Приглашаем посетить сайт

Авраменко Ю. И.: Двоемирие в романе Генриха Бёлля "Дом без хозяина"

Ю. И. Авраменко

ДВОЕМИРИЕ В РОМАНЕ ГЕНРИХА БЁЛЛЯ «ДОМ БЕЗ ХОЗЯИНА»

Проблемы истории, филологии, культуры. 2009 №4

https: //cyberleninka.ru/article/n/dvoemirie-v-romane-genriha-byollya-dom-bez-hozyaina

Генрих Бёлль принадлежит к числу наиболее читаемых в мире немецкоязычных писателей ХХ века. Его произведения — это критика современного социума с позиции нравственности. Центральная тема творчества Г. Бёлля — антивоенная. Он развенчивает нацистский культ войны и завоевателей.

К числу антивоенных романов писателя принадлежит и «Дом без хозяина». Этот роман был написан в 1954 году и является одним из самых сильных, художественно завершенных произведений Г. Бёлля. С. В. Рожновский писал, что эту книгу в самом общем виде можно охарактеризовать следующим образом: «Писатель стремится заглянуть в существо того, что произошло после войны, оценить прошлое и понять настоящее»1. Он также добавил: «В ней сконцентрирована вся та проблематика, которая интересовала писателя в предыдущие годы, но здесь он пытается установить связи между отдельными, более частными проблемами»2.

Роман «Дом без хозяина» строится на основе противопоставления богатства бедности. Многими критиками не раз отмечалось, что для прозы Генриха Бёлля пятидесятых годов очень важна антитеза имущих и неимущих, тех, кто объедается, и тех, кто недоедает. Таким образом, перед нами предстают два мира: один Мартина Баха, живущего в полном довольстве, и другой — Генриха Бри-лаха, который познает унижения бедности на личном опыте. Оба героя — дети, родившиеся на исходе войны, растущие без отцов. Дружба Мартина и Генриха бескорыстна и трогательна. Они вместе постигают, как устроен мир взрослых, и какую роль в нем играют деньги. Мартин, не знающий, что такое бедность, присматривается к жизни школьного товарища, он начинает сомневаться в догмах катехизиса, он не желает мириться с порядками, при которых одни пресыщены, а другие голодны. Он искренне молиться, чтобы Генриху и его семье жилось лучше. Генрих беден, и, кроме того, стыдится и страдает за мать, которая слывет «безнравственной». По мнению Т. Л. Мотылевой, именно дружба этих двух школьников «помогает романисту Бёллю необычайно рельефно представить социальные контрасты»3. В этом романе Г. Бёлль впервые изображает классовое общество, и его герои — это уже не просто хорошие или плохие люди, а представители реальных классов.

Кроме того, в романе «Дом без хозяина» перед нами предстают еще два мира: реальный и идеальный. «Генрих Бёлль избирает очень интересный, хотя и не новый композиционный прием: он контрастирует идеальный и реальный миры, показывая тем самым, как далека действительность от идеала», — писал С. В. Рожновский4. Он подчеркнул: «В романе достигается своего рода «стереоскопический» эффект, потому что одна и та же действительность наблюдается как бы с двух далеко стоящих друг от друга точек: с точки зрения обыденности и с точки зрения детей, смотрящих на все через призму идеалов»5. Мы полагаем, что более конкретно данную мысль можно выразить следующим образом: реальный мир — это мир взрослых, мир денег и он беспощаден, идеальный мир — мир, в котором живут дети со своими мечтами, снами, желаниями и удовольствиями. При этом Мартин Бах двумя ногами стоит в идеальном мире. Подтверждение этому мы находим в самом романе, в мыслях дяди Альберта: «В комнате у Неллы было тихо, и на какое-то мгновение он понял ее: ведь и его пугало, что мальчик так быстро вырос и, несомненно, живет в совсем ином мире, чем они»6. Но время от времени Мартин также соприкасается с реальным миром. Например, посещая с бабушкой ресторан, где она выписывает кельнеру чек на такую сумму, на какую семья Брилахов живет, возможно, целую неделю, где кровожадно поедающие люди, обмакивающие куски мяса в кровавый жир вызывают в нем отвращение. И он боится этого мира, не понимает его.

