Приглашаем посетить сайт

Картузова И. Б.: Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза

http: //cheloveknauka.com/problemy-iskusstva-i-obraz-hudozhnika-v-tvorchestve-dzhona-faulza

На правах рукописи

КАРТУЗОВА ИРИНА БОРИСОВНА

Проблемы искусства в образ художника в творчестве Джона Фаулза

Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (европейская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 2006

Рабата выполнена на кафедре зарубежной литературы государственно}^ образовательного учреждения высшего профессионального образорадшя «Российский государственный педагогический университет имени Д. И. Герцена»,

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Чамеев Александр Анатольевич

официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Попова Мария Константиновна,

кандидат филологических наук, доцент Мадорская Наталья Яковлевна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусстй

Защита состоится «16» марта 2006 г. в 16. Й0 часов на заседании Диссертационного совета Д 212. 199. 07 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (199053, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 1-ая линия, д. 52, ауд. 47).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена (191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48).

Автореферат разослан «15» февраля 2006 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент Н. Н. Кякшто.

Общая характеристика работы

искусства как объектах художественного осмысления и изображения можно лишь применительно к эпохе Просвещения и более позднего времени. До этого художник, если и становился героем произведения, изображался скорее с общечеловеческой, нежели профессиональной стороны.

Важную роль в становлении темы искусства и художника сыграла литература романтизма, которая увидела в художнике «властителя дум», пророка. Новый «статус» художника был связан с признанием искусства важнейшей областью духовной жизни человечества, видом деятельности, способным приобщить человека к высшим истинам бытия.

Если в романтической литературе преимущественное внимание писателей было сосредоточено на художественном сознании и на его попытках разрешить философско-эстетические проблемы, то во второй половине XIX века писательский интерес сосредоточивается на практической деятельности художника и на его положении в обществе.

В XX веке возрастает интерес к самому творческому процессу и к проблемам искусства в целом. Влияние различных течений философской мысли и бурное развитие искусствознания и литературоведения как научных дисциплин, становление их различных школ и направлений обусловили характерную для искусства XX века тенденцию к рефлексии, к самопостижению.

Особый подъем интереса к проблемам искусства и образу героя-художника наблюдается в английской литературе после второй мировой войны, когда наряду с уже затрагивавшимися ранее проблемами взаимоотношений творческой личности и общества появляются новые мотивы. Это, прежде всего, вопрос о гуманистической направленности искусства, непосредственно связанный с усиливающимися процессами отчуждения человека, стандартизации и нивелировки личности.

Присущее художнику индивидуально-творческое начало в этих условиях противопоставляется усилению обезличивания человека; это противопоставление обусловливает обострение темы моральной ответственности художника. Вместе с тем, в послевоенной английской литературе происходят заметные сдвиги в осознании статуса художественного текста и роли писателя, по-новому осмысляется традиционная дихотомия «искусство - реальность», все большее признание получает тезис о том, что текст не отражает действительность, а творит новую реальность. Сотворенность художественного мира, его подчеркнутая фиктивность, его зависимость от конвенций осознаются как необходимый признак современности - «постмодернистичности» - литературного текста. Произведения о художнике приобретают ярко выраженный теоретизирующий, рефлектирующий характер. Эта тенденция становится особенно ощутимой в литературе последней трети XX века - в произведениях Айрис Мердок, Питера Акройда, Энтони Берджеса, Дэвида Лоджа, Антонии Сьюзен Байет и многих других.

Одним из ярких, возможно, самых репрезентативных образцов современного подхода к решению темы искусства и художника является творчество Джона Фаулза. Тема искусства и творческой деятельности представляет для Фаулза особый интерес: к ней он обращается почти в каждой из своих книг. Писатель ставит своей задачей выявить природу творчества, его механизмы, задачи искусства и его функции, смысл и значение для автора и читателя, для личности и общества.

Актуальность темы. В ряду актуальных проблем современного литературоведения важное место занимает изучение поэтики и эстетики постмодернизма и, в русле этого направления, проблем искусства в современной художественной прозе. Актуальность предпринятого исследования определяется неослабевающим интересом к творчеству Джона Фаулза в зарубежном и отечественном литературоведении, с одной стороны, и недостаточной исследованностью избранной темы - с другой.

Объектом и материалом настоящего исследования являются пять из шести романов Фаулза - «Коллекционер» (The Collector, 1963), «Волхв» (The Magus, 1966, переработанное издание 1977), «Любовница французского лейтенанта» (The French Lieutenant's Woman, 1969), «Дэниел Мартин», (Daniel Martin, 1977), «Мантисса» (Mantissa, 1982), повесть «Башня из черного дерева» (The Ebony Tower, 1974), философский трактат «Аристос» (The Aristos, 1964; переработанное издание 1968), сборник эссе «Кротовые норы» (Wormholes, 1998) и многочисленные интервью писателя.

Предмет исследования - философия искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза на материале художественных текстов писателя и в свете его критико-теоретических работ.

Цель диссертационной работы заключается в многоаспектном изучении концепции искусства и особенностей образа художника в произведениях Фаулза. Для осуществления этой цели было необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные категории и понятия постмодернизма как культурной эпохи, к которой принадлежит Фаулз;

-проанализировать и обобщить имеющиеся в отечественном и зарубежном литературоведении подходы к определению художественной системы писателя; - уяснить философские основы творчества Фаулза;

-определить фундаментальные черты поэтики и нравственно-философской проблематики романов писателя;

-охарактеризовать теоретико-литературную концепцию Фаулза и специфику ее воплощения на уровне текста романов;

-определить место творчества писателя в контексте постмодернистской традиции.

