Приглашаем посетить сайт

Акопян Я. А.: Философская концепция личности в творчестве Германа Гессе.

Акопян Я.

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ

ЕГЛУ им. В. Брюсова
Научные труды. 2008 год.
Выпуск Г, Издательство «Лингва», ЕРЕВАН
http://old. brusov. am/docs/prak-6-final.pdf

Специфика немецкой литературы определяется , в частности , тем большим значением , которое имеет для нее философское осмысление мира и его отражение как в поэзии , так и в прозе.

Как известно , после заката романтизма в немецкой литературе во второй половине XIX века начинается период застоя , мелких тем и проблем. И только с началом нового XX века в немецкую литературу возвращается философская глубина. Носителями нового подхода к осмыслению реальности были в первую очередь Томас Манн и Герман Гессе. Гессе в своем творчестве опирался на широчайшую европейскую и мировую культурную традицию , и , на наш взгляд , в его творчестве даются наиболее интересные и неординарные решения философских и жизненных проблем своего времени.

Все произведения Гессе объединяет лежащий в основе каждого из них принцип единства всего мироздания , все они посвящены поиску находящегося в каждом человеке от рождения его священного « я » – человеческой причастности к Божественному. Пути его героев ведут к Богу , который для него трансцендентален и живет в каждой вещи , его составной частью является все и вся в нашем мире , и , согласно этой логике , все разнообразие жизни и различие между Востоком и Западом являют одно Божественное единство. Бог , согласно Гессе , это Божественная сущность в нас , что означало для Гессе меру причастности человека к священному « я », которое скрыто в душе каждого. Это высшее , сверхличное « я », обращенное к Богу , Всеединству , ибо спасение своего « я » – в метафизическом воссоединении , объединении с Богом , что является сутью всех мистических религий.

Мотив душевного кризиса , обусловленного амбивалентностью Бога , жизни , человека и самого писателя , является главным ключом интерпретации поэтического творчества Гессе. Как натура творческая , он глубже , чем его окружение , переживал мучительную запутанность и противоречивость жизни. Но вместе с тем он видел неразрывное единство , взаимосвязь и взаимообусловленность полярностей , которые определяли все явления и процессы в природе и жизни , начиная от счастья до боли , удачи и неудачи , прилива и отлива , вдоха и выдоха. Но в силу своей раздвоенной сущности человек в практической жизни не осознает , что мир , разделенный на кажущиеся антагонистическими противоположности , на самом деле един.

Критический разбор и рассмотрение основной полярности – природы и духа – и гармонизация их взаимосвязи является не только важнейшей движущей силой творчества Гессе , но и определяет главную его тематику , которая находит свое выражение в различных формах подхода к одной и той же проблеме. Субъективно пережитое и его выражение в художественной форме получают у Гессе исповедально правдивый характер. Во всех мучительных конфликтных ситуациях писатель снова и снова ставит перед собой задачу решения и художественного воплощения полярности природы и духа. Он не может отдать предпочтение ни природе , ни духу , у него двойственное отношение к обоим полюсам : его восхищает волшебная красота и многообразие природы , но ее бренность его ужасает. Дух же вечен , но он застыл и окаменел в своей вечности. Если же вдохнуть в него жизнь , то он тоже станет бренным.

Под влиянием психоанализа Гессе приходит к пониманию того , что каждый человек должен стать самим собой и идти вперед по своему пути , чтобы в конце пути найти себя. Каждый должен погрузиться в свои иррациональные глубины , чтобы изучить мир своих грез и мечтаний , чтобы раскрепостить и освободить свое внутреннее содержание и суть своих представлений от чуждых его природе критериев и норм , чтобы познать себя и правильно , в соответствии с предначертанной ему судьбой , прожить свою жизнь.

Главным мотивом творчества Гессе является тема становления индивидуума , находящегося на пути к себе. На этом пути развития от низшего к высшему « я » находятся все главные герои его книг и рассказов. В основе сюжета важнейших произведений Гессе – « Демиан », « Степной волк », « Нарцисс и Гольдмунд », « Сиддхартха », « Игра в бисер » – лежит описание жизненного пути человека , его становления и возвращения к самому себе. Этот путь состоит из трех основных стадий , каждая из которых соотносится с одним из состояний души. В этом смысле все творчество Гессе можно рассматривать как поиск и стремление к невинности. Все усилия Гессе направлены на пробуждение в человеке сознания своей неповторимой единократности. Он признается , что сам пережил эту внутреннюю борьбу , « которой не избежать никому , кто желает стать личностью » 1 , как ужасное несчастье , как крушение , которое в какой - то степени можно сравнить со смертью. Это неизгладимое переживание , которое невозможно забыть в течение всей жизни , это тоска по островку детства , к которому уже все мосты сожжены. Но это пробуждение видится Гессе как требование духа , как жизненная необходимость , как смерть , после которой последует воскресение.

