Приглашаем посетить сайт

Мельницер Г. З.: Поэтическая драма У. Б. Йейтса - от народности к элитарности

Г. З. Мельницер

ПОЭТИЧЕСКАЯ ДРАМА У. Б. ЙЕЙТСА: ОТ НАРОДНОСТИ К ЭЛИТАРНОСТИ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (I ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit1.htm

для узкого круга ценителей и знатоков литературная продукция омассовлялась и приобретала популярность в последующие эпохи. В области драматургии утрата жанром популярности всегда сопровождалась снижением его театрального потенциала, постепенным отходом от сцены и закреплением в сфере литературного ряда. Олитературивание античной трагедии, средневековой мистерии и английской поэтической драмы может служить наглядным тому подтверждением.

В этой связи стремление У. Б. Йейтса возродить в конце 19-го века жанр поэтической драмы на театральных подмостках выглядит смелой и интересной попыткой изменить ход литературной эволюции, придать массовый характер элитарному жанру. Определенные успехи Йейтса на этом пути были связаны со спецификой исторического момента. В созданном в Дублине практически с нуля ирландском литературном театре Йейтс и его единомышленники видели прежде всего один из способов возрождения национального самосознания. Поэтическая драма, соотнесенная с задачами общенационального масштаба, неизбежно должна была приобрести определенную массовость и популярность. Идеи, образы и темы ранних пьес Йейтса, таких как Графиня Кэтлин (1892), Страна сердечных желаний (1894) или Горшок похлебки (1902) в целом лежат в русле поисков народного искусства, столь характерных для Д. Синга, Леди Грегори и других деятелей ирландского литературного возрождения. Показательно, однако, что наибольшей популярностью из всех его ранних произведений для театра пользовалась все же прозаическая пьеса Кэтлин, дочь Холиэна (1902), патриотический заряд которой даже помимо воли автора сильно всколыхнул общественное мнение в стране.

Однако с окончанием романтического периода ирландского возрождения Йейтсу-поэту становится все труднее отстаивать свои художественные принципы в театре. С начала 10-х годов он практически отходит от театральной деятельности. Его эксперименты в области поэтической драмы в стиле японского театра Но (1916-1920), требовавшие коренной реконструкции самих основ театрального искусства, так и не нашли себе достойного места в репертуаре театра Аббатства, а некоторые его позднейшие пьесы вообще никогда не увидели света рампы (Полная луна в марте (1935), Яйцо цапли (1938). Ход литературной эволюции возвращается в прежнюю колею: поэтическая драма Йейтса неизбежно смыкается с элитарной драмой для чтения.

Театральная судьба йейтсовских пьес со всей очевидностью свидетельствует о том, что такие неоднозначные понятия, как массовость и элитарность обретают смысл лишь в контексте общего исторического развития литературы, и применительно к художественному творчеству их содержание определяется в значительной мере не только изначальной авторской установкой, но и той социально-исторической средой, в которой живет литературное произведение.