Приглашаем посетить сайт

Крылова М. П.: Лирическая поэзия Томаса Гарди

http: //cheloveknauka.com/liricheskaya-poeziya-tomasa-gardi

На правах рукописи 

КРЫЛОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА

Лирическая поэзия Томаса Гарди: традиции и новаторство

Специальность 10 01 03 - литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 2007

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор ДЬЯКОНОВА НИНА ЯКОВЛЕВНА

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор СТУПНИКОВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

кандидат филологических наук, доцент ИСЛАМОВА АЛЛА КАРИМОВНА

Ведущая организация: Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом)

Защита состоится 20 декабря 2007 года в 1 У часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.07 Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 199053, г. Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, 52, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки д. 48, к. 5

Автореферат разослан « 20» ноября2007

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент H. H. Кякшто

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В современном литературоведении наблюдается возрастание интереса к литературе на рубеже Х1Х-ХХ веков Эта культурно-историческая эпоха рассматривается как своеобразный аналог нашему времени, способный объяснить характерные для него литературные и культурные явления Творчество Томаса Гарди, совмещающее черты викторианской литературы и тенденции нового века модернизма, стало востребовано как материал, раскрывающий многочисленные художественные и эстетические противоречия нашего времени

«романы характера и среды» (термин Гарди), в которых автор пытался отразить социальные противоречия окружавшей его действительности Как романист и новеллист Гарди придерживался реалистического мировоззрения, которое не изменило ему и позже, когда он обратился к поэзии Реализм Гарди обладал особыми чертами, в результате чего исследователи разных времен пытались свести художественную концепцию Гарди к тому или иному узко-философскому понятию Писателя называли фаталистом, агностиком, пессимистом, последователем Шопенгауэра, социалистом, однако полностью согласиться можно лишь с одним определением- гуманист Для Гарди главной ценностью оставался человек в совокупности его эмоциональных и интеллектуальных проявлений, на протяжении всего творческого пути писатель и поэт старался ответить на вопрос о месте человека в мире и его предназначении В размышления Гарди были вовлечены исторические, философские, социальные и научные открытия XIX века.

Английская поэзия на рубеже Х1Х-ХХ веков представляет собой один из значительных периодов в развитии национальной литературы. Это время кризиса, когда вследствие многочисленных научных и социальных потрясений менялись оценки действительности В результате в литературу вошел новый тип художественного героя. Его окружением стала иная жизнь. Поэзия Томаса Гарди обладает чертами переходности от одной литературной эпохи к другой и является уникальным примером для изучения кризисного состояния английской литературы на рубеже XIX-XX веков

Степень разработанности проблемы. В зарубежном литературоведении поэзия Гарди не раз становилась предметом исследования, однако излюбленным научным жанром английских литературоведов была биография Всего написано более 30 биографий, авторами наиболее известных являются Ernest Brennecke, James Gibson, Robert Gittmgs, Lionel Johnson, Norman Page, Desmond Hawkins, R L Purdy Они стремятся анализировать стихотворения Гарди в соотнесении с событиями его личной жизни и с этой целью открывают новые и новые факты биографии писателя и поэта Сам же Гарди ясно выразил отношение к вмешательству посторонних в свою жизнь перед смертью он сжег все письма и документы, оставив лишь автобиографию, опубликованную посмертно под именем его второй жены Флоренс Эмили Интересно, что стремление к биографической интерпретации творчества Гарди не ослабевает и до сих пор Clair Tomalin «Thomas Hardy» (2006).