Генрих Брилах, в свою очередь, очень четко осознает, что все вокруг раскалывается на два мира. Один мир — это школа, все, чему учили там, все, что говорил священник на уроках. Другой мир — это жизнь, которой он жил. Эту мысль подтверждают и строки самого романа: «Покоя у Генриха никогда не было, уж слишком много у него было всяческих забот, и школу он воспринимал как дело второстепенное, ненужное, но в то же время симпатичное, как нечто далекое от жизни. Пузырьки воздуха под ледяной корой, милые игрушки, забавляться которыми чрезвычайно приятно, хотя они и отнимают много времени. А иногда в школе было просто скучно, и тогда Брилах на последнем уроке засыпал, если только страх за Вильму не мешал ему заснуть»7.

Из романа мы также узнаем, что Генрих знал и еще один, третий мир. «Третий мир — мир Мартина — был совсем не похож на первые два. Это был мир холодильников, мир, где женщины не стремятся выйти замуж, а деньги не играют никакой роли»8. Мы считаем, что, создавая образ третьего мира в сознании мальчика, писатель тем самым стремился еще раз подчеркнуть классовые противоречия. И хотя Генрих Брилах был ребенком с рано пробудившимся сознанием, который также уже многое успел познать в жизни: и «черный рынок», и даже то, что люди делятся на «нравственных» и «безнравственных», все же познать то, что общество расслаивается на отдельные классы, ему было еще достаточно сложно. Его дружба с Мартином сглаживала различия их социального положения, хотя они и не оставались незамеченными обоими школьниками.

Кроме того, мир Мартина так же, как и мир Генриха, отличался от первого мира, от школы, т. к. и в нем существовали трудности, просто они не были связаны с деньгами и носили совершенно иной характер.

Итак, если Мартин Бах — ребенок до мозга костей, живущий в своем идеальном мире, то Генрих Брилах — ребенок с недетскими заботами, ребенок, который живет жизнью взрослых. Именно поэтому Мартину сложно понять ту «важность», которую Брилах напускает на себя, составляя смету семейных расходов. Хотя он и осознает, что его другу живется очень тяжело и это занятие очень сложное. Жизнь в разных мирах, которые лишь иногда пересекаются между собой, заставляет ребят по-разному смотреть даже на самые простые вещи. Так, обыкновенный картофель является для Мартина настоящим лакомством и достается ему очень редко. Генрих же варит картофель каждый день на ужин, и картофель для него является чем-то обыденным.

Единственное, что по-настоящему объединяло ребят, это их представления об отцах. И Мартин, и Генрих идеализируют своих погибших отцов. Мартина, разглядывающего фотографию своего отца, его совсем молодое, смеющееся лицо, с трубкой во рту, всегда охватывала гордость, что у него такой молодой отец. По мнению Мартина, отцы чаще бывают старше, они всегда едят яйцо на завтрак и читают газету. Его отец мало походил на других отцов. Мартин всегда молился, чтобы отец пришел к нему во сне, и при этом он всегда представлял его верхом или в мчащейся к горизонту машине. И хотя чаще всего его отец приходил уставшим и грустным, Мартин снова и снова ждал его в своих снах. Генрих тоже часто думал о своем отце. Каждый вечер он рассматривал его фотографию на стене. Генрих знал, что отец был слесарем, у них дома хранилась его брошюрка: «Что надо знать автослесарю при сдаче экзамена на подмастерье». Но главное он знал, что его отец погиб на войне, сгорел в танке где-то между Запорожьем и Днепропетровском, защищая великую Германию.

