Приглашаем посетить сайт

Плетнева Е. В.: Высокое искусство или компромисс: о романе Д. Барнса "История мира в 10 1/2 главах"

Е. В. Плетнева

ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ИЛИ КОМПРОМИСС:
О РОМАНЕ Д. БАРНСА ИСТОРИЯ МИРА В 10 1/2 ГЛАВАХ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (II ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit2.htm

В конце 60-х годов Фидлер Лесли писал, что постмодернистский писатель - это двойной агент, который пишет одновременно для элиты и для невзыскательной массы. Литература должна научиться использовать низкие жанры поп-культуры, как например, вестерн, фантастику, эротику, чтобы культура смогла заполнить разрыв между критиками и читателями, пересечь границу между искусством и массовым искусством.

В последнее десятилетие XХ века происходит стирание грани между различными, прежде самостоятельными сферами культуры, между высоким искусством и китчем. Постмодернизм обнаружил склонность к компромиссу, благодаря чему война между высоким искусством и поп-культурой завершилась перемирием. Для Запада важны сугубо практические вопросы: рентабельна ли постмодернистская продукция? Если да, то кто ее покупатель? Поэтому литература принимает массовый характер, усредняется, то есть ориентируется на срединный уровень аудитории. Срединность аудитории ни в коей мере не может считаться неким отрицательным знаком, это, скорее, просто показатель образованности западноевропейской публики.

история мира, а с другой - отсылка к известному фильму 9 1/2 недель. Несомненно, в манипуляции двумя разноплановыми цитациями чувствуется авторская преднамеренность. Первая часть обращена к знатокам, вторая - является ловушкой для неискушенного читателя.

Как известно, Библия - наиболее распространенная книга в мире. Создавая собственный вариант Библии, Барнс мистифицирует читателя, так как библейская история мира по Барнсу - это не истина, а интересное занимательное повествование. Графика второй половины заглавия 10 ? вызывает зрительную ассоциацию с названием фильма режиссера З. Кинга 9 ? недель, снятого в конце 80-х годов. Фильм имел необыкновенный успех не только в Америке, но и вообще в мире, на что, как нам кажется, и рассчитывал Дж. Барнс, обыгрывая и высмеивая вкусы и привязанности массового сознания.

В своем романе Барнс обращается к актуальным темам современности: осознание развития цивилизации в эпоху конца истории; высмеивание глобальной американизации общества, в частности, американского судопроизводства; терроризм; ядерная угроза; искусство и действительность и т. д. Причем роман рассчитан на разноуровневое прочтение: одни увидят в нем вестерн, другие - приключенческий роман, третьи - философский роман, четвертые - фантастику и т. д.

Возможно эта разноадресность и обеспечивает роману Барнса успех у читателей, вызывая легкое интеллектуальное напряжение и не особенно затрагивая сознание знанием о глобальных проблемах времени. Однако нужно отметить, что подобная разноадресность не может существовать вечно. Спустя несколько читательских поколений память о современных реалиях меркнет и роман может потерять разноуровневые прочтения. В таком случае можно сказать, что время является истинным мерилом ценности для любого постмодернистского романа.