Приглашаем посетить сайт

Шурмиль Э. А.: Библейские мотивы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина (на материале Хоббита и Властелина колец)

Э. А. Шурмиль

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА
(НА МАТЕРИАЛЕ ХОББИТА И ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ)

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (I ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit1. htm

Опираясь на факты биографии, научные работы исследователей, письменные высказывания самого создателя мира Средиземья, Е. Апенко выражает идею, что Джон Рональд Толкин не был ни философом (в академическом смысле), ни теологом... В своих произведениях он построил мир, живущий по тем законам, которые христианство считает определяющими для нашего мира. Эту мысль подхватывают М. Каменкович и В. Карик: Это и стало задачей его (Толкина) жизни - создание христианской сказки, свободной и самостоятельной, которая вобрала бы в себя материал языческих сказаний, но претворила бы его в нечто совершенно новое.

библейский план.

Одним из самых распространенных является мотив искушения. Впервые он возникает в Хоббите как завораживающая магия голоса, отдающая слушателя во власть темной силы (Смауг - Бильбо). Скорее в политическом, чем в мифологическом контексте обыгрывается искушение библейским змеем во Властелине Колец (Саруман Белый), что можно объяснить сменой жанра. В эпопее Толкин обращается к иному аспекту указанного мотива (Фродо - Кольцепризраки, Фродо - Кольцо, Перегрин Тукк - палантир, Дэнетор - палантир), который решается как некое бесовское искушение, иногда даже переходящее в борьбу с обстоянием.

Не менее четко прослеживается мотив падения, который имеет антиномичную структуру - падший ангел и грехопадение. Первый план рассматривается через судьбы Валар(ов), Майяр(ов) и прочих высших сил, утративших под влиянием зла свою исконную природу, - Мелькор (Моргот), Саурон, Балрог, Саруман, Унголианта и т. п.; второй прослеживается через пути смертных и смыкается с мотивом искушения.

В эпопее используются мотивы и не столь частотные: мотив Голгофы, или крестного пути, связанный с миссией Фродо (несение, страдание, уничтожение греха), мотив эдемского Адама, или хозяина сотворенного (Том Бомбадил), мотив причащения и посвящения (судьба хоббитов в Средиземье), мотив Иуды (Голлум), мотив милосердия, ведущего к божественной благодати и т. д. Иногда Толкин видоизменяет библейский мотив, если он связан с ролью Творца. Так преображение Гэндальфа содержит намек на воплощение и воскрешение Христа, но имеет иное смысловое решение. Эти образно-тематические аллюзии не затрагивают основное повествование, так как создают особый символический фон сказочно-эпического сюжета.