Приглашаем посетить сайт

Семенова Т. А.: Символика названия романа Айрис Мердок «Черный принц»

Семенова Татьяна Александровна


Символика названия романа Айрис Мердок «Черный принц»

 

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия
http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/teorlit/semenova-t.pdf

Опираясь на идеи античного философа Платона, Айрис Мердок в романе «Черный принц» (1973) моделирует свои философские взгляды, в связи с этим есть основания акцентировать внимание на проявлении в этом произведении ее платонизма – многогранного и пронизанного символизмом. Стремление современного художника представить в художественной форме свое оригинальное мировидение послужило толчком для обращения к условности. Для Айрис Мердок особое значение приобретает метафора. Универсальным символом названия романа Айрис Мердок выступает тайна этимологии имени. Символизм имен в романе «Черный принц» предстает перед глазами автора и читателя в виде зашифрованных, таинственных символов, ориентированных на изотерические знания человека о тайных именах, которые на первый взгляд завуалированы.

Актуальность проблемы символики названия заключается в неослабевающем стремлении приблизиться к глубинному первоисточнику образности, трансформируя современное сознание. Автор опирается на реальные, эмпирически знакомые художественные искания в ХХ в., создает картину, где нацеленно обращается к иносказательному образу. Для осмысления данного вопроса есть необходимость обратиться к двум наиболее неясным символическим моментам – к символике заглавия и послесловию издателя – Локсия.

В названии романа «Черный принц» отображена связь с шекспировским «Гамлетом» вот только персонаж в «черном» у Мердок выступает не в роли принца, а скорее в роли черного Эроса. Шекспировской трагедии уделено особое внимание: в повествование вплетены реминисценции из «Гамлета»; роман выстроен как вариация на тему шекспировской трагедии. И тема любви Бредли Пирсона и Джулиан Баффен сопровождается мотивом «Гамлета», символизирующим единение искусства и любви, страсти и трагедии. Также название книги «Черный принц» нужно осмыслить и через другие системы аналогий: «князь тьмы» (опираясь на «Повелителя мух»Уильяма Голдинга ); миф об Эросе и Аполлоне (образ Аполлона – сложный синтез двух начал, нашедший свое воплощение в фигурах Локсия, что в переводе с древнегреческого означает (неясный, темный, кривой),и имеющей аналогии с библейским образом дьявола, князя тьмы (Люцифер) и его антипод – Феб (чистый, светлый)). Важен и исторический контекст: прообразом главного героя Бредли Пирсона – по наиболее распространенной в Англии версии, был сын английского короля Эдуарда III.

Локсий – загадочная фигура в романе. Персонажи романа гадают в «послесловиях», кто же он на самом деле, выдвигая различные версии: от преуспевающего писателя, который получит хороший гонорар за мемуары преступника до несуществующего образа, являющегося измышлениями душевнобольного.

в соотнесенности с текстом книги, наполняется скрытыми от изначального восприятия смысловыми оттенками и помогает раскрыть и понять творческие замыслы писательницы.

Литература
 

Мердок А. Черный принц. М., 1992.

Murdock A. The Black Prince. New York, 1975.