Состояние проблемы.

Для рассмотрения указанных проблем были использованы классические и современные работы российских и зарубежных специалистов по истории литературы Западной Европы XX века, общетеоретические работы и труды историко-литературного характера, в которых исследуется проблематика романов Фаулза, их поэтика, проблема соотношения его художественной системы и постмодернизма, философско-эстетические взгляды писателя, его вклад в развитие романной формы. Эти аспекты творчества писателя рассматриваются в ряде монографий (Д. Эчесон, К. Барнум, П. Конради, К. Максуини, У. Палмер, Б. Ольшен, П. Вулъф, Р. Хафэйкер) и большом количестве статей (С. Бэгши, Дж. Бэйкер, Д. Эддингс, Р. Лафлин, С. Онега, Дж. Рэкхем) зарубежных исследователей. Вопросы своебразия художественной философии Фаулза затронуты в узкоспециальных работах X. Фокнера, С. Лавдея и Р. Бинса, посвященных пространственно-временному континууму и романтическому дискурсу в прозе писателя. В отечественном литературоведении интересующая нас тема исследована 20 лет назад на материале романов Брайана Стенли Джонсона и ряда произведений Фаулза в кандидатской диссертации И. В. Кабановой «Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-х-70-х годов (Дж. Фаулз, Б. С. Джонсон)» (1986). Анализу отдельных произведений писателя и частных аспектов его прозы посвящены многочисленные статьи, подробный перечень которых приведен в Библиографии. Из работ российских литературоведов следует особо отметить монографию В. Г. Тимофеева «Уроки Джона Фаулза» (2003), статьи А. А. Пирузян «Вымысел и реальность в творчестве Дж. Фаулза» (1991), М. А. Хольневой «Многоплановая реальность в романе Джона Фаулза «Волхв»» (2003), А. А. Долинина «Паломничество Чарльза Смитсона» (1985), С. Н. Ф. Плюшкиной «Средствами монтажа» (1988). В. Л. Фрейбергс и Е. М. Циглер занимаются изучением литературных заимствований в произведениях Фаулза, В. А. Пестерев -поэтикой романной формы; А. П. Саруханян рассматривает творчество писателя как часть литературного процесса второй половины XX века. К настоящему времени, как видно из приведенного обзора, накоплен богатый и ценный критический материал о творчестве Фаулза; тем не менее проблемы искусства в прозе писателя и динамика решения им образа художника все еще остаются изученными недостаточно: ни у нас, ни за рубежом не существует работы обобщающего характера, в которой был бы подвергнут целостному анализу весь корпус прозы английского писателя с целью уяснения его концепции искусства и художественного творчества. Между тем, важность названной темы едва ли может вызвать сомнения, особенно если учесть, что вопросы творческой деятельности, за исключением романа «Червь» (A Maggot, 1985), обсуждаются во всех книгах Фаулза.

настоящего исследования "является системный подход, основанный на сочетании структурно-функционального и проблемно-исторического методов анализа. Методология исследования опирается на семиотические теории толкования текстов культуры (работы Ю. Лотмана, И. П. Ильина) и теорию повествования (работы М. Бахтина, В. Шмида). Теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных теоретиков (М. М. Бахтина, Р. Барта, М. Фуко, Ю. Кристевой, Ж. Деррида, Ю. М. Лотмана, И. П. Ильина, У. Эко) и историков литературы: Н. Г. Владимировой, Н. И. Бушмановой, О. Б. Вайнштейн, А. П. Саруханян, Дж. Эчесона, П. Конради, У. Палмера и др. Творчество Фаулза рассматривается как целостная идейно-художественная система - во взаимообусловленности мировоззрения автора, его эстетических взглядов и поэтики произведений, и вместе с тем - во внутренней логике своего развития.

Научно-практическая значимость литературе второй половины XX века, при издании и комментировании книг Фаулза, а также для дальнейшего изучения художественной философии писателя. Практическая значимость заключается и в том, что на основе разработанных принципов возможно проведение аналогичных научных исследований других представителей современной зарубежной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Даже на фоне повышенного внимания современной литературы к вопросам искусства и творческой деятельности эти вопросы занимают в произведениях Фаулза беспрецедентно важное место. Именно с разработкой темы искусства в значительной степени связаны теоретизирующий, рефлектирующий характер художественной прозы писателя, широкое использование в ней принципа «матрешки», игры с читателем, «обнажения приема» и т. п.

2. Важной составляющей художественной философии Фаулза, особенно на раннем этапе, стал экзистенциализм в его французском варианте. Влияние экзистенциалистских идей ощутимо и в зрелом творчестве писателя, хотя здесь он все чаще вступает с ними в полемику. Экзистенциализм остается близок Фаулзу своей бунтарской, нонконформистской позицией, проповедью неповторимости и самоценности личности, но оказывается неприемлем из-за крайностей индивидуализма, не способствующих, по мысли писателя, преодолению, а, напротив, усугубляющих отчуждение личности в современном мире.

