Приглашаем посетить сайт

Левина А. Г., Цветков Ю. Л.: Античная трагедия и развитие конфликта в драме Гуго фон Гофмансталя "Спасенная Венеция"

Ю. Л. Цветков., А. Г. Левина

АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА
В ДРАМЕ ГУГО ФОН ГОФМАНСТАЛЯ
«СПАСЕННАЯ ВЕНЕЦИЯ»

ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО СЕРИЯ ФИЛОЛОГИЯ
№ 1 , 2003
http: //www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99990196Westfilol20031(3)/B2-4.pdf

Австрийский поэт и драматург Гуго фон Гофмансталь создал трагедию «Спасенная Венеция, или Раскрытый заговор» (1904), основываясь на одноименном произведении английского драматурга Томаса Отвея (1652-1685). Кроме того, Гофмансталь противопоставил свою драму трагедии У. Шекспира (1564-1616) «Юлий Цезарь» (1599). Отталкиваясь от Шекспира, австрийский драматург хотел показать пропасть, лежащую между двумя эпохами — Ренессансом и началом XX века, невозможность существования сильных и благородных личностей, отсутствие высоких поступков и целей. Гофмансталь закономерно возвращается к принципам построения античной трагедии, в которой «не человек является носителем трагического начала, а весь космос. Человек же — только часть его, и он вовлечен в орбиту трагического действия без какой-либо акции со своей стороны, поэтому не характер своей активностью создает действие, а действие создает нужный себе характер»1.

Интерес к античной драматургии в Германии и Австрии начала XX века вызван развитием и преодолением натурализма и символизма, то есть тех явлений, которые непосредственно связаны с развитием «новой драмы». Натуралистическое понимание среды детерминирует, подобно античному року, развитие трагических событий. В символистском театре М. Метерлинка и Г. фон Гоф-мансталя «смерть» или «судьба» предопределяют поведение персонажей драмы и трагизм их жизненного бытия. Поэтому в «новой драматургии» Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. Чехова герои произведений бессильны перед лицом враждебной действительности. Человек часто ощущает себя игрушкой незримых сил, что близко античному мироощущению и конкретным приемам античной драматургии.

«Трагическое относится к мифу, и конфликт определяется свойствами самого мифа. Трагедия выступает как нарушение гармонии, как бунт субъективного (Гибрие) против объективного (Дике) и конечного торжества объективного, понимаемого как гармония...»2.

Если в античности трагическая судьба посылалась богом, то в ренессансной драме она зависела от воли человека. У Гофмансталя все внимание драматурга концентрируется на одном герое и на обстоятельствах его жизни. Завязка действия «Спасенной Венеции» Гофмансталя строится на приземленных и эгоистических целях. Главный герой Жафье разоряется и теряет все, что имел в жизни. Он видит для себя единственное разрешение всех проблем: уехать из страны, бросить семью и устроить свою жизнь в другом месте. Он зол на отца своей жены — сенатора — за то, что тот обошелся с ним жестоко и не помог в беде.

В этот момент появляется друг Жафье — Пьер, который вдохновлен идеей спасти Венецию от тирании и произвола сенаторов. Он предлагает Жафье вступить в союз заговорщиков. В этом Жафье видит еще один путь для выхода из создавшейся ситуации. В теме заговора против Юлия Цезаря в трагедии Шекспира зачин строится на высокой ноте: Брут — личность героическая, которая мыслит себя частью общественного целого и ставит на карту свое благополучие. Жафье Гофмансталя вступает в заговор, чтобы отомстить сенатору за оскорбление, поруганную честь и получить таким образом возможность вернуть себе имущество и семью. О высокой идее спасти государство не может быть и речи.

В «Спасенной Венеции» Гофмансталя нельзя выделить основные этапы заговора. Кроме того, тираноборцы не доверяют Жафье, что снижает общий пафос тираноборцев. Если у Шекспира заговорщики уже приступили к активным действиям против Цезаря, то у Гофмансталя все действия заговорщиков ставятся под угрозу разоблачения. Им требуется много усилий, чтобы обезопасить себя и найти новое место для тайных встреч.

В гофмансталевской пьесе отсутствует кульминация в развитии конфликта. Автор дробит действие на множество небольших и часто второстепенных сцен: рассказ жены Жафье — Бельвидеры — и Пьера о Жафье, убийство предателя Биссоло, который следил за заговорщиками. Можно заметить, что заговор все больше и больше расстраивается под воздействием некой силы, подобной античному року. Бельвидера рассказывает мужу, что была изнасилована одним из заговорщиков, и требует от мужа отмщения. Бельвидера уговаривает мужа пойти к её отцу — сенатору, рассказать о заговоре и попросить прощения и помилования. В этом она видит спасение мужа и семьи. Так возникает антизаговорщическая тема как один из выходов из затруднительной ситуации. В трагедии Шекспира развитие длительного эмоционально напряженного конфликта подчеркивает непримиримость позиций противостоящих сторон. Убийство Цезаря в Капитолии и речь Марка Антония над трупом диктатора, восстанавливающая народ против заговорщиков, составляют кульминационный момент трагедии.

