Приглашаем посетить сайт

Сакун Н.: Автобиографические мотивы в романе Жоржа Перека «Спящий»

Сакун Наталья Анатольевна
аспирант Института иностранных языков ДВГУ

Автобиографические мотивы в романе Жоржа Перека «Спящий»


Министерство образования и науки Российской Федерации
Дальневосточный государственный университет

Культурно-языковые контакты
Сборник научных трудов, выпуск 11.
г. Владивосток, изд Дальневосточного
университета, 2008
http://ifl.wl.dvfu.ru/download/sborn11.doc

Творчество Жоржа Перека (1936-1982), видного представителя европейского постмодернизма, занимают особое место в современной французской литературе. Произведения писателя представляют собой эксперименты автора как с традиционной структурой романа и литературными жанрами (автобиография, социальный роман), так и со строго заданными литературными формами в рамках художественно-литературной деятельности творческой группы Oulipo (Ouvroir de littérature potentielle – Мастерская потенциальной литературы).

Жорж Перек не только писатель, но и теоретик. Он разработал классификацию собственных произведений. Как полагает Жорж Перек, все его творчество вписывается в рамки четырех регистров: социологический, автобиографический, «игровой» и собственно «традиционный» роман.

Роман «Спящий» (Un homme qui dort, 1967) не был отнесен писателем ни к одной из вышеперечисленных форм. Этот текст трудно вписать в рамки определенного регистра. В нем присутствует внимание к вещам, присущее социальному роману, обилие скрытых цитат, аллюзий, реминисценций на произведения Шекспира, Пруста, Кафки позволяет отнести его к игровому «регистру». Текст носит и черты романного «регистра», так как включает в себя описание важного периода жизни героя. Вместе с тем, здесь появляется и новое качество для прозы Жоржа Перека - автобиографическое начало.

В интервью «Figaro Littéraire» Жорж Перек признавался: «Я родился, чтобы танцевать от счастья или чтобы быть поглощенным безразличием. В моей жизни был период, в котором царила пустота. Я собираюсь описать его в моей следующей книге «Спящий» [Bigot 1998:174]. Посвященный сложному периоду в жизни писателя, времени, когда он был погружен в депрессию и охвачен отвращением к материальной стороне жизни, роман рассказывает о том, как пустота поглощает жизнь молодого человека. Герой хочет, чтобы все оставили его в покое, позволив ему блуждать по улицам Парижа.

героя не объясняют его стремления отрешиться от материального мира и не дают представление о том, какие события из его прошлого определяют его эмоциональное состояние. Сюжет сводится к тому, что герой блуждает по давно знакомым ему кварталам Парижа, погруженный в собственные размышления. Лишь однажды он покидает город, чтобы навестить родителей и снова возвращается в мир своего детства. Герой, подобно автору, равнодушен ко всему, что его окружало. Безразличие было неотъемлимой частью его эмоционального состояния. Во многом это объясняет появление в романе автобиографических мотивов.

Дом, в котором герой живет в Париже, находится на улице Сэнт-Оноре, 203. Именно на этой улице жил и сам автор в Париже в 1956 году. Герой посещает места, где Перек любил бывать студентом - квартал Сорбонна, маленькие кафе, столь любимые парижскими студентами, библиотеки, книжные магазины, кинотеатры. Элементы повседневной жизни героя характерны для всего поколения парижского студенчества 50-60 годов. Интересно отметить, что герой «Спящего» сдает экзамены для получения диплома социолога, тогда как сам Перек сначала учился на историческом факультете, а социологией заинтересовался несколько позже.

Жорж Перек включил в роман имена некоторых своих друзей, а также свой собственный псевдоним.

