Приглашаем посетить сайт

Дорофеева Е.: Туве Янссон: не только муми-тролли?

Елена Дорофеева

Туве Янссон: не только муми-тролли?

http: //shkolazhizni.ru/archive/0/n-68209/

Истоки

9 августа 2014 исполнилось сто лет со дня рождения известной финской писательницы и художницы Туве Янссон (1914-2001). Она известна, прежде всего, как автор, подаривший миру муми-троллей. Но ее творчество этим далеко не ограничивается. Туве была необычайно талантливым человеком: художница, иллюстратор, карикатурист, мастер «взрослой» малой прозы. При этом она всегда подчеркивала огромную роль родителей в собственном творческом становлении и развитии.

Туве Янссон – человек яркой, интересной судьбы. Она родилась в Финляндии, в то время входившей в состав Российской империи, писала на шведском языке и стала самой переводимой в мире финской писательницей – ее книги о муми-троллях переведены более чем на тридцать языков. При этом она всегда считала писательство своим хобби, в отличие от живописи, в которой видела свое истинное призвание.

Семья Янссон принадлежала к кругу шведоязычной интеллигенции Финляндии. Исторически сложилось, что шведский язык, который до сих пор сохранил статус второго государственного языка этой страны, был языком образованной части общества, языком художественной литературы и культуры. Хотя сегодня его считает своим родным языком только 5,5% населения.

Дорофеева Е.: Туве Янссон: не только муми-тролли?

Karl Heinz Hernried , «Astrid Lindgren and Tove Jansson in 1958» av Karl Heinz Hernried - [1].

Дорофеева Е.: Туве Янссон: не только муми-тролли?

Licensierad under Public domain via Wikimedia Commons. © Moomin Characters™, Сайт, посвященный юбилею Т. Я.: http: //tove100.com/ © Moomin Characters™, http: //tove100.com/

Туве Янссон выросла в богемной семье: отец – Виктор Янссон – был известным скульптором, мать – Сигне Хаммарштен – видной художницей и иллюстратором. Туве с раннего детства начала рисовать, возможно, она научилась этому раньше, чем говорить. В семье было трое детей, и младшие братья Туве также выбрали творческие профессии: Пер-Улоф (р. 1920) стал фотографом, Ларс (1926-2000) – художником и писателем.

Мир искусства, который с рождения окружал Туве Янссон, прекрасно показан в автобиографических новеллах из сборника «Дочь скульптора». Отец был для нее первым и настоящим Художником, Туве выросла среди его скульптур. Его работа, сама творческая атмосфера, царившая в доме, были наивысшей ценностью. Виктор Янссон любил приглашать в дом своих друзей-художников. В новелле «Пирушка» передан дух тех богемных вечеров, когда при свете свечей и керосиновой лампы играли на гавайской гитаре и балалайке, ели дорогие колбасы, хлеб, сыр, масло, пили воду «Виши», от которой, по мнению маленькой героини, «пучит живот, и от этого становишься очень грустным». Такие «пирушки» продолжались иногда несколько суток.

Авторитет отца был в доме непререкаем, и матери приходилось подчас нелегко, ведь на ее плечи ложились все заботы – не только ведение хозяйства и воспитание детей, но и зарабатывание денег (так как любивший пошиковать Виктор Янссон быстро спускал свои гонорары). А она ведь мечтала еще и о карьере художницы…

Сигне Хаммарштен принадлежала к древнему шведскому роду, из которого вышло много известных людей. Она родилась и выросла в Швеции, начала там работать учителем рисования. Будучи уже взрослой женщиной, в возрасте 28 лет, Сигне поехала учиться в Париж, где и познакомилась с молодым финским скульптором. После свадьбы молодые люди один год прожили в Париже, а затем переехали в Хельсинки.