Английское и американское литературоведение богато также и научными работами, посвященными различным аспектам творчества Гарди интермедиальным влияниям (Grundy, Jackson, Smart, Fernando и другие), метрическим и строфическим особенностям его поэзии (Taylor), историко-социальному контексту (Bantock, Hands, Widdowson), отдельным темам произведений (Robinson, Pinion, Michelson, Davie). Большой интерес представляют собой монографические исследования поэзии Гарди (Southworth, Hynes, Marsden), авторы которых стремятся свести все противоречия и неровности поэтического творчества Гарди в стройную систему. В каждом случае тот или иной важный элемент остается за рамками исследования, а общая картина теряет целостность Не смотря на обилие работ и неисчезающий интерес к Гарди, в зарубежном литературоведении до сих пор ведется множество споров о его месте среди современников-литераторов, о сравнительном значении прозы или поэзии, о жанровой доминанте, о природе его писательского дара и, наконец, о загадочной личности самого писателя.

Предметом исследования русских литературоведов, как правило, становились романы Гарди (Луначарский, Кузьмин, Кондратьев) Всплеск литературоведческого внимания к Гарди пришелся на 60-е годы XX века, однако Ю. М Кондратьев, Л В Дорофеева и МВ Урнов по-прежнему рассматривали прозу как главное художественное достижение Гарди, а поэзию ставили в подчиненное к ней положение В В Хорольский впервые обратился к поэзии Гарди как самостоятельному явлению, сделав акцент на ее реалистической доминанте (1991) Основы современного «гардиеведения» были заложены в исследовании. Н. Я. Дьяконовой, наметившей основные направления дальнейшего изучения поэзии Гарди. художественный язык, тематика, литературный контекст (2001).

В целом, необходимо заметить, что на сегодняшний день творчество Гарди недостаточно изучено в русском литературоведении, хотя некоторые исследователи внесли большой вклад в рассмотрение его отдельных аспектов- характерных образов и построения произведений (Уваров, Серебрякова, Тулина, Карпова), жанровых особенностей (Хорольский, Захарова), повествовательной манеры (Голнеренко), языковых особенностей прозы (Серебрякова, Соловьева) Важным фактом является то, что интерес к Томасу Гарди возрастает в современном литературоведении (Осипова, Абилова, Шимина)

Объектом исследования в диссертации являются поэтические тексты Томаса Гарди Особый синкретический тип художественного сознания Гарди обусловил необходимость обращения к текстам его романов и автобиографии, а также к публицистике исследуемого автора.

Предметом исследования в диссертации является соотношение новаторских и традиционных элементов в поэзии Гарди, а также специфика поэтических произведений Гарди в сравнении с важными для становления его творчества влияниями и литературным контекстом.

Цель диссертации — обозначить место поэзии Гарди в стремительно менявшемся литературном контексте. В связи с этим основными задачами диссертации являются следующие-

1 Описать основные интермедиальные (архитектурные, музыкальные, живописные) и литературные (Шекспир, поэты романтической школы) влияния, которым подвергался поэтический дар Гарди

2 Охарактеризовать стихотворные сборники поэта в хронологическом порядке, анализируя его идеи и поэтические приемы их воплощения.

3 Заострить внимание на особенностях поэтического хронотопа Гарди, а также на поэтических приемах, им обусловленных

4. Сопоставить творчество Гарди с творчеством его современников (писателей викторианской эпохи и эпохи модернизма) и выявить общее и разное в их творчестве

Научная новизна заключается в том, что впервые предметом исследования диссертации является поэтическое наследие Томаса Гарди как единое динамическое целое Жанровые и стилистические особенности поэзии Гарди раскрыты на фоне широкого литературного контекста Соотношение новых модернистских и традиционных реалистических черт поэзии Гарди, ее «пограничность» не раз упоминались в исследовательской литературе, однако никогда ранее не становились предметом подробного анализа.

Поэтическое наследие Гарди представляет собой собрание текстов, отличающихся друг от друга по жанру, темам и повествовательной структуре; такой разнообразный материал требует применения различных методов анализа; в работе в основном используется историко-литературный метод, текстологический и сопоставительный анализ мотивов и стилистики поэзии Гарди.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэзия Гарди является самостоятельным литературным феноменом, имеющим такое же значение, как и его проза Особый синтетический тип сознания, объединивший художественный мир романов и стихотворений, обусловил возникновение особого семантико-географического поля «Уэссекс» Это специфическое замкнутое пространство, обладающее мифологическими чертами, в нем разворачиваются как масштабные трагедии романных героев, так и драматические события стихотворений.