3. В ходе творческой эволюции Фаулза его взгляды на проблемы искусства и трактовка образа художника в его произведениях претерпевают значительные изменения: если в ранних книгах писатель уделяет первостепенное внимание вопросам становления творческой личности, формирования творческого сознания («Коллекционер»), то в его поздних произведениях акцент смещается на общественно-воспитательные функции искусства. Происходит своего рода «социологизация» подхода Фаулза к решению темы искусства.

художественных тенденций, позволяют говорить о его тяготении к постмодернистскому литературному направлению. Однако, во многом разделяя установки постмодернизма, Фаулз принципиально не приемлет программный постмодернистский тезис о «смерти автора». Для него автор — не постмодернистский «нарратор», «скриптор», но творец художественного мира, маг, мудрый учитель жизни.

5. Фаулз исповедует концепцию гуманистического, нравственно-ориентированного искусства, призванного способствовать духовному возвышению человека, самосознанию личности, преображению мира человеческих отношений.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в 5 докладах, сделанных на научно-методических конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете и Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. По теме диссертации опубликовано 6 работ.

Структура диссертационной работы включающей в себя 418 наименований (из них 166 - на английском языке). Основное содержание диссертации изложено на 217 страницах машинописного текста.

Основное содержание работы.

Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна избранной темы, цель диссертации и ее методология, дается сжатая характеристика современного изучения проблемы, освещаются основные подходы к интерпретации творчества Фаулза, существующие в зарубежной и отечественной науке; отмечается отсутствие целостного представления о решении писателем проблем искусства и образа художника и недостаточность того внимания, которое уделялось до сих пор изучению -указанных проблем в советском и российском литературоведении.

Глава 1 - Социокультурные предпосылка творчества Фаулза «Проблема постмодернизма: хронологические границы и содержание понятия» и «Литературные ориентиры и философские основы творчества Фаулза».

В первом параграфе утверждается определенная близость творческой системы Фаулза постмодернизму; исследуется феномен постмодернизма с историко-литературной точки зрения, его основные положения и категории: «мир как текст», децентрация, «постмодернистская чувствительность», текст как игровое пространство, интертекстуальность, теоретическая саморефлексия, ирония, «смерть субъекта». Постмодернизм рассматривается как сложный комплекс социокультурных характеристик, общая теория современного искусства и как специфическая поэтика, определяющая художественный строй произведения. Для выяснения специфики и места постмодернизма в общем развитии художественного мышления XX века были определены хронологические рамки постмодернизма, установлена его преемственность по отношению к предшествующей художественной традиции и его особенности как культурного явления.

Второй параграф посвящен исследованию философских основ творчества Фаулза. В качестве одного из важнейших направлений философской мысли, оказавшего наибольшее воздействие на фомирование творческой концепции писателя, наряду с фрейдизмом и дзэн буддизмом, выделен экзистенциализм, который, как одна из самых популярных философских систем XX века, являлся частью общего сознания эпохи. В начале своего творческого пути и писательской карьеры Фаулз относился к этому философскому направлению с большой симпатией, называя экзистенциализм «великой индивидуалистической философией XX века, ответом личности на давление общества» («Аристос», с. 155) и рассматривая его как действенный, едва ли не универсальный инструмент в процессе постижения индивидом себя и окружающего мира. В параграфе представлен общий анализ основных положений экзистенциализма, кратко обозначены его основные категории и понятия (свобода, совесть, абсурд, существование, сущность и др.) и рассмотрено их преломление в художественной системе писателя.

- "пограничной" в экзистенциалистской терминологии - ситуации (как Миранда Грей в «Коллекционере» или Николас Эрфе в «Волхве»); все они вынуждены совершать трудный выбор между «подлинным» и «неподлинным» существованием, либо обрекая себя иа тяжкую экзистенциальную свободу - на одиночество и изгойство (как Чарльз Смитсон в «Любовнице французского лейтенанта»), либо после недолгих колебаний отдавая предпочтение удобному «рабству» - уютной конформистской позиции (как Дэвид Уильяме в «Башне из черного дерева»). От экзистенциализма Фаулз заимствует идею свободы как тяжкого бремени; человек в мире постоянно находится в ситуации выбора между истинным и ложным существованием: он изображен в трагическом одиночестве, с осознанием иллюзорности навязанных обществом ценностей. Достоинство личности в том, чтобы принять неизбежность этой судьбы и выбрать свой путь. Поэтому Фаулза более всего интересует ситуация духовного кризиса, как она интересовала и писателей-экзистенциалистов. Восприятие структуры человеческой личности, ее места и роли в обществе, пределов допустимой для нее свободы - эти и другие проблемы Фаулз рассматривает, опираясь на опыт экзистенциализма, тем не менее не принимая безоговорочно все его установки. Уже в его философском трактате «Аристос» - при общей восторженной оценке экзистенциалистского учения - ощутима полемика с отдельными его аспектами, в частности с экзистенциалистским пониманием свободы не как познанной необходимости, но как драматического вызова необходимости. По мнению писателя, личность обладает лишь ограниченной свободой воли и, соответственно, свободой выбора, и лишь ограниченная свобода — если принять во внимание свободную волю других людей — целесообразна. Вместе с тем, Фаулз не соглашается с той сугубо негативной ролью, которая в философии экзистенциализма приписывается обществу. Общество, по мнению экзистенциалистов, подавляет и разрушает индивидуальность, лишает человека свободы; истинно лишь одинокое существование, так как только оно дает человеку возможность обрести экзистенцию. Фаулз не может принять эту абстрактную философию отношений между человеком и социумом, считая гармонию личности с обществом важнейшим критерием достижения аутентичности. Писатель не отказывается от общепринятой нравсгвснности в той абсолютной мере, в какой от нее отказываются экзистенциалисты. Он также признает неистинность бытия человека в обществе, с навязываемыми ему условностями и ложной моралью, но заявляет о необходимости нравственного императива, который он называет честностью пО отношению к самому себе и к окружающим.

