Приглашаем посетить сайт

Стринюк С. А.: Постмодернистские концепции философии истории и роман Г. Свифта "Водоземье"

С. А. Стринюк

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
И РОМАН Г. СВИФТА ВОДОЗЕМЬЕ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (II ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit2.htm

Роман Г. Свифта “Водоземье” (1983) по праву считается одним из лучших произведений английского прозаика. На наш взгляд, он интересен прежде всего спецификой интерпретации концепции исторического развития. На современном этапе развития литературы очевиден интерес художников к историческому процессу, законам существования человека во времени. Очевиден также и сдвиг в понимании сущности исторического процесса.

Суть этого смещения заключается в изменении взгляда на исторический процесс как упорядоченное движение во времени, причем совершенно не важно, о каком типе движения идет речь: современные теоретики философии истории отрицают как циклическое прогрессивное движение (судя по всему, бесконечно длящееся), так и движение, имеющее конечной целью достижение стабильного состояния упорядоченности и благополучия.

присутствует в настоящем любого человека, но это присутствие лишено морализаторства и дидактичности, цель его - воплощение постмодернистской концепции истории как самодостаточного процесса становления с огромным количеством вариантов интерпретаций, осуществляемых индивидуумом. Значимым, на наш взгляд, также является и положение о пассивном присутствии человека в истории, в утверждении либеральной терпимости.

Постмодернистский взгляд на историю отразился во многих произведениях английской литературы последней четверти XX в. История является сегодня востребованной темой, и многие английские писатели активно к ней обращаются, среди них Г. Свифт С. Рушди, А. Байетт, П. Акройд и многие другие. Критик и писатель Кристин Брук-Роуз в статье “Palimpsest History” (“Interpretation and Overinterpretation”. Cambridge University Press, 1996) предложила использовать термин “палимпсест” как наиболее адекватно передающий содержание современных исторических романов. Хотя они различаются поэтологической спецификой воплощения темы истории, заключающейся в разном соотношении магического и реалистического, объединяет их свобода в интерпретации исторических фактов. Главный герой романа Г. Свифта “Водоземье” учитель Крик определяет человека как “существо, жаждущее значения” и в споре с учеником настаивает на праве человека вольно истолковывать факты.

В романе Свифт ставит вопросы, на которые прогрессистские модели философии истории ответить не могут: почему Французская революция, совершенная ради свободы и равенства, закончилась провозглашением Империи? Почему для этого потребовалось принести в жертву такое количество человеческих жизней? Почему мы не извлекаем из истории никаких уроков, а повторяем свои ошибки вновь и вновь? Назначение учителя истории герой Свифта видит в привлечении внимания не к победам, а к ошибкам, не к поиску столбовой дороги, которая приведет к светлому будущему, а к указанию на ухабы и извилины истории.

В тексте романа повторяются ситуации различных интерпретаций одного и того же события (Мэри и Дик, Мэри и украденный ребенок), при этом отсутствует объединяющее, объективное, единственно верное толкование, тем самым признается право существования в качестве верных нескольких версий, что также соответствует постмодернистскому взгляду на историю.