Приглашаем посетить сайт

Королева О. А.: Ирония в "малой" прозе Джерома К. Джерома и английская литературная традиция

http: //cheloveknauka.com/ironiya-v-maloy-proze-dzheroma-k-dzheroma-i-angliyskaya-literaturnaya-traditsiya

На правах рукописи

КОРОЛЕВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА

Ирония в «малой» прозе Джерома К. Джерома и

английская литературная традиция

Специальность -10.01.03 - Литература народов стран зарубежья

(английская)

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата

филологических наук

Нижний Новгород - 2006

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Научный руководитель: - доктор филологических наук, профессор Киреева Ирина Васильевна

Официальные оппоненты:

- доктор филологических наук, профессор Осовский Олег Ефимович

- кандидат филологических наук, доцент Ладилова Марина Валентиновна

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Защита состоится 20 апреля 2006 г. в 13-00 на заседании диссертационного совета Д 212.166.02 при Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского (603000, Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37, III этаж).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, корп. 1).

«18 » марта 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета /)Л. В. Рацибурская

Книги Джерома Клапки Джерома (Jerome К. Jerome 1859-1927) любимы читателями и сегодня, хотя в свое время литературные критики либо игнорировали его творчество, либо отзывались отрицательно о его произведениях. Джерома обвиняли в том, что его романы и новеллы не затрагивают существенных сторон действительности, что комические приемы весьма стары, а его скетчи слишком примитивны и не ставят перед читателем серьезных > проблем. С этим трудно согласиться, произведения Джерома не только смешны, под их внешним комизмом скрывается ироничный взгляд писателя на современную английскую действительность.

Перед читателем раскрывается нелепость, подчас абсурдность веками устоявшихся норм морали, правил поведения, бытового уклада англичан. Его произведения в целом представляют собой своеобразную картину жизни Англии рубежа XIX-XX веков, написанную человеком остроумным, блестяще владеющим ироническим стилем.

В историю английской и мировой литературы Джером К. Джером вошел как автор юмористической повести «Трое в лодке, не считая собаки» и сборников юмористических новелл и эссе. «Малая» проза занимает заметное место в творческом наследии Джерома К. Джерома. Темы лицемерия, притворства, сословного ( неравенства, социальной несправедливости, ханжества находят отражение не только в романах и пьесах, но и в новеллах и эссе писателя.

Творчество Джерома К. Джерома не раз становилось объектом зарубежной критики. Одним из первых было опубликовано исследование А. Мосса1 (1928), затем появились монографические труды В. Гуткесса2 (1930), Р. М. Форо3 (1974), Дж. Конноли4 (1982), а также статьи В. Притчетта5, П. Врайеса6, М. Грина7, П. Тодорова8. Такие исследователи, как Р. М. Форо, Дж. Конноли, В. Притчетт, П. Врайес характеризуют творческую манеру Джерома как сочетание юмористического и дидактического начал. На связь Джерома К. Джерома с предшествующей литературной традицией указывают многие исследователи. Так, В. Гуткесс считает писателя последователем Д. Адцисона, Р. Стиля, Л. Стерна и М. Твена. Дж. Конноли выявляет связь творчества Джерома с традициями А. Конан Дойля, Р. Киплинга и Ч. Диккенса. При исследовании природы смеха в произведениях Джерома К. Джерома, критики выделяют следующие приемы комического, используемые писателем: гротеск, гиперболизация или литота, каламбур, ирония и самоирония (Р. М. Форо); карикатура, парадокс, приемы фарса (Дж. Конноли). Почти все исследователи уделяют внимание языку произведений Джерома, отмечая его ясность, простоту, афористичность, близость к разговорной речи.

Менее исследованным оказался вопрос о герое новелл и эссе Джерома. Так, Р. М. Форо считает, что рассказчик у неге более индивидуален, чем герой, лишенный ярких, характерных черт. Э. Пирсон подчеркивает, что герой произведений Джерома легко узнаваем, - это типичный англичанин, представитель среднего класса, скорее являющийся обобщающим образом - маской.

жанровым принципом повествования писателя - «новеллистический». Р. М. Форо определяет жанр «малой» прозы Джерома как эссе, В. Притчетг полагает, что Джером пишет короткие рассказы с элементами анекдота.