Дом-мастерская в Хельсинки, где выросла Туве, оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую жизнь и творчество. Она была очень привязана к родительскому дому, который оставила лишь в 27 лет. При этом отношения Туве с отцом были непростые: консерватор, сторонник «традиционных ценностей», Виктор Янссон часто не одобрял жизненных взглядов дочери, круга ее друзей. Однако когда дело касалось творчества, отец всегда оставался ее главным критиком и судьей, его мнением она дорожила больше всего.

рисовала карикатуры для журналов и почтовые марки. За 28 лет работы она успела нарисовать 170 находившихся в употреблении почтовых марок.

Следя за каждым ее движением, девочка «с молоком матери» впитала и навыки иллюстратора. Будучи еще совсем ребенком, она начала помогать маме рисовать, и ее работы принимались издательством. То есть Туве Янссон начала свою профессиональную карьеру примерно в десятилетнем возрасте. В четырнадцать лет она написала и проиллюстрировала свою первую книжку – «Сара и Пелле и осьминоги Водяного».

Родителей очень радовали успехи дочери, и в пятнадцать лет ее отправили учиться в художественную школу в Швеции, где она и получила образование художника (а также впервые услышала от своего дяди слово «муми-тролль»!). Во время учебы в Стокгольме Туве писала маме: «Я думаю, что ты понимаешь меня лучше, чем кто-либо другой». Отношение к матери не изменилось с течением времени. Уже в возрасте 78 лет Туве Янссон все еще говорила, «что всегда пыталась походить на маму, стремилась всегда рисовать как она» (статья Суви Ахола в сборнике биографий «100 замечательных финнов», 2004).

Важнейшей частью детских воспоминаний, вошедших в творческий мир Туве Янссон, стали летние каникулы. Туве проводила почти каждое лето у бабушки – на острове недалеко от Стокгольма: «Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя». Эти впечатления легли в основу автобиографической повести «Летняя книга», в которой девочка София проводит лето на далеком острове вместе с бабушкой, сохранившей, несмотря на свой возраст, страсть к приключениям, чувство юмора и неиссякаемую фантазию. Племянница Туве – София Янссон – сказала в одном из интервью во время своего недавнего визита в Москву, что «Летняя книга», безусловно, написана о ней и бабушке (матери Туве Янссон), но в книгу привнесены также отношения самой Туве с ее мамой.

Страсть к уединению и «островной жизни» Туве Янссон сохранила навсегда. В 1960-е годы, когда благодаря успеху книг о муми-троллях, она стала одной из самых богатых женщин Финляндии, она даже приобрела небольшой островок – Кловхару – в Финском заливе, где проводила каждое лето с 1964 по 1992 гг. Однако жизнь там была абсолютно лишена роскоши и даже обычных бытовых удобств. Она перестала приезжать сюда, когда ей было уже семьдесят восемь, а в этом возрасте нелегко проводить долгое время в неотапливаемом доме без водопровода и самостоятельно добывать себе пропитание в море. Именно так Туве и ее близкая подруга Тууликки Пиетиля проводили здесь лето: ставили сети, ловили рыбу, а пресную воду и продукты привозили на моторке с «большой земли».

Дорофеева Е.: Туве Янссон: не только муми-тролли?

почитатели ее творчества. На острове проводят экскурсии, а в домике Туве открыта выставка ее картин.

Сам остров больше напоминает скалу, населенную чайками. «А на ее гранитном склоне виднелся небольшой домик: голубые оконные ставни сияли в розовых лучах заходящего солнца. Туве самозабвенно любила эти скалы, бушующее море и крики чаек, парящих над волнами. Кловхару был для писательницы источником, откуда она черпала вдохновение для большинства своих книг, в том числе, и рассказывающих о приключениях муми-троллей» (из материала Любови Шалыгиной «Остров Кловхару – Мекка для фанатов Туве Янссон», сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy (Finland). Служба новостей Yle. – 23 июля 2014). Продолжение следует...