Хотя в 1980-х годах писатель заявлял, что более на считает себя экзистенциалистом, многие категории экзистенциалистской философии - нонконформизм, свобода выбора, проблема аутентичности, способность личности познавать самое себя - так или иначе находят отражение и в его поздних произведениях.

экзистенциализма.

Следующие три главы носят более конкретный характер и посвящены анализу философии искусства Фаулза и решению им проблемы художника в его художественной практике.

В главе 2 - Художник, искусство и действительность в прозе Дж. Фаулза -исследуются такие аспекты творческой философии писателя, как взаимосвязь искусства и реальности, цели и функции искусства, проблема художественной традиции и преемственности в творческой деятельности, образ героя-художника - один из ключевых в книгах писателя; Фаулз обращается к нему почти в каждом своем произведении: им может быть живописец (Миранда и Джордж Пастон в «Коллекционере», Генри Бресли и Дэвид Уильяме в «Башне из черного дерева»), писатель (Дэниел Мартин в одноименном романе, Майлз Грин в «Мантиссе») или таинственный режиссер, создающий из реальной действительности «метатеатр» (Морис Кончис в «Волхве»).

В главе предпринята попытка проследить эволюцию образа художника в творчестве Фаулза от романтических, таинственных натур в ранних романах писателя («виртуозов жизни» по определению Г. Винокура) к социально и исторически детерминированным образам художников-современников в произведениях 70-х гг. Если в первых романах писатель выводит скорее героев творческого склада, чем собственно художников (это студентка художественного училища Миранда Грей, маг Кончис, загадочная искусительница Сара Вудраф), и исследует состояние предрасположенности, потенциальной готовности личности к творчеству, то в поздних произведениях он создает образы художников, наделенных чувством глубокой социально-исторической ответственности и ощущением национальных корней своего искусства (Генри Бресли, Дэниел Мартин). На зрелом этапе творчества писателя происходит окончательное формирование его взглядов на проблемы искусства и миссию художника. Материалом для исследования стали романы, в которых проблема соотношения искусства и действительности затрагивается автором наиболее подробно: романы «Коллекционер», «Волхв», «Дэниел Мартин», повесть «Башня из черного дерева» и трактат «Аристос». Этот последний можно рассматривать в известном смысле как программный документ, своего рода манифест фююсофско-эстетических взглядов писателя: в теоретической форме здесь изложена по сути фаулзовская концепция подлинного, нравственно-ориентированного искусства, призванного стать действенным средством воспитания человека, его приобщения к духовным ценностям, к миру красоты и свобода. Искусство стоит, по Фаулзу, на службе у действительности, будучи по отношению к ней вторичным. Писатель творит вымышленный мир, вторичную реальность. Он понимает художественное творчество как деятельность особого порядка, направленную на нравственное возвышение человека, на подчинение его личных проблем истолкованию и усовершенствованию современной действительности. Важнейшими функциями искусства в трактовке Фаулза являются дидактическая, эстетическая и гносеологическая.

«Аристос» находят воплощение в художественных созданиях писателя. Можно говорить об эволюции темы соотношения искусства и действительности в творчестве Фаулза.

Уже в первом по публикации романе Фаулза нашли отражение размышления автора о месте художника в современном обществе, о творчестве как особом способе реализации личности, о смысле художественной деятельности. Фаулз рассматривает в романе становление творческой личности, формирование творческого кредо начинающей художницы Миранды, ее попытки найти себя в творчестве и определить для себя смысл искусства. Ее искания в начале романа поверхностны: искусство для нее - прежде всего сфера красоты, источник эстетического наслаждения, она не задумывается об ответственности, которую возлагает на нее причастность миру искусства; лишь оказавшись в экстремальной ситуации - в «склепе» Клегга, - героиня проделывает мучительный путь к себе, поднимается с эстетического уровня на этический, осознает гуманистическую миссию творчества, художнической деятельности. Трагедия героини в том, что это осознание приходит к ней на пороге смерти. Нравственно-философская проблематика романа «Коллекционер» разрабатывается Фаулзом в его последующих книгах, в которых он переосмысливает трагизм восприятия мира, свойственный его первому роману; однако общий ход размышлений писателя об искусстве и творческой деятельности художника остается тем же. В «Коллекционере», как и в последующих книгах, писатель опирается на гуманистическую концепцию творчества, согласно которой суть искусства двояка: с одной стороны, это поиск художником "самости", выражение его собственной личности, индивидуальности, а с другой — основанная на неразделимой связи искусства и реальности попытка изменить мир человеческих отношений.