Отечественное литературоведение также неоднократно. обращалось к творчеству Джерома К. Джерома. В статьях 40-х годов XX века Д. Дермана, Б. Изакова преобладало критическое, а иногда и [ пренебрежительное отношение к наследию Джерома, что было связано с принципами классовости и партийности, господствовавшими в то время в отечественном литературоведении.

Современная отечественная критика о Джероме представлена статьями, написанными в основном в жанре предисловий к отдельным изданиям писателя, и двумя диссертационными исследованиями. В диссертации Н. Садомской «Типология малых жанров в прозе Джерома К. Джерома»9 (1984) исследуется жанровая природа «малой» прозы _ писателя. Анализу романов и драматических произведений Джерома К. Джерома посвящена , диссертация Ж. Маргулис «Творчество Джерома К. Джерома и развитие реализма в английском романе на рубеже Х1Х-ХХ веков»10 (1988). В статьях А. Гозенпуда, М. Урнова, А. Зверева рассматриваются: жанровая специфика «малой» прозы Джерома, проблема героя и авторской позиции, ставится вопрос о связи Джерома с предшествующей литературной традицией.

Вопрос о характере творческих связей писателей рассматривается А. Бушминым в монографии «Преемственность в развитии литературы» (1978). По своему характеру творческие взаимосвязи писателей подразделяются на контактные, контрастные, конфликтные, их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. При этом возникает необходимость изучения диалектики старого текста и новой художественной идеи.

Анализ критической литературы, посвященной писателю, показал, что расхождения исследователей в оценке творчества Джерома К. Джерома весьма существенны. Практически не исследована ирония как основная составляющая стиля новелл и эссе Джерома К. Джерома. К числу дискуссионных, нуждающихся в исследовании проблем творчества Джерома К. Джерома, относятся: связь известного английского мастера юмористической прозы с предшествующей литературной традицией, взаимоотношение таких категорий в структуре художественного текста, как автор-повествователь-герой.

Объект исследования - «малая» проза Джерома К. Джерома.

Предмет исследования «малой» прозе Джерома К. Джерома 1880-х-1920-х годов и традиции английской эссеистики и новеллистики.

Актуальность данной диссертации обусловлена интересом к иронии как эстетической категории и стилистическому приему в современном зарубежном и отечественном литературоведении. Обращение к наследию Джерома К. Джерома позволяет проанализировать процессы, характерные для английской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков, становление категории иронии как важнейшего компонента литературы этого периода и всего XX века.

состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка проследить связь эссеистики и новеллистики Джерома К. Джерома с предшествующей литературной традицией. В диссертации также впервые дан анализ иронии как основного стилевого компонента произведений «малой» формы Джерома К. Джерома.

Научно-теоретическая значимость данной работы определяется возможностью использования ее основных положений для дальнейшего исследования жанров «малой» прозы и функции иронии в творчестве Джерома К. Джерома и других английских писателей конца Х1Х-начала XX веков.

Практическая значимость «История зарубежной литературы рубежа Х1Х-ХХ веков», а также спецкурсов по истории английской новеллы, проблемам иронии, сатиры, юмора в английской литературе этого периода.

Методы исследования - в основу исследования положены типологический, сравнительно-исторический, лингво-стилистический, культурологический методы анализа, а также методика комплексного филологического исследования.

Целью работы является системное исследование специфики «малых» жанров в творчестве Джерома К. Джерома, функции иронии как основного компонента стиля писателя, рассматриваемых в связи с предшествующей литературной традицией.

• дать анализ новеллистики Джерома К. Джерома в контексте «малой» прозы английской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков;

• проследить связь новеллистики и эссеистики Джерома К. Джерома с предшествующей литературной традицией;

• проанализировать языковые средства реализации иронической модальности в малой прозе Джерома К. Джерома в контексте мировосприятия стиля писателя;

• исследовать особенности жанра новелл и эссе Джерома К. Джерома, проследить динамику их развития.