«Пограничность» проявляется в жанровом, стилистическом, семантическом, строфическом аспектах творчества писателя.

3.. Гарди предугадал многие новые поэтические тенденции, проявившиеся в полную силу в поэзии его младших современников — поэтов XX века Среди этих новшеств можно назвать верлибр, использование словообразовательного потенциала английского языка, внимание к мелким, повседневным деталям и многие другие

4. Изменившееся мировосприятие на рубеже Х1Х-ХХ веков породило новый тип героя В философских стихотворениях Гарди лирический герой — созерцатель Стремясь избежать страдания, считающегося непременным атрибутом активной жизни, он исключает себя из окружающей действительности, но внимательно и сочувственно наблюдает за ней Его умение проникнуть за рамки повседневной жизни, увидеть красоту в обыкновенном отличает его от других людей

5. Концепт времени является основополагающим элементом в поэтике Гарди Он связан со многими другими темами (смерти, любви, разлуки, детства, наследственности и другими) и объединяет их Противопоставление прошлого настоящему представляет собой любимый композиционный прием Гарди.

Теоретическая значимость исследования. Сочетание нескольких методов анализа позволило разностороннее рассмотреть общирное поэтическое наследие Гарди. Имманентный подход в сочетании с изучением литературного контекста эпохи помогли выявить типичные и уникаьные черты поэтики Гарди.

Практическая значимость исследования Полученные в ходе работы над диссертацией результаты можно использовать при составлении спецкурсов по истории английской литературы конца XIX - начала XX веков Гарди-поэт недостаточно известен русским читателям, поэтому детальное изучение его поэзии может послужить толчком к новым литературоведческим исследованиям и новым изданиям его стихов

Рекомендации по использованию полученных результатов. Выводы и материалы диссертационного исследования могут применяться при подготовке курсов лекций и семинаров, а также в работе над пособиями по истории английской литературы конца XIX - начала XX века Отдельные положения могут быть использованы при переводе и составлении комментариев к новым изданиям поэзии Гарди

Апробация исследования. Материалы исследования по теме диссертации нашли отражение в докладах на научных конференциях в РГТГУ им Герцена («Литературные связи и литературный процесс» 2005, «Жанр и литературное направление» 2007). Отдельные части работы были использованы при чтении лекций по английской литературе конца XIX -начала XX веков По результатам исследования опубликовано шесть работ Основные положения и выводы диссертации обсуждены на кафедре зарубежной литературы РГПУ им Герцена (июнь 2007)

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 221 странице Оно состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения, в котором приводятся тексты анализируемых стихотворений Библиографический список содержит 202 наименования

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ

Во Введении рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением поэзии Гарди, а также приводится обзор русских и зарубежных литературоведческих источников

Тема традиций и новаторства раскрывается с помощью концепции Ю. М. Лотмана о чередующихся непрерывных и взрывных процессах в культуре Викторианская эпоха предстает эпохой «взрыва», сложным и неоднородным периодом в культурно-исторической и социальной жизни Англии Рассмотрение историко-социального контекста разъясняет уникальность творчества Томаса Гарди Сосуществование в его прозе и поэзии традиционных и новых идей, методов, стилей свидетельствует об открытости его художественного мира, а также о восприимчивости автора и гибкости его эстетических воззрений

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГАРДИ-ПОЭТА

1 1 Интермедиальные влияния В этом параграфе рассматривается воздействие различных музыкальных, архитектурных и живописных факторов на творчество Гарди

Музыкальность стиха Гарди была подмечена очень давно (Hands, Bradley, Taylor) Мелодика стиха Гарди во многом построена на музыкальных ритмах и фразах. Грамматическое членение предложений, чередование длинных и коротких строк, размеров, рифм, звуков подчинено единой задаче создания словесно-музыкального целого Многие стихотворения Гарди послужили текстом для песен («Когда я отпревился в Лайонесс», «Схождение двоих», «Жалоба Тесс»)

Связь музыки и поэзии у Гарди очень разнообразна Во-первых, музыка выступает как тема или мотив стихотворения, во-вторых, музыка может быть импульсом для создания поэтического произведения, в-третьих, стихотворение может быть построено по законам музыкального произведения Упоминания музыкальных произведений, инструментов, эпизодов, связанных с музыкой неисчислимы, потому что художественный мир Гарди насыщен музыкой.