Если в романе «Коллекционер» писатель приходит к выводу о том, что значительная часть публики (Масса, Большинство) не может поддаваться воздействию искусства, и Фаулз начинает задумываться о том, какие приемы, методы и механизмы воздействия на Массу должен использовать художник, чтобы достичь поставленной цели (преобразование реальности через преобразование индивида), то следующий роман «Волхв» фактически посвящен вопросу о способах воздействия на сознание реципиента. Метатеатр, искусственная реальность, созданная Кончисом, являет собой модель действительности, повторяя ее лабиринты и задавая те же загадки, которые приходится решать человеку в реальном мире. Уроки, которые Кончис преподносит Николасу, имеют целью показать герою фальшь его существования, основанного на ложных установках и догмах, на боязни жить в реальном мире. Подмена действительности вымыслом, будь то миф или художественный текст, грозит индивиду превращением в удобную для манипулирования марионетку. Лишь осознав необходимость жить подлинной, а не придуманной жизнью, совершать выбор и нести за него ответственность, может человек обрести свободу.

Значительное место в романе «Волхв» отведено образу творца. Морис Кончис не является художником в прямом смысле слова, однако он творит особую реальность по законам драматического театра. Кончис моделирует ситуацию действительности, создавая модель мира и реализуя свой творческий потенциал «в сфере человеческих отношений». Кончис в романе предстает всеведущим суровым режиссером, манипулирующим героем в дидактических целях. Магия (т. е. искусство) Кончиса призвана помочь главному герою Николасу (а вместе с ним и читателю) осознать собственное несовершенство, «неподлинность» своего существования и, освободившись от груза чужих мнений, догм и предрассудков, обрести аутентичность.

Метатеатр Кончиса, устраиваемый им для Николаса, зеркально повторяет принцип построения романа Фаулза и являет собой метафору положения человека в реальном мире. Кончис действует в соответствии с образным представлением Фаулза о творце вселенной, который, «бросив игральные карты на стол, должен был выйти из помещения» («Аристос», с. 30). Маг Кончис, подобно своему истинному создателю, лишь искусно моделирует определенную амбивалентную ситуацию, но не вмешивается в ее развитие, всякий раз оставляя за героем право совершать свободный выбор. В известном смысле «Волхв» раскрывает механизмы авторского воздействия на читательскую аудиторию, демонстрирует, как художник доступными ему средствами - средствами искусства -способствует самопознанию личности, обретению ею собственного «я» и своего подлинного места в мире.

«Башня из черного дерева», создавая образ живописца, искусство которого потеряло связь с реальностью. Фаулза интересует контраст мировоззрений и художественных позиций Дэвида Уильямса и Генри Бресли, диалог традиции и современности. Вопрос о том, что можно считать истинным искусством - один из центральных в повести.

Дэвид Уильяме признает за искусством лишь его эстетическую функцию. Такой подход к творчеству, по мысли Фаулза, ущербен, так как искусство превращается в мануфактуру по производству художественных поделок, лишенных нравственного содержания. Иной тип отношения к искусству демонстрирует в повести Фаулза старый живописец Генри Бресли, чуждый новомодным веяниям, прочно связанный с жизнью, с природой, верный традиции и одновременно, по его собственному выражению, "натягивающий ей нос". Уильяме и Бресли представляют различные школы живописи, однако основной смысл их «дискуссии» заключается не в том, быть или не быть абстракционизму, а быть или не быть гуманизму основополагающей философией искусства. Фаулз в повести находится всецело на стороне Бресли, для которого искусство представляет нечто несравнимо большее, чем попытку «удержаться в седле» авангарда: одну из сторон реальности, ее особую часть, смысл которой - в попытке изменения самой действительности.

Творчество, по Фаулзу, - это не просто способ выражения уникальности личности творца. Искусство не должно ограничиваться исключительно созданием эстетических ценностей, но должно пытаться обрести гармонию с реальной действительностью. Искусство для писателя неразрывно связано с идеей гуманизма, с воздействием на человека и его миропонимание. Идеи и теории в искусстве не должны подменять личность художника, правдивое выражение которой, наряду с гуманистической направленностью искусства, и составляет смысл творчества.

Раздумья писателя над проблемой взаимосвязи и взаимообусловленности искусства и реальности получают логическое завершение в романе «Дэниел Мартин», в котором проблема связи жизни и искусства выдвигается на первый план. В романе «Дэниел Мартин», по своей жанровой природе принадлежащем к распространенному в современной английской литературе типу романа о художнике, Фаулз создает образ художника уже вполне сформировавшегося, выстроившего свою художественную концепцию, реализовавшего себя в творчестве, сознающего свою национальную принадлежность и корни своего искусства. В центре повествования - известный киносценарист и писатель Дэниел Мартин, переживающий творческий кризис, ищущий способы его преодоления и ответ на вопрос о смысле и целях его творческого пути. «Дэниел Мартин» не только продолжает традицию романа о художнике в английской литературе, но и нарушает ее: композиция романа, особенности его строения (принцип «матрешки»), проблематика несут отпечаток сознания человека эпохи постмодернизма, отягощенного опытом XX века, познавшего издержки информационных бурь и научного прогресса.

Творческая судьба художника в книге предстает неотделимой от его личной, индивидуальной судьбы, и автор исследует степень их связи и взаимообусловленности, степень творческой свободы писателя и его детерминированности средой и эпохой. Эти проблемы, актуальные и для других книг Фаулза, в «Дэниеле Мартине» не просто повторяются, но переосмысливаются с позиций зрелого этапа в творчестве художника. Фаулз настаивает на том, что творчество - акт нравственный; оно должно иметь под собой выстраданную художником собственную философию искусства и жизни. Художник становится художником в результате болезненного процесса самопознания, осознания собственных корней, принадлежности своей стране и эпохе.