теоретической базы исследования автор опирался на труды отечественных и зарубежных ученых в области теории жанров «малой» прозы (Бахтина М., Бехты И., Бурцева А., Виноградова И., Гуляева И., Лейдермана Н., Мелетинского Е., Оленевой В., Проппа В., Хализева В., Чернец Л., Бэйтса X., Кассила Р., Орела X., По Э.), исследования отечественных и зарубежных авторов посвященные теории иронии (Болдиной Л., Лосева А., Пигулевского В., Пинского Л., Шестакова В., Аллемана Б., Вайнриха Е., Гликсберга А., Мьюкка Д.), а также работы по вопросам традиции и новаторства (Бушмина А, Жирмунского В., Хализева В., Храпченко Б. и др.)

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Эссеистика Джерома К. Джерома развивалась в русле английской литературной традиции Д. Аддисона, Р. Стиля, С. Джонсона, Ч. Диккенса, У. Теккерея, Ч. Лэма. С названными писателями Джерома К. Джерома сближают общность проблематики, наличие морализаторского начала, интерес к юмору и сатире.

«малые» прозаические жанры.

3. Наибольшее влияние на творческую манеру Джерома К. Джерома оказали произведения Ч. Диккенса. Сочетание юмористического и назидательного начал, герой-чудак, неприспособленный к жизни, одинаковые объекты осмеяния (лицемерие, ханжество, сословная спесь, присущие представителям викторианского общества), жанровая близость, схожесть творческого пути и эстетических принципов сближает этих писателей.

4. Ирония является важнейшей составляющей стиля новелл и эссе Джерома К. Джерома и «Очерков Боза» Ч. Диккенса. Разноуровневые средства языка (от лексического до гиперсинтаксического), создающие иронический смысл этих произведений, позволяют говорить об иронии не только как о стилистическом приеме, но и об особом типе мировосприятия двух английских писателей, направленном на преодоление стереотипов морали уходящей викторианской эпохи.

Апробация общей концепции работы, а также отдельных аспектов ее проблематики состоялась на конференциях и семинарах различного уровня:

• Твеновская традиция в новеллистике Джерома К. Джерома//Новые информационные технологии: возможности сотрудничества или поле для конфликтов в Российско-американских отношениях. Материалы международной конференции. ННГУ, Н. Новгород 2002.

• Жанровая специфика ранней новеллистики Джерома К. Джерома // ННГУ, Грехневские чтения. Н. Новгород 2002.

• Новеллистика Джерома К. Джерома в английской критике // Седьмая Нижегородская сессия молодых ученных (гуманитарные науки), Н. Новгород 2002.

• Жанрово-композиционные особенности новеллистики Джерома К. Джерома //Грехневские чтения. ННГУ, Н. Новгород 2003.

• Проблема героя и авторской позиции в новеллистике Джерома К. Джерома. //Русско-зарубежные литературные связи. НПГУ, Н. Новгород 2005.

находится в соответствии с поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящена анализу жанрово-композиционных особенностей новеллистики Джерома К. Джерома и связи его эссе с предшествующей литературной традицией, вторая глава - сопоставительному анализу функции иронии в эссеистике и новеллистике английского юмориста и очерках Ч. Диккенса. В заключении подводятся итоги исследования. Общий объем диссертации 179 страниц. К работе прилагается список литературы, включающий 220 наименований, в том числе 59 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается краткий обзор творческого пути Джерома К. Джерома, рассматривается история вопроса и степень его научной разработки в отечественном и зарубежном литературоведении, обосновывается выбор темы, ее актуальность, новизна, определяется аспект исследования, формулируются цели и задачи работы, определяется ее структура.

««Малые» прозаические жанры Джерома К. Джерома: эссеистская и новеллистическая традиция» посвящена исследованию связи «малой» прозы Джерома К. Джерома с английской литературой ХVIII-ХIХ веков. Глава состоит из трех параграфов.

