастия буйвола". Поэтому, изображая войну, Бëлль не только описывал смерть и руины, он затрагивал множество вопросов, связанных с утерей человечности, с отменой моральных критериев.

Во втором параграфе"Интертекст, монтаж, коллаж как художественные приемы функционирования концепта "война" в романах Г. Бëлля" – посредством функционального анализа исследуются особенности функционирования концепта "война" в творчестве писателя, заключающиеся в использовании таких художественных приемов, как интертекст, монтаж и коллаж.

В произведениях Г. Бëлля присутствуют различные "формы литературной интертекстуальности" (И. П. Ильин): цитаты, пародия, использование эпиграфов и т. д. Предельно разнообразны и источники "чужих" текстов, к которым обращается Бëлль. Это Священное Писание, фольклор, произведения немецкой и мировой литературы и др. Использование интертекста расширяет круг образных средств, которые включает в себя актуальный слой концепта "война". Религиозная символика, противопоставление христианской морали идеологии фашизма, позволяет раскрыть его бесчеловечную сущность. Отличительной чертой стиля писателя стало употребление имен библейских героев, активно использующихся писателем в романе "Бильярд в половине десятого" для выражения символической роли своих персонажей.

Интертекст играет важную роль в развертывании определенных мотивов, составляющих актуальный слой концепта "война". Интертекст не только раскрывает отношение героев к окружающему миру, долгу, к людям, к родине, но также может выполнять функцию ретроспекции. Точные и модифицированные цитаты часто выражают и авторские оценки.

Бëлль использует и такую форму интертекстуальности, как пародия. Используя в романе "Групповой портрет с дамой" стиль документального, фактографического письма, писатель пародирует "документальную литературу". Форма сбора материала напоминает прием "дознания", что воспринимается как пародия на детективный роман.

ëлль, – эпиграф. В романе "Где ты был, Адам?" эпиграф раскрывает смысл заглавия и выступает как композиционный прием. Он исполняет роль экспозиции и предлагает некоторые разъяснения для прочтения текста.

Как элемент "чужого" текста в творчестве Г. Бëлля выступает и заглавие. Например, название романа "Женщины у берега Рейна" в оригинале звучит "Frauen vor Flusslandschaft" – "Женщины перед речным пейзажем". Это название картины К. Фридриха. Рейн с величаво медленным течением, символ гармонии, становится в романе контрастным фоном для состояния дел в послевоенном западногерманском государстве, представленном здесь как "скрыто фашистское". В качестве композиционного приема выступает заглавие романа "Бильярд в половине десятого".

Использование интертекста в романах способствует выявлению национально-культурного своеобразия концепта "война", т. к. оно связано с духовной жизнью народа, несет на себе следы его морально-эстетических поисков. Обращаясь к образам не только немецкой, но и мировой литературы, автор моделирует определенный образ, восприятие которого активизируется в результате сопоставления образов произведения родной культуры с образами произведения другой культуры ("Групповой портрет с дамой": "афера с мертвыми душами").

Для творчества Бëлля характерны монтажно-коллажные конструкции. Ярким примером использования монтажа является роман "Где ты был, Адам?". Он демонстрирует, что монтаж не просто соединение отдельных фрагментов в единое целое. Монтировать значит выявлять смысл, причинность явлений и их связей. Несмотря на самодостаточность глав романа, прием монтажа позволяет достичь цельности, основанной на общности идейного содержания. Прием монтажа Бëлль использует для создания характеров, группировки образов в романах. Путем монтажа Бëлль, рассказывая об отдельных судьбах разных персонажей, восстанавливает судьбу нации: великая трагедия страны вырастает из множества трагедий "маленьких людей".

Монтажно-коллажные конструкции призваны передать многоголосие – множественность точек зрения. Данный повествовательный принцип впервые четко проявился в романе "Дом без хозяина". Автор применяет его для построения целостной картины. Из монологов, свидетельств различных персонажей складывается общая идея, проблема произведения.

со-держания произведений писателя. Это наиболее характерно для романа "Бильярд в половине десятого".

Монтаж – одно из важнейших средств художественного воплощения позиции автора. Так, в романе "Где ты был, Адам?" позиция автора выявляется в результате противопоставления и сопоставления точек зрения разных героев (контрастный монтаж). Прием монтажа позволяет удерживать цельность триединства автор-герой-читатель, определяющего актуальный слой концепта "война".

