Приглашаем посетить сайт

Гришин Е. В.: Поэтика религиозной драмы Поля Клоделя («Полуденный раздел», «Извещение Марии», «Атласный башмачок»)

http://www.pgsga.ru/science/aspirant/avtoreferaty/

На правах рукописи


ГРИШИН Евгений Викторович

Поэтика религиозной драмы Поля Клоделя
(«Полуденный раздел», «Извещение Марии», «Атласный башмачок»)


Специальность 10. 01. 03 – литература народов стран зарубежья
(западноевропейская литература)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук


Самара – 2007

Работа выполнена на кафедре литературы Коломенского государственного педагогического института

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Никола Мария Ивановна

профессор Луков Владимир Андреевич

доцент кандидат филологических наук,

Ощепков Алексей Романович

Ведущая организация: Магнитогорский государственный университет

« 25 » мая 2007 года в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета К 212. 216. 07 по специальности 10. 01. 03 – «Литература народов стран зарубежья (западноевропейская)» при Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67, корп. 1, ауд. 9

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Самарского государственного педагогического университета по адресу: 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67

Автореферат разослан «20» апреля 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, П. А. Новикова

Переходный характер культуры современной эпохи диктует обостренный интерес к переходным эстетическим явлениям минувших эпох. Их рассмотрение позволяет осознать ряд софеноменальных процессов, понять закономерность отдельных философско-эстетических тенденций и форм, в которых они нашли свое выражение, ощутить динамику литературного процесса во всей его сложности. В этом отношении повышенный интерес вызывает культура и литература конца XIX- начала XX века, особенно в современной отечественной культуре. Это связано с тем, что после окончания советского периода наука стремится глубже понять явления кризисного порядка, ему предшествующие, соотнести их с состоянием идеологической, философской, эстетической мысли Европы.

Показательно и то, что после длительного периода официальной атеистической доктрины современная наука, в том числе литературоведение, активизирует свой интерес к изучению литературы и культуры духовного содержания, осознав ее органичной и едва ли не важнейшей частью векового литературного процесса. «В содержании творения первостепенное значение имеют общечеловеческие страсти в их непреходящем для всякой эпохи, народа и класса содержании, и та сторона жизненного положения, которая стоит бесконечно выше злободневных социальных отношений, именно та, которая обусловлена отношением человека к Богу, к высшей правде, к исканиям абсолютной истины и абсолютного добра», - писал русский философ Н. Лосский, представитель интуитивистского персонализма, чьи книги были возвращены отечественному читателю в начале 90-х годов[С. 86]. 1

Предпринятое исследование «Поэтика религиозной драмы Поля Клоделя («Полуденный раздел», «Извещение Марии», «Атласный башмачок») находится в русле отмеченной выше тенденции. Творчество П. Клоделя в данной работе включается в контекст французского и - шире - европейского Христианского возрождения начала ХХ века, движения, которое неудержимо набирало силу и занимало важное место в литературе и культуре первой половины века. Для этого направления Поль Клодель является достаточно репрезентативной фигурой. Он – известный общественный деятель, теоретик движения и, главное, талантливый художник, поэт, прозаик, драматург, чьи произведения сохраняют эстетическое воздействие на современного читателя и зрителя.

В работе подчеркивается соотнесенность тенденций к Религиозному ренессансу, переживаемому Европой в начале века, с умонастроениями представителей русской философской и эстетической мысли, представленной именами Н. Бердяева, Г. Федотова, С. Булгакова, П. Флоренского, Б. Зайцева, Д. Мережковского и многих других. В тех случаях, когда для этого есть основания и имеются соответствующие материалы, подчеркивается взаимный интерес представителей русской культуры к Клоделю и известный интерес Клоделя к России и судьбе его творчества на русской сцене.

«Полуденный раздел», «Извещение Марии», «Атласный башмачок»), наиболее ярко и полно отражающих религиозно-эстетические взгляды Клоделя и своеобразие его драматургии. Из истории зарубежного и отечественного театра привлекается материал, свидетельствующий о постепенном преодолении взгляда на драматургию Клоделя как несценическую, об усилиях самого автора по переработке своих драм для сцены.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом современной филологической науки к эстетике и литературе переходных эпох, к изучению литературы духовного содержания и религиозной драмы, в частности, заметным оживлением интереса к драматургии, поэзии и эссеистике Клоделя, нашедшей выражение в появлении новых переводов (М. Гринберг, О. Седакова, А. Наумов, Е. Наумова, А. Курт, А. Райская и др.) и их издании, участившихся постановках драм Клоделя в театрах Европы и России.

