Приглашаем посетить сайт

Олейник В.: Борис Виан

Владимир Олейник

Борис Виан

http://www.voleinik.ru/?p=150

Оглядывая круглые даты уходящего года, хотелось бы остановиться на 80-летии Бориса Виана — культовой личности французской литературы. Круглая дата лишь повод вспомнить яркую личность, во многом определившую пути развития европейской альтернативной культуры.

«Первый звонок» о неблагополучии мира прозвучал для мальчика в 1932 году, когда у него обнаружили болезнь сердца. Он боролся, старался не обращать на нее внимание, но ощущение «дамоклова меча» судьбы вошло в его мировосприятие.

Фатализм, чувство предопределенности разводили его с доминировавшей во Франции идеологемой об ответственности человека за свой выбор и свою судьбу. Можно сказать, сердечная аритмия определила и столь характерную для Виана аритмию с умонастроением своего времени. Поражение Франции и немецкая оккупация для аполитичной семьи и самого Виана не стали большим духовным потрясением. Жизнь, замкнутая на себе, спасала от проблем большого мира и тема окружающей катастрофы не стала темой его размышлений. Именно в эти годы он начинает

писать: появляются первые стихи, затем проза. На начинающего сочинителя оказывают влияние два обстоятельства. Первое – его вербальные упражнения связаны с домашним кругом: он с юмором описывает собственного существования, а иронический взгляд становится защитой от непредсказуемости судьбы и «серьезности» окружающего мира. Второе обстоятельство связано с превращением своей жизни в непрерывный спектакль, маскарад, мистификацию. Это игровое начало стало составной частью творческого «я» Виана. В эти же годы Виан увлекается джазовой музыкой и начинает играть в полулегальном тогда джаз-оркестре Клода Абади.

После освобождения Парижа союзниками обстоятельства жизни Виана меняются в корне. Публика с энтузиазмом принимает американскую культуру — и джазмен Виан становится популярной личностью парижских увеселительных заведений. Атмосфера подъема выносит и его литературное творчество за пределы домашнего круга. Он много пишет. Переломным становится 1946 год, когда на едином духе появляются романы «Пена дней» и «Осень в Пекине». «Пена дней» писалась в марте — мае и рукопись была отдана в издательство «Галлимар».

«Я хотел написать роман, сюжет которого заключается в одной фразе: мужчина любит женщину, она заболевает и умирает». Внешнюю ординарность сюжета искупали два обстоятельства — отношение романа со временем и форма исполнения.

Роман о любви двух молодых людей, Колена и Хлои, находящихся «вне времени», разворачивается на фоне разрушенной войной Европы. Центральные для европейской культуры вопросы появляются на окраинах, границах романа, не вторгаясь в его сердцевину. В своем романе Виан открыто идет против течения времени, создавая утопию счастья, сказку о любви. Представление о счастье связывается не только с любовью, но и праздностью, гурманством, комфортом. Необходимые компоненты исполнения этой утопии — молодость и деньги. Колен, с такой точки зрения, идеальный герой. Он красив и молод, его жизнь наполнена радостью и праздностью, повар-философ Николя готовит ему изысканные блюда, друзья любят Колена. Когда он чувствует потребность в любви — появляется Хлоя. Но существование утопии — это утопия. Счастью противостоят человеческая природа и человеческое общество: заканчиваются деньги, заболевает Хлоя. В беспорядочную праздность Колена входит упорядоченность житейских проблем и нужд. Человеческая природа изначально фатальна — судьба может в мгновение разрушить любую устойчивую идиллию, напоминая о бренности человеческого бытия. Болезнь Хлои — метафора судьбы. Кроме собственно человеческого, счастью противостоит общество — «мир взрослых» со своими ценностями. К таким неподлинным ценностям социального мира Виан относит в романе труд, порядок и религию.

Для Виана любой нетворческий труд отвратителен и ужасен. Он высасывает из человека жизнь, превращая его в механизм. Условия труда организуются порядком. Слово «порядок» (по нем. орднунг) в послевоенной Европе вызывало вполне определенные ассоциации. Однако Виан противопоставлял порядку прежде всего индивидуализм, считая ценностью уникальность личности. Выступая против «порядка», Виану приходилось иметь дело с такими общественными институтами как армия и полиция. Пацифизм писателя проявлялся неоднократно в его творчестве, но выступление против полиции было программным — как отстаивание право личности на независимое существование.

Религию Виан отвергает принципиально — не столько по моральным качествам ее служителей, сколько по мировоззренческим. Он отвергает сам предмет культа — Бога! — за его равнодушие к судьбам людей.

Все эти атрибуты внешнего мира разрушают идиллию внутреннего мира индивида, не оставляют ему ни малейшего шанса на вожделенное счастье.

— неумолимое, оно разрушает все живое, превращая в тлен. Вместе с историей умирания Хлои старится, съеживается квартира Колена, старится повар Николя. Все настолько теряет смысл, что жизнь превращается из ценности в обузу. Единственное, что было важным и ценным в этой истории — только любовь.

в основании эстетического восприятия действительности, соединяла разнородные явления в единое целое. Можно сказать, что эстетическая конструкция романа является предтечей эстетики постмодернизма.

«волненьями страсти». Сразу после «Пены дней» Виан на спор за две недели пишет псевдо-американский «черный роман», подписываясь вымышленным именем — Вернон Салливан.

Пародируя стиль американской массовой литературы, Виан создает произведение, которое в сознании французского читателя воспринимается как американское. Он играл не с американской литературой, где никогда не было подобной сексуальной разнузданности, а с представлениями французов об Америке.

В ноябре 1946 года на прилавках книжных магазинов появляется роман Вернона Салливана «Я приду плюнуть на ваши могилы». Сюжет представляет историю мести «белого негра» Ли Андерсона за линчевание его брата с темным цветом кожи. Месть заключается в соблазнении и убийстве двух юных дочерей богатого плантатора. Роман погружен в языковую атмосферу сленга водителя американского грузовика с эротическим воображением подростка, мечтающего потерять невинность. Литературная шалость Виана так и прошла бы незамеченной (он значился переводчиком романа), если бы на него не подали в суд за оскорбление общественной нравственности. Судебный процесс принес штраф переводчику и скандальную известность Салливану. Роман разошелся тиражом 120 тысяч экземпляров, что позволило Виану провести безбедно несколько лет. Кураж игры в Салливана увлек писателя и он на волне успеха создает еще три романа: «Мертвые все одного цвета» (1947), «Убрать всех уродов» (1948), «Женщинам не понять» (1950). Однако раскрытие тайны имени Салливана нанесло серьезный ущерб писательской репутации Виана.

«Пена дней» была номинирована на литературную премию Плеяды. Премию Виан не получил и вокруг него складывалось негативное мнение. Артистизм и игровое начало дарования закрепили за Вианом в общественном сознании ярлык скандалиста и мистификатора. Шлейф сложившегося мнения тянулся за ним всю жизнь. Автор ярчайшего, этапного романа «Пена дней» в сознании публики оставался в тени Вернона Салливана. А он продолжал писать под своим именем: в 1948 году создан роман «Красная трава», в 1951 — роман «Сердцедер». Но крупные издательства не желают иметь с ним дела, тиражи его книг остаются нераспроданными. И Виан продолжает жизнь уже не писателя, а музыканта. В 1959 году на просмотре экранизации романа «Я приду плюнуть на ваши могилы» Борис Виан в возрасте 39-ти лет скончался от сердечного приступа.