Таким образом, особенности функционирования концепта "война" в творчестве Г. Бëлля заключаются, прежде всего, в использовании определенных художественных приемов, с помощью которых данный концепт реализуется в произведениях автора. Основными художественными приемами в творчестве Г. Бëлля выступают интертекст, монтаж и коллаж. Эти приемы присущи всем романам писателя, именно с их помощью раскрывается своеобразие актуального слоя концепта "война" (его системы образов и мотивов, сложного комплекса проблем и композиционной организации), что в свою очередь обусловлено особенностями философско-эстетических, социально-идеологических взглядов писателя, составляющих основу его мировоззрения.

Во второй главе – "Эволюция концепта "война" в романах Г. Бëлля" – с помощью историко-теоретического метода исследуются изменения смыслового наполнения актуального слоя концепта "война" в романах писателя: "Где ты был, Адам?", "Дом без хозяина", "Бильярд в половине десятого", "Групповой портрет с дамой". Эволюцию концепта "война" мы рассматриваем на двух уровнях: на уровне проблематики и на уровне мотивов. На мотивном уровне эволюция концепта "война" рассматривается нами, прежде всего, как развитие, усложнение мотива руин. На проблемном уровне как движение авторского осмысления от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме искупления вины. Развитием военной проблематики определяется характер эволюции концепта "война" в творчестве Г. Бëлля.

В первом параграфе "Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Где ты был, Адам?": проблема бессмысленности и бесчеловечности" – исследуется первая фаза эволюции актуального слоя концепта "война". Здесь актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны.

"Где ты был, Адам?" Генрих Бëлль продолжает развивать проблематику, которую он затронул еще в своей первой повести "Поезд прибывает по расписанию" (1949), где на примере судьбы солдата вермахта показывается вся бессмысленность и бесчеловечность войны. Война, как чудовищная бессмысленность раскрывается в романе не в описаниях боев. Бессмысленность войны представлена, прежде всего, в чудовищной повторяемости и монотонности событий (история строительства и взрыва моста). Чудовищную случайность и нелепость войны Бëлль раскрывает в эпизоде о немецком госпитале, когда санитар, вышедший навстречу советским танкам с белым флагом, спотыкается о неразорвавшийся ранее снаряд. Раздается взрыв, и русские танкисты, приняв его за начало артиллерийского обстрела, открывают огонь по госпиталю. Раненые гибнут.

Бессмысленность войны раскрывается также в непрестанных, хаотических передвижениях. Это настоящее своеволие войны, бросающей солдата на фронт, с фронта в госпиталь, из госпиталя на другой фронт, сталкивающей его с людьми вроде бы случайно. Но порой все обстоит иначе. Так, встреча с еврейкой Илоной Карток оборачивается для главного героя романа, ефрейтора Файнхальса, настоящей любовью.

умирают случайно, глупо, порой даже возле выгребной ямы, которая становится символом войны. Многих героев романа одолевает совсем не героическое чувство – страх. Всякую героику заведомо снимает и использование антигероической лексики, нарочито приземленной, бытовой интонации. Лживую патетику войны в романе раскрывает и тема орденов как вещей совершенно бессмысленных. Писатель высмеивает отношение к наградам, как символу доблести и отваги. По-этому для солдат редкий, особенный крест – это всего лишь "ботва". Бëлль использует гротескные зарисовки. Характерно в этом плане изображение полковника Брессена, симулирующего безумие.

Бесчеловечность войны предстает в романе как череда насилия и убийств. Это наиболее очевидно демонстрирует глава о концлагере, куда прибывает очередная партия заключенных евреев. Изображая смерть на войне как убийство, Бëлль рисует целую галерею убийц. Этим "не маленьким" людям писатель противопоставляет в романе "маленьких" людей, которые предстают не только жертвами, но и невольными соучастниками преступлений.

Роману предпослано два эпиграфа, в которых обозначена авторская позиция. Война у Бëлля представляет собой страшную болезнь, но она не может стать надежным алиби для ее участников. Ответ на вопрос, кто виноват в произошедшей трагедии, заключен в эпизоде бесславной и бессмысленной гибели главного героя. Писатель ни с кого не снимает вины.