Архитектор по образованию, Гарда применял навыки проектирования зданий в «проектировании» стихотворений Особым новшеством Гарди стало внедрение в поэзию готики. Принцип спонтанности, естественности, который можно наблюдать в готических лепных украшениях, обратился непредсказуемостью метрики и строфики Гарди, предпочтением точности поэтической структуры внешней красоте поэтической формы.

ясна с первого взгляда. Он заимствовал из живописи не только отдельные приемы (игра с цветом, композиция), но также жанры и сюжеты Иногда словесные пейзажи Гарди напоминают пейзажи Рейнольдса и Гейнсборо

Бытовые сюжеты поэта имеют много общего с голландскими жанровыми сценами, а также с бытовыми сценками Хогарта.

Прием возвращения к одним и тем же деталям или сюжетам в разных стихотворениях можно сравнить с циклом картин Клода Моне, изображавших Руанский собор в разное время суток У Гарди одна и та же ситуация предстает перед читателем в разных ракурсах

Визуальные и слуховые влияния повлекли за собой специфические свойства поэзии Гарди — кинематографичность, музыкальность (аллитерация, особое построение стихотворений, уникальное разнообразие строфических образцов, ритма)

12 Литературные влияния Параграф посвящен влиянию романтических поэтов на творчество Гарди. Опыт Вордсворта, Кольриджа, Шелли и Китса вошел в поэзию Гарди переосмысленным; некоторые романтические сюжеты, образы и мотивы интерпретированы заново в стихах Гарди (например, сюжет стихотворения Вордсворта «Люси Грей», образы птиц). В его стихах нет заимствований и мало свидетельств прямого влияния романтического стиля, но в них есть тяга к романтическому как прекрасной эпохе, золотому веку, времени полета мысли и фантазии, свободы поэтического выражения

От романтиков унаследовал Гарди и отношение к поэтам прошлого, и в особенности к Шекспиру. По мнению критиков, обращение к стихии народного творчества, народному юмору, использование деревенского говора в романах и в стихах, значение пространства и трактовка времени говорят о верности Гарди традициям Шекспира

ГЛАВА 2. ПОЭЗИЯ ГАРДИ В ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

2 1 Предварительные замечания. В этом параграфе объясняется выбор хронологического принципа анализа стихотворных сборников: он позволяет проследить направление развития поэтической системы Гарди. Эта система в целом устойчива и основывается на неизменных тематических доминантах, ностальгии по уходящей «старой доброй Англии», утрате веры, отсутствии взаимопонимания, разлуке любящих, смерти, жестокости мира, необратимости бега времени. Перечисленные темы появляются на протяжении всего творчества Гарди, как поэтического, так и прозаического

2 2 Анализ сборников стихов В этом параграфе приводится анализ поэтических сборников Гарди Каждый из них представляет собой «срез» художественного мировоззрения поэта, его поэтической философии на определенном этапе развития его таланта Важно обратить внимание на названия сборников, так как они в концентрированном виде отражают мировидение Гарди. Так, «Уэссекские стихотворения» (1898) возвращают читателя в художественный мир опубликованного ранее цикла «Уэссекских романов», к знакомым темам и героям

— «Стихотворениях о прошлом и настоящем» (1901) — Гарди очерчивает интересующие его временные рамки, а также формулирует основной композиционный принцип — противопоставление прошлого и настоящего В этом сборнике заметно усиливается философско-религиозная направленность стихотворений.

