Приглашаем посетить сайт

Алеева Е. З.: Семантика острова в творчестве У. Голдинга

Алеева Е. З. (Казань)

Семантика острова в творчестве У. Голдинга

Международная конференция Языковая семантика и образ мира

Образ острова является традиционным для английской литературы. В творчестве Голдинга он возникает часто. В "Повелителе мух" писатель описывает жизнь мальчиков, английских школьников, волею случая оказавшихся на необитаемом острове. Дети из знакомой и привычной обстановки, близкой школьному учителю Голдингу, переносятся на фантастический островок, заброшенный в океане. Это условие имеет принципиальное значение, поскольку только благодаря изменению пространственно-временных координат в жизни маленьких героев становятся возможными те события, которые разворачиваются на страницах романа.

В "Наследниках" новые люди впервые обнаружены на острове, что характеризует их прежде всего как оторванных, изолированных от мира и друг от друга людей. Новые люди разрушают единство и гармонию мира. В этой связи явно прослеживается параллель с "Повелителем мух". Однако остров в "Наследниках" грязен, голоден и страшен. Здесь не возникает никаких ассоциаций с райским садом. Человек лишил "живости" (livining) вещи, он отказал в красоте прекрасному миру Оа. Новые люди сами восстанавливают против себя весь мир, они агрессивно настроены по отношению ко всему, что их окружает. Это происходит вследствие того, что их души не свободны от порока и зла, которые являются, по мнению Голдинга, неизбежной составной цивилизации.

"Воришка Мартин" описывает мучения героя на одинокой скале среди безбрежного океана, символизирующей полнейшее одиночество героя при жизни. Скала, на которой разворачивается драматическое действие, по сути является естественной стихией для Мартина. Это его мир. В его жизни были ситуации, из которых он мог и должен был выйти как человек, однако он этого не сделал. И в конце концов он предает своего единственного друга. Он превращается в остров среди людей, причем остров необитаемый, каким и является одинокая скала среди безбрежного океана. Мир Мартина - это мир, в котором есть один единственный человек, он сам. Мир, исключающий привязанность, любовь, дружбу, самопожертвование, мир, в котором отвергнут даже Бог.

В "Шпиле" Джослину его собор представляется в виде корабля, либо ковчега, способного спасти человека в мире зла и пороков, каким ему видится мир.

"бумажных людей" Вильфред Барклай, наделенный способностью путешествовать где угодно и в какое угодно время, изолирован от своего общества и собственного прошлого из-за алкоголизма и душевного кризиса. Все это происходит на одном из островов.

Острый мотив одиночества, очень характерный для современной английской литературы, пронизывает творчество У. Голдинга. Наиболее отчетливо он воплощен в образе острова. Каждый человек по сути является одиноким островом среди моря людей, поскольку они утратили способность понимать друг друга. Они ищут зло в окружающем мире, не догадываясь о том, что оно находится в их собственной природе, в их сердцах.

"Буря"), Т. Мора ("Утопия"), Д. Дефо ("Робинзон Крузо"), Свифта ("Приключения Гулливера"). Традиция эта основана на том, что остров как замкнутое пространство не дает возможности спастись от самого себя.

© 1995-2011 Казанский федеральный университет