Приглашаем посетить сайт

Рабинович В. С.: Явление массовой культуры глазами Олдоса Хаксли: эволюция отношения.

В. С. Рабинович

ЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАЗАМИ ОЛДОСА ХАКСЛИ:
ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (I ЧАСТЬ)

  

Творчество выдающегося английского писателя О. Хаксли (1894-1963) стало параллельно явлением и художественной литературы, и общественной мысли. Образная система в произведениях Хаксли (особенно - начиная с 1930-х годов) весьма тесно связана с выстраиваемыми им моделями общественного развития, футурологическими прогнозами и "рецептами" спасения. Отсюда - его особое внимание к "знаковым" явлениям окружающей жизни. Одно из таких явлений - массовая культура.

стороны, высокая культура, вбирающая в себя века и тысячелетия в их взаимосвязи и диалоге, движимая взаимодействием образов мира и ценностных систем и неспособная дать окончательного ответа на сущностные вопросы бытия; с другой - массовая культура, создаваемая профессионалами в целях манипуляцией сознанием и подсознанием потребителей - в идеологических или коммерческих целях. И не случайно в антиутопическом мире его романа "О дивный новый мир" (1932) особое место занимает индустрия массовой культуры: здесь специально подготовленные "альфы" (высшая каста) создают для низших каст соответствующим образом воздействующие на подсознание песни для массового исполнения (образец такой песни - "Моя пробирка" закрепляющая на уровне подсознания любовь счастливого обитателя "дивного нового мира" к месту своего рождения), а также рекламные слоганы, внедряемые в подсознание через систему "гипнопедии" (вроде "сомы грамм - и нету драм" /В. Р.: сома - государственный наркотик/). Символом же культуры, несовместимой со счастьем обитателей "дивного нового мира", здесь стал Шекспир. Но Шекспир в "дивном новом мире" запрещен. И именно томик трагедий Шекспира стал здесь книгой, благословляющей бунт Дикаря. В то же время уже в романе "О дивный новый мир" присутствует мотив несовместимости высокой культуры - и счастья. Выбор Хаксли пока - в пользу высокой культуры.

О. Хаксли обращался к проблеме такого выбора на протяжении всей своей жизни. Однако в последние годы жизни ценностные приоритеты Хаксли меняются - во имя счастья он теперь отчасти готов пожертвовать способностью человека воспринимать высокую культуру, неотделимую от страстей и душевной неустроенности. Отражением такого изменения мироотношения Хаксли стало его письмо от 23 декабря 1955 года, где он размышляет о "прикладных" свойствах музыки - и классифицирует как наиболее вредную с медицинской точки зрения именно ту музыку, которая в его глазах обладала самым великим метафизическим смыслом, - это музыка Бетховена, Моцарта и Баха. И потому уже в утопическом мире острова Пала из романа Хаксли "Остров" высокая литература прошлого оказывается малопонятной (хотя и не запрещена, как в антиутопическом "дивном новом мире" начала 1930-х). Символическую роль играет здесь пьеса, разыгрываемая обитателями утопического Острова по мотивам софокловского "Царя Эдипа", но со счастливым концом, одновременно опошляющим высокие страдания героев. Так запрещенный Шекспир из антиутопического "дивного нового мира" начала 1930-х годов уступил место введенному в пространство массовой культуры "Царю Эдипу" с утопического Острова начала 1960-х.