Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Жан Поль Сартр (1905-1980).

Жан Поль Сартр (1905-1980).

Основоположником французского экзистенциализма опубликовавший в 1943 году теоретический трактат "Бытие и ничто", который стал официальным манифестом этой школы. В согласии с изложенными там принципами написан ряд художественных произведений Сартра - повествовательных и драматических. Сартр сам категорически делит свое творчество на период "мелко- буржуазный", когда им не были еще открыты истины политической борьбы, и на современный период, сложившийся под влиянием войны, антифашистского движения. К первому относятся все произведения 30-х годов: роман "Тошнота" (1938), сборник новелл "Стена" (1939), философский труд "Бытие и ничто" (1943), драмы "Мухи" (1942) и "За закрытыми дверьми" (1944), отчасти роман "Дороги свободы" (1945-1949). Ко второму периоду относятся: драмы "Почтительная потаскушка" (1946), "Мертвые без погребения" (1946), "Грязные руки" (1948), "Дьявол и господь Бог" (1951), "Некрасов" (1956), "Затворники Альтоны" (1960), книга воспоминаний "Слова" (1964), исследование о детстве и молодости Флобера "Семейный идиот" (1971-1972).

В профессиональных занятиях Сартра философией (он с 1931 года преподавал философию после получения специальной философской подготовки) рано определилось увлечение экзистенциализмом. Его направленность сознания на предмет увлекла сначала интенциональность феноменологии Гуссерля. В гуссерлевской идее - сознание есть всегда сознание чего-то - Сартр увидел возможность сохранить главенствующую роль сознанию (все в перспективе сознания) и в то же самое время "освободиться от Пруста", от субъективизма, признать существование внешнего мира, насыщения сознания внешним объектом. Философские идеи Сартра, наиболее полно изложенные в книге "Бытие и ничто", сразу же стали реализовываться в искусстве. Человек для Сартра – экзистенциалиста представляет собой нечто конкретное: его жизнь, его экзистенцию, его поступки в той или иной жизненной ситуации. Самое главное - существование данного индивида как некой целостности, с его чувствами, его желаниями, его "выбор". Герой романа "Тошнота" Антуан Рокантен необычный, поскольку в факте своего существования он открывает экзистенциалистическую философию, и в том его единственная функция. Темой, сюжетом, героем романа стала эта философия. В статьях конца 30-х годов Сартр особенно настаивал на том, что писатель обязан предоставить герою полную свободу действий. Поэтому он предпочитал Достоевского Мориаку. По мнению Сартра, герой Достоевского "свободен" ("я не знаю, что он будет делать далее и он сам этого не представляет"), а герой Мориака - "раб"; он придавлен, связан с абсолютной истиной, носителем которой считает себя писатель - "бог". Протестуя против придавленности личности в буржуазном обществе, манипулирования человеком, как вещью, Сартр выдвигает личность в центр своей философии, заменяет понятие "бытия" понятием экзистенции как существования отдельной личности т. е. конечным бытием. На место философских категорий ставит ряд модусов человеческого существования - забота, совесть, страх и даже тошнота (отсюда название первого романа Сартра "Тошнота", воплотившего экзистенциалистическую мысль о головокружении, охватывающем человека от сознания своего одиночества в чуждом и страшном мире). В романе выражено презрение героя и самого автора ко всему абсурдному внешнему миру. В "Тошноте" отстранение автора определяет форму романа – написан он в виде дневника, как бы никак не обработанного "Черновика", совершенно сырого.

"невмешательства" автора в творение, Сартр абсолютизирует индивидуума, данную личность противополагает всем прочим. Его творческий принцип. Но индивидуум Сартра – не индивидуальность, он абсолют, он носитель раз и навсегда заданных идей. Рокантен освобожден или освобождается от примет социально- конкретной личности, от профессиональных признаков и т. п. Сартр создает всего лишь иллюзию свободы героя - на самом-то деле Рокантен абсолютно несвободен, так как намертво прикован к лишающей его характерности, индивидуальности экзистенциалистской догме. Сартр - "бог" созданной им экзистенциалистской вселенной. За ее узкие границы Рокантену не выбраться. Он обречен открыть лишь то, что дозволит ему Сартр. Рокантен открывает самые фундаментальные идеи экзистенциализма, "Экзистанс", существование. Направленное на внешний мир, сознание находит и утверждает самое себя, обнаруживая "бытие" и "ничто", мир "в себе" и "для себя". "В себе" - это то, что есть, это косный, неразвивающийся мир материи. "Для себя" – это сознание, оно ничто, ибо оно - существование без сущности, свобода и выбор, "проект", вечное движение, которое никогда не приводит к цели, не превращается в сущность.