В названии сборника «Шутки времени» (1909) слышна горькая ирония Гарди над человеческим бессилием перед равнодушной и всепоглощающей властью времени. Оно играет с людьми злые шутки, искажает внешность, меняет внутренний мир человека до неузнаваемости Многочисленные примеры этого часто даны в драматической форме.

В сборнике стихотворений «Сатиры на случай» (1914) Гарди показывает, как часто чаяния людей и сложившиеся обстоятельства настолько далеки друг от друга, что наблюдателю остается только усмехаться Самым известным циклом стихотворений Гарди являются «Стихотворения 1912-13», посвященные первой жене поэта Эмме и глубокому потрясению, испытанному после ее неожиданной смерти В глубоко личных выражениях скорби Гарди исследует «ткань» времени

Сборник «Минуты озарений» (1917) представляет собой описание кратких и острых моментов, в которые поэт поднимается над земным бытием и постигает всеобщую истину Подобные мгновения сродни религиозным откровениям, напоминая о древнем родстве поэтического творчества с мистическим религиозным опытом. Гарди предлагает читателю короткие зарисовки, сценки, характеризующие современную действительность с ее лицемерием, ханжеством, жестокостью, непониманием и равнодушием; цикл дает представление об отношении автора к окружающему его миру, полному трагедий и страданий Поэт не удивляет читателя новыми темами или неожиданными поэтическими открытиями, однако глубокие прозрения, способность увидеть вечное в сиюминутном, услышать «тихий голос событий и сердец» выражены с чувством и талантом. Критики сходятся на том, что этот сборник — вершина поэтического таланта Гарди Взгляд восьмидесятилетнего поэта естественным образом обращен в прошлое, поэтому во многих стихотворениях преобладает элегический тон

Следующий сборник — «Поздняя и ранняя лирика» (1922) — предваряется развернутой статьей, в которой Гарди представляет на суд читателя оправдание своего поэтического метода Он защищает свободу поэта выражать свои чувства и мысли, а также свободу читателей любить и критиковать его поэзию Это предисловие — едва не единственное теоретико-философское рассуждение Гарди о пессимизме, творчестве и судьбе человечества в целом В «Поздней и ранней лирике» собраны стихотворения разной тематики и разных жанров Многие из них написаны в фольклорном стиле или с элементами фольклорного стиля Здесь чаще, чем в предыдущих сборниках, возникает тема музыки — в виде жанровых форм, стилизаций, цитат из песен.

«Театре жизни» (1925) — следующем сборнике — разворачиваются большие и маленькие драмы художественного мира Гарди Здесь преобладают описательные стихотворения, а также стихотворения, основанные на воспоминаниях, заметках и письмах. Именно этот сборник дает возможность оценить удивительные особенности памяти поэта. Гарди пишет о событиях многолетней давности, однако так, будто бы они произошли накануне. Тема ухода из жизни доминирует над другими темами в этом сборнике. Она воплощается в разных сюжетах, мотивах и образах самоубийство, несчастный случай, кладбище, похоронный звон. Бблыпая часть стихотворений имеет личный характер Баллады, истории и даже рассказы в стихах возвращают читателя в Уэссекс из первого сборника («Уэссекские стихотворения»), словно замыкая круг «Зимними словами» (1928) поэт не только прощается с читателями, но также бросает последний оценивающий взгляд на равнодушный холодный мир Перед читателем предстает широкая панорама человеческой истории в сопровождении иронических, а подчас горьких комментариев автора.