"Где ты был, Адам?" актуальный слой концепта "война" ассоциируется, прежде всего, с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны. Г. Бëлль рисует правдивую картину войны, где солдат оказывается не героем, и даже не жертвой, а невольным соучастником преступления. Женщина и любовь противопоставляются в романе бесчеловечности и жестокости войны. Уже в этом романе писатель затрагивает проблемы вины и ответственности. И если ответ на вопрос: "кто виноват в бессмысленной и бесчеловечной войне?" – очевиден, то вопрос: "кто должен нести ответственность за преступления?" – остается в романе открытым, что дает почву для дальнейшего осмысления концепта "война" в творчестве писателя.

Во втором параграфе"Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Дом без хозяина": проблема ответственности за трагедию прошлого" – исследуется следующий этап эволюции концепта "война" в творчестве Г. Бëлля. Его определяет проблема ответственности, наиболее полно представленная в данном романе. Речь идет, прежде всего, о моральной ответственности. Ответственность у Г. Бëлля – это осознание и готовность признать себя причастным к произошедшей трагедии. Она включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках определенных этических норм.

ëлль группирует в романе два полюса героев. В основе биполярности героев лежит способность памяти всегда помнить или мгновенно забывать события прошлых лет. Персонажей "положительно заряженного" полюса объединяет их память о военном прошлом. Кроме того, это противостояние рассматривается в романе и как часть еще более общей проблемы: нравственного или безнравственного выбора каждого из героев и ответственности за этот шаг. Создавая таких персонажей романа, как Гезелер, патер Виллиброрд, Шурбигель, Г. Бëлль изображает настоящих "оборотней" – людей, фанатично поддерживавших Гитлера при его власти и с не меньшим энтузиазмом отстаивающих демократические идеалы в послевоенное время.

Ответственными за трагедию прошлого являются в романе и герои противоположного полюса. Они не просто жертвы войны, они также ответственны за соучастие в нацистских преступлениях. Беспощадно ироничен писатель по отношению к персонажам, не осознающим свою ответственность за соучастие в произошедшей трагедии. Однако Г. Бëлль оставляет за ними возможность "прозрения". Об этом свидетельствует финал романа, демонстрирующий бессилие героев в борьбе с бывшими нацистами, т. к. они сами оказываются не безупречными. Осознание этого их обезоруживает, но и вселяет надежду на их духовное возрождение.

В романе с мотивом руин тесно переплетается мотив нелегкой женской судьбы. Речь идет уже не только о руинах домов, но и о душевных руинах. Наиболее страшными оказываются руины в душах женщин-матерей, так как они ответственны не только за себя, но и за будущее, воплощенное в образах их детей. Несмотря на беспросветность жизни и душевную опустошенность именно женщины становятся хранительницами надежды.

Преломляя проблему ответственности в мире обеспеченных буржуа и в мире бедных людей, писатель проверяет основную идею романа в разных социальных условиях. Бедность не оправдывает, а обеспеченность не снимает ответственности. Писатель смещает акцент из сферы социальных вопросов в сферу моральных проблем. Мотив нелегкой женской судьбы способствует в романе более полному раскрытию проблемы ответственности. В немецких домах нет мужей, нет отцов, нет хозяина, который будет нести ответственность за семью, за женщин, детей, за будущее. "Дом без хозяина" становится символом всей опустошенной войной страны.

События послевоенной действительности показаны в романе преимущественно глазами двоих детей, растущих без отцов. У богатого Мартина Баха, как и у бедного – Генриха Брилаха, нет настоящего детства. Судьбы детей в романе являются отражением судьбы целого поколения, лишенного отцов, лишенного детства. Изображая их непростую жизнь, в которой многое так трудно соотносимо с чистотой душевного мира ребенка, писатель призывает к ответственно-сти, прежде всего, перед молодым поколением, к ответственности за будущее страны. В случае, если эта ответственность не будет осознана, будущее может стать повторением прошлого. Именно поэтому проблема ответственности наиболее остро встает в романе "Дом без хозяина".

ëлля, ответственность за то, что творится на земле, нельзя перекладывать на высшие, небесные силы. Кроме того, люди ответственны не только перед Богом, но и перед теми, кто находится рядом.