к единственной его примете. Философия переживается в романе Сартра - переживание философично. Мир "в себе" открывается чувственным путем - чувство экзистанса плотское, оно эротично, стихийно, подспудно. В романе нагнетается острое ощущение повсюду проникающей материи, своего собственного тела, навязчивых, обступивших героя вещей, которые тем более навязчивы, чем более осознаются как пустота, бессмысленность, случайность. Отсюда натурализм романа Сартра. "Вещи есть" - вот что доходит до сознания Рокантена. Затем улавливая бессмысленность, абсурдность бытия, оно улавливает, что само не есть вещь, улавливает собственную свободу. Все это результат какого-то фатального, изначально заданного процесса. Никаких особенных предпосылок для него не требуется - вдруг, как озарение приходит философически насыщенная "тошнота". Поэтому нет и "истории", нет событий, не имеет большого значения внешний конфликт. Его возможность, правда, намечена в образе "флоберовского" буржуазного мира "цвета плесени", в лице А. Тодиракта , символизирующего схоластическое, книжное знание. Но возможность не реализуется Сартром, поскольку главным оказываются не социальные конфликты, а противостояние мира "в себе" и мира "для себя". Свобода, свободный выбор как единственная сущностная характеристика человека отнимается смертью в новелле "Стена" из одноименного сборника (1939). Сартр демонстрирует превращение человека в вещь "в себе", в плоть, распадающегося перед лицом смерти. Ранний Сартр редко выходил в мир социально- политической проблематики. Герой выбирает в границах "естественного" бытия, определяемого "натуральностью" возникающих у него желаний. Произведения Сартра натуралистичны. Он изображает чисто личные, интимные отношения, иллюстрирующие отчуждение, стремление подчинить себе "другого", садистическую одержимость.

"Мухи" (1943) использовав широко известный миф, Сартр развернул действие в древнегреческом городе Аргосе: герой его пьесы - мифический Орест, который беспощадно мстит матери царице Клитемнестре и ее любовнику за предательское убийство своего отца царя Агамемнона. Благодаря традиционности сюжета и его кажущейся отвлеченности от современной политической жизни, это произведение смогло попасть на сцену во время оккупации, но его успех был обусловлен тем, что зрители- французы, в полном соответствии с авторским замыслом, воспринимали розовую месть Ореста как аллегорический призыв к национальному возмездию. Это подчеркивалось самой обстановкой действия. Город Аргос в "Мухах" изображен гигантской тюрьмой с наглухо заколоченными окнами, где тучи больших черных мух, привлеченные трупным смрадом, клубятся над грудами окровавленных тел. Лишь после того, как Орест осуществляет акт возмездия, в город проникают воздух, свет и зловещие мухи улетают проч.

частности, нашло отражение и в его очень переменчивом отношении к Советскому Союзу. Все, что происходило вокруг, во время фашистской оккупации казалось наглядным подтверждением того, что в мире царят абсурд и дикий произвол, зверская жестокость и позорное низкопоклонство. Однако движение Сопротивления захватило Сартра, побудив его принять в нем участие. Патриотическое чувство и ненависть к фашизму пересилили в те годы теоретические рассуждения о бессмысленности и тщетности какого бы то ни было вмешательства в ход внешних событий. Переходное от 1-го этапа ко 2-му этапу в творчестве Сартра углубляется в самоанализ героев, из романов исчезает рассказчик, его заменяет поток сознания того или иного героя. В стиле Сартрской прозы стремление к субъективизму повествующего соединяется с элементами грубого натурализма. Произведение "Зрелый возраст" - создавалось в начале войны и во многом совпадало с ранним этапом. Драма героя в рамках экзистенциалистического соотношения состояний "в себе" и "для себя".

"Отсрочка" — на передний план выдвинулись объективные, социально-исторические обстоятельства, которые вторгаются в мир экзистанса, вынуждают его считаться с ним. Это первый вывод, сделанный Сартром из событий войны, из жизненного опыта. Сартр смог критически взглянуть на собственную философию после того, как его родину оккупировали фашисты, и для каждого человека свобода выбора ограничилась этим неоспоримым фактом. После того как он сам сначала был мобилизован, а потом попал в плен к немцам. Потом он примкнул в Сопротивлению - так в конкретной политической ситуации складывался его выбор. В "Отсрочке" мысль о зависимости всех людей от внешних обстоятельств воплощается наглядно, даже прямолинейно. Впервые в произведении Сартра отражается определенная историческая ситуация. Главы романа названы днями сентябрьской недели 1938 года, появляются исторические личности, многие события действительны. В 3-ей части трилогии - "Смерть в душе", социально-исторические обстоятельства вторгаются в жизнь героев - гитлеровцы во Франции. Герой вслед за Сартром делает выбор об ответственности человека перед собой, но и перед историей. Такой вывод и называется Сопротивлением. Герой Матье стреляет в "Человека, Добродетель, во весь Мир/Свободу, во всю Красоту на земле". Таким образом Матье остается экзистенциалистическим героем, утверждающим себя в акте свободного выбора.

