Приглашаем посетить сайт

Сазеева И. Б. : Проблема солидарности в творчестве Альбера Камю.

И. Б. Сазеева

ПРОБЛЕМА СОЛИДАРНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЬБЕРА КАМЮ

ЗАПАД И ВОСТОК: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Конференция посвящена 90-летию преподавания
истории зарубежной литературы в ДВГУ

Тезисы международной научной конференции
Владивосток, 2-4 октября 2008

http://ifl.wl.dvgu.ru/nauka/nauchnye-konferencii

Своей задачей Альбер Камю (1913 – 1950), лауреат Нобелевской премии по литературе, философ, близкий к экзистенциализму, считал создание нерелигиозного варианта морали, который мог бы служить полноценной заменой морали христианской.

Начиная свою философскую и литературную деятельность практически как экзистенциалист, разрабатывавший проблему абсурда, в послевоенном творчестве он переходит на позиции традиционного европейского гуманизма. Абсурд (центральное понятие эссе «Миф о Сизифе» (1942)) – это противостояние «человек-мир», которое рассматривается как то, что необходимо превозмочь. Здесь намечается понятие бунта как единственно верной позицией в абсурде: абсурд имеет смысл, когда с ним не соглашаются.

Основой сущности человека и базой своей морали Камю называет солидарность с угнетенными, которая является мотивацией бунта, понимаемого как протест против чинимой над людьми несправедливости. В эссе «Бунтующий человек» (1952) он заявляет: «Я бунтую, следовательно, мы существуем» [Камю 1990:134.]. Понятие солидарности как выхода из экзистенциального пространства в социальное разрабатывается также в романе «Чума» (1947).

Герои «Чумы» – врач Риё и его соратник Тарру борются с чумой, не надеясь на окончательную победу, но твердо понимая, что нужно всегда стоять на стороне угнетенных, обездоленных, страдающих. Солидарность со страдающими людьми вызывает и солидарность между героями, однако она недолговечна: Тарру умирает от чумы. Недолговечность солидарности ставит под сомнение саму возможность ее служить понятием, отражающим природу человека и основанием гуманистической морали.

– «Растущий камень» (перевод названия «La Pierre qui pousse» достаточно условный; глагол «pousser» означает «толкать, побуждать к чему-либо, расти») из сборника «Изгнание и царство». Здесь главный герой – инженер Д’Арраст помогает случайному знакомому, служившему коком на судне и чудом избежавшему смерти во время кораблекрушения, совершить бессмысленный на первый взгляд обет – донести камень от берега моря до церкви. Когда инженер совершает этот поступок, соплеменники кока говорят ему «Садись с нами», то есть принимают его в некое братство. Здесь мы видим достаточно прочную связь между людьми, которая возникает стихийно, спонтанно и обусловлена не борьбой со злом, а всего лишь необъяснимой и неуловимой симпатией, случайно возникшей между людьми. Нет здесь и чувства недолговечности.

«солидарность».

Список литературы

Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.