2 3 Эволюция поэтической системы Одним из наиболее важных вопросов является вопрос об эволюции поэзии Гарди Многие исследователи считают, что она оставалась неизменной на протяжении всей его творческой жизни Действительно, стиль Гарди узнаваем, однако экспериментаторское отношение поэта к форме своих произведений не позволяет сказать, что его поэтика не развивалась Исследование словообразовательных возможностей английского языка, углубление философской направленности, усложнение строфики и ритмики, жанровые поиски — все это элементы эволюции поэтического языка Гарди

ГЛАВА 3. ПОЭТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГАРДИ. ХРОНОТОП

3 1 Философские истоки В первом параграфе главы описываются философские и естественно-научные концепции и идеи, которые повлияли на формирование художественного мира Гарди Среди них необходимо отметить позитивизм, из которого он воспринял идею главенства науки в познании окружающего мира Не случайно поэт исследует социально-исторические и психологические проблемы с упорством ученого

Сильно повлияли на Гарди также идеи Чарльза Дарвина1 такие вопросы, как природа наследственности, степень зависимости человека от предков, законы выживания, приспособление к окружающим условиям, цена этого приспособления, взаимоотношения внутри «человеческой стаи» и эволюция общества в целом волновали писателя и поэта в различных аспектах

никакой цели, так же как и бытие человека Слепой случай управляет человеческой судьбой. В непредсказуемом равнодушном мире основным атрибутом человеческого бытия является страдание, избежать которого можно только исключив себя из мира. Именно поэтому лирический герой Гарди — созерцатель.

Мировидение Гарди нельзя назвать философской концепцией, потому что оно не складывается в систему. Тем не менее, он определял свои взгляды как «эволюционный мелиоризм» Согласно этой теории существует возможность улучшения мира и смягчения страданий человеческими усилиями, обретением нового научного и эстетического знания

3.2. «География» (пространство) произведений Гарди смоделировал художественное пространство своих произведений на основе реальной местности, мысленно объединив несколько графств на юго-западе Англии под историческим названием «Уэссекс» Он обладает мифологической замкнутостью и служит моделью для социально-психологических экспериментов Гарди.

маркирует границу между двумя гранями художественного мира стихотворения — прошлым и настоящим Переход героя из пласта настоящего в пласт прошлого обусловливает категорию сюжета в стихотворении. Эту черту поэзии Гарди можно отнести к новым приемам, которые британская поэзия только начала осваивать в конце XIX - начале XX века

3 3 Концепт времени Время выступает в поэзии Гарди не просто темой, а «сверхтемой», концептом, объединяющим многие другие темы (смерти, природы, Бога, наследственности, детства). Взгляд Гарди-поэта всегда обращен назад, в прошлое он словно пытается найти первопричины того, что происходит в настоящем. Прошлое для поэта является спасительным убежищем, где можно найти утешение в настоящих горестях, но при этом поэт сознательно подчеркивает свою связь с настоящим и непрестанно анализирует его как бы через прошлое Прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны, причем вполне очевидно, что для Гарди настоящее — не что иное, как изменившееся прошлое Художественный мир его стихотворений представляет собой мир, в котором пласты времени накладываются друг на друга и «просвечивают» друг сквозь друга

«Сверхтеме» времени подчинены и стилистические, лексические и грамматические особенности поэтики Гарди.

ГЛАВА 4. ПОЭЗИЯ ГАРДИ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ

4.1 Гарди и поэты второй половины XIX века В первом параграфе четвертой главы описывается связь Гарди с наиболее близкими ему поэтами Вильямом Барнсом и Робертом Браунингом

Гарди был прекрасно знаком с произведениями Барнса и относился к ним с большим почтением Общность культурной, социальной и географической среды и интересов также обусловливает сходство тем, сюжетов, мотивов и образов Так, тема времен года и их характерных примет в соотнесении с человеческой жизнью не раз возникает в их стихотворениях Тема времен года вовлекает в круг рассматриваемых тем все, что связывает природу и человека: деревенская жизнь и тяжелая работа в поле, противопоставление сельской простоты надвигающемуся урбанизму, стадии человеческой жизни от рождения, взросления и расцвета до увядания и смерти. У Гарди образы деревенских жителей более конкретны, наделены индивидуальными психологическими чертами, в то время как Барнс создает образы более обобщенные.