В тени Муми-дола

Туве Янссон, при всей многогранности своего таланта, всегда мечтала реализовать себя в первую очередь как живописец, остальные занятия были для нее второстепенными. Однако слава, которая буквально «обрушилась» на нее после успеха первых книг о муми-троллях, сделала эту мечту едва осуществимой, ведь придумывание новых сюжетов и работа над иллюстрациями занимали почти все ее свободное время.

По словам писателя и искусствоведа Туулы Карьялайнен – автора вышедшей в этом году книги «Туве Янссон. Работай и люби», – «сама она горько жалела о том, что, как художнику, ей пришлось навсегда остаться в тени Муми-дола». Туве придумала Муми-дол еще во время Второй мировой войны. Это была прекрасная воображаемая страна, куда можно было перенестись и на время забыть о реальности, погрузившись в мир добра и любви, уюта и радости домашнего очага. Однако первый муми-тролль был нарисован гораздо раньше, в 1930 году, Туве было тогда шестнадцать лет. Как рассказывает племянница автора – София – эта картинка впервые появилась на стене туалета на острове, где семья проводила лето. «Там шла очень бурная переписка, например, с братьями они о философских проблемах размышляли. И вот в один из дней как-то брат оставил там историю, какую-то надпись о Канте. Туве Янссон не могла придумать что-то в ответ ему и нарисовала какое-то существо. Тогда она сказала, что это было самое некрасивое существо, какое только она могла придумать. Это и был первый Муми-тролль»

– это, конечно, родители. Мама – заботливая, всегда готовая к приходу гостей, у которой в кладовке припасено что-то вкусное, которая мечется между творчеством и работой по дому. Папа – время от времени впадающий в депрессию от спокойной и уравновешенной жизни в долине, который усаживает свою семью в лодку и переезжает на скалистый островок с маяком далеко в море. Друг и возлюбленный Туве – журналист Атос Виртанен – стал прототипом одного из самых известных и симпатичных персонажей Муми-дола – Снусмумрика. Зеленая шляпа Снусмумрика была аналогична той, что носил Виртанен. Они с Туве даже были помолвлены, но свадьба не состоялась. Туве Янссон так и не создала семью, у нее не было детей. Последние сорок пять лет своей жизни она прожила с подругой – художницей и скульптором Тууликки Пиетиля, ставшей прототипом созерцательной и философствующей Туу-Тикки из повести «Волшебная зима».

Популярность книг про муми-троллей объясняется, несомненно, их психологической точностью и тем дарованием, с которым писательница балансирует между миром детей и миром взрослых. «Возможно, я пишу больше для себя, возможно для того, чтобы вернуть назад что-нибудь из того свободного, полного приключений и безопасного лета детства. Но, может быть, иногда я пишу и для такого ребенка, который чувствует себя обойденным вниманием и боязливым», – говорила в одном из интервью Туве Янссон.

Дорофеева Е.: Туве Янссон: не только муми-тролли?

© Moomin Characters™, Сайт, посвященный юбилею Т. Я.: http: //tove100.com/

Муми-тролли полюбились читателям не только Финляндии, но и других стран, их стали издавать миллионными тиражами. Необходимо было придумывать новые истории. А потом английское агентство Associated Press предложило ей рисовать комиксы про муми-троллей и заключило с автором семилетний контракт. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The Evening News в 20 сентября 1954 года. Сначала Туве Янссон лично рисовала каждую полоску комикса, и она вкладывала в это душу, но потом она начала уставать, у нее не хватало времени ни на что другое. Тогда она передала это дело своему брату Ларсу, который и до этого был ее «правой рукой»: переводил комиксы на английский, помогал сочинять сценарии. Ларс Янссон более пятнадцати лет рисовал муми-комиксы и сделал из этого прибыльный бизнес. Также они вместе с Туве делали спектакли, писали театральные сценарии и тексты песен.

Туве Янссон закончила писать о муми-троллях в 1970 году – в год смерти ее матери. Она продолжала писать, теперь только для взрослых, и ее «взрослая проза» представляет собой драматичные и глубокие повествования о человеческих взаимоотношениях. Помимо уже упомянутых «Летней книги» (1972) и «Дочери скульптора» (1978), это сборники рассказов «Умеющая слушать» (1971), «Путешествие налегке» (1987), «Честная игра» (1989), «Письма Клары» (1991), «Серый шелк» (1971-1991), и другие.