Таким образом, в романе "Дом без хозяина", отражающем следующий этап эволюции концепта "война", актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой ответственности. Г. Бëлль рассматривает ответственность как способность памяти не забывать прошлое, как умение признавать ошибки и извлекать из них надлежащие уроки. Тем самым автор затрагивает этическую сторону проблемы, анализирует ее нравственную основу. У романа открытый финал – нацисты отказываются нести бремя ответственности, стирая из памяти войну; в жизни семьи Брилахов появляется очередной "дядя"; неизвестность остается и за женской половиной дома семьи Гольштеге. Все это свидетельствует о нерешенности данной проблемы, и толкает Г. Бëлля к дальнейшему осмыслению военного опыта. Концепт "война" в творчестве писателя продолжает эволюционировать.

В третьем параграфе "Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Бильярд в половине десятого": проблема "непреодолимости военного прошлого" – анализируется роман "Бильярд в половине десятого" (1959), отражающий следующий этап эволюции концепта "война".

Здесь в контексте концепции времени раскрывается проблема "непреодолимости военного прошлого". Рассказывая ретроспективно историю трех поколений семьи архитекторов Фемелей, Бëлль воссоздает историю Германии, в жизни которой за полстолетия в сущности ничего не изменилось. Организую-щим всю композицию романа началом становится 6 сентября 1958 года – восьмидесятилетний юбилей Генриха Фемеля. Его жизнь словно совершает определенный круг и оказывается в исходной точке: ему снова предстоит отреагировать на позицию единственного, оставшегося в живых сына; в городе снова планируется возведение аббатства святого Антония. Прошлое и настоящее в романе сливается воедино.

Неизменность происходящего подчеркивается постоянными повторами. В романе повторяются описания деталей городского пейзажа, интерьера. Знаками устойчивости, неизменности служат также привычки и жесты героев. Они пока-зывают постоянное возвращение, повторение, цикличность времени. В романе повторяются и отдельные слова, фразы, обороты в речах и размышлениях геро-ев. Неизменность, цикличность событий демонстрируется путем сложного монтажа различных временных пластов.

историзме изображения действительности в романе. Семья Фемелей претерпевает все превратности немецкой истории первой половины прошлого столетия. В их личный опыт история входит, прежде всего, в форме определенных дат, которые значительны для самих героев.

В судьбе Фемелей заключена глубокая ирония: у них одно поколение разрушает в войнах то, что возводило другое. Тем самым писатель показывает роковой путь своей страны от войны к войне, от катастрофы к катастрофе. Историю семьи Фемелей отражает история аббатства Святого Антония, которое становится в романе своеобразным символом истории Германии XX века. Спустя тридцать пять лет после того, как Генрих Фемель построил аббатство Святого Антония, его сын Роберт, офицер гитлеровской армии, взрывает это аббатство. В 1958 году молодой архитектор Йозеф, внук Генриха и сын Роберта, намерева-ется его восстановить.

"непреодолимости военного прошлого" в романе становится также символическое изображение мира.

Ощущение вечности, которым пронизано все произведение, ассоциирует-ся у Бëлля, прежде всего, с Библией. Его герои живут в мире религиозных представлений. В романе "Бильярд в половине десятого" широко используется библейская символика. Самые значимые символы романа – образы "агнцев" и "буйволов". Война, фашизм, милитаризм, насилие, агрессия ассоциируются у Бëлля с "причастием буйвола" ("vom Sakrament des Büffels"). "Причастие агнца" ("vom Sakrament des Lammes") является символом веры, надежды, любви, совестливости, доброты. В христианстве агнцы противопоставляются волкам. Г. Бëлль трансформирует эту библейскую антитезу, он заменяет образ волка образом буйвола. Буйвол приобретает в романе символическое значение, он ассоциируется с древнегерманским языческим культом бога Вотана, воскрешенного нацистами. Мы снова сталкиваемся с двумя полюсами персонажей.

Используя символику, писатель показывает нравственный выбор героев. Говоря о "причастии буйвола" автор вновь затрагивает тему "оборотничества" людей. После окончания войны "буйволы" приняли облик добропорядочных немцев, однако акт "причастия" оказывает необратимое воздействие на личность персонажей. "Буйволы" по-прежнему занимают высокое общественное положение, что также свидетельствует о непреодолимости прошлого.

