Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Зарубежная литература 1910-1940 гг.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1910-1940 гг.

Поворотным моментом в развитии мировой литературы XX века оказывается конец 10-х гг., обстановка нараставшего общего кризиса капитализма, гигантской революционной ситуации, ярче всего выразившейся в победе Октябрьской революции, а также первая мировая война. Она была неоспоримым доказательством того, что все западное общество стало жертвой катаклизма, которому ничто не могло противостоять: ни господствующие политические идеи, ни технические достижения, ни традиционная мудрость, кивера. С этого момента нигилизм не только проникает в среду интеллектуалов, но и распространяется на все европейское общество. Это означало, что люди начали осознавать свое бессилие перед лицом совершившихся фактов. Острый кризис капитализма иллюстрируется кризисом буржуазной идеологии, н общим кризисом буржуазной культуры. Культура становится своеобразным полем для отчаянных поисков чего-то нового. Причины упадка культуры по убеждению представителя реакционной буржуазной философии Ницше, лежат, прежде всего в "плебейском духе" того времени, в ее демократизации. Поэтому критиканы культурных ценностей обрернулась критикой демократических и гуманистических тенденций в культурном наследии. Ницше воспевая антидуховность жизненного начала. Он был убежден, что человеческие ценности реализуются в высших экземплярах человеческого рода, которые только и могут поддержать в человечестве веру в человека, что в современном обществе господствует посредственность - "'стадо", "масса", простые люди. Человек, почитавшийся философами, моралистами, художниками как "венец творения", обесценивается настолько, что становится меновой стоимостью. Как позже О. Шпенглер и другие представители "философии жизни", Ницше пытался с реакционно-романтических позиций осмыслить процессы, происходящие в эпох}7 "закатазападного мира". Понятие жизни трактуется как "живой поток", непрерывное становление, не знающее качественно революционных изменений и скачков. "Философия жижи" оказана огромное воздействие каискусство буржуазного общества последних ста лет. Главным нагфавпеннем воздействия явилась дискредитация социальной действительностн в качестве объекта художественного отражения. Общий кризис буржуазной культуры проявился в трех основных тенденциях европейской литературы - Б восприятии и изображении мира абсолютно и безысходно абсурдным, пэрством всесильного зла, подавляющего и уничтожающего человека; в стремлении уйти в свое "я" и в формализме. В 20-е года активизируется модернизм. Модернизм является отражением неверия в возможность что- нибудь сделать или изменить. Общей чертой модернистских писателен и их произведений становится пессимизм в понимании мира и роли человека Под термином "модернизм" объединялись такие различные течения, как футуризм, кубофутуризм, кубизм, дадаизм, имажизм, экспрессионизм, сюрреализм н некоторые сходные явления. Общим для всех этих весьма различных явлений была их претензия на то, чтобы называться искусством будущего, искусством бунтарским, резко заявлять о своем конфликте с буржуазной действительностью. Б 20-30-е гт футуризм и кубофутуризм уже упшив прошлое. Но литературное влияние экпрессионнзма быяо еще очень велико, а сюрреализм переживал эпоху своего наибольшего расцвета (Франция). В основу модернизма были положены философские течения бергсонианство и фрейдизм.

На некоторых модернистов повлияла философия Анри Бергсона с его учением об интуиции как особом способе внутреннего созерцания. "Человек, познающий мир не должен верить в науку. Человек должен верить в интуиуцию". На многих других оказало влияние учение Зигмунда Фрейда - психиатра, создавшего теорию психоанализа, которую стали использовать как инструмент дяя решения политических, философских, этических и эстетических проблем. Эти идеалистические учения переносили решения политических, социальных вопросов из сферы общественного в сферу яичного, в сферу бессознательного. По Фрейду, сознание - поверхность, доминирует же бесознательное, точнее, инстинкты. "Человеком управляет не сознание, а подсознание". Например, подсознание проявляется в снах, человек должен понять это и хочет это выявить наружу. При этом принижалась роль человеческого разума. Сводилась на нет возможность переустройства общества на справедливых началах. Фрейдизм оправдывал существующее общество, приучая к конформизму, к утонченной форме приспособления.