1.1 Новеллы Джерома К. Джерома и жанры «малой» формы в английской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. В первом параграфе новеллистика и эссеистика Джерома К. Джерома рассматриваются в контексте английской литературы конца XIX -начала XX веков. Интерес к жанрам «малой» прозы в английской литературе этого периода связан с поиском писателями новых приемов, средств отражения меняющейся действительности. Английская литература рубежа веков отразила разочарование современников в «специфическом для английского общества комплексе идейно-философских принципов, обозначаемых понятием «викторианство»11.. Процесс этот запечатлен в произведениях писателей различных литературных направлений: эстетизма (О. Уайльд); неоромантизма (Р. Стивенсон, Р. Киплинг, Дж. Конрад); реализма (Т. Гарди, Д. Голсуорси, Г. Уэллс).

Джером К. Джером, который был не только писателем, но и редактором литературных журналов («Сегодня», «Лентяй»), не мог не почувствовать веяния времени. Сложность, неоднозначность эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков нашла отражени в новеллах и эссе Джерома К. Джерома, вошедших в следующие сборники: «На сцене и за кулисами» (1885), «Досужие мысли досужего человека» (1886), «Мир сцены» (1888), «Дневник одного паломничества» (1891), «Джон Ингерфилд и другие истории» (1894), «Наброски лиловым, голубым и зеленым» (1897), «Еще праздные мысли» (1898), «Наблюдения Генри» (1901), «Праздные мысли в 1905 году» (1905), «Жилец с третьего этажа» (1907), «Ангел, автор и другие» (1908), «Мальвина Бретонская» (1916).

«малой формы» Джеромом К. Джеромом относится к 80-90-м годам XIX века. Большая часть из них написана в жанре юмористической новеллы (англ.—«scetches»). Для новелл этой жанровой разновидности характерен «низовой комизм», юмор положений. В ранних новеллах Джерома представлен короткий отрезок времени из жизни героя. Герой обезличен, автор не дает ему индивидуальной характеристики, выделяя одну, доминирующую черту, на основе которой строится сюжет. В юмористических новеллах часто встречается образ героя-чудака, традиционного и для романов Джерома К. Джерома.

Композиция юмористических новелл Джерома К. Джерома строится по принципу монтажа, что предполагает наличие определенного тематического стержня. Уже для ранних новелл писателя характерно сочетание юмористического и дидактического начал.

Произведения, написанные в поздний период творчества Джерома К. Джерома (1890-1916 гг.), принадлежат к жанру психологической новеллы (англ. -«short stories», «stories», «novelette»). Они отличаются по ряду характеристик от ранних новелл. Писатель отказывается от намерения рассмешить читателя, психологические новеллы должны были, по замыслу писателя, давать пищу для размышлений. Рассказ в психологических новеллах ведется от имени автора, который не является участником событий. Одна из основных тем в психологических новеллах Джерома К. Джерома - тема любви и одиночества; как правило, герои оказываются в ситуации нравственного выбора. Меняется структура новеллы. Текст не распадается на ряд комических сценок, как это было в юмористических новеллах, сюжет психологических новелл развивается по классическим канонам, включая завязку, кульминацию, развязку. Снижается динамизм сюжета. Большее место в психологических новеллах занимают описание внешности, а также мыслей, переживаний героев, которые передаются в основном через внутренние монологи. Назидательность, свойственная ранним новеллам, отходит на второй план, повествование не прерывается моральными сентенциями.

1.2 Жанр эссе в творчестве Джерома К. Джерома, его связь с английской эссеистикой XVIII-XIX веков. Во втором параграфе рассматривается жанр эссе (англ. -«essays»), его истоки, функционирование в английской литературе XVFII-XIX веков в публицистике Д. Аддисона, Р. Стиля, С. Джонсона, Ч. Лэма, У. Теккерея.

Эссе Аддисона и. Стиля, первооткрывателей этого жанра в английской литературе, носят нравоучительный характер, что было связано со спецификой литературы эпохи Просвещения. В отличие от произведений Аддисона и Стиля, назидательность не является основной характеристикой эссе Джерома К. Джерома, однако и они не лишены определенной дидактической направленности. Особая роль в эссе Джерома К. Джерома отводится образу повествователя -«досужего человека», «имя» которого было заимствовано английским юмористом из журнала С. Джонсона «Idler». Отличительная особенность «лентяя» Джерома - ироническое отношение и к себе, и к жизни, что позволяет ему выявить абсурдность, нелепость моральных норм, обычаев, устоев современного общества. Аналогичным был взгляд на мир повествователя и автора «Очерков Элии» Ч. Лэма. В его эссе, как и у Джерома, доминирует ироническая интонация, характерная для произведений романтиков. В «Книге снобов» У. Теккерея ирония является средством сатирическим, которое автор использовал для осмеяния «снобизма», недуга, поразившего все английское общество. По тематике и сатирической направленности традиции Теккерея продолжены Джеромом в поздних сборниках эссе 19051908 годов.

