Приглашаем посетить сайт

Васильева Е. В.: Защитник дешевого чтив, или размышления Г. К. Честертона о массовой литературе

Е. В. Васильева

ЗАЩИТНИК ДЕШЕВОГО ЧТИВА,
ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ Г. К. ЧЕСТЕРТОНА О МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (I ЧАСТЬ)

 

В критическом наследии Г. К. Честертона, известного английского писателя, литературного критика, журналиста и философа начала ХХ века, находим размышления и замечания о развлекательных, популярных жанрах литературы и искусства. В своих эссе (В защиту дешевого чтива, В защиту фарса, Шерлок Холмс, Сентиментальная литература, Как пишется детективный рассказ) он объясняет феномен массового интереса читателей к таким низким жанрам, как детектив, сентиментальный и приключенческий романы. В своей парадоксальной манере Г. К. Честертон характеризует данный феномен не столько как эстетическое явление, сколько как явление социально-культурное, находящееся в сфере прагматики. Защищая от нападок высоколобой критики приключенческую литературу и детектив, он отмечает, что приключенческая литература стара как мир - и никогда не устареет, и объясняет живучесть такого рода произведений естественной человеческой потребностью в идеальном мире, в котором вымышленные герои преодолевают все препятствия. Притягательность такого мира, по Честертону, возникает не потому, что он похож на собственную жизнь читателей, а потому, что он компенсирует, восполняет то качество бытия, которое отсутствует в реальности.

и импрессионизму (Честертон), массовая литература тяготеет к сюжетной беспрерывности, бесконечной нарративности, что отвечает читательским ожиданиям. Произведения массовой культуры близки к фольклору по принципам построения, для них характерна поэтика хорошего конца. Достижение персонажами желаемой цели, их победа и бессмертие обязательны и являются необходимым условием этих произведений. При этом образы героев не отличаются психологической глубиной и оригинальностью.

Очень часто массовая литература рассматривается Честертоном в оппозиции к серьезной, или современной литературе. В отличие от произведений высокой, элитарной культуры развлекательная литература доступна и демократична. Важным достоинством дешевого чтива является, по мысли критика, воплощение в произведениях привычного сочетания героики и оптимизма, которых так не хватает в черно-белой литературе страданий (Честертон), то есть в литературе рубежа ХIX-XX вв. Честертон обращает внимание на то, что высокое искусство, запечатлев духовный и нравственный кризис конца века, ставит под сомнение понятия нравственности, добра, долга и чести, утверждает бессмысленность бытия. В то время как в массовой литературе четко обозначены и непременно сохраняются представления людей о нравственных ценностях и устоях, добро всегда отделено и противопоставлено злу, а также обязательна победа добра. Таким образом, дешевое чтиво, по Честертону, выполняет не только компенсаторную, но и репрезентативную и охранительную функцию нравственного здоровья читателей.