Симпатии Г. Бëлля определенно принадлежат "причастию агнцев". "Агнцы" – жертвы "буйволов", жертвы террора и общественного насилия. Они – воплощение чистоты, достоинства, их поступки пронизаны бескорыстием. Их нравственная позиция выражается в осознанном служении добру и противостоянии "буйволам". Самоотверженность и готовность к самопожертвованию "агнцев" незаметно оборачивается жертвенностью, кротостью. Поэтому говорить о том, что в "агнцах" находит свое полное воплощение нравственный идеал писателя, было бы не совсем верно.

Будучи глубоко религиозным человеком, Г. Бëлль менее всего был склонен довольствоваться моралью непротивления злу. Так, в романе выделяется третья группа персонажей, которую образуют все три поколения семьи Фемель, исключая погибших Отто и малолетнего Генриха. Эти герои, не принимая "причастия буйвола" и не желая быть причастными к насилию, оказываются, однако, совиновными в национальной трагедии, на них также лежит ответственность за нацистские преступления. Так, Генрих Фемель, не решаясь на открытый протест, на действие, оказывается, по существу, совиновным. Он строил не только аббатства и соборы, но также и казармы, лазареты, укрепления. Они, безусловно, близки "причастию агнцев". Их объединяет с "агнцами" неподвластность соблазнам и физическим законам старения. Они также наделяются в романе особыми полномочиями в служении человечеству. Однако каждый в итоге встает на активные позиции противостояния "буйволам" (отказ от "позы иронического превосходства" старого Фемеля, выстрел Иоганны, взрыв аббатства Робертом, усыновление им мальчика Гуго).

на то, чтобы изменить ход истории, повторяющейся из поколения в поколение. Прошлое в романе остается непреодоленным не только потому, что "буйволы" стремятся забыть о нем, отказываясь тем самым от своей ответственности за совершенные преступления, но и потому, что оказывающие им сопротивления герои сами при этом порождают новое насилие.

Таким образом, в романе "Бильярд в половине десятого" актуальный слой концепта "война" ассоциируется с проблемой "непреодолимости военного прошлого". Она раскрывается автором через концепцию времени и образно-символическую организацию романа. Об эволюции концепта свидетельствует и мотив руин. Руины аббатства – уже не просто бессмысленные разрушения на войне, это памятник невинным жертвам войны. Кроме того, душевные руины человека в романе обусловлены не только опустошением войной, но и болезненным восприятием несправедливости окружающей действительности. Автор показывает в романе, что внутреннего неприятия "причастия буйвола" мало, не-обходимо действовать. Однако действие оборачивается ответным насилием. Надежды на преодоление прошлого оказываются на данном этапе напрасными. Это побуждает Г. Бëлля к поиску путей его преодоления, что свидетельствует о дальнейшей эволюции концепта "война" в творчестве писателя.

Четвертый параграф"Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Груп-повой портрет с дамой": проблема искупления вины" – посвящен проблеме искупления вины, представленной в романе "Групповой портрет с дамой" (1971), который отражает следующий этап эволюции концепта "война".

Поиски путей преодоления прошлого приводят писателя к осознанию того, что решительные действия героев должны быть направлены на искупление вины. Лишь искупив свою вину, можно преодолеть военное прошлое. Над данной проблемой Г. Бëлль задумывался уже в романе "Глазами клоуна" (1963). Поступок Ганса Шнира в финале романа можно рассматривать не только как протест против респектабельных родителей и преуспевающего общества, но и как демонстрацию его готовности унизиться до самой последней степени, чтобы тем самым принять их вину и возможность ее искупления на себя. Однако к решению данной проблемы автор приходит в романе "Групповой портрет с дамой".

Заметим, что преодоление военного прошлого у Г. Бëлля – это не результат, это процесс, поэтому роман "Групповой портрет с дамой" представляет собой настоящее расследование. Писатель расследует войну как преступление. Расследование ведется повествователем, иронически именующимся в романе "авт.". В рамках проводимого расследования Г. Бëлль снова анализирует проблемы, связанные с войной и нацизмом, восстанавливая тем самым шаг за шагом историю Лени Пфайфер. На примере ее судьбы автор и раскрывает проблему искупления вины.

Г. Бëлль подчеркивает, что национальная вина немцев как раз и заключалась в том, что в истории страны была допущена эта бессмысленная и бесчеловечная война, приведшая к "маленьким трагедиям" множества людей.