«досужего человека». Его ироничный взгляд определяет жанровое своеобразие джеромовских эссе; их основная цель - развлечь читателя, и лишь затем заставить задуматься о серьезных проблемах. Образ «досужего человека» является сквозным для всех сборников эссе, от его лица ведется рассказ, ему принадлежит иронический комментарий. Функции его ослабевают лишь в сборниках 1900-х годов. В эссе этого периода слышится голос самого автора. Существенную роль в эссе 1900-х гг. занимают нравственные сентенции «досужего человека». Циклы эссе Джерома К. Джерома создавались с 1885 по 1908 годы. Их тематика меняется от ранних сборников к сборникам 1900-х годов: вопросы, касающиеся повседневной действительности, меняются размышлениями писателя на «вечные темы» - добра и зла, справедливости, затрагиваются вопросы о расслоении общества на бедных и богатых, о социальном неравенстве.

1.3 Традиции Диккенса-юмориста в «малой» прозе Джерома К. Джерома. Третий параграф посвящен проблеме влияния диккенсовской юмористической традиции на творческую манеру Джерома К. Джерома. Вопрос о связи творчества Джерома К. Джерома с национальной литературной юмористической традицией рассматривается в диссертации на материале сопоставительного анализа новелл Джерома и «Очерков Боза» («8се1сЬеБ Ьу Вог»,1836) Ч. Диккенса. Данное произведение относится к раннему творчеству Диккенса, основной стихией его произведений конца 30-х - начала 40-х гг XIX века, был юмор. Юмористическая тональность доминирует также и в эссе и новеллах Джерома К. Джерома этого периода. Предмет осмеяния в «Очерках Боза» Диккенса - явления, характерные для викторианского общества: сословная спесь, ханжество, лицемерие, снобизм. Аналогичные темы часто оказываются в центре внимания и Джерома К. Джерома. Сочетание комического и назидательного или комического и сентиментального начал свойственно художественной манере и Диккенса, и Джерома, но назидательность у Джерома К. Джерома выражена не столь ярко. В раннем творчестве Диккенса доминирует юмор положений; комизм ситуаций связан с наиболее яркой, выделенной автором чертой героя. Этот прием служит у Диккенса для дополнительной комической характеристики героя, раскрытия его характера. В «малой» прозе Джерома К. Джерома этот прием является основным, причем используется он, как правило, не для индивидуализации героя, а является скорее структурообразующим элементом, объединяющим ряд комических эпизодов.

В заключении первой главы делается вывод о том, что наибольшее влияние на творческую манеру Джерома К. Джерома -новеллиста и эссеиста оказало раннее творчество Ч. Диккенса. Жанры «малой» прозы, активно развивавшиеся в английской литературе рубежа ХТХ-ХХ веков, в творчестве Джерома К. Джерома представлены новеллой (юмористической и психологической) и эссе. Обращаясь к традиционному для английской литературы жанру эссе, Джером следует канонам эссеистики ХУШ-ХГХ веков, развивая и творчески преобразовывая традиции своих предшественников.

Вторая глава «Ирония как основное средство создания комического в «малой» прозе Джерома К. Джерома» посвящена анализу языковых средств реализации иронии в новеллах и эссе Джерома К. Джерома и «Очерках Боза» Ч. Диккенса, а также исследованию функции иронии в их произведениях.

В первом параграфе затрагивается одна из актуальных проблем не только современного литературоведения, но и искусства в целом. Теоретическое осмысление понятия иронии начинается в эпоху античности. В диссертации рассматриваются основные этапы развития теории иронии со времен Платона и Аристотеля до XX века (важнейшими являются теории Ф. Шлегеля и К. В. Ф. Зольгера, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Т. Манна, Н. Чернышевского, А. Потебни).