Предмет исследования составляет процесс Христианского возрождения в Европе и Католического возрождения во Франции в первой половине ХХ века, круг магистральных идей этого историко-культурного явления, их воплощение в художественном творчестве одного из наиболее одаренных представителей движения – Поля Клоделя, теоретика, эссеиста, поэта, драматурга.

: теоретические работы и эссе П. Клоделя («Импровизированные мемуары», «Предмет поэзии», «Религия и поэзия», «Театр и религия», «Религиозное искусство», «Мое обращение» и др.), а также драматургия писателя («Полуденный раздел», «Извещение Марии», «Атласный башмачок» и др., в том числе отдельные версии названных драматургических сочинений).

Новизна исследования состоит в том, что творчество Клоделя впервые в отечественном литературоведении включается в контекст Христианского возрождения в Европе и Католического возрождения во Франции первой половины ХХ века, изучаются эстетические взгляды Клоделя, нашедшие отражение в теоретических трудах и эссеистике писателя, а также рассматривается отражение их в вершинных образцах его драматургии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

– носитель многогранного дарования, теоретик, эссеист, поэт, драматург, один из наиболее ярких представителей Католического возрождения во Франции.

2. Эстетические взгляды писателя выражают концепцию неразрывной связи религии и творчества.

3. В основании драмы в интерпретации Клоделя лежит отражение драмы человеческого существования и человечества в целом.

4. Драматургия Клоделя – важнейшее явление на пути преодоления кризиса французской драмы на рубеже веков (XIX-XX вв.) и ее возвращения в большую литературу.

5. Драматургия Клоделя ориентирована на философские и эстетические принципы символизма, обогащенные философско-религиозной проблематикой.

7. Вариативный характер драматургических текстов является следствием творческой эволюции автора и осознания задачи приближения его драматургии к сценическим потребностям театра.

8. Поэтический характер драмы Клоделя, сочетающийся с философским интеллектуализмом и развитой условностью, обеспечивает драматургии писателя заметное место на современной сцене.

Основная цель диссертации – изучить эстетические взгляды П. Клоделя, определить его место и роль в контексте Католического возрождения во Франции ХХ века, выявить своеобразие драматургии Клоделя на примере вершинных образцов его творчества.

задачи:

1. Выявить предпосылки Христианского возрождения в Европе и Католического возрождения во Франции;

2. Выделить духовных лидеров этого движения и охарактеризовать основной корпус их идей;

3. Описать эстетические взгляды Клоделя и установить степень их соответствия пафосу идей Католического возрождения;

– начала ХХ века;

5. Проанализировать своеобразие драматургии Клоделя на примере вершинных образцов разных периодов творчества писателя.

6. Сопоставить версии драматического сочинения с выявлением мотивов их возникновения;

7. Привести примеры сценического воплощения драматургии Клоделя.

Теоретическое значение возрождении драмы условного характера, насыщенной философско-религиозной проблематикой.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов в вузовских курсах по истории зарубежной литературы конца XIX- начала XX века, истории французской литературы, спецкурсах по истории западноевропейского и французского театра и др.

Методология исследования базируется на совокупности нескольких подходов: историко-генетическом, историко-теоретическом, историко-биографическом, сравнительно-типологическом, структурно-семантическом.

работы составляют положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных литературоведов, критиков, философов, писателей: С. С. Аверинцева, Л. Г. Андреева, М. Л. Андреева, А. А. Аникста, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, А. Н. Веселовского, В. В. Виноградова, М. А. Волошина, А. И. Владимировой, И. В. Вершинина, А. Я. Гуревича, Т. В. Емельяновой, С. Н. Зенкина, В. И. Иванова, В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, В. А. Лукова, А. А. Сабашниковой, В. С. Соловьева, В. М. Толмачева, Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, О. М. Ушаковой, П. А. Флоренского, Н. Ф. Швейбельман, В. Е. Хализева, Г. Н. Храповицкой, Ж. Маритена, Г. Марселя, П. Пави, П. Тиллиха, Н. Фрая, Т. С. Элиота и др.