Сопричастность к "маленькой трагедии" Лени, совершение поступков, ставших причиной ее страданий, определяет в романе "Групповой портрет с да-мой" основной смысл проблемы ответственности. Проблема ответственности в творчестве Г. Бëлля всегда связана с поляризацией персонажей. Те, на ком лежит вина и ответственность за нацистские преступления, противопоставляются в романе тем, кто страдает от виновных и, терзаясь собственным бессилием, становится порой совиновным.

их стремились подавить гитлеровцы своими лагерями, тюрьмами и казнями. Этими пер-сонажами в романе являются русские военнопленные Борис Колтовский и Петр Богаков, монахиня, еврейка Рахиль. К этой группе относится и Лени Пфайфер, ведь нацисты в неменьшей степени виноваты перед своим народом, который они привели к катастрофе и национальному унижению. Лени словно искупает свое нацистское прошлое своей искренней любовью к русскому, своей предан-ной дружбой с еврейкой, а также страданиями от их потерь.

Описывая неустроенность жизни людей, в которой даже спустя десятилетия после войны еще слышны отголоски военных лет, автор в очередной раз демонстрирует живучесть нацизма, ведь по-прежнему находятся нацистские фанаты, требующие "газовых камер" для тех, кто нарушает "нормы". Г. Бëлль подчеркивает нарастающую необходимость искупления вины, которое позволит преодолеть военное прошлое, предотвратить его повторение.

Назревшая проблема искупления вины выливается в финале романа в "акцию по спасению" Лени. Возможно, данное действие в сущности ничего не меняет, лишь нарушает привычное спокойствие в городе. Однако оно имеет под собой достаточно серьезную почву. И это, прежде всего, связано с тем, что в этой акции принимает участие даже бывший нацист Вальтер Пельцер.

В предшествующих романах писателя бывшие нацисты чувствовали себя после войны прекрасно, начав жизнь заново, стремясь замазать свое коричневое прошлое. Вальтер Пельцер, умело подстраиваясь ко всем поворотам послевоенной истории, однако, теряет душевный комфорт. На наш взгляд, его мучает именно чувство вины, которое и приводит Пельцера к участию в вышеупомянутой акции. Пельцер совершает поступок, направленный на искупление его вины как бывшего нациста, как соучастника национальной трагедии, который в свое время наживался на войне.

"Групповой портрет с дамой" ассоциируется актуальный слой концепта "война" определяет следующий этап его эволюции. Об эволюции свидетельствует, прежде все-го, такой персонаж, как Пельцер. Он не несет явного покаяния в романе, однако между строк улавливается то неизбывное чувство вины, которое он испытывает. Конечно, единичное искупление не может преодолеть военного прошлого. Писатель указывает лишь путь его преодоления. Но именно из индивидуальных покаяний, из осознания личной ответственности и вины происходит искупление вины целой нации.

"война" в романах Г. Бëлля претерпевает эволюцию, характер которой определяется, прежде всего, развитием военной проблематики в произведениях писателя.

В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются выводы, полученные в ходе работы.

Исследование особенностей функционирования и эволюции концепта "война" в романах Г. Бëлля позволило наиболее полно рассмотреть художественное осмысление писателем войны в различных ее аспектах. В процессе изучения мировоззренческого и художественного аспектов концепта "война" было выявлено своеобразие мировоззренческой позиции автора и раскрыты обусловленные ими особенности актуального слоя концепта "война", заключающиеся в системе образов и мотивов, сложной военной проблематике, сюжетно-композиционной организации романов.

Образная система актуального слоя концепта "война" в творчестве Г. Бëлля представлена преимущественно образами "маленьких людей", им писатель противопоставляет людей "не маленьких". Особое место в образной системе романов занимает образ женщины, который противопоставляется войне. Дополняет образную систему актуального слоя концепта "война" образ католической церкви.

"война": проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны, проблемы вины и ответственности, проблемы "непреодолимости военного прошлого", а также проблемы искупления вины. Поднимая ту или иную проблему настоящего, Г. Бëлль обращается к историческому прошлому. Взаимодействие прошлого и настоящего в его романах определяет своеобразие их сюжетно-композиционной организации.

Своеобразие актуального слоя концепта "война" раскрывается в процессе функционирования таких художественных приемов, как интертекст, монтаж и коллаж.

