Приглашаем посетить сайт

Свинцов Д.: Размороженные кантилены Бориса Виана

Дмитрий Свинцов

Размороженные кантилены Бориса Виана

"Лицей" № 3 2008
http://gazeta-licey.ru/literature/249-razmorozhennye-kantileny-borisa-viana

Известность, а затем и слава пришли к этому человеку лишь через два года после смерти. С тех пор, вот уже почти четыре десятилетия, Борис Виан – один из самых читаемых и любимых, особенно среди молодежи, писателей во Франции. Его произведения переведены почти на все европейские языки, в Европе и Америке о нем написаны десятки статей и книг, в его честь выбита медаль.

Свинцов Д.: Размороженные кантилены Бориса Виана

А умер Борис Виан в возрасте 39 лет почти в полном забвении. Хотя начинал он блестяще: свой первый роман «Попрыгунчики и планктон» Виан написал в 1943 году. Опубликованный в 1946 году одним из ведущих парижских издательств, роман был замечен и в литературных кругах.

Он родился 10 марта 1920 года в пригороде Парижа Виль-д’Авре. Получил техническое образование. Но подлинной страстью молодого инженера были музыка и литература. С восемнадцати лет Виан выступал в различных любительских джаз-оркестрах и к концу сороковых стал подлинной «звездой» артистического парижского квартала Сен-:Жермен-де-Пре. Он регулярно писал для международного музыкального обозрения «Джаз Хот», вел музыкальную рубрику в газете «Комба», был одним из основателей Французского джаз-клуба.

Однако литературные успехи Виана превзошли музыкальные. Подлинный творческий взлет пришелся на 1946 год, когда он начал сотрудничать в созданном Ж. -П. Сартром журнале «Тан Модерн». В мае того же года Виан написал свой знаменитый роман «Пена дней», которому суждено было стать своего рода катехизисом французских левых в мае 1968 года.

В 1947 году роман был выдвинут на соискание одной из престижных литературных премий, но помешал присуждению …сам Виан. Все в том же 1946 году под псевдонимом Вернон Салливен он за две недели написал подделку под авантюрно-эротический роман «Я приду плюнуть на ваши могилы». Разразился скандал. Виан был привлечен к суду и оштрафован на 100 тысяч франков. С тех пор в сознании читателей он стал «тем парнем, который устроил розыгрыш с Верноном Салливеном».

Ни новые романы, ни пьесы, ни песни (а он написал их свыше 400), ни книга стихов «Замороженные кантилены» не вернули Виану внимание публики. Лишь новый скандал напомнил о нем в январе 1955 года: по радио прозвучала антивоенная песня Виана «Дезертир», принятая в условиях колониальной войны в Индокитае слишком остро и подвергнутая запрету.

Виан умер 23 июня 1959 года. Умер – ирония судьбы! – на просмотре фильма, сделанного по роману …Вернона Салливена «Я приду плюнуть на ваши могилы».

Лишь в 1983 году издательство «Художественная литература» выпустило роман «Пена дней» и несколько рассказов Виана. Однако тираж книги невероятно мал – всего 54 тысячи экземпляров. Первая же книга его стихов и песен «Блюз черного кота» вышла в московском издательстве «Эксмо» только в 2002 году!

По просьбе своего институтского преподавателя Натальи Мельниковой я перевел знаменитого виановского «Дезертира» еще в 1977 году, а через семь лет опубликовал перевод в своей книге «Окна настежь», вышедшей в издательстве «Карелия». В 1990 году несколько его текстов – так называл стихи сам поэт – и песен в моем переводе опубликовали рижский журнал «Родник» и то же издательство «Карелия», где вышла моя книга «Портрет с часами». Продолжение следует…

ПОЭТ

Вот, поэт.

Он как будто бы слеп,

Но при помощи пенья

И стихосложенья

Зарабатывает на хлеб,

И людей, и явленья, –

Это делая великолеп но.

ЧТО ВЫЛУПИЛ ЗЕНКИ

Что вылупил зенки,

что вылупил зенки

на смуглую ляжку

блондинки,

что к стенке

солнцем полдневным прижата

на парус пузатый

за волноломом

на пенку

в чашке кофе

в знакомом

кафе

что вылупил зенки

на след

на прибрежнем песке

на море

такое бездонное и голубое

шевелящих телами

у водорослей над головами

лениво

на чаек

взбивающих

пену отлива

что вылупил зенки

уж больно красиво

ВСЕ СКАЗАНО СТО РАЗ

Все сказано сто раз, похоже,

о чем давно хочу сказать,

когда сажусь стихи писать.

Но удивляюсь, день итожа,

и снова задаю вопрос:

коль хвалите меня,

так, что же –

я снова натянул вам нос?

КОГДА БЫ БЫЛ ПОЭТОМ

Когда б был поэтом Виан, –

Шагая, вперял бы в туман,

Свой нос, сизый, как баклажан,

В дырявых карманах

Сжимая, наверно,

Собранье сонетов, –

Сплошные шеднервы.

СОВЕТЫ ДРУГУ

Чудак,

ты хочешь стать поэтом.

Послушай, не сходи с ума –

в стихах сегодня, как в клозете,

полно дерьма.

Аксессуаров идиотских

и экзотических вещиц, -

они приводят в трепет скотский

лишь толстосумов и девиц.

С непритязательным букетом

и с поцелуем на губах, –

хоть пой один,

ты будешь вечно в дураках.