Апробация материалов исследования проходила на международных научных конференциях «Всемирная литература в контексте культуры. Пуришевские чтения», XIII, XIV, XVI и XIX (Москва, МПГУ , 2001, 2002, 2004 и 2007 годы), на межвузовской конференции «XXIII Пушкинские чтения» (Москва, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2003 год), межвузовской конференции «Русско-зарубежные литературные связи» (Нижний Новгород, Нижегородский государственный лингвистический университет, 2005 год), где автором в форме докладов были представлены основные положения диссертации. Материалы докладов легли в основу публикаций. По теме диссертации опубликовано 12 работ.

Структура диссертации

Во Введении формулируются цель и задачи исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, определяются предмет и объект исследования, его научная новизна и теоретическая значимость, указывается методология исследования и его теоретическая основа, дается оценка имеющихся по теме исследований, отечественных и зарубежных.

Глава 1. Эстетика Поля Клоделя в контексте западноевропейской и французской культуры рубежа веков. .

§1 Христианское возрождение в Европе и Франции

– начала XX вв., характеризуется глубоким мировоззренческим кризисом, спровоцированным общим чувством утраты целостного мироощущения, разрушения нравственных основ личности и общества. Указываются конкретные идеологические, политические, философские явления, способствующие нарастанию кризисных отношений. Выявляется прямая связь между общим трагическим мироощущением «fin du siècle» и таким значительным направлением в философии, эстетике, литературном творчестве начала века, как Христианское возрождение в Европе и Католическое возрождение во Франции. Вследствие ощущения фатальной безысходности с новой силой возникает интерес к христианству, представляющему собой цельную мировоззренческую систему, издавна служащую источником поддержки, духовного наставления в кризисные времена.

При характеристике Христианского возрождения в Европе подчеркивается участие в этом процессе представителей разных конфессиональных традиций: англиканской, католической, православной, протестантской (В. Темпл, Г. Марсель, Н. Бердяев, К. Барт, Д. Бонхеффер и др.). На примере представителей разных религиозных течений (Ж. Маритена, П. Тиллиха, Т. С. Элиота) устанавливается близость теологических концепций лидеров направления, обусловленная общностью мировоззренческих задач и типологией культурных процессов. Деятельность так называемой «Франко-русской студии» приводится как свидетельство стремления мыслителей, художников, религиозных деятелей к установлению непосредственных контактов с целью выработки общей мировоззренческой и эстетической платформы, отвечающей задачам времени.

Христианское возрождение развивается по линиям теоретического (богословского и эстетического) осмысления, поэтического, романного и драматургического творчества. При этом многие художники эпохи выступают одновременно и видными христианскими мыслителями. Помимо художественных произведений, нередко сопровождаемых комментариями и ссылками самих авторов, они создают оригинальные труды с яркой христианской направленностью о роли религии в современном обществе (К. С. Льюис «Просто христианство», П. Клодель «Религия и поэзия», Т. С. Элиот «Религия и литература» и др.). Что касается истоков христианской эстетики, то они связываются с воззрениями на творчество Аврелия Августина и Фомы Аквинского, подчеркивающих сакральные функции слова.

В сфере художественного творчества обозначенные выше тенденции способствуют возрождению интереса к литературным формам с подчеркнутой религиозностью, в частности к средневековой драме (мистерии, мираклю, моралите).

§2 Поль Клодель о взаимосвязи религии и поэтического творчества.