Характер эволюции, которую претерпевает актуальный слой концепта "война" в романах Г. Бëлля, определяется движением авторского осмысления от простых к более сложным вопросам и проблемам (от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме искупления вины; от руин городов к руинам в жизни и душе человека). При этом роман "Групповой портрет с дамой" является в определенном смысле итоговым. В нем выражена мысль о том, что для преодоления военного прошлого необходимо искупить вину.

Эволюция концепта "война" в романном творчестве Г. Бëлля подтверждает тезис о том, что некоторые концепты, существующие в сознании носителей языка, могут испытывать глубокое воздействие творческих личностей, что в свою очередь дает импульс для эволюции их содержания в сознании народа.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Авраменко Ю. И. Двоемирие в романе Генриха Бëлля "Дом без хозяина" // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва–Магнитогорск–Новосибирск, 2009. № 4(26). C. 82–88. –0,5 п. л.

2. Авраменко Ю. И. Идея бессмысленности войны в романе Генриха Бëлля "Где ты был, Адам?": взгляд реалиста XX века // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение: науч. журнал. Челябинск: ЧелГУ, 2010. Вып. 46. С. 5–8. –0,3 п. л.

Публикации в других изданиях:

3. Авраменко Ю. И. Концепт в художественной литературе // НАУКА–ВУЗ–ШКОЛА: сб. науч. тр. молодых исследователей / под ред. З. М. Уметбаева, А. М. Колобовой, Е. В. Гавриловой. Магнитогорск: МаГУ, 2008. Вып. 13. С. 199–203. –0,3 п. л.

ëлля "Потерянная честь Катарины Блюм") // ΧΧІ Пуришевские чтения: "Взаимодействие литературы с другими видами искусства": Сборник статей и материалов / отв. ред. Е. Н. Черноземова. М.: МПГУ, 2009. С. 134–135. –0,06 п. л.

5. Авраменко Ю. И. Роль войны в человеческом обществе. Многоликая война в художественной литературе // Филологические науки. Вопросы Теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. №2(4). С. 21–24. –0,4 п. л

6. Авраменко Ю. И. Природный дар – владение словом // LINGUA MOBI-LIS: науч. журнал / гл. ред. А. А. Селютин. Челябинск: Энциклопедия, 2010. №1(20). С. 8–14. –0,3 п. л.

7. Авраменко Ю. И. Широкая душа западногерманского писателя (заметки о жизни и творчестве Г. Бëлля) // В мире научных открытий: материалы ΙΙ Всероссийской научной конференции "Научное творчество XXΙ ве-ка". Красноярск, 2010. №2 (08). Ч. 4. С. 23–25. –0,2 п. л.

8. Авраменко Ю. И. Война в романах Генриха Бëлля: от идеи бессмыслен-ности к "маленькой трагедии" // ΧΧІІ Пуришевские чтения: "История идей в жанровой истории": Сборник статей и материалов / отв. ред. Е. Н. Черноземова. М.: МПГУ, 2010. С. 41–42. –0,06 п. л.

ëлля (на примере романа "Групповой портрет с дамой") // Филологические науки. Вопросы Теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. №1(8). С. 15–17. –0,2 п. л.


Примечания

[1] Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под. общ. ред. В. П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 281.

[2] Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Н. Новгород, 2001. – С. 14.

[3] Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Нижний Новгород: НГЛУ, 2003. – С. 67.

örterbuch. – Manheim: Dudenverlag, 2001. – 1892 S.; Duden Etymologie: Herkunftswörterbuch der deutschen Sprache. – Manheim: Bibliografisches Institut AG, 1963. – 816 S.; Klappenbach R. Wörterbuch der deutschen Gegenwartssprache. 3. Band (Glauben–Lyzeum). – Berlin: Akademie-Verlag, 1981. – 2412 S.; Langenscheidts Grosswörterbuch Deutsch als Fredsprache / Hrsg. von Pr. Dr. Götz , Pr. Dr. G. Haenisch, Pr. Dr. H. Wellmann. – Berlin, München: Langenscheidt KG, 2003. – 1254 S.

[5] Тарасова И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2010, № 4 (2). - С. 743.

[6] В романе "Бильярд в половине десятого" данная антитеза имеет религиозно – нравственную основу. Бëлль символически именует первых – "принявшими причастие буйвола", а вторых – "принявшими причастие агнца".