В. Н. Ганин
ФОРМУЛА ПОЭТИЧЕСКОГО БЕСТСЕЛЛЕРА
(ТЕД ХЬЮЗ И ЭДУАРД ЮНГ)
МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры
Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы
(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)
МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО УСПЕХА И ХХ ВЕК (II ЧАСТЬ)
http://www.russiandickens.com/sience/model/model_lit2.htm
Поэтические сборники редко становятся бестселлерами. Книга же Теда Хьюза Письма ко дню рожденья (1998) стала сенсацией для британского книжного рынка. И не только британского: волна читательского ажиотажа докатилась и до американского континента.
Почему же книга имела такой успех? Что спровоцировало читательский интерес? Чтобы лучше понять это, стоит обратиться к 18 столетию, когда развитие книгопечатания и расширение читательской аудитории, сделало возможным появление первых бестселлеров. Именно этот век стал свидетелем и массовых изданий поэтических произведений. Одной из самых продаваемых книг в этот период стала поэма Эдуарда Юнга Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии (1742-45).
Что роднит эти два произведения? Во-первых, установка на достоверность, реальность событий, о которых идет речь. Юнг уже в предисловии к своей поэме заявил, что причиною к созданию поэмы послужили события реальные, а не вымышленные. Теду Хьюзу прибегать к подобному приему не потребовалось, эту работу за него проделали средства массовой информации. Они весьма подробно пересказали скандальные и трагические события из жизни поэта, которые легли в основу Писем ко дню рожденья.
в 1963 году.
В-третьих, сознательное усиление трагизма ситуации. Юнг в Ночных думах сокращает срок, в который происходит смерть его родственников, до трех месяцев, хотя в реальной жизни он занял более четырех лет. Хьюз вводит в книгу мотив судьбы, рока, чтобы подчеркнуть неизбежность трагической развязки.
В-четвертых, оба автора прибегают к ретроспективному изложению материала. Они словно бы заново переживают события, но только теперь уже зная о печальном финале. Это придает особую интенсивность и вместе с тем меланхоличность чувствам их лирических героев.
В-пятых, Тед Хьюз и Эдуард Юнг, пытаясь избежать открытого конфликта, противоречия представленной в их произведениях картины с реальной жизнью, предпочитают по мере возможности корректировать документальные источники о тех же событиях. Автор Ночных дум в завещании просит после его кончины уничтожить все письма и личные бумаги, очевидно, опасаясь, что они могут разрушить созданную им в поэме легенду. Тед Хьюз уничтожает некоторые из дневников Сильвии Плат.