для него таких апостолов веры, как Фома Аквинский, Бернар Клервосский, Франциск Ассизский, восточные отцы церкви. Связь религии и поэзии обусловлена для Клоделя самим предметом поэзии, обращенным к Вселенной и человеку, составляющим творение Божье: «Предмет поэзии – это обступающая нас священная реальность, данная нам раз и навсегда. К этой вселенной, состоящей из вещей видимых, вера присоединяет мир невидимый. Все то, что взирает на нас и на что взираем мы. Эта вселенная – творенье Божье, дающее неисчерпаемый материал для повествования и песен всем – от величайшего поэта до малой пичуги»[C. 21] 2. Для Клоделя существует понятие poesis perennis, которая не придумывает себе тем и сюжетов, но непрестанно возвращается к тому, что предлагает ей Творение. По мысли Клоделя, настоящий поэт во всем способен усмотреть отсвет вечности и воплотить это видение в выразительных символах. Что касается веры и поэтического творчества, то Клодель не утверждал, что всякий глубоко верующий христианин способен стать поэтом. Но писатель, наделенный даром веры, в его глазах имел больше шансов стать истинным поэтом перед остальными мастерами пера и выполнить высшую функцию искусства, заключающуюся в гармонизации сознания человека, сопряжения в нем мира земного и мира вечного.

Рассмотрению подвергается оценка Клоделем писателей, своих предшественников и современников, которая оказывается в прямой зависимости от приверженности их творчества к религиозным идеям и религиозному пафосу. Так, к примеру, мятежная поэзия XIX века, от Байрона до Леконта де Лилля, оценивается Клоделем как поэзия бунта и богохульства, сравнимая с влиянием ересей. В то же время суждения о поэзии Бодлера, Верлена, Рембо исполнены восхищенного внимания, ибо они для Клоделя - «поэты раскаяния».

Идеальным поэтом минувших времен был для Клоделя Данте, поэт, возвращающий миру целокупность, ибо он «в неимоверном полете ума и воображения стремится объединить дольний мир, где он влачится, мир следствий…с миром истинных причин и высших целей»[C. 94 op. cit.]. Для Клоделя встреча Данте и Беатриче в поэме – главная, своего рода разговор двух миров, завершающийся апофеозом Божьей Благодати.

В этой части работы затрагивается проблема «Клодель и Библия», рассматриваются такие эссе поэта, как «Разговор о Библии», «Поль Клодель вопрошает Песнь Песней», «Поль Клодель вопрошает Апокалипсис» и др. Для Клоделя Библия – величайшая книга в истории человечества, неистощимый источник нравственных и художественных ценностей, основа европейской культуры, которую он хотел бы видеть также и основой современного образования. Подчеркивается, насколько многие суждения Клоделя близки взглядам на Библию, христианство, их роль в творчестве, культуре, образовании. Из французских писателей-современников Клоделю ближе всего оказываются писатели с яркой христианской направленностью: Ф. Мориак, Ф. Жамм, Ш. Пеги, Ж. Бернанос и др. Несмотря на наличие определенных разногласий идейного или художественного содержания, в конечном счете, он выделяет и приемлет их за религиозный пафос творчества.

которые, по мысли Клоделя, создают борение человеческих интересов и страстей, превращают жизнь христианина в сражение, исход которого трудно предугадать. Клодель видит драматический аспект в приуготовлении человеком самого себя к Страшному суду как итогу священной истории и всего человеческого существования.

§3. Состояние французской драмы накануне XX века.

В этом параграфе предлагается обзор состояния французской драмы к концу ХIХ века. В частности, взлет драмы в рамках романтического направления характеризуется наступающим упадком к концу 30-х годов XIX века. Господство романтической драмы привело в итоге к преобладанию мелодраматических эффектов и развлекательных жанров. Серьезную попытку преодолеть эту ситуацию в театре предприняли писатели реалистического и натуралистического направлений, вошедшие в историю литературы преимущественно как прозаики, но испытавшие себя также в области драматургии: Г. Флобер, А. Доде, Ж. и Э. Гонкуры, Э. Золя.

Особо выделены теоретические труды Золя по проблемам драматургии и театра, развивающие принципы «тотального реализма». Однако, развивая теорию натуралистической драмы, Золя, как и другие натуралисты, не создал драматургии, завоевавшей зрителя. Преодоление кризиса, как покажет последующее развитие драматургии, лежало как раз на путях усиления условности, в том числе символической. В этом смысле симптоматичной является полемика по проблемам условности в театре, которую вели между собой Э. Золя и Ф. Сарсэ.