Жанр лирического монолога был заимствован Гарди из творчества Браунинга Благодаря этому жанру у поэта появилась возможность давать слово непосредственно персонажам, вводить в стихотворение «живую» речь — элементы разговорного языка, диалектные слова и грамматику. Лирические монологи Гарди сильно отличаются от монологов Браунинга В отличие от исключительных личностей у Браунинга, героями Гарди становятся простые люди — чаще всего крестьяне, солдаты, рабочие («Человек, которого он убил», «Они сажали сосны») Их окружает не обстановка войны или исключительные обстоятельства, а повседневность Драматизм повседневности для Гарди сильнее, чем яркие исторические события, на фоне каждодневной рутины характеры его героев раскрываются во всей полноте Соответственно, движущей силой истории, в понимании Гарди, являются простые люди На примере их жизни рассматриваются исторические события, а значение этих событий — как положительное, так и отрицательное — через влияние их на частную жизнь простых людей Как и у Браунинга, монологи Гарди направлены в прошлое, но они носят скорее элегический, чем бурно драматический характер.

авторов. Теннисона (Taylor), Арнольда (Taylor), Суинберна (Hands), Стивенсона (Орлова), Хопкинса (Cronin), Хаусмена (Pinto), Киплинга (Ионкис); с каждым из них Гарди объединяет тот или иной художественный принцип или прием, или тематика, однако общая трактовка Гарди совершенно иная

4 2 Гарди и молодые поэты начала XX века Второй параграф посвящен точкам соприкосновения Гарди и участников трех поэтических объединений — «георгианцев», «имажистов» и «окопных поэтов»

Георгианцы, как и Гарди ранее, испытали сильное влияние романтической поэзии, особенно Вордсворта, Кольриджа, Шелли и Китса Такие жанры, как поэтический монолог, стихотворный нарратив или драма в стихах адекватно отвечали художественным задачам как Гарди, так и георгианцев Молодые поэты начала XX века отказались от роли учителя, пророка, которая была характерна, например, для Браунинга и Теннисона Гарди также не был дидактичен. Тема природы и деревенской жизни была важна как в его творчестве, так и в поэзии георгианцев, с тем отличием, что Гарди не идеализирует сельский уклад, а представляет его со всем доступным ему реализмом. Тем не менее, патриотизм и любовь к родному краю объединяют автора «Уэссекских стихотворений» и его молодых современников Как и Гарди, поэты-георгианцы предпочитают правильные точные рифмы, однако природа точных рифм у Гарди иная он старается подобрать наиболее адекватные для точного выражения мысли, часто пренебрегая лексической и грамматической стройностью стиха

Следующие особенности объединяют поэзию Гарди и творчество имажистов Тяга к эксперименту с формой стихотворения была свойственна и Гарди, и имажистам. Стремление к естественности поэтического высказывания, близости его к разговорному языку было свойственно и Гарди, и последователям имажистской школы (Эзра Паунд, X. Дулиттл, Р. Олдингтон) Белый стих, распространившийся в английской поэзии, в основном, благодаря имажистам, не раз появляется в стихотворениях Гарди, несмотря на его предпочтение рифмованного стиха В стихотворенях имажистов все языковые и художественные средства были подчинены созданию образа, а у Гарди — выражению мысли Отсюда актуальный и для Гарди, и для его младших современников принцип языковой экономии, а вернее, принцип максимально эффективного использования языковых средств. Визуальность является одним из главных свойств как имажистских стихотворений, так и стихотворений Гарди Различие заключается в том, что природа образности была разной Имажисты испытали сильное влияние французского символизма, а Гарди-реалист его избежал.