«Город солнца» (1974) были для Туве Янссон очень важны. Большое место занимали в них детские воспоминания, путевые заметки и тонкие психологические зарисовки. Теперь уже с помощью других выразительных средств, Туве пыталась раскрыть всегда волновавшие ее темы – привязанности и свободы, отчужденности и потери, путешествия и возвращения, катастрофы и выхода из нее.

И все же мечтой Туве Янссон было состояться именно как художнику, живописцу. Все остальные занятия, в том числе иллюстрирование своих и чужих книг (самыми известными стали ее иллюстрации к «Алисе в стране чудес» и «Хоббиту»), были для нее второстепенными.

Первая персональная выставка Туве Янссон состоялась в 1943 году. Несмотря на положительные отзывы, ее работы маслом критиковались за отсутствие законченности, а композиции – за избыточность деталей и смыслов. Поездка во Францию и Италию в 1948 г. помогла художнице поставить более ясные творческие задачи, она перестала перегружать свои холсты и сделала композицию более четкой. Это показала следующая персональная выставка – в 1955 году.

1960-е гг. стали активным периодом развития художественной карьеры Туве. За десять лет она провела пять персональных выставок. Значительное место в творчестве художницы занимают пейзажи, интерьерные сцены и натюрморты. Самыми любимыми её образами были море и острова. Особый интерес представляют портреты, прежде всего, автопортреты, подчеркивающие важные для неё темы внутренней свободы и независимости.

Туве Янссон мастерски владела техникой монументальной живописи и создала в 1940–50-х годах большое количество настенных росписей и фресок для общественных учреждений по всей Финляндии. Первый такой заказ она выполнила в 1945 г. для столовой завода Стрёмберга в Хельсинки. Такого же рода, но более примечательные работы она сделала для мэрии Хельсинки, детской больницы «Аврора», гостиницы «Сеурахуоне» в Хамина. В церкви в Теува она выполнила алтарную роспись на тему притчи об «умных и глупых девах» (1954). Последняя работа маслом в общественных местах была сделана в 1984 г. для детского сада в городе Пори.

Дорофеева Е.: Туве Янссон: не только муми-тролли?

С 1944 года и до конца жизни Туве занимала дом с обширной светлой мастерской в Хельсинки. Сегодня на доме помещена небольшая мемориальная доска (2005) со скульптурным портретом Туве Янссон, выполненным ее отцом Виктором. Она умерла в 2001, в возрасте 87 лет. В день похорон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что «Творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса».

этапы творческого пути Туве: сюрреалистические картины 1930-х годов, модернистские работы 1950-х, абстракции 1960-х и 1970-х, настенные росписи и фрески, антивоенные карикатуры и, конечно, муми-троллей – в текстах, иллюстрациях и трехмерных инсталляциях.

Дорофеева Е.: Туве Янссон: не только муми-тролли?

Сайт Почты Финляндии, www.posti. fi

Выставка является частью программы юбилейного года Туве Янссон. К важным пунктам этой программы можно отнести уже упомянутые экскурсии на острове Кловхару (до 18 августа 2014), выход в свет новой биографии Туве Янссон «Работай и люби» Туулы Карьялайнен (русский перевод книги планируется издательством АСТ к октябрю этого года). В Финляндии были выпущены ограниченным тиражом почтовые марки с изображением Туве на фоне пейзажей острова Кловхару, а также юбилейные монеты достоинством два евро с ее портретом.

«Муми-тролль и красная комета» (предоставленного посольством Финляндии в Москве), конкурс детского комикса «Как я провел лето в Муми-доле» (вплоть до 23 августа). Семинар, посвященный творчеству Туве Янссон, пройдет в октябре этого года в магазине иностранной литературы Букбридж.