Tu lis, une à une, les cartes pâlies affichées à la dévanture d’un graveur: Docteur Raphaël Crubellier, Stomatologiste, Diplômé de la Faculté de Médecine de Paris, sur rendez-vous seulement, Marcel-Emile Burnachs SARL. Tout pour les Tapis, Monsieur et Madame Serge Valène, 11 rue Lagarde, 214 07 35; Réunion de l’Amicale des Anciens élèves du Collège Geoffroy Saint-Hilaire… [Perec 1998:59]

(Ты читаешь, одну за одной, таблички в витрине граверной мастерской: доктор Рафаель Крюбелье, стоматолог, диплом факультета медицины, только по записи, ООО Марсель-Эмиль- Бюрнаш. Все для ковров, Месье и Мадам Серж Вален, ул. Лагард, 11, 214 07 35. Товарищество бывших учеников Коллежа Жоффруа Сэнт- Илер…)

– это имя друга писателя, Марсель-Эмиль-Бюрнаш – имя, состоящее из имен трех друзей Жоржа Перека, Серж Вален – псевдоним автора, которым он подписывал критические статьи в литературном журнале в 1959 году. Название учебного заведения Коллеж Жоффруа Сэнт-Илер, упоминаемое в тексте, это коллеж, где учился Перек.

В Лувре герой, блуждая по залам музея, вдруг обнаруживает ренессансный портрет, удивительно похожего на него человека со шрамом.

… tu vas au Louvre le dimanche, traversant sans t’arrêter toutes les salles, te postant pour finir près d’un unique tableau ou d’un unique objet: le portrait incroyablement énergique d’un homme de la Rennaissance, avec un toute petite cicatrice au-dessus de la lèvre supérieure, à gauche, c’est-à –dire à gauche pour lui, à droite pour toi…[Perec 1998: 90]

(… ты ходишь в Лувр каждое воскресенье. Пройдя все залы, в конце концов, ты останавливаешься только у одного полотна, у невероятно выразительного портрета эпохи Возрождения. На нем мужчина с крошечным шрамом над верней губой. Слева. То есть, слева от него и справа от тебя)

Описание внешности героя, данное через портрет, оказывается и автопортретом писателя. Этот человек с портрета удивительно похож на самого героя и на самого автора, у которого также был шрам над верхней губой.

Упоминание о крохотном шраме встречается почти во всех произведениях Перека. Этот особый автобиографический мотив, трансформируясь, переходит из одного романа в другой. В романе «W или воспоминание детства» (W ou le souvenir d’enfance 1975) Перек рассказывает, как появился этот шрам и какова его роль в жизни писателя, а также проливает свет на таинственный портрет человека эпохи Возрождения, привлекшего внимание героя романа «Спящий». Этот портрет действительно существует и принадлежит кисти Антонелло де Мессины.

Мотив шрама проходит нитью через весь роман. О нем напоминают трещины на потолке комнаты главного героя, которые он разглядывает, лежа на диване. Трещины есть на зеркале, в котором герой видит свое отражение. О шраме напоминают и тонкие полоски света, их герой замечает, когда погружается в сон, они, словно нити, связывали его с реальностью. И неслучайно из всех портретов в Лувре герой выбирает портрет Кондотьера - над верхней губой у него тоже есть шрам.

Включение в роман автобиографических элементов позволяет самому автору вернуться на несколько лет назад, чтобы вновь пережить настроение, вспомнить внутренние искания, следствием которых стало обращение Перека к художественному творчеству. Герой совершает путешествие в пространстве своего сознания. Это путешествие в собственное «я» позволяет ему осознать себя, вернуться к себе. Возникает новая личность, более свободная и уверенная в своих силах. Блуждание героя предстает как процесс самопознания.

Важно, что этот автобиографический «регистр» станет определяющим в творчестве Перека с 1980-х годов

1. Bigot Stéphane. Dossier // G. Perec. Un homme qui dort. P. 149-211

3. Perec Georges. W ou le souvenir d’enfance- Paris, Denoel, 1975. - 225 p.

4. Французская литература 1945-1990/ Под ред. Балашова Н. И. – М.: Наследие, 1995. -928 с.

.