из которых живет в своем мире. Жизнь Неллы Бах, которая потеряла своего мужа — поэта Раймунда Баха на войне, протекает в двух мирах. Она живет в реальном мире, среди своих родных, среди поклонников таланта ее мужа. И эта жизнь представляет собой бессмысленную скуку. Война и смерть мужа не отразились на ее материальном положении, а за сыном Мартином «по-отцовски» присматривает Альберт, иногда Больда, Глум, а также бабушка. Но большую часть времени она проводит в мире иллюзий, в собственных воспоминаниях и переживаниях. Она постоянно прокручивает в голове ленту кинофильма о ее жизни с Раймундом, о жизни, которую бы она прожила по-настоящему, предвкушая каждый день. Но ленту эту перерезали, и кинофильм остался лишь несбыточной мечтой. Даже Гезелер, убийца мужа Неллы предстает у нее в двух мирах. В ее голове долгие годы существовал образ Гезелера, как дельного офицера, широкоплечего красавца-мужчины, который послал на верную смерть Рая. В реальной жизни он оказывается милым интеллигентом с испытующим взглядом, и, кроме того, кажется Нелле слишком молодым. В результате желание мести, которое она долгие годы испытывала, испаряется, а сама месть оказывается напрасной.

Возможно, именно существование этих двух миров в жизни Неллы затрудняет понимание Мартина, является ли его мать «безнравственной» или нет. И хотя для окружающих его мама очевидно не «безнравственная», что-то время от времени заставляет мальчика сомневаться в этом.

Совершенно иной жизнью живет мать Генриха Вильма Брилах. Читая роман и погружаясь в судьбы двух женщин, понимаешь, что если меланхолия, некоторая отрешенность и полузабытье Неллы Бах порой кажутся нам красивым страданием, то жизнь другой вдовы Вильмы по-настоящему страшна. Мир иллюзий и мечтаний почти не существует для нее. Все свои силы Вильма Брилах направила на то, чтобы выжить, чтобы прокормить и вырастить своих детей. И если мы легко можем представить Неллу Бах, душевно истощенную ранним вдовством, томящуюся в безделье, в дыму сигарет, в компании праздно болтающих гостей, то Вильму Брилах представить трудно. Перед нами возникнет лишь образ бедной, уставшей женщины с плохими зубами. На протяжении всего романа она остается безликой, ее один только раз называют по имени, когда она посещает дантиста.

Безуспешно пытается мать Генриха построить и свою личную жизнь. Один за другим меняются ее сожители, оставляя после себя лишь незначительную вещь, каждую из которых она бережно хранит, как частицу несбывшегося женского счастья. Ее желание создать полноценную семью осуждается обществом, и она слывет «безнравственной». И если мнения окружающих ее мало волнуют, то мнение собственного сына, который также считает свою мать «безнравственной» приносит ей страдания. Как уже было упомянуто в начале статьи, произведения Генриха Бёлля представляют собой критику современного социума с позиции нравственности. Поэтому совершенно неслучайно вопрос нравственности и безнравственности поднимается и в этом романе.

С. В. Рожновский отметил, что Вильма Брилах не «безнравственна», она всего лишь бедна, и при этом он подчеркнул: «Положение неимущей лишает ее возможности пойти по тому пути, который мог бы получить милостивое признание «общества»9«Судьба Вильмы Брилах и ее детей переносит вопросы из сферы моральной в единственно определяющую — социальную, и здесь судьба отвергаемой становится обвинением против того общества, которое уготовило ей эту судьбу... в котором моральным оказывается все, что освящено написанным большими буквами словом деньги и где отсутствие денег исключает людей из категории нравственных»10. К концу романа эта мысль мелькает и в голове Генриха. Он постепенно перестает задумываться о вопросах морали, его больше не волнует то слово, которое мама сказала кондитеру. Мальчик думает о надежде, которая лишь на миг появилась на лице его матери. «Это длилось одно лишь мгновение, но он знал теперь, что одно мгновение может все изменить»11. Наконец-то чистая детская душа сбрасывает с себя бремя взрослой жизни и Генрих Брилах, возможно, впервые, полностью погружается в идеальный мир, в мир мечтаний.