Оценка становления символизма во французской литературе свидетельствует о том, что символизм, в первую очередь, получил распространение в поэзии. Драма, созданная по принципам символизма, представлялась вначале возможной лишь как текст, предназначенный для чтения. Это предубеждение было уже преодолено Метерлинком, но продолжительное время тяготело над французскими драматургами, в том числе и над Клоделем. Однако именно его драма была выделена современниками как наиболее значительный опыт драматургического новаторства во Франции рубежа веков, которому было суждено восстановить авторитет драматургического жанра.

§1. «Полуденный раздел» П. Клоделя как вершина драматургии раннего периода.

В начале главы обозначается периодизация драматургического творчества Клоделя и характеризуется драматургия первого периода, в которой происходило становление самобытных черт поэтики Клоделя: символизм, развитое лиро-эпическое начало, интеллектуализм, проявившийся в богатой аллюзивной основе текста, склонности к его версификации и т. д. Становление художественной манеры Клоделя-драматурга сопровождается усилением религиозного звучания текста.

«Полуденный раздел» (1905) оценивается как вершина первого периода драматургии писателя. Действие пьесы, имеющей ярко выраженную автобиографическую основу, развивается вначале как коллизия светского характера с насыщенной символической образностью, но в итоге вырастает в мистерию Смерти и Воскресения. Страсть выступает сюжетообразующим мотивом драмы. Сюжетная коллизия выражает одну из магистральных идей для художественного мышления драматурга: женщина становится испытанием мужчины на пути к Богу.

Дихотомия земного и небесного, находящая отражение в человеческом сознании и опыте, получает эффектное художественное выражение в поэтике названия пьесы и именах персонажей. Этому также выразительно служит топос действия, прежде всего образы моря и корабля. Душевные метания героев, сущность переживаемой ими драмы характеризуется также с помощью библейской и античной образности. Углубленное рассмотрение получает так называемая «Песнь Мезы», выделенная автором в финале пьесы. Её образный и ритмико-интонационный строй сопоставляется с библейской «Песнью Песней Соломона», со стилевой манерой Августина Блаженного в «Исповеди». Мотив богоискательства и богоборчества связывает «Песнь Мезы» также с «Книгой Иова».

«Полуденного раздела» с версией текста, созданного автором через сорок лет. В результате творческой переработки и появления версии для сцены художественная структура «Полуденного раздела» претерпела значительные изменения. Усовершенствованный вариант становится меньше в своем объеме примерно на 1/5. Фигуры главных героев очерчиваются драматургом более четко и ясно, их действия отличаются осознанностью и решительностью, а из монологических партий уходит часть лиризма, которым характеризовалась версия 1905 года. Некоторые обстоятельства любовной коллизии теперь подвергаются реалистическому обоснованию, что заметно усиливает сюжетную сторону пьесы. Смысловое наполнение драмы в версии 1948 года проясняется автором за счет использования характерных деталей, которые указывают на важные грядущие события. В позднем варианте структурно не выделяется как самостоятельное включение «Песнь Мезы». Финал пьесы подвергается переосмыслению. На смену пространным и пафосным лирическим монологам приходят более лаконичные. Ряд театральных приемов и пластика актеров, введенные Клоделем в позднюю версию, ориентированы на зрительное восприятие и диктуют сценографию спектакля.

Эти изменения дают возможность говорить о том, что авторские интенции при создании сценической версии были направлены на переработку текста пьесы с целью увеличения в ней динамического начала, на создание более четких психологических портретов главных героев, прояснение мотивов их поступков. Однако, несмотря на значительные изменения в поэтике позднего варианта драмы, она, как и версия 1905 года, сохраняет выражение христианских идей в их индивидуальном авторском истолковании.

Конец 2006 г. (таким образом можно говорить о столетии со времени появления первой редакции драмы «Полуденный раздел») ознаменован новым обращением к постановке пьесы в отечественном театре. Декабрьская премьера спектакля состоялась в Центре драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина в 2006 г. Режиссер спектакля, Владимир Агеев, осуществил этот проект совместно с французским театром «Феникс». Это не первое обращение отечественного театра к «Полуденному разделу». В конце 80-х ее ставил в Творческих мастерских Владимир Мирзоев. Однако на волне начавшегося открытия Клоделя современным читателем спектакль В. Агеева приобретает больший резонанс.

§2. «Извещение Марии» как мистерия нового времени.