Гессе убежден , что достижение утраченной невинности возможно только впереди , когда эта невинность обретает форму веры , под которой он подразумевает не какую - то иррациональную высшую сущность , которой человек дает себя подчинить , а основывающееся на опыте знание об этой высшей сущности – о достоверности веры. Достоверность веры основывается на реальном познании единства всех людей и всего мироздания. Это достижение такой ступени или состояния сознания , когда все полярные противоположности ( добро и зло , дух и природа , человек и мир , я и ты ) познаются как взаимодополняющие друг друга полюсы Высшего единства. В указанных произведениях Гессе ищет тотальность в религии. Это рассказы о пути , который ведет к Богу и заканчивается в акте обожествления посредством идентификации Бога и человека. Гессе убежден , что человек , подобно самому Богу , находится по ту сторону Добра и Зла. Но как стать таким человеком ?

В ответ на этот вопрос Гессе создает трехступенчатую концепцию становления личности , которая является для него неопровержимой святой правдой , общей для всех людей и всех народов по той причине , что этот путь становления яляется составной частью жизни каждого и свидетельствует о скрытом за многообразием мира единстве всего сущего.

Но если эта модель становления всеобща для всех людей , то путь , который проходит индивидуум , основывается исключительно на его субъективном опыте , а потому он у каждого человека абсолютно уникален , каждый по - своему приходит к познанию. Но именно здесь , в процессе формирования этого пути познания , и должен , по мнению Гессе , произойти синтез восточной и западной философской мысли.

Но каков этот путь познания ? Ведь на Западе и на Востоке к этому философскому понятию подходят с различных позиций. В то время как на Западе превалирует познание через разум , путем научного исследования , на Востоке доминируют чисто субъективные , не поддающееся доказательству формы восприятия действительности.

Поэтому Гессе различает два вида познания : с одной стороны , это чисто рациональное , поддающееся обоснованию и доказательству познание , являющееся способностью интеллекта ; с другой стороны , это возможность непосредственного усмотрения , которое он называет « пробуждением » или « внутреним голосом ». Этому виду познания Гессе отдает преимущество над чисто рациональным. Он не против научного мышления , не против исследования и истолкования , а против подавления наивного подхода рациональным. Наивный подход способствует интуитивному мышлению в духовной сфере. Это способность воспринимать « внутренним голосом », результатом чего и выступает та очевидная правда , которую нужно искать и находить.

со своим « внутренним голосом ». Проявление всего того природного в человеке , которое подавляется и вытесняется ханжеской моралью , должно стать , по Гессе , целью каждого.

Это древнекитайское требование к человеку – сотворить из себя наилучшее – заложено в основе разработанной К. Юнгом концепции обретения человеком себя во всем объеме своей природной тотальности , включающей как сознательное , так и бессознательное. Гессе считал поэтому важнейшей задачей человека полное выявление своего существа , самореализацию своего « я », полное проявление своей натуры , в которой заложено как злое , так и доброе.

– беспрерывно облагораживать и освящать свое , находящееся во власти чувств и страстей , низшее « я » посредством все более тесной идентификации с Богом. Этот процес протекает по трехступенчатому пути освящения души :

1. первый этап пути , который называется via purgativa ( путь очищения ), когда « я » посредством аскетизма очищается от всех эгоистических стремлений , наслоений и влияний цивилизации.

2. второй этап пути , который называется via illuminativa ( путь озарения ) – достижение посредством медитации таинственного видения или чувства космического всеединства.

– unio mystica ( мистическое слияние ).

Эта трехступенчатая схема становления личности определяет творческое кредо Гессе и ложится в основу образной системы его произведений.

Находясь на кризисном перепутье истории и жизни , человек должен видеть свою задачу не в бегстве от безумия и страданий , а в мужественном приятии хаоса и мук , которые , потрясая основы личности , ведут его к коренному перерождению и спасению. Но путь к спасению связан с глубокими душевными коллизиями , через которые проходят герои его романов – одаренные личности , страдающие от фаустовской раздвоенности души и неприятия окружающего их общества. Автор показывает , что утерянную гармонию можно вернуть , если только удастся проникнуть в подсознание своего магического « я », если личность сумеет найти в себе силы повернуться лицом к хаосу собственной души , если она до конца познает свою природу и свое истинное « я ». Личность должна отважиться спуститься в мрак и в то безобразное , которые существуют в душе каждого человека. Ей нужно суметь пройти через бездну зла , ужаса и отчаяния , ей нужно осмелиться пройти через ночь своей многоликой души. И только тогда , пройдя через болезнь души и кризис , можно прийти к исцелению. При этом неважно , достигнет ли личность цели своего внутреннего странствия. Важно то , чтобы человек пустился в путь и оставался верен своему внутреннему призванию.

В своих произведениях Гессе ставит проблему связи личности поэта со всем человечеством , искусства и его роли в развитии человеческой цивилизации , ведь искусство играло в жизни Гессе центральную роль – оно было для него призванием , профессией и средством восприятия мира.

Художественная структура многих его произведений строится вокруг образа художника , его духовных и творческих поисков , его пути в жизни и духовном космосе. Исходным пунктом , смысловым ядром этих произведений всегда является духовная изолированность индивида в исторически сложную , кризисную эпоху. Перед Гессе встал извечный вопрос : « Что делать ?». У него не остается сомнений в том , что при таких исторических обстоятельствах человек отступает назад , вперед выдвигается идея , мысль о единстве вечных ценностей. Люди искусства , вся духовная элита должны в такие эпохи « подчинить свою жизнь и творчество надличностному Целому , Идее , Общности » 2.