«Дом без хозяина» просматривается также очень важная черта повествовательной манеры Г. Бёлля. И. Фрадкин определил ее как «композиционная двуплановость», «перекличка времен»12. И перед нами снова два мира: мирное настоящее и военное прошлое. И. Фрадкин писал: «... современный план все время расширяется, он становится главным предметом изображения, но как бы ни возрастало с каждым днем расстояние между настоящим и прошлым, это фашистское и военное прошлое неизменно присутствует в повествовании, его зловещие очертания проецируются на современность»13 стороны. Тем более это не какие-то наши домыслы, а действительность, описанная автором, который там жил и всё это видел.

Обращаясь к истории, к военному прошлому своей страны, Генрих Бёлль затрагивает вопрос о вине и об ответственности всего немецкого народа за попустительство фашизму. Наиболее полно эта тема раскрывается на примере таких персонажей романа, как Гезелер, Шурбигель, патер Виллиборд. В их жизни также происходит раскол на два мира: мир, где люди фанатично поддерживали Гитлера и мир демократических идеалов. Выражая свое отношение к персонажам такого типа, многие критики писали, что все они в годы гитлеровской власти ловко приспособились к нацизму, а затем после войны стали выступать поборниками западной демократии и христианской морали. На наш взгляд, в романе «Дом без хозяина» Генрих Бёлль заключил безжалостную иронию в изображении такого «оборотничества» людей, стремительно меняющих свои убеждения.

Неоднозначен в этом плане, по мнению критиков, и такой персонаж романа, как бабушка Мартина, мать Неллы, которая также имела отношение к двум мирам, упомянутым раннее. Казалось бы, именно бабушка нападает на Гезелера в финале романа. Она заставляет Мартина твердо помнить и повторять его ненавистное имя, т. к. Гезелер виновен в смерти отца мальчика. Но, тем не менее, размышляя над данным вопросом, четко осознаешь, что бабушку нельзя считать также противницей темных сил наравне, например, с дядей Альбертом, который поддержал ее в стычке с Гезелером. Подтверждением этому служит один эпизод из романа, когда бабушка рассказывает внуку о мармеладной фабрике, источнике богатства семьи. В этом эпизоде бабушка с гордостью показывает мальчику диаграммы, из которых следует, что после прихода Гитлера к власти, и особенно в годы войны, кривая доходов стала стремительно подниматься вверх, т. к. фирма обслуживала нацистские партайтаги, летние лагеря и многие другие организации. В романе, конечно же, чувствуется, как сильно переживает бабушка по поводу того, что ее дочь Нелла потеряла мужа и так и не устроила свою личную жизнь, что ее единственный любимый внук Мартин растет без отца. Но все же, благодаря своей классовой принадлежности, бабушка относится к тем, кто содействовал утверждению фашистской власти, поэтому она несет свою долю ответственности за преступления. Иными словами, перед нами не только жертва войны, развязанной нацистами, но и соучастник национальной вины.

По сути мы сталкиваемся с двумя полюсами героев в данном романе. Т. Л. Мотылева определила это как «расстановка идейных сил» в произведениях Генриха Бёлля14. На одном полюсе мы видим таких персонажей, как Гезелер, Шурбигель, патер Виллиборд. На другом полюсе — Мартин и Генрих, Больда, Глум, дядя Альберт и многие др. Т. Л. Мотылева описала такую биполярность персонажей в романах Генриха Бёлля следующим образом: «На одном полюсе — те, кого в ФРГ называют «вечно вчерашними»: бывшие нацисты и их пособники, перекрасившиеся, замаскировавшиеся, усвоившие официально-демократическую фразеологию.. На другом полюсе — добрые, честные люди, равнодушные к своему житейскому преуспеянию и протестующие против неприемлемого для них строя жизни в одиночку, часто эксцентричными и вызывающими способами»15«Возможно, что этот добродушный старик, уроженец одной из национальных окраин Сибири, испытавший много невзгод и попавший неведомо почему в Западную Германию, призван опровергнуть россказни школьного учителя о «страшных» русских»16. Кроме того, неоднозначное положение, как нами уже было рассмотрено раннее, занимает бабушка. Она находится как бы между двумя этими полюсами.