найти спасение в искусстве, если оно далеко от жизни. Закономерным, таким образом, предстает отказ героя от литературного творчества и от замысла романа и выбор реальной действительности. «Романом» Дэниела теперь будет его жизнь.

Анализ проблем искусства и его отношений с действительностью в художественных произведениях писателя позволяет сформулировать основные положения философии искусства Фаулза: неразрывная связь искусства и действительности, творчества и мировой художественной культуры, необходимость сохранения нравственной основы искусства.

В поздних произведениях Фаулза важное значение приобретает социальная проблематика: художник стремится найти свое место в обществе, приходит к пониманию важности социальных задач искусства. Целью творчества становится не только стремление к самовыражению: искусство мыслится как способ донести взгляды художника до читателя с целью помочь ему приблизиться к достижению аутентичности. Глубокую взаимосвязь искусства и реальности, коммуникативную и дидактическую роль искусства, его устремленность к человеку всецело осознают герои-художники в поздних произведениях Фаулза.

Глава 3 - Автор, текст в читатель в художественной системе Фаулза - Фаулз уделяет проблеме взаимоотношений между автором и читателем, способам вовлечения читателя в авторский замысел, превращения его в активного участника повествования, со-творца. Материалом для исследования этих и других вопросов художественной системы Фаулза в данной главе стали его романы «Волхв», «Любовница французского лейтенанта)» и «Мантисса».

автора в постмодернистской эстетике приобретает новые значения; автор начинает мыслиться как «скриптор», компилятор, сводящий воедино уже известные тексты, используя традиционные формы и стили, но комбинируя их новым образом. Фигура автора теряет свое значение всемогущего и всезнающего повествователя. Фаулз выступает против подобного подхода к определению позиции автора в тексте; для него автор - создатель текста, творец художественного мира: «Художник может решить не быть художником, но он не может быть художником, который взял и решил не быть художником» («Аристос», с. 254-255). Размышления о месте и значении автора в произведении обусловливают у Фаулза высокий уровень саморефлексии, наличие теоретического, «самокритичного» элемента в структуре его романов, особенно ярко проявившегося в таких произведениях, как «Любовница французского лейтенанта» и «Матисса».

Важное место в литературно-эстетической системе Фаулза отведено читателю, в котором он хочет видеть своего единомышленника и соавтора, активно участвующего в творческом процессе - процессе не только понимания, но и порождения смыслов. С этой целью писатель упростил роман «Волхв» для читательского восприятия во второй редакции, дав читателю ряд существенных подсказок и, вместе с тем, предоставив ему свободу выбрать тот уровень восприятия, который ему доступен. В этой предоставляемой читателю свободе выбора заложена одна из составляющих дидактизма писателя - стремление поощрить читателя принять участие в интеллектуальной игре, быть со-творпом, создавать произведение вместе с автором. Роман в первой редакции не вселял в автора уверенности, что читатель в финале преодолеет «непостижимость» романа. Поэтому во второе издание он внес изменения, которые повлияли на возможные варианты читательских толкований: в значительной степени был прояснен мистический элемент, препятствоваший осознанию дидактической функции метатеатра; эротические сцены получили определенную «завершенность»; был изменен финал и внесены изменения стилистического характера. Способность читателя пройти сквозь лабиринт, выстроенный автором, так же как и способность Николаса преодолеть аллюзии метатеатра, должна выявить степень подлинной свободы личности. В своей «Игре в Бога» (согласно первоначальной версии заглавия романа) Фаулз не ставит точку, он оставляет читателя, как и Николаса, «на распутье перед выбором», «не указав, в какую сторону идти», так как «конец - это всего лишь точка на бесконечной прямой» («Волхв», с. 657). Созданный Фаулзом метатеатр оказывается лабиринтом и для героя, и для читателя.

В романе «Любовница французского лейтенанта» автор демонстрирует одну из самых характерных особенностей поэтики романа XX века - выход на поверхность фундаментальных структур романного мышления, в классическом романе скрытых внутри "органической формы" (диалог автора и героя, сюжетное развертывание внутренней жизни романного героя в целостности художественного мира произведения, в системе образов других персонажей, дробление мира на автономные сферы и одновременно восстановление его целостности и др.). Отношения автора-повествователя и героя зачастую становятся центральным событием в романе, автор вступает в прямое общение с героем.

Отношения автор - герой становятся по сутн основным содержанием многих "романов о написании романа". Внутренняя открытость жанра реализуется во внешней незавершенности, открытости финала, в открытой сюжетно-композиционной и жанровой организации текста, когда произведение превращается в своеобразные «модели для сборки», или когда текст строится так, что может читаться как бы в разных системах координат, как произведение разных жанров, в различных системах интертекстуальных отношений. Эти способы организации произведения, сближающие его с постмодернистскими текстами, часто предстают как тенденции, очень по-разному проявляющие себя и взаимодействующие между собой; при этом Фаулз в своем экспериментальном романе предпринимает попытку представить их синтез, уделяя особое внимание авторской рефлексии и «авторскому сюжету». Писатель опирается на технику и основные приемы «нового романа», такие как акцент на повествовательном дискурсе, отказ от традиционной ромаиной формы, рождение текста на глазах читателя, гипертрофированная авторская рефлексия; важной особенностью поэтики романа является литературная стилизация.