Осуществленный в этой части работы анализ драмы «Извещение Марии» (1910) показывает, что Клодель создал оригинальный образец мистерии нового времени, не порывая, однако, вовсе с традиционным средневековым каноном. На связь «Извещения Марии» с традиционным жанром указывает прежде всего лежащий в основе драмы библейский сюжет, а именно «Благовещение», точнее, его «костяк», условная схема, которая притягивает к себе целый ряд других сюжетных ходов, сходящихся в финале мистерии. В частности, на символическом уровне в драме развивается движение мистериального сюжета от Благовещения к Рождеству.

драмы на вневременной, универсальный уровень Клоделем используются традиционные приемы, хранящие «память жанра» и органически с ним связанные: автор вводит в структуру драмы библейские тексты и элементы литургии, а также церковной музыки и песнопения. Кульминационный момент драмы, влекущий за собой гибель героя, не воспринимается трагически. Трагизм «снимается» за счет принципиальной нетрагичности акта самопожертвования, эталоном которого служит смерть Христа во искупление грехов – кульминационный момент в средневековой мистерии.

Вместе с тем, Клодель не ставил своей художественной задачей воспроизведение мистериального жанра в его традиционном облике. Драматург усложняет структуру действия, деля его на четыре части и пролог, снабжая его ремарками и авторскими комментариями, в то время как средневековая мистерия такого членения не знала. Но главное обновление клоделевской мистерии шло по пути ее интеллектуализации и сближения с театром символизма. Это, в первую очередь, отражается на принципах создания автором мистериальных образов. Клодель создает своих персонажей посредством целого ряда аллюзий и реминисценций, которые то расходятся, как лучи, приобретая в отдельных сценах вполне определенные уподобления и черты, указывающие на библейские прообразы, то вновь сходятся, рождая в своем взаимодействии более сложный и многомерный образ. В работе эти системные связи и закономерности получили отражение в виде условной наглядной схемы. Заметное место в тексте параграфа уделяется также рассмотрению символических образов монастыря, храма, дуба, поразившей героиню проказы и др.

Персонажи драмы не носят библейских имен. В то же время имена, которыми автор наделил героев, обладают значимой и емкой семантикой, которая рассмотрена на примере главных персонажей (Виолена, Мара, Веркор и др.). Герои и сюжетные линии «Извещения Марии» связаны с библейскими реминисценциями на основе их сложного соподчинения, прихотливого переплетения, порождающих объемность, многозначность, но нередко и амбивалентность образов, что прослежено на примере образов двух сестер и Пьера де Краона.

Важно также упомянуть о плотном интеллектуальном наполнении драмы, возникающем вследствие того, что религиозный сюжет объединяется с вполне конкретными историческими фактами и реалиями из французской истории XV века, призванными дать ответ автора на вопросы современной ему кризисной эпохи. В этом отношении важное внимание уделено образам Жанны д`Арк и короля. Примечательно, что Жанна д`Арк не наделена автором монологическими партиями. Из народной молвы мы узнаем, что маленькая девушка, одетая в красное (согласно христианской экзегезе - символ жертвенности и подвижничества), сняла английскую осаду с Орлеана. Чаяния народа целиком связаны с Орлеанской девой. По дороге, возведенной народными страданиями, Жанна приведет дофина на коронацию в Реймс, а всю Францию – к освобождению. Действия клоделевской исторической героини ориентированы во внешний план, так как при выполнении ее миссии, последствия должны носить гармонизирующий характер. Нарушенный христианский миропорядок получает перспективу восстановления: народ вновь обретет светскую власть в лице короля, духовную – в лице Папы, и на многострадальной французской земле должен, наконец, наступить долгожданный мир. Действия всех трех героев: Жанны, идущей на жертву ради спасения собственного народа, дофина с его намерением возглавить государство и Виолены с ее порывом самоотречения и страдания, приведшим к совершению чуда, - лягут в основу гармонизации отношений, восстановления спокойствия и мира как на уровне общественном, так и на уровне отдельно взятой семьи Веркоров. Финал мистерии исполнен надежды и умиротворения. Идейная сторона мистерии декларирует ценность жертвенности, всепрощения и христианской любви как спасительных и созидающих начал.