— предательством куртизанки Аквилины и Бельвидеры. Тема заговора оборачивается темой предательства. Аквилина просит помиловать Жафье и рассказывает о заговоре против сената. Зритель не знает, дал ли на это согласие Жафье, поскольку он исчезает из поля зрения. Арест Пьера мог бы быть кульминацией действия. Но он не является неожиданным. Развязка действия у Гофмансталя происходит стремительно. Предательство Жафье глубоко потрясло Пьера. Он не принял никаких оправданий, глубоко презирая друга за слабоволие и трусость.

В ином ключе представлена развязка действия у Шекспира. Гражданская война привела две противоборствующие стороны на поле боя. Умирает жена Брута — Порция, но дух Брута не сломлен, он все так же стремится к поставленной цели. Случайное недоразумение приводит к гибели Кассия. Предположив, что Брут проиграл бой и убит, он решает лишить себя жизни. Узнав о смерти Кассия, Брут продолжает борьбу. Он умирает только тогда, когда ему становится понятен исход битвы. Заговорщики разгромлены, но в смерти Брут видит спасение от позора.

Если Шекспир подробно рассказывает о смерти героев, показывая, как благородно они погибают, то в «Спасенной Венеции» смерть унизительна. Героика полностью отсутствует. О смерти Жафье мы узнаем лишь из одной промелькнувшей фразы. Пьер рассчитывал на суде произнести речь, открыть людям глаза на происходящее вокруг. Однако он не получил такой возможности. Ему уготована смерть бездомного животного:

«Was? Mich, der ihre Schlachten schlug, ertrёnken?

mich? der zwei Schiffe nahm? der eine Festung

mit Flaggengala griipte, dem Gefagene

mit Fraen und Kindern, funfzehnhundert Chrisen,

auf ihren Knien die Htind und Fu(3e ku(3ten —

ertranken im Kanal wie einen Hund?

»3

Таким образом, Пьер убеждается в коварстве и жестокости сенаторов. Перед смертью он прощает Жафье, оправдывая его слабости и трусость. Образ Пьера остается до конца чистым и незапятнанным, но не героическим. Раскрывается заговор, спасается Венеция. Однако государственный конфликт не единственный в пьесе. Он является основой для развития внутреннего конфликта в душе Жафье.

В то время как Пьер твердо уверен в своих мыслях и действиях, Жафье постоянно колеблется. Он человек из высших слоев общества, и ему чужды заговорщики, которые состоят из простых, бедных людей, способных на насилие и жестокость. Но создавшаяся ситуация вынуждает действовать Жафье с ними заодно. То, что он предает заговорщиков, ещё раз подтверждает его неуверенность в справедливости восстания против сената. По своей природе Жафье — добрый и спокойный человек, любящий уют и тепло, поэтому все его существо противится насилию. Преданность другу, убежденность в его мыслях постоянно конфликтуют с внутренним миром Жафье. Он слаб, и его поступки противоречивы. Неуверенность приводит его к позорной гибели и полному забвению.

Шекспировский Брут постоянно размышляет, правильно ли он поступил. В его душе появились сомнения в целесообразности убийства, но он сохраняет присутствие духа, не ломается под влиянием событий. Вступление в заговор и убийство Цезаря Брут совершает только ради восстановления справедливости. Он ясно понимает, что диктаторская власть будет приносить всем страдания и угнетение. Совершая убийство, Брут надеялся, что этим можно будет ограничиться. Живущий высокими идеями герой настаивает на том, чтобы оставить Антония в живых.

Классическая трагедия Шекспира развивается по законам ренессансной драмы. Она отличается активностью действия персонажей и ясностью в развитии конфликта: завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Особенностью драмы «Спасенная Венеция» является поступательное развитие конфликта с элементами его дробления на отдельные линии развития (Пьер и Аквилина, Рено и Бельвидера, Жафье и Бельвидера и др.) Особенно важным оказывается наличие наряду с внешним внутреннего конфликта. Драма Гофмансталя имеет ярко выраженный психологический характер. Внутренний конфликт здесь более важен, чем внешний. В отличие от произведения Шекспира, в «Спасенной Венеции» развитие конфликта теряет однонаправленность, последовательность и логическую завершенность. Множество второстепенных сцен отвлекают внимание от темы задуманного заговора. Как и в античной драме, развитие действия неминуемо ведет к крушению замысла. Поступки героев становятся более хаотичными, теряется единое направление действия, и вследствие этого тема заговора смещается на второй и третий план. Личные отношения становятся центральными.

бороться с ней, не имея ни физических, ни душевных сил. Его беспомощность перед действительностью объединяет «новую драму» «Спасенная Венеция» с античной драмой.

Основным источником развития европейской драматургии была античная драма. Сущность её заключалась в том, что не действие имело значение, а его осмысление и восприятие. Задача героя состояла в том, чтобы выполнить то, что ему предопределено свыше. Основным действующим лицом являлся рок, движущий все развитие сюжета. В эпоху Ренессанса драма претерпела серьезные изменения, герой противопоставил себя силе рока. Творцом всего действия стал сам человек. «Новая драма» синтезирует многие аспекты античной и ренессансной драмы, оставаясь в развитии конфликта ближе к античной драматургии.

1. Ищук-Фадеева Н. И. Типология драмы в историческом развитии. Тверь, 1993. С. 17.

2. Там же. С. 18-19.