В первых главах романа Фаулз скрывается за маской всесильного, всеведущего автора-повествователя. Однако уже в тринадцатой главе позиция повествователя резко. меняется - он превращается в "бога нового типа", декларирующего свободу и автономию своих созданий. Начиная с этой главы автор «снимает» с себя ответственность за ) дальнейшее развитие сюжета и предлагает своим героям и читателям разделить ее с ним, следуя одному из приемов постмодернистской игры с читателем. Автор предлагает читателю сделать выбор, от которого будут зависеть судьбы героев. Подводя читателя к этому выбору, в ходе повествования Фаулз подталкивет собеседника к точке зрения со-творца, размышляющего над сюжетными ходами повествования и рефлексирующего по поводу собственного «я».

качестве значащего элемента в концепцию произведения. Проблема восприятия и понимания всегда занимала существенное место в дидактической системе Фаулза. В романе «Любовница французского лейтенанта» автор уделяет этой проблеме особое внимание. Важная роль при этом отводится игре с литературными конвенциями, которая, как и в других романах Фаулза, является одним из главных инструментов воздействия на читателя; но в «Любовнице французского лейтенанта» писатель выбирает для этого воздействия более явные формы. Механизм литературных конвенций опирается, как известно, на определенные схемы читательского восприятия. Модели восприятия и соответствующие им категории читателей как носителей определенных типов мировосприятия представляют различный уровень понимания произведения. В. Г. Тимофеев выделяет три типа читательского восприятия, на которые ориентировался Фаулз, и выявляет предусмотренные в тексте романа механизмы " стимулирования и контроля читательского восприятия. К первой группе потенциальных читателей исследователь относит компетентных, искушенных читателей, ко второй категории - читателей-любителей литературы, к третьей - читателей некомпетентных, неподготовленных. Фаулз выстраивает произведение по принципу многоярусной семантики и результативно «работает» с каждым из ярусов на основе тех гипотетических репрезентаций, которые они формируют. Механизмы работы писателя с горизонтами читательских ожиданий строятся на намеренном моделировании повествования таким образом, что предварительные установки каждой из трех групп читателей находят в тексте мотивированные подтверждения.

С целью уяснения сложной структуры повествования в романе Фаулза мы обратились к модели коммуникативных уровней, подробно описанной в монографии немецкого ученого Вольфа Шмида «Нарратология». В согласии с его концепцией в работе были выявлены составляющие текст Фаулза модели, причем особое внимание было уделено роли фиктивного нарратора в романе. Своеобразие повествовательной манеры в «Любовнице французского лейтенанта» состоит в том, что фигура нарратора здесь «двоится», выступает в двух ипостасях - нарратора «викторианского образца» и нарратора-современника. Другая примечательная черта романа Фаулза - присутствие в его «повествуемом мире» персонажа, имеющего черты портретного сходства с автором, своеобразного автопортрета Фаулза, написанного не без доли иронии и создающего эффект «остранения» действия, подчеркивающего вымышленностъ, театральность всего происходящего. Наконец, еще одна существенная модификация, которой Фаулз подвергает традиционную (по В. Шмиду) модель коммуникативных уровней, касается сложной структуры образа абстрактного читателя: этот образ, согласно концепции В. Г. Тимофеева, заключает в себе не одну, а три категории читателей. При этом, разумеется, различие между образами фиктивного и абстрактного читателя у Фаулза сохраняется. Абстрактный читатель, являясь предполагаемым адресатом автора, должен, по мысли Фаулза, выбрать тот финал романа, который представляется правильным автору. Фиктивный же читатель, представляя собой адресат нарратора, нужен Фаулзу для воспитания абстрактного читателя.

Смысл игры с горизонтами читательских ожиданий заключается в намерении Фаулза показать фиктивному читателю (а через него - и реальному читателю) абсурдность слепого следования конвенциям литературы, представляющим собой не что иное как заданные модели восприятия, и научить его относиться к ним скептически. Воздействие на читателя осуществляется при помощи сложной системы манипуляций и контроля его восприятия. Конечной целью и результатом сложной работы с читательским восприятием должно стать освоение читателем такой нормативно-ценностной системы, которая бы позволила ему отказаться от ложных ценностей и стереотипов; к осуществлению этой цели как раз и подводит финал заключительной ЬХ1-ой главы. Подобно тому, как Сара играет с Чарльзом, испытывая его и подталкивая к осознанию свободы выбора, Фаулз играет в романе со своими читателями, заставляя их тоже совершить выбор в финале романа.

Дальнейшую разработку проблема отношений между автором и читателем нашла в романе «Мантисса», в котором Фаулз уделяет особое внимание принципам работы авторского сознания, процессу создания художественного текста, особенностям его зарождения и модифицирования в сознании автора. По словам самого Фаулза, «Мантисса» - это книга о процессе писания, так что нарратив здесь имеет меньшее значение. Процесс смыслопорождения текста и роли в нем автора становится одним из главных мотивов произведения, организующим всю его структуру.