Примечательно, что, несмотря на всю сложность драмы, требующую от зрителя немалого напряжения, именно «Извещение Марии» стало первой пьесой, которая разрушила представление о несценичности пьес Клоделя. Уже при жизни автора она была поставлена более 20 раз в разных театрах.

клоделевской героини проводится лишь с образом Жанны д`Арк у Ш. Пеги, также видного представителя Католического возрождения во Франции. Подчеркивается, что Шарль Пеги концентрирует в образе своей героини, наряду с христианскими, острые социальные воззрения, появившиеся в произведении Пеги не без влияния социалистических идей. Упрекая церковь за ее абстрактное милосердие, Жанна требует от нее, людей и себя самой милосердия деятельного, борющегося с социальным неравенством. Рассуждая подобным образом, героиня высказывает порой еретические мысли, расходящиеся с официальными церковными догматами, но считает, что вторит своему создателю. Жанна у Пеги не только ведет острую полемику. В конце мистерии мы видим её смотрящей в сторону Орлеана, готовой к решительным действиям. Таким образом, оба драматурга видят в Жанне д' Арк созидающую героиню, направляющую жизнь в естетственное русло.

§3. «Атласный башмачок» как итог творческой эволюции драматургии Клоделя.

Драма «Атласный башмачок» (1919-1924) трактуется в работе как синтез творческих исканий писателя, представляет собой грандиозную мистерию, действие которой разворачивается в конце XVI века в Испании, Африке, Америке и Японии, на суше, на море, на небесах. Развитие действия организовано в ритме чередования событий земного характера и координат вечности. Избыточность персонажей, множественность сюжетных линий, пространность риторических монологов сближает пьесу с барочной традицией. Система персонажей драмы соотнесена с антиномичностью добра и зла, рая и ада, греха и благодати. Ход событий предваряет пролог, представляющий предсмертную молитву отца Иезуита. Развитие действия идет “извилистым путем” и соотносится с эпиграфом пьесы, представляющим португальскую пословицу “Deus escreve directo por linhas tortas”. (Господь пишет прямо кривыми линиями)

Основной конфликт пьесы, борьба плотского и духовного, земного и небесного, преемственно связан с предшествующей драматургией писателя. Так, характер любовной коллизии восходит к «Полуденному разделу», но в «Атласном башмачке» он лишается прежнего трагического накала. Идея спасения трактуется как изначально предопределенная. Жертва приносится героями, особенно героиней, решительно и радостно, в этом смысл приношения ею деве Марии атласного башмачка. Тема жертвенности на пути к святости связывает драму «Атласный башмачок» с «Извещением Марии». Наблюдается известное сходство положения главной героини, которая от стороннего вестника (Виолена - от Пьера де Краона, а Пруэз - от Ангела-хранителя) получает сообщение о своем предназначении и начинает движение к нему. Сближаются также функции отдельных второстепенных персонажей, например, младенца Обены и Марии Семь-Мечей и т. д. В «Атласном башмачке» бросается в глаза обильное число условных персонажей, призванных поддержать изображение трасцендентной сферы: Ангел-хранитель, Св. Жак – Орион, Музыка, Двойная тень, Луна и др. Среди прочих - целый сонм святых: св. Николай, св. Бонифаций, св. Дени, св. Адлибитум.

Мистериалльный элемент в «Атласном башмачке» содержит причудливое смешение драматического начала со светским, игровым, что находит, к примеру, выражение в выстраивании параллельных линий разной стилевой тональности. Так, любовная линия «Родриго – Пруэз» имеет в драме параллельную комическую линию «Китаец – Жобарбара». Выстраивание магистральной линии и параллельной, её оттеняющей, восходит к традиции Шекспира, чей опыт Клодель тщательно изучал и, как видно, использовал.

«Атласном башмачке» меняется аллюзивный характер персонажей. Они соотносятся не только с библейскими источниками, но и зачастую с литературными. Так, главный герой драмы Родриго де Манакор заставляет вспомнить корнелевского Сида, вергилиевского Энея и т. д. Столь же значимы, как и в других пьесах автора, имена его героев, которые рассматриваются в работе. Оригинальный характер придают драме персонажи, призванные обнажать и подчеркивать театральную иллюзию: Вестник, Неудержимый и др. Автор не позволяет зрителю увлечься внешней стороной действия. По его замыслу, зритель должен прийти с помощью вербальных и невербальных сценических средств к мысли о тайной пружине всех событий в лице всеблагого и всеведущего Бога.