На протяжении последних ста лет и особенно в последние десятилетия XX века ирония становится предметом исследования философов, лингвистов и литературоведов, как отечественных, так и зарубежных. В значительном числе работ ирония рассматривается как стилистический прием (труды В. Эстриной, Н. Салиховой, В Жарова, Н. Нокса, Е. Вайнриха, Д. Мьюкка).

Анализу иронии как эстетической категории посвящены труды В Шестакова, И. Паси, Л. Пинского, В. Пигулевского, Л. Болдиной, Г Канонеико, В. Пивоева, С. Савова, С. Походни, а также зарубежных исследователей: Е. Вайнриха, Д. Мьюкка, А. Гликсберга. Перечисленные выше исследователи рассматривают различные виды иронии, ее соотнесенность с литературами разных эпох и направлений, связь иронии с категорией комического. На близость иронии к категории комического указывают многие ученые. Основополагающий, классифицирующий признак иронии -несовпадение прямого значения высказывания и его истинного смысла; противопоставление в иронической фразе создает оценочную модальность субъективного характера, поэтому для иронии особое значение приобретает оценочная составляющая высказывания. Отличительной чертой иронии является сохранение истинного значения иронического высказывания для читателя, расчет на его участие в раскрытии и осмыслении скрытого значения. Ироническое высказывание реализуется в игровом пространстве, которое характеризуется обусловленностью ситуаций и замкнутостью.

Наиболее удачным нам представляется определение категории иронии, данное в работе С. Походни «Языковые виды и средства реализации иронии». Ирония определяется автором как результат взаимодействия ряда разноуровневых средств языка, что позволяет рассматривать ее как «полноправную форму комического, наряду с юмором и сатирой, то есть утверждать ее таким же элементом мировоззрения, как и они»12.

«Очерках Боза» Ч. Диккенса.

Во втором параграфе представлено исследование языковых средств создания иронии в новеллах и эссе Джерома К. Джерома, которые вошли в сборники 1886 - 1908 годов. Важнейшей характеристикой иронии, сближающей ее с категорией комического, является оценочность. Джером К. Джером оценивает ситуацию, формально не делая этого. Автор пытается взглянуть на изображаемое явление со стороны, его ирония - способ ненавязчиво показать своему читателю абсурдность моральных норм, принятых в современном английском обществе.

Ироническая модальность реализуется лишь в новеллах и эссе, вошедших в вышеназванные сборники. Новеллы, составившие поздние сборники Джерома («Жилец с третьего этажа», «The passing on the third floor back», (1910); «Мальвина Бретонская» «Malvina of Brittany», (1916); «Душа Николаса Снайдерса» «The Soul of Nicolas Snuiders» (1925) обращены к анализу внутреннего мира человека, его психологии и лишены комического эффекта.

Реализация иронической модальности отдельным словом, словосочетанием или путем одновременной реализации двух значений полисемантического слова встречается в новеллах и эссе Джерома гораздо реже, чем синтаксические средства реализации иронии. Такой вид иронии не характеризует героев, он служит лишь для создания ярких деталей, дополнительного комического эффекта.

Синтаксические средства реализации иронической модальности и ее реализация на уровне текста используются Джеромом К. Джеромом в большей степени, чем на лексическом уропне, так как ирония для писателя не столько языковое средство, сколько образ мыслей, умение видеть гротескность, абсурдность повседневного быта. Иронический комментарий его «досужего человека» выражает отношение к жизни и его самого, и автора - Джерома К. Джерома. Поэтому принципиально важна «пронизанность» иронией всего текста произведения, она является важным компонентом в создании его идейно-образной системы. Синтаксические средства реализации иронической модальности (риторический вопрос, транспозиция восклицательных предложений) используются Джеромом преимущественно для обличения социальных пороков, в этом случае ирония становится более острой, сближаясь с сатирой.

персонажа, а с целью заострения, выделения определенных черт его характера, являющихся основными, базовыми для персонажа. Иногда это самоирония, в других случаях ирония выявляет слабости человеческой натуры как таковой.

