Приглашаем посетить сайт

Козлова С. М.: Детектив и проповедь в новеллистике Гилберта К. Честертона.

С. М. Козлова

ДЕТЕКТИВ И ПРОПОВЕДЬ В НОВЕЛЛИСТИКЕ ГИЛБЕРТА К. ЧЕСТЕРТОНА

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (I ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit1.htm
  

Соединение детектива и проповеди в новеллах Честертона, хотя и неожиданно, но органично. Несмотря на функциональную полярность этих жанров (развлечение и поучение), их объединяет общая установка на массовое демократическое восприятие, что обусловливает и некоторые общие жанровые черты.

Сюжетным центром проповеди, как в детективе, является история (притча) грехопадения (преступления) человека и справедливого возмездия за грех. В то же время детектив близок проповеди дидактическим пафосом. Притчеобразный характер придают детективу постоянный набор ролевых персонажей, их схематизм, формульные ситуации. Общими элементами фабулы являются загадка и её разрешение: тайна преступления и расследование в детективе, а в проповеди - кодификация сакрального смысла в притчевой части и его истолкование - в дидактической.

В новеллах Честертона детектив обеспечивает проповеди необходимую и востребованную массовым вкусом занимательность, в то время как проповедь создаёт условие сакрализации детективной истории, трансформации криминальных элементов в ритуальные символы.

Исследование этого синтеза позволяет решить проблему его эстетической и художественно-творческой ценности.

образы, художественная или поэтическая одаренность одного из главных героев, парадоксальность фигуры как преступника, так и следователя, как правило, непрофессионала, ярко выраженная тональность повествования: лирическая, трагическая, или комическая.

Причём эстетические элементы служат не только беллетризации как уголовного, так и конфессионального материала, но и для универсализации картины действия как целого Божьего мира.

Позиция автора-проповедника, проводника душ человеческих к Богу, к истине путём увлекательной детективной игры, оказывается позицией Скомороха Божьего.

В докладе анализируются новеллы из циклов об отце Брауне, а также новелла Тень акулы, которая является эстетическим манифестом Честертона.