Заключение содержит обобщение итогов проведенного исследования. Клодель-драматург оценивается как талантливый новатор, обогативший традицию средневековой религиозной драмы на новом этапе литературного процесса. Интеллектуализм, согласующийся с поэтичностью стиля, развитой символикой, ярко выраженной театральной условностью определяет характерные черты поэтики религиозной драмы Клоделя.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Гришин Е. В. Религиозная драма Поля Клоделя: эстетика и творчество [Текст]/ Е. В. Гришин // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 4/48. - Тамбов: ТГУ, 2007. -С. 93-99.(0,4 п. л.)

«Извещение Марии»[Текст] / Е. В. Гришин // XIII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. Сб. статей и материалов. -М.: МПГУ, 2001. -С. 59-60 (0,1 п. л.)

3. Гришин Е. В. Система образов в мистерии Поля Клоделя «Извещение Марии»[Текст] / Е. В. Гришин // Анализ художественного произведения мировой литературы в школе и ВУЗе: Методические рекомендации для студентов филологического факультета. -Выпуск IX. -Н. Новгород: НГПУ, 2001. -С. 38-44 (0,3 п. л.)

4. Гришин Е. В. Любовь земная и небесная (языческое и христианское) в поэтической образности драмы П. Клоделя «Полуденный раздел» [Текст] / Е. В. Гришин // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. Сб. статей и материалов. -М.: МПГУ, 2002. -С. 69-70 (0,1 п. л.)

5. Гришин Е. В. Жанровые искания Поля Клоделя в драме «Полуденный раздел» [Текст] / Е. В. Гришин // Поэтика жанра: Сб. научных трудов. -М.: МПГУ, 2002. -С. 111-119 (0,3 п. л.)

6. Гришин Е. В. Традиция библейской Песни Песней Соломона в драме Поля Клоделя “Полуденный раздел”[Текст] / Е. В. Гришин // Сб. научных статей аспирантов и соискателей. Выпуск первый. -Коломна: КГПИ, 2002. -С. 85-93 (0,2 п. л.)

’ Арк в драмах “Мистерия о милосердии Жанны д’ Арк” Шарля Пеги и “Извещение Марии” Поля Клоделя[Текст] / Е. В. Гришин // XVI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. Сб. статей и материалов. -М.: МПГУ, 2004. -С. 44-45 (0,1 п. л.)

8. Гришин Е. В. Функция исторического персонажа (Жанна д' Арк) в поэтике мистерий писателей Католического возрождения (П. Клодель, Ш. Пеги)[Текст] / Е. В. Гришин // Зарубежная литература: проблемы изучения и преподавания. Межвузовский сб. научных трудов. Вып. 2. -Киров: Вят ГГУ, 2005. -С. 148-153 (0,2 п. л.)

9. Гришин Е. В. Поль Клодель о взаимосвязи религии и литературы[Текст] / Е. В. Гришин // Русско-зарубежные литературные связи. Межвуз. сб. научных трудов. -Н. Новгород: НГПУ, 2005. -С. 353-357 (0,2 п. л.)

10. Гришин Е. В. О двух версиях драмы П. Клоделя “Полуденный раздел”[Текст] / Е. В. Гришин // Филологический анализ текста. Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции. -Коломна, 2006. -С. 79-86 (0,3 п. л.)

11. Гришин Е. В. Переписывая себя: о сценической переработке П. Клоделем своих пьес[Текст] / Е. В. Гришин // XXV Пушкинские чтения. А. С. Пушкин и Россия: язык – литература – культура – методика. -М, 2006. -С. 3-15 (0,5 п. л.)

«Музах» Поля Клоделя[Текст] / Е. В. Гришин // XIX Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе. Сб. статей и материалов. М.: МПГУ, 2007. -С. 49-50 (0,1 п. л.)


Примечания

[1] Лосский Н. Условия абсолютного добра. -М, 1991. -207с.

[2] Клодель П. Капля божественного меда. -М, 2003. -276с.