Ирония на уровне текста помогает определить для читателя основную тему, идею произведения. И, что особенно важно, именно текстовые средства реализации иронической модальности (вводные конструкции, несобственно-прямая речь героев, авторские цитирования и аллюзии различного рода) не только характеризуют персонажей, но и выявляют авторскую оценку, его отношение к своим героям и их поведенческому кредо.

Таким образом, ирония, проявляясь на всех уровнях текста, становится средством создания комического, что соответствует общеевропейской традиции. В то же время для Джерома ирония -главное стилеобразующее средство.

Одним из самых ярких средств создания комического у Диккенса также является ирония. В «Очерках Боза» Диккенса ирония скорее сатирическая, чем юмористическая. Наиболее часто она звучит при описании как внешности героев, так и их внутреннего мира. Ироническая модальность реализуется в речевой характеристике диккенсовского героя (в форме иронического сравнения, противопоставления притворно-восхвалительного начала высказывания и негативной оценки в конце его, в конструкции с вводными предложениями).

С помощью вышеперечисленных средств создания иронии Диккенс вскрывает комическое несоответствие претензий героев и их реальных возможностей, показывает противоречие видимости и сущности. Иронический комментарий позволяет выявить его собственную оценку изображаемой ситуации.

«малых» прозаических форм Джерома К. Джерома и Ч. Диккенса. При использовании одних и тех же средств для создания иронической модальности Диккенс и Джером преследуют разные цели. Диккенс, дающий своим героям яркие индивидуальные характеристики, использует иронию для характеристики внешности и характера персонажей. Герои Джерома сливаются в воображении читателя в одно действующее лицо. Мы не встретим у него индивидуальных характеров. Это связано с тем, что ирония для Джерома К. Джерома, в отличие от Ч. Диккенса, не только и не столько средство характеристики героев, это скорее способ мировосприятия, который помогает раскрыть противоречие между обыденной жизнью человека и необычной комической ситуацией, выявляет абсурдность устоявшихся норм буржуазной морали. Ирония у него направлена в адрес обывателя, ограниченного, меркантильного человека.

В заключении работы подводятся итоги проведенного исследования. Сравнительный анализ новелл и эссе, вошедших в сборники 1885-1916 годов, позволяет говорить об изменениях в их тональности. Прослеживается эволюция писателя от чисто развлекательных новелл до произведений с социальной и нравственной проблематикой. С нашей точки зрения можно выделить три жанровых принципа повествования в творчестве Джерома К. Джерома: юмористическая новелла, психологическая новелла, эссе.

Если к жанру «юмористической новеллы» писатель обращается в раннем творчестве (1880-1890 гг.), то жанр «психологической новеллы» появляется в конце его творческого пути (1890-1916 гг.). Жанровые изменения нашли отражение в таких категориях, как сюжет, проблема автора и героя, пространственно-временная организации текста, язык. В юмористических новеллах доминирует монтажное начало, нет развития единного сюжетного действия, произведение состоит из ряда комических сцен, объединенных по какому-либо признаку (черта характера героя либо общественный порок); главными действующими лицами являются герой-чудак и рассказчик-«досужий человек». В психологических новеллах сюжет строится на одной событийной линии и включает завязку, кульминацию, развязку, эпилог; повествование ведется от лица самого автора, не являющегося участником событий.

В своих эссе Джером К. Джером следует традициям английских публицистов и писателей Х\Ш1-Х1Х веков (Д. Аддисона, Р. Стиля, С. Джонсона, Ч. Лэма, У. Теккерея). Автор сохраняет назидательность, сатирическую направленность, характерные для этого жанра, но комическое начало в его эссе становится доминирующим, меняется образ рассказчика, «досужего человека», приобретающего ироническое видение окружающего мира.

«Моя жизнь и время». Как и Ч. Диккенс, Джером К. Джером в процессе творческого роста эволюционирует от смешных до серьезных произведений, с нравственной и философской проблематикой.

Именно ранний период творчества Ч. Диккенса, когда он пишет юмористические произведения, наиболее созвучен смеховой природе новелл и эссе Джерома К. Джерома.