"Экзистенциализм - это гуманизм" (1946) Сартр повторил основные свои философские идеи (существование предшествует сущности; человек - проект, ничто, которое затем будет, будет тем, чем себя сделает; нет детерминизма, человек - это свобода, нет общей морали; покинутость и отсутствие оправданности смысла порождают чувство постоянной тревоги, тоски) и дополнил.

"себя выбирает", но выбор определяется обстоятельствами, человек свободен, но в рамках определенной необходимости. Люди зависят от эпохи, от своего положения; человек не по своей воли родится в семье богатого или бедного - он не может выбрать себе происхождение, свое положение в обществе. Другое дополнение: человек ответственен и за себя и за всех других людей, выбор - акт социальный. Свобода перестала быть абстракцией; Сартр стал писать об ее завоевании в конкретной исторической ситуации. О своей позиции особенно громко Сартр заявил в нашумевшей дискуссии с Камю после выхода его "Бунтующего человека" (1951) "Наша свобода сегодня - это не что иное, как свободный выбор борьбы за освобождение" - писал в статье "Ответ Альберу Камю" (1952). "Идеальному бунту" Камю Сартр противопоставил борьбу за конкретные цели, за изменение социальных условий, эксплуатации, нищеты. "Лишь в историческом действии дано понимание истории," - писал Сартр. После войны Сартр предстал таким "ангажированным", вовлеченным экзистенциалистом, политическим деятелем, публицистом, крупнейшей фигурой "некоммунистической левой" во Франции. Свою политическую позицию он определил как позицию союзника пролетариата в политической борьбе против буржуазии, за революцию. Сартр был одним из самых авторитетных критиков Четвертой республики, а потом и деголлевской Пятой, осуждал войны во Вьетнаме, Алжире, сражался за мир, за национальную независимость.

"ангажированности" литературы, ее вовлеченности в жизнь общества, в борьбу, ее нравственной функции. Писатели - "включены в историю". Литература - это "дело". Самым резким образом осудил "искусство для искусства". "Чистой" литературе Сартр противопоставил литературу, которая ощутила "пресс истории", но "относительность исторического факта" он соединял с "метафизическим абсолютом". Такое противоречивое соединение сам Сартр осуществил в послевоенном художественном творчестве.

"Мухи", воспринятой французами, как антифашистская пьеса. Писатель разрабатывает "театр ситуаций", в которой борьба характеров заменяется борьбой философских тезисов, позиций, идей - "Мертвые без погребения" (1948), "Грязные руки" (1948), "Дьявол и господь Бог" (1951). В пьесе "Мертвые без погребения" как и в новелле "Стена" – группа партизан перед лицом неизбежной казни. Как и герои "Стены" партизаны пускают фашистов по ложному следу. Их все равно расстреливают, но в "Стене" такая парадоксальная концовка убеждало в бессмысленности любого акта перед смертью. В пьесе трагический конец говорит о бесчеловечности, жестокости фашистов. И о том, что даже перед лицом неизбежной смерти возможен выбор, возможен поступок целесообразный, утверждающий свободу не только в абстрактно- нравственном смысле, но и в смысле конкретного социального действия.

"Почтительная потаскушка" (1946), "Некрасов"(1956), "Затворники Альтоны" (1960). Героиня пьесы "Почтительная потаскушка" Лиззи, "выбирает" в точно воссозданных условиях "американского образа жизни", ее выбор - акт исключительного мужества. Вслед за этой пьесой наиболее близкой реализму стала пьеса "Некрасов". Сартр избрал героя, который совершает свой выбор в конкретных, четко очерченных обстоятельствах социальной борьбы. В пьесе много комичных и сатирических ситуаций, с помощью которых разоблачаются нравы буржуазной прессы. Последняя пьеса "Затворники Альтоны" - пьеса и о войне против фашизма и об алжирской войне, о чрезвычайных, но типичных для XX века обстоятельствах, которые ограничивают возможности свободного выбора.

"Слова"(1964), увлекался левоэкстремистскими идеями. В книге воспоминаний, "Слове" и в последнем крупном произведении, представляющем итог всей литературной и философской деятельности писателя – обширном исследовании о детстве и молодости Флобера "Семейный идиот" (1971-1972), - пытается эклектически соединить идеи экзистенциализма, фрейдизма и марксизма. Политическая позиция Сартра была крайне противоречива. Он неоднократно бывал в СССР, объявлял марксизм самой плодотворной философией XX века, а затем внезапно менял свои взгляды. В 1964 году Сартр был награжден Нобелевской премией, от которой отказался. Философские и художественные произведения писателя оказали очень большое влияние на западную интеллигенцию, властителем душ которой Сартр был в течение нескольких десятилетий.