мир , вся природа – это творение божественного « я » и что человек как эмпирическое « я », являясь частью абсолютного « я », может благодаря своей фантазии продолжить акт творения , беспрерывно заново творить и преобразовывать мир в искусстве , получает в творчестве Гессе блестящее художественное воплощение.

Новалис дал романтическому взгляду на мир название – « Магический идеализм ». Этим он обозначает не какую - то систему , а большее : особую деятельность , ведущую к такой системе , духовное стремление , где не столь важен результат , сколь направление поиска результата. Слово « магический » для Новалиса , а также для Гессе указывает на это основное чувство романтического человека , указывает на чудо , которое он видит во всем природном. Это чудо как для Новалиса , так и для Гессе есть Дух.

« Магический идеализм » – это философски сформулированная Новалисом категория для познания созидающего мир духа , магическая сила которого в состоянии разрушить им же созданные эмпирические преграды , препятствующие познанию истины и видению божественного чуда во всем природном.

Основу « магического идеализма » Новалиса составляет его вера в способность преодоления эмпирического абсолютным , объективного – субъективным , видимого эмпирического мира – познающим духом. Новалис считает , что разгадать тайну мира можно на пути познания духа. Потому что наше мироздание можно созерцать не только во внешнем мире , но и в мире внутреннем – в нашем духе. И если мы хотим познать наш мир , то мы можем его познать и внутри себя. Познав себя и свой дух , человек познает и разгадку тайны мира. Так он становится хозяином земли , потому что он , согласно Новалису , является « источником аналогии со Вселенной » 3.

Квинтэссенция « магического идеализма » Новалиса бесспорно заложена в основе « магического мышления » Гессе , который приходит к познанию той истины , что только благодаря магическому мышлению можно познать дух , познать себя и окружающий мир. Только на этом пути и только благодаря магической формуле человек в состоянии преодолеть полярности мира и жизни , раздел между человеком и природой , между « я » и миром. Как « магический идеализм » у Новалиса , так и « магическое мышление » у Гессе являются выражением силы духа , которая способна управлять внешними явлениями как своими мыслями , превращать внешние явления во внутренние и наоборот.

и будущее , внешнее и внутреннее , создается вневременная атмосфера. Все полярные противоположности в ней являются равноправными возможностями , тезис не антагонистичен своему антитезису.

Структура многих произведений Гессе построена по принципу магического времени как совокупность , синтез и единовременность всех времен , всего пережитого человечеством времени вообще. Такой синтез времени , превратившегося в пространство , такое переживание Бытия в целостности и темпоральной нерасчлененности мыслится со стороны Гессе как отражение души человека. Путь к этому переживанию « проходит через магическое пространство души , объемлющей все и вся » 4. Это есть самопознание нашедшего себя абсолютного Духа , которого Шопенгауэр называет « земным оком », и которое остается нетронутым процессом зарождения , становления и гибели. Поэтому оно идентично с самим собой и вечно в своей естественности.

Гессе направляет свой взор от настоящего к будущему , от индивидуального к общности , к жизни в идейном мире многих культур. Под общностью он понимает особую форму духовного сообщества , которое « перешагивает » через границы времени и пространства. По этой причине в его романах сознательно смешиваются реальность и иллюзия , внешнее и внутреннее.

Категории времени и пространства в художественной системе романов Гессе фактически воплощаются таким образом , что на смену конкретному историческому и бытовому времени приходит слияние всех времен в единое целое , и вневременная действительность противопоставляется действительности , подвластной времени , а на смену конкретному , топографически определенному пространству приходит абстрактное , мистическое пространство , созданное воображением как писателя , так и его героев.

религиозного синкретизма и посвятил себя делу достижения гармонии , синтеза и согласия между разными религиями и конфессиями , потому что для него существовали только один Бог , только одна Истина , только одна Вера. Но не следует считать , что идеалом Гессе было соединение всех религий в одну синтезированную мировую религию. Существенным для него является то , что все религии вращаются вокруг одного и того же Таинства : « Единожды у Будды , единожды в Библии , единожды у Лао - Цзы или Чжуан - Цзы , единожды у Гете или у других авторов я чувствовал свое прикосновение к Таинству и со временем я заметил , что каждый раз речь идет о том же Таинстве. Несмотря на все различие языков , времени , образа мышления , оно имело всегда один и тот же источник » 5.  

Примечания

1 Hermann Hesse: Ges. Werke in 12 Banden. Suhrkamp. Frankfurt a. M. 1970. Bd. IV. S. 471.  

 

 

4 Novalis Schriften. Die Werke Friedrich von Hardenbergs. Dritte Auflage. Schtuttgart: W. Kohlhammer. 1977. S. 250.  

5 Резо Каралашвили. Издательство : « Мир романов Германа Гессе ». Сабчота Сакартвело. Тбилиси. 1984. С. 230