Приглашаем посетить сайт

Самсонова О. Н. : Интеллектуальный роман А. Мэрдок - к проблеме популярности жанра.

О. Н. Самсонова

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН А. МЕРДОК: К ПРОБЛЕМЕ ПОПУЛЯРНОСТИ ЖАНРА

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (II ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit2.htm

Успех и популярность романов английской писательницы во многом определяются глубоким философским содержанием ее книг, в которых автор ищет ответы на вечные вопросы человеческого существования. Это философское содержание своеобразно “зашифровано” в самом жанре интеллектуального романа А. Мердок. При этом все компоненты жанра - тематический, композиционный и стилистический - несут в себе философское содержание, подчиняясь единой идее или концепции. Такой концепцией в интеллектуальном романе А. Мердок является идея Блага, Любви. Становясь своеобразной жанровой доминантой, эта идея организует все уровни романа, логизируя сюжет, определяя композицию, систему образов и стиль романа.

герой, совершил он преступление или нет, наказан он за него или нет - это все не принципиально для автора. Важен процесс “испытания” героя, уровень его нравственности, осознание им своей вины и своего эгоизма.

В этом смысле поиски героем истины жизни и определяют внешнюю организацию сюжета, его первый план. Герой заблуждается, совершает неправильные поступки, но его нравственное перерождение полностью соответствует платоновскому восхождению к истинному знанию, к мудрости. Именно платоновское восхищение красотой - это путь, который может помочь герою выйти из сложного жизненного лабиринта. Это путь Бруно (“Сон Бруно”), Бредли Пирсона (“Черный принц”), Хилари Берда (“Дитя слова”), Чарльза Эрроуби (“Море, море”) и др.

Одной из важных черт жанра интеллектуального романа А. Мердок является его ярко выраженная двуплановость. Сюжетный уровень его, как правило, организован как авантюрный (“Под сетью”), готический (“Колокол”), исторический (“Алое и зеленое”), бытописательный (“Замок на песке”), криминальный (“Черный принц”) и т. д. Такая внешняя организация романа делает его явно “читабельным” и “увлекательным”. В них есть немного ужаса, секса, криминала, т. е. всего того, что так необходимо массовому читателю. Однако А. Мердок находит художественные приемы, которые позволяют ей ставить в своих романах актуальные проблемы нравственности. В этом смысле можно назвать интеллектуальный роман А. Мердок дидактическим.

Мердок сама определяет дидактический смысл своих романов, указывая, что она создает их с единственной целью - ответить на вопрос: как человеку сделать себя лучше? Так второй, философский, план романа А. Мердок оказывается более значительным, он несет в себе своеобразный моральный урок и глубокий гуманистический смысл.