Тебя использует издатель,

как шлюху ловкий сутенер,

и, не признав тебя, читатель

закроет двери на запор.

И ты, мой друг, поступишь мудро,

коль вспомнишь тот мотив простой,

что ты свистел сегодня утром

над улицей своей пустой.

СЛАВЯНСКАЯ ДУША

Славянская душа.

У меня славянская душа.

Родился под Парижем,

в Виль-д’Авре

в настоящей французской семье:

мать звали Жанной,

отца – Жаном.

А меня нарекли Иваном.

Это имя не выходит

выходит,

что родом я из Москвы

(вот, что значит –

увидела пылкая пара

когда-то барина

у самовара).

Славянская душа.

У меня славянская душа.

Она срослась с французской кожей.

И телом стал я славянином тоже.

Славянская душа.

У меня славянская душа.

Я не был дальше Сен-Жермен-де-Пре.

Мне дали имя русской в семье.

Но все вокруг

меня считают русским.

Я не сопротивляюсь.

На закуску

ем пироги с капустой,

с утра до ночи

и посуду бью.

Славянская душа.

У меня славянская душа.

За мной шпионит собственное имя.

Я сделал из железа пару штор,

чтоб окна в доме занавесит ими –

не занавесил.

Чтобы воздух шел…

Славянская душа…

ЖИЗНЬ ЗУБУ ПОДОБНА…

Жизнь зубу подобна.

Бездумно вначале живешь.

И с булками сдобными пряники лихо жуешь,

Пока не заноет однажды.

И дело не кончится пломбой.

А надо бы просто

Без лишних врачей и речей

Зуб вырвать.

Без апломба.

ДЕЗЕРТИР

Господин Президент!

Я письмо вам отправил.

Исключеньем из правил –

вскройте этот конверт.

В среду вечером мне

сообщили повесткой,

что я завтра в армейском

должен быть на войне.

Господин Президент!

Не для братоубийства

я, поверьте, родился,

но – чтоб жить, чтобы петь.

Ради песни и мира

сообщаю, мсье, не хочу быть, как все,

ухожу в дезертиры!

Господин Президент!

Мой отец уже умер.

Плачут дети мои.

Моя мама одна.

Одиночество это

призывает к ответу:

что нам эта война?

А когда я в тюрьме

вшей кормил, жрал баланду,

мою душу жандармы

растоптали в дерьме.

Хлопну дверью с утра

я у смерти под носом.

Пусть останется с носом!

Мне – в дорогу пора.

Рождены мы людьми.

Человек не приемлет

кровью вскармливать землю

на погибель семьи.

И не надо нам лент.

Если крови вам мало –

господин Президент!

Ну а если закон

огласит: «Вне закона!» -

не жалейте патроны –

я не вооружен.

НЕ ТО, ЧТО РАНЬШЕ

Шаловливой рифме

Заглянуть за лиф мне

Жадным взглядом прежним

Хочется все реже.

И не то, чтоб возраст,

Только тянет просто

С прозою под пиво

Поболтать лениво.

ПОСЛЕДНИЙ ВАЛЬС

Последний рогалик

с последней газетой –

такое обычное

утро, как это,

Такое же солнце

под шины ложилось

и так же монеткой

в кафе золотилось.

К чему сантименты однако.

Скорее в гостиницу.

Сброшено платье.

И, губы подставив,

откроет объятья

последняя женщина нынче.

Прощайте, любимая.

К черту кручину.

И к женщине

молча подходит мужчина.

Простятся не плача.

Последний вечер. Завтра не наступит.

Пускай его никто не обессудит.

Последний вальс.

на набережной Сены.

Вот и мост.

Последний «добрый вечер»

всем знакомым

Перед домом,

где тихо спят, не ведая забот,

замедлит шаг.

И за угол свернет.

Нелепый взмах руки.

И на воде

расходятся

круги.

Все мечтал,

что я стал

самым первым из поэтов.

Хоть ворчал,

лавром двор меня за это.

Вот ведь блажь!

Но – шабаш.

Потерял я веру в книги:

– видишь фиги,

И ни слова, что страдал.

Стать же первым можно мигом:

пой, что ветер нашептал.

ПОПЫТКА СМЕРТИ

Будет вечер особого сорта –

в меру чувственный, теплый и ясный

и ужасный.

Я умру,

вместе с тромбом.

Иль жирная крыса

ногу мне отгрызет по колено.

Или рухнет с заоблачной выси,

Гром мне уши забьет динамитом.

Я умру тяжело и нелепо.

Я умру, очевидно, убитым.

И – профессиональным убийцей.

то умру я, не зная, что умер, лишь услышу стрекочущий зуммер

метко в сердце направленной пули.

Захлебнусь в том, что звери надули,

относящиеся ко мне лично

и очень прилично.

Я умру нагишом или франтом,

чисто выбритым, с розовым бантом.

И, чтоб светских шокировать дур,

Я умру, слез в подушку не пряча.

Я умру, когда будут судачить

вкруг меня,

лицемерить и лгать

Я умру, видя детские муки

и в проклятье простертые руки

матерей и отцов.

Я умру.

И взойду равнодушно.

И вспыхну.

И, когда это кончится точно,

коль и здесь не пробудится стих мой, наконец то поставлю я точку.

Иллюстрация: Борис Виан, портрет Б. Виана кисти Бетти Бутуль из собрания Урсулы Кулбер, вдовы поэта.

"Лицей" № 3 2008