Приглашаем посетить сайт

Тернопол Т. В.: Черты детективной поэтики в зарубежном филологическом романе

В сборнике: Культура. Литература. Язык материалы конференции «Чтения Ушинского». под ред. М.Ю. Егорова. 2015. С. 267-271.

Т. В. Тернопол

Черты детективной поэтики в зарубежном филологическом романе

текст был интересен и на определенном уровне понятен читателю с разной степенью литературной эрудиции, писатели-постмодернисты сознательно обращаются к жанру детектива с его динамичным сюжетом и мотивом тайны, раскрываемой лишь в финале.

Филологический роман как постмодернистский жанр, наиболее последовательно воплощающий все принципы данного литературного направления, тоже не проходит мимо детектива. Позволим себе напомнить, что, согласно Вл. Новикову, филологический роман - это "такой роман, где филолог становится героем, а его профессия— основой сюжета" [3]. Статья посвящена анализу черт детективной поэтики в романах А. Байетт "Обладать" и Г. Петровича "Книга с местом для свиданий".

Словарь литературоведческих терминов определяет детектив как "художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления" [2]. Это определение объясняет, почему филологический роман в принципе не может следовать иным, чем детектив, жанровые канонам.

Обращаясь к профессиональной деятельности филолога - исследователя литературных текстов, автор филологического романа неизбежно использует для построения сюжета мотивы тайны, загадки, которая достаточно часто связана и с преступлением, причем, как правило, совершенном в далеком прошлом. Так, незаметно для себя, исследователь превращается в следователя.

В романе А. Байетт "Обладать" молодой ученый Роналд Митчелл случайно находит в книге, принадлежавшей знаменитому поэту Генри Падубу, чье творчество Митчелл изучает, черновик любовного письма к неизвестной женщине. Находка сенсационна, поскольку в момент написания письма поэт был уже женат, а официальная биография позиционирует его как верного мужа. Стремясь найти адресата письма, Митчелл читает письма и дневники Падуба и его близких, путешествует по местам, где тот бывал (читай - собирает улики). Попутно Митчеллу и присоединившейся к нему исследовательнице Мод Бейли удается пролить свет на обстоятельства самоубийства одной из героинь этой истории, узнать о существовании у Падуба незаконнорожденного ребенка - в общем, раскрутить целый криминальный сюжет.

"Книга с местом для свиданий" мотив расследования реализован не столь явно. Впрочем, главный герой, Адам Лозанич, еще только студент филологического факультета, но и ему попадает в руки некая таинственная книга. Адам (истинный филолог!) отправляется в библиотеку в поисках сведений о ее авторе. Но и в этом тексте вырисовывается криминальный сюжет: автор романа "Мое наследие" совершил самоубийство при весьма загадочных обстоятельствах, один из читателей-исследователей текста был убит...

Столкновение сыщика и преступника, заявляемое как основной конфликт детектива, не получает в филологическом романе отражение потому, что расследуемые преступления обычно относятся к истории литературы, а не к ее сегодняшнему дню. Преступник, таким образом, уже давно предстал перед самым справедливым и неподкупным судьей, поэтому антагонистами главных героев в романах выступают персонажи, которым по каким-либо причинам невыгодно раскрытие истины, или они хотели бы присвоить честь ее открытия себе. У А. Байетт это профессор Мортимер Собрайл, Беатриса Пуховер, да в общем-то, весь академический мир. У Г. Петровича - остающиеся безымянными и безнаказанными супруги-владельцы одного из экземпляров книги, старающиеся избавиться от конкурентов.

Процесс расследования, организующий сюжет детектива, актуален и для филологического романа, поскольку занимаясь своей профессиональной деятельностью, филолог занят не чем иным как раскрытием некой тайны. Реконструкция подлинной биографии Генри Падуба ("Обладать") и изучение обстоятельств создания романа "Мое наследие" ("Книга с местом для свиданий") выступают как своего рода филологические расследования, в которых можно легко обнаружить типичные черты детективной поэтики: выезд на место преступления (посещение родового поместья Ла Моттов в романе "Обладать"), ошибочно подозреваемый человек (Сретен Покимица в романе "Книга с местом для свиданий"), разгадывание шифра (соотнесение пейзажей в стихотворениях Падуба и Ла Мотт с реальными местами в романе "Обладать).

Финал филологического романа несколько отличается от классической детективной развязки, поскольку целью филолога-исследователя (в отличие от детектива-следователя) является лишь обнаружение истины (а не поимка и наказание преступника). Кроме того, не имея цели до конца сохранять интригу и держать читателя в полном неведении, автор филологического романа постоянно сообщает там о тех или иных открытиях, которые совершают его герои. Роналд, например, постепенно узнает, что у Генри Падуба была любовница, она тоже была поэтесса, ее звали Кристабель ла Мотт, они вместе путешествовали и т. д. ("Обладать"). Адам Лозанич получает для редактуры таинственную книгу, читает ее, непонятным образом оказывает в описываемых в книге местах, встречает там людей, знавших ее автора, узнает историю ее создания ("Книга с местом для свиданий"). Развязкой детективной интриги филологического романа становится момент раскрытия главной тайны (Мод Бейли - прямой поток незаконнорожденной дочери Падуба и ла Мотт) и/или торжества следователя /исследователя над своими антагонистами (Мод теперь наследница всех бумаг двух поэтов; Адам Лозанич перестает выполнять указания своих клиентов, возвращает тексту первоначальный вид и навсегда остается в книге). Герои, на чье стороне находятся симпатии автора и читателей, счастливы, обретая в виде бонуса к обнаружению истины и победе добра над злом еще и счастье в личной жизни (Елена наконец отвечает на чувства Адама, Роналд и Мод признаются друг другу в любви).

Проанализировав особенности детективной поэтики в филологическом романе (на примере "Обладать" А. Байетт и "Книги с местом для свиданий" Г. Петровича), мы отмечаем, что основные черты детективного жанра, выделяемые как жанрообразующие, а именно: раскрытие тайны, связанной с преступлением, победа добра над злом, противостояние сыщика и преступника, развитие сюжета, основанное на раскрытии преступления, установлении личности преступника и раскрытии всех обстоятельств преступления - реализуются в филологическом романе не в полной мере. Филологический роман все-таки не произведение о раскрытии преступления, а текст, посвященный профессиональной деятельности филолога-исследователя. Но разгадывание филологических загадок может быть не менее интересным, чем раскрытие преступлений, что и демонстрируют, например, А. Байетт и Г. Петрович, в романах которых мы находим и процесс расследования тайны, и победу добра над злом, и традиционные детективные сюжетные ходы, и даже сами преступления (убийства, самоубийства). Однако в отличие от детективного романа в филологическом романе целью становится сугубо научное, литературоведческое открытие, а не наказание преступника.

1. Байетт А. Обладать [Текст] / А. Байетт. Пер. с англ. - М.: Гелиос, 2014. - 656 с.

2. Детектив как жанр литературы // Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/detektiv/?q=458&n=58

– Режим доступа: http: //magazines.russ.ru/novyimi/1999/10/novik.html

4. Петрович Г. Книга с местом для свиданий [Текст] / Г. Петрович. Пер. с серб. Л. Савельевой. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 415 с.