Что же касается мирного настоящего, то в романе «Дом без хозяина» оно также имеет двойственную природу. С одной стороны, все персонажи романа стараются жить дальше, несмотря на неизгладимые следы войны в душах, в сознании, в неотвязных воспоминаниях. Несмотря на трудности жизни, герои романа не теряют веры в смысл своего существования. Так, например, дядя Альберт приводит в порядок дом, где воцарилась настоящая разруха из-за растущего безразличия Неллы к окружающему миру, зародившегося в ней в результате потери любимого человека на бессмысленной войне. А Вильма Брилах, несмотря на унижения, бедность, изнуряющую борьбу за выживание, все же осуществляет попытки построить настоящую семью, сожительствуя с разными мужчинами. Она также задумывается о том, чтобы поставить себе новые зубы, хотя это практически невозможно. В конце романа ее даже озаряет надежда, хотя и на один только миг. Кроме того, нельзя забывать и о том, что главные герои романа — дети, и у них есть ощутимые шансы на достижение настоящего человеческого счастья, т. к. многое им еще только предстоит.

С другой стороны память о войне, о людях, захваченных ее губительными механизмами, колеблет веру героев в светлое будущее. С. В. Рожновский писал: «И хоть война в прошлом, хоть отовсюду слышится вкрадчивый голос: «Прошлое надо забыть, с прошлым покончено навсегда», оно живо в судьбах тех, кто остался жить»17. По мнению С. В. Рожновского, в романе чувствуется «пафос непрощения», который он описал следующим образом: «. кто забудет зло, причиненное войной, кто забудет несчастья принесенные фашизмом, тот подлец. Не забывать обязует не только память погибших, но и ответственность за тех, кто только вступает в жизнь»18 для них лишь благодаря напоминаниям взрослых, и только самые яркие и положительные моменты они хранят всю свою жизнь.

Генрих Бёлль не раз в своем творчестве поднимал вопрос об ответственности и национальной вине своего народа за происходившее в фашистской Германии, вопрос о непреодолимости военного прошлого, но все же главная мысль его произведений, на наш взгляд, и в частности романа «Дом без хозяина», заключается в том, что война ужасна для всех людей, в ней нет победителей, завоевателей и нет проигравших, есть только пострадавшие. И эта мысль представлена в романе «Дом без хозяина» судьбами двух домов, каждый из которых потерял своего хозяина на войне.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Рожновский С. В. «Дом без хозяина» // Рожновский С. В. Генрих Бёлль. М., 1965. С. 69.

2. Там же.

4. Рожновский. Ук. соч. С. 69.

5. Там же.

6. Бёлль Г. Дом без хозяина. Пер. с нем. С. Фридлянд (гл. 1—12), Н. Португалова (гл. 13—22) // Бёлль Г. Самовольная отлучка: романы, повести: пер. с нем. / послесл. Т. Л. Мотылевой. - Мн.: Маст. лгт., 1990. С. 76.

7. Там же. С. 126.

9. Рожновский. Ук. соч. С. 72.

10. Там же. С. 73.

11. Бёлль. Дом без хозяина. С. 210.

12. Фрадкин И. Генрих Бёлль — писатель, и, больше чем писатель / И. Фрадкин // Бёлль Г. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Романы; Повесть; Рассказы; Эссе. 1947-1954: пер. с нем. / редкол. А. Карельский, Н. Павлова, И. Фрадкин. М., 1989. С. 21.

15. Там же.

16. Мотылева. Генрих Бёлль. Проза разных лет. С. 567.

17. Рожновский. Ук. соч. С. 70.