В начале и финале романа Фаулз буквально реализует метафору Ролана Барта о «смерти автора». Фаулз таким образом иронизирует по поводу дискуссий не только о «смерти» автора, но и о независимом существовании текста, «мнимом авторстве». Фаулз показывает, что так или иначе, но текст - продукт работы авторского сознания, полемизируя с тезисом Барта. Процесс создания текста главным героем - писателем Майлзом Грином доказывает, что текст существует в сознании автора, со всеми его незавершенности ми и вопросами, и муза Эрато, насилующая волю автора, - тоже часть его сознания. Автор все равно остается создателем, богом в своем произведении, ибо оно есть продукт работы клеток его мозга: без автора не было бы текста.

на сознание реципиента. Автор не скрывает, что преследует откровенно дидактические цели, и занимает позицию наставника по отношению к читателю. Его прямые обращения к читателю нередко ироничны; он учет, играя, добродушно посмеиваясь над наивностью читателя и его готовностью верить каждому авторскому слову. Такие приемы, как литературная игра, обнажение приема, обман читательских ожиданий, часто присутствуют в произведениях писателя. Фаулз учит читателя ничего не принимать на веру, относиться к сказанному скептически, учит его рефлексии и саморефлексии. Он намеренно «ставит» читателя то на место героя (Николас Эрфе в «Волхве»), то на место повествователя (в «Любовнице французского лейтенанта»), заставляя его занять в тексте активную позицию. Фаулз всегда заявлял, что он против тирании автора в произведении (в то же время соглашаясь с тем, что автор является смыслообразукицим центром текста); тем самым он предоставляет читателю ту свободу восприятия и интерпретации, которой, по его мнению, определяется свобода человеческого бытия в мире. "Присутствуя" в тексте своих произведений, автор то намеренно отходит в сторону, то надевает маски, играя с читателем, но преследует он при этом одну и ту же цель - научить читателя сквозь призму художественного мира осознавать и принимать собственную свободу в мире реальном.

В Заключении подводятся итоги работы и резюмируются основные выводы.

Фаулз, безусловно, отражает в своем творчестве актуальные для современной литературы проблемы; многие черты его поэтики позволяют говорить о близости его творческой концепции философии и эстетике постмодернизма, хотя он и не укладывается в рамки постмодернистского направления. Во многом разделяя установки постмодернизма, в частности его повышенный интерес к вопросам текстопорождения, и широко используя приемы постмодернистского дискурса (фрагментацию, пастиш, коллаж, пародию, иронию, интертекстуальность, стилизацию и др.), что особенно отчетливо проявилось в его поздних произведениях, Фаулз однако категорически не приемлет программные тезисы постмодернизма о «смерти автора», «смерти субъекта», «провале коммуникации». Неслучайно писатель в своем творчестве уделяет столько внимания проблеме взаимоотношений автора и читаталея, неслучайно придает такое исключительное значение коммуникативной, воспитательной функции искусства, закрепляя за художником роль учителя, мага и видя в нем не постмодернистского «скриптора», но творца художественного мира, «бога» в созданной им вселенной.

Парадоксальным образом в одном из поздних романов Фаулза «Мантисса», где художественные принципы постмодернизма получили наиболее полное и последовательное воплощение, постмодернистский тезис о «смерти автора» пародируется в полном согласии с постмодернистским же принципом "пародийного модуса повествования".

сопоставительный анализ творчества Фаулза и других современных ему английских писателей, в частности, Айрис Мердок, Питера Акройда, Антонии Сьюзен Байет - тех, кто, как и он, часто делает художников героями своих произведений и интенсивно обсуждает на их страницах проблемы искусства.

Творческий путь Джона Фаулза завершился совсем недавно - 5 ноября 2005 года. Но остается еще много материала для исследований: в 2005 году опубликованы ранние дневниковые записи писателя, готовятся к выходу в свет сборники поздних, ранее не публиковавшихся дневников, которые дадут почву для дальнейшего изучения творчества Фаулза.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Картузова И. Б. «Дэниел Мартин» Фаулза как «роман в романе» и «роман о романе» // Литературные связи и литературный процесс. Вып. 9. (Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе). Материалы межвузовской конференции. СПб., 2005.0.1 пл.

2. Картузова И. Б. Проблемы искусства в книге Джона Фаулза «Башня из черного дерева» // Материалы ХХХШ Международной филологической конференции. Вып. 23. История зарубежных литератур. Ч. 2. 15-20 марта 2004 г. СПб., 2004.0.35 п. л.

«Башня из черного дерева» // Англистика XXI века. Материалы П Всероссийской межвузовской конференции. 22-24 января 2004 г. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. 0.15 пл.

4. Картузова И. Б. Шекспировские аллюзии в творчестве Дж. Фаулза // Компаративистика на пороге XXI века. Посвящается 100-летию со дня рождения профессора А. Л. Григорьева. Вып. 8. (Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе). Материалы межвузовской конференции. СПб., 2004.0.06 пл.

5. Картузова И. Б. Механизмы работы авторского сознания в романе Дж. Фаулза «Мантисса» // Материалы XXXIV Международной филологической конференции. Вып. 8. История зарубежных литератур. Ч. 2. 14-19 марта. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.2005 г. 0.25 пл.

6. Картузова И. Б. Автор и текст в романе Дж. Фаулза «Мантисса» // Филологические записки. Материалы Герценовских чтений. СПб., 2005.0.35 пл.