Приглашаем посетить сайт

Петренко Е. В.: Д. Г. Лоуренс и его эпоха: источники популярности

Е. В. Петренко

Д. Г. ЛОУРЕНС И ЕГО ЭПОХА: ИСТОЧНИКИ ПОПУЛЯРНОСТИ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (I ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit1. htm

Доклад будет посвящен в большей степени “экстралитературным” аспектам его популярности после 1918 г.  

Культ внесоциального и внимание к проблемам пола у Д. Г. Лоуренса были в высшей степени созвучны настроениям интеллектуальной элиты Англии в период после первой мировой войны. Он много и горько говорил о губительном воздействии на человека жажды обогащения и преуспевания, о машинной цивилизации, которая обезличивает человека, о серости современной жизни. Он нашел выход лишь в обращении к глубинам человеческого сознания и подсознания, в восстановлении гармонии естественности, близости к Природе, что и сделало его пророком и учителем “потерянного поколения” и творцом новой религии. Достойным своего художнического внимания он прежде всего считал мир человеческой личности, живущей своей, отдельной от всех, обусловленной преимущественно внутренними законами, сложной и трудной жизнью. Лоуренс противопоставлял насыщенную красками, яркую, сверкающую жизнь чувств тусклой, мрачной и “умертвляющей плоть механической цивилизации” современного общества.

В признании “прав плоти”, в возрождении во всей ее полноте жизни человеческого тела Лоуренс видел единственный путь к возрождению “больной цивилизации” двадцатого века. Он, как известно, воспринимал мир в единстве противоположностей. С мужским началом у писателя ассоциируется день, разум, интеллект, солнце, а женское начало - это мир тьмы, луны, влажности, плоти и чувственности. Но оба этих начала вместе составляют, по Лоуренсу, единый мир эмоций, любви и страсти. Он был едва ли не первым в английской литературе, кто столь открыто заговорил о взаимоотношениях полов, о важности и природной необходимости физической близости мужчины и женщины как одного из условий их духовного единения, что тоже послужило причиной его популярности в поствикторианском (нередко даже анти-викторианском) обществе. Лоуренс призывает раскрасить жизнь в яркие тона.

Слияние природного и духовного, гармония духа и плоти были идеалами писателя. Полагая главной задачей писателя передачу эмоциональной жизни человека, считая любовь сферой проявления таящихся в человеке возможностей, он делает тему отношения полов одной из основных в своем творчестве, включая ее в более широкое русло - связь между человеком и природой, окружающим миром. Именно благодаря этому автору удалось создать форму, достаточно оригинальную и емкую, чтобы охватить гигантски сложное содержание своей эпохи в его неповторимом своеобразии.