Первая мировая война породила новое направление в английской литературе — «окопную поэзию». К этому направлению обычно относят Руперта Брука, Чарльза Гамильтона Сорли, Зигфрида Сассуна, Вилфреда Оуэна и некоторых других. Большинство молодых поэтов-фронтовиков погибло во время военных действий Для военных поэтов было важно успеть высказать то, что они поняли в годы длительного кровопролития, поэтому формальная сторона их поэтических высказываний отошла на второй план Их трактовка военной темы имеет много общего с военными стихами Гарди

«Солдат» Брука, «К Германии» Сорли, «Мечтатели» Сассуна, «Гимн обреченной молодости» Оуэна) Заметим, что Гарди также часто предпочитал сонетную формы, когда обращался к теме войны («Погрузка на корабль», «Рождественская история с привидениями», «Жалость», «Во времена войн и смут», «Часто во время войны», «Призыв в армию») Произведения Гарди и военных поэтов были проникнуты глубоким гуманизмом и состраданием к гибнущим солдатам. «Окопные поэты» черпали материал для стихов из окружавшей их действительности; это обусловило рождение особого рода натуралистичной образности Гарди же оставался в рамках традиционных образов и делал акцент на философские обобщения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Заключении подводятся итоги исследования и делаются следующие выводы

1) Поэзия Гарди отразила смену системы ценностей, которую пережило английское общество на рубеже Х1Х-ХХ веков. Викторианские идеалы уже не удовлетворяли Гарди, а новые (модернистские) ценности были лишь отчасти приемлемы Именно поэтому художественная философия Гарди хорошо выражается через бинарные оппозиции проза - поэзия, городское -сельское, мужское - женское, реальное - воображаемое, природное -механическое, прошлое - настоящее, простодушное - интеллектуальное, крестьянское - аристократическое и другие

2) Традиционность Гарди проследить довольно трудно, так как он избегал прямых заимствований, в силу своей позиции наблюдателя поэт не вступал в открытую полемику с другими писателями и поэтами, однако широко использовал их идеи и даже методы Вся эстетическая информация, которую получал Гарди из художественных и нехудожественных произведений, перерабатывалась в его сознании и представала перед его читателями уже в новом виде, как часть его собственного художественного мира.

«расшатывание» традиционного понятия «поэтическое» Поэтический язык Гарди был открыт для низкой и высокой лексики, диалектизмов и, одновременно, научных понятий. Строфика и ритмика приближала его лирику то к разговорной речи, то к философскому рассуждению в стихах

4) Визуальные и звуковые влияния повлекли за собой такие свойства поэзии Гарди, как кинематографичность, музыкальность (развитие сюжета во времени, смена крупного и мелкого планов, аллитерация, особое построение стихотворений, уникальное разнообразие строфических образцов, ритма)

5) Жанровый аспект поэзии Гарди был одновременно нов и традиционен. Поэт использовал старые формы, но наполнял их новым содержанием, изменял, помогая, таким образом, сохранить их в литературе, Так, наиболее показательными примерами можно назвать форму сонета, заимствованную у Вордсворта, и форму лирического монолога, освоенную вслед за Браунингом

5) Концепт времени предстает наиболее важным в поэзии Гарди Он является сложным понятием, организующим стихотворения на разных уровнях — от семантического до грамматического

6) Уэссекс Гарди представляет собой особое пространство-модель для художественных экспериментов писателя. Пасторальные черты совмещаются в нем с реалистическими Уэссекс является универсальным пространством для его прозы и поэзии

1 Крылова М П Лирическая поэзия Томаса Гарди // Известия РГПУ им А И Герцена № 12 (33) СПб., 2007, май С 131134 (0 5 п л)

2. Крылова М. П Поэтическое и прозаическое в творчестве Т Гарди // Литературные связи и литературный процесс Вып 9 Материалы межвузовской конференции СПб, 2005 С. 44-45 (0 1 п л)

3. Крылова М П Тема времени в поэзии Томаса Гарди // Филологические записки Материалы Герценовских чтений. СПб., 2005 С. 68-72 (0.5 п л)

4 Крылова М П. Гарди и Киплинг // Литература как развивающаяся система Вып. 10 Материалы межвузовской конференции СПб, 2006 С 15-16 (0 1 п л)

март. С. 106-107 (0 1 п л )

6. Крылова М П Томас Гарди и «окопная поэзия» // Жанр и литературное направление Вып 11 Материалы межвузовской конференции. СПб , 2007, июнь С 25-27 (0 1 п л )