Приглашаем посетить сайт

Антонова Е. Я: О названии романа Джойса "Портрет художника в юности" (к вопросу жанра)

Антонова Е. Я. (Санкт -Петербург)


О названии романа Джойса "Портрет художника в юности" (к вопросу жанра)

Международная конференция Языковая семантика и образ мира
Секция: Зарубежная литература

http://old.kpfu.ru/science/news/lingv_97/n222.htm
 

Роман Джойса "Портрет художника в юности" (1914 г. ) нередко в отечественном и зарубежном литературоведении трактуется как произведение, продолжающее и развивающее традицию романа воспитания (Р. Эллманн, Е. Ю. Гениева и др. ). Автобиографизм этого произведения, отраженный в истории становления личности, несомненен. Однако при таком подходе мало учитывается один из важнейших признаков жанра: пространственно-временная структура произведения.

встретить в читателе не слушателя развертывающейся во времени истории, а созерцателя живописного полотна. Для читателя становятся актуальными навыки восприятия произведения не литературного, а изобразительного искусства.

Герой романа Джойса, проходящий путь от детства через отрочество к юности, познающий мир, перемещающийся во времени и пространстве, должен восприниматься едва ли не одномоментно и как бы на одной плоскости. До нас доносится мысль не столько о личности, сколько а ее сущности. Это история не столько становления личности и даже не столько собственно история, сколько эмблема, символ ее, своего рода житие подлинного художника, который открывает в себе свою истинную, неизменную, не зависящую от обстоятельств сущность. Эта сущность - "художничество"; и читателем она должна быть воспринята подобно тому, как проникается созерцатель сознанием святости святого на иконе. (При этом эпизоды жизни Стивена Дедала могут быть соотнесены с эпизодами жития святого, изображенными на клеймах иконного пространства. ) При всем различии предельно условного мира иконы и мира выписанной со всей изощренностью светской литературы на рубеже веков реальности романа Джойса, их создателей об'единяет стремление передать нечто неподвластное законам этого мира, иную реальность.

У Джойса - это реальность индивидуально-художнического начала, и, хотя он строит свое произведение в манере скорее импрессионистической, чем иконографической, в основе художественного мира его романа обнаруживается знаковый, символический принцип средневекового искусства.

© 1995-2011 Казанский федеральный университет