И Диккенс, и Джером К. Джером используют такое средство создания комического, как ирония, преследуя при этом разные цели. Диккенс дает индивидуальную характеристику героям, показывает несоответствие видимости и сущности, претензий героев и их возможностей. Джером через иронический комментарий вскрывает абсурдность норм морали и правил, принятых в современном обществе. В новеллистике Джерома сохраняется диккенсовская традиция наделения героя яркой, доминирующей чертой, но у Джерома это - единственная характеристика персонажа, у Диккенса же герой обладает рядом ярких индивидуальных черт. Объединяет произведения Диккенса и Джерома и такая стилевая особенность, как сочетание комического и трагического, комического и морализаторского, сентиментального начал.

Ироническая модальность в новеллах и эссе Джерома К. Джерома может реализовываться на лексическом уровне (через отдельное слово либо словосочетание), на синтаксическом уровне (путем транспозиции синтаксических структур, через вводные предложения), на гиперсинтаксическом уровне (через лексический повтор, противопоставление частей высказывания, дотационным путем). Таким образом, ирония для Джерома К. Джерома не столько стилистический прием, сколько особенность мировосприятия, умение увидеть и подвергнуть сомнению многие истины, принятые в современном обществе. Он выступает против собственичества, лжи, ханжества и лицемерия. Посредством иронического комментария автор обращает внимание на нелепость многих явлений современной английской жизни, критикует национальную кастовую спесь, ханжество, социальную несправедливость.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

«Очерках Боза» Ч. Диккенса и новеллистике Джерома. К. Джерома. / О. А. Королева //Вопросы взаимовлияния литератур. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. -С. 56-69.

2. Королева, O. A. Джером. К. Джером в русской критике 6080гг. / О. А. Королева //Норма. Интерпретация. Диалог культур: Материалы международной научной конференции. -Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 1998. -С. 27-28.

3. Королева, O. A. Новеллистика Джерома. К. Джерома и традиции английского фарсового театра. / О. А. Королева // Вопросы взаимовлияния литератур Западной Европы и Америки: Межвузовский сборник. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. -С. 80-85.

4. Королева, O. A. Твеновская традиция в новеллистике Джерома К. Джерома/ О. А. Королева //Новые информационные технологии: возможности сотрудничества или поле для конфликтов в Российско-американских отношениях: Материалы международной конференции. -Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. -с. 27-31.

5. Королева, O. A. Новеллистика Джерома К. Джерома в английской критике /О. А. Королева //Седьмая Нижегородская сессия молодых ученных (гуманитарные науки): Тезисы докладов,- Н. Новгород 2002. -с. 180-181.

- М.: МГЛУ, 2004. -с. 88.

7. Королева, O. A. Проблема автора и героя в новеллистике и эссеистике Джерома К. Джерома /O. A. Королева //Руско-зарубежные литературные связи: Сборник материалов конференции. -Н. Новгород: Изд-во НПГУ, 2005. -С. 309-312.

Примечания.

1. Moss A. Jerome К. Jerome London: Selwyn and Blotnt, 1928.

3. Faurot M R. Jerome К. Jerome /Twaine - New York, 1974.

5. Pritchett V. S. The Tin-openers, The Neic Statesman and Nation (June 15, 1957), p. 783-84.

6 Vries P Introduction Three Man in a Boat: To Say Nothing of The Dog by Jerome K. Jerome. /P. Vries. // Time Incorpor. ated. - 1964, p. 15-19.

7. Green M. The Other Jerome K. Jerome / M. Green - London - Hutchinson, 1984. - 274 p.

8. Тодоров П. Праздны мысли на един празен човек / П. Тодоров // Пламък - 1970. - №21. - с 72.

10. Маргулис Ж. А. Творчество Джерома К Джерома и развитие реализма в английском романе на рубеже Х1Х-ХХ веков: дис... канд. филол. наук-10.01.03/Ж. А. Маргулис. -М, 1988.

11. Бурцев А А. Английский рассказ конца XIX - начала XX веков (проблемы типологии и потгики): дис. докт филол. наук: 10.01 05. - М., 1990 - с. 19.

12. Походня С. И. Языковые виды и средства реализации иронии. - Киев: Наукова думка, 1989. - с. 6.