Однако фрейдизм повлиял и на некоторых писателей - реалистов, видевших в нем врата в неизведанные области внутреннего мира человека Не без влияния фрейдизма возникала новая форма романа, складывались принципы "потока сознания", создавалось "автоматическое письмо" в поэзии и живописи и т. п. Сложной противоречивой фигурой явился англоирландский писатель Д. Джойс (1882-1941), завоевавший признание как один из мэтров модернистской литературы романом "Улисс" (1922). Так же признанным мэтром модернизма стал Франц Кафка(1883-1924): "Америка", "Процесс", "Замок" (25-26). В произведениях модернистов "буржуа" и "человек" отождествлялись. Критика здесь бьет мимо социально-конкретной цели, бьет по человечеству вообще. Вместе с тем наиболее талантливые модернисты создавали значительные произведения, в которых гуманное отношение к человеку, протест против буржуазных устоев (М. Пруст "В поисках утраченного времени", Т. С. Элиот "Стихотворения"). Модернистские школы распространили свое влияние в 10-20-годы, когда остро ощущался кризис империалистического буржуазного общества. В 30-е года, азатем в годы антифашистской войны многие писатели-модернисты приобщаются к политическим движениям. Так было с экспрессионистами (Бехер, Вольф и др.), сюрреалистами (Арагон, Эмозр и др.). Увлечение европейским "авангардизмом" характерно для литературы Латинской Америки до начала 20-х годов, особенно ддя поэзии.

сплав реализма с романтизмом: Р. Тагор (Индия), Гзрсиа Ларка, Эрнандес (Испания). Остро, взволнованно прозвучала в литературе тема обличения колониализма. Раскрывая процесс пробуждения национального самосознания:, прогрессивные писатели Индии, Кореи, арабских стран своим творчеством вносили вклад в освободительную борьбу. Б послеоктябрьский период в зарубежных литературах продолжают существовать н различные направления, рекламирующие буржуазный образ жизни Флойд Гиббоне "Красный Наполеон" (1929). Пьер Норд "Двойное убийство на улице Мажино" (1936). Подобная беллетристика лишена серьезных художественных достоинств, откровенно реакционна. Ведущим направлением эпохи является реализм. 20-30-е годы явились периодом новых завоеваний реализма в большинстве зарубежных литератур.

Реализм 20 в. и проблематикой, и своим подходом к изображению жизни мало похож на реализм 19 века. Мы пользуемся общим термином «критический реализм» для характеристики и Бальзака, и Хемингуэя, но, конечно, в их методе есть не только существенные индивидуальные различия, коренящиеся в художественном сознании эпохи. Художественный опыт мировой литературы в целом стал богаче. Во Франции продолжается деятельность таких крупных художников слова, как Р. Роллан и А. Франс. В Англии Б. Шоу, Г. Уэллс, Д. Голсуорси, Т. Гарди. В Германии Г. Манн, Т. Манн, в США- Т. Драйзер. Э. Синклер, С. Льюис. Писатели с демократических и гуманистических позиций изображают современную им действительность, в которой господствуют эксплуатация и угнетение. Вместе с тем многих из них волнуют проблемы, вызванные к жизни новыми историческими условиями, например, возникает антивоенная тема в творчестве Р. Роллана, Г. Манна, Т. Гард и др. В эти годы появились новые имена, новые интересные произведения. Во Франции становятся известными Ф. Мориак, Р. М. дю Гар, Ж. Дюамель, Ж. Жироду. В Англии- Р. Олдингтон, К. Мэнсвилд, А. Коппард, С. Моэм, Э. М. Форстер. В США- Ш. Андерсон. Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, С. Фицджеральд, Д. Дос Тассос. Т. Вульф, Ф. Ларднер, Т. Уайлдер, Ю. О'Нил, Р. Фрост, К. Сэндберг. В Германии- Г. Фаллада, Б. Келлерамн, А. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк. В литературах Чехословакии, Польши, Болгарии появляются произведения Я. Гашека, К. Чапека, М. Домбровской, Ю. Тувима, А. Старшимирова.

Первая мировая война, усиливающийся кризис капиталистической системы способствовали возникновению на западе особого литературного феномена, получившего название «литературы потерянного поколения». Термин «потерянного поколения» возник в Париже в 20-е годы. Его употребила американская писательница Г. Стайн по отношению к своим соотечественникам- американцам, побывавшим на войне и видевших её ужасы и страдания: Э. Хэмингуэю. Д. Дос Пассос, и др. Однако с течением времени термин «потерянное поколение» приобрел более широкий смысл. Представители «потерянного поколения» с гуманистических позиций осуждали войну, ложь, фальшь, лицемерие буржуазного общества. Они создали яркие образы молодых людей физически и духовно искалеченных войной. («Фиеста», «Прощай оружие!» Хэмингуэя, «На западном фронте без перемен» Ремарка, «Солдатская награда» Фолкнера, «Смерть героя» Олдингтона.) Но положительная программа «потерянных» носила ограниченный характер. Любовь, фронтовая дружба, забвение в вине - вот что они противопоставляли жестокой войне. Но и этот уход в личную жизнь чаще всего сказывался иллюзорным, решался в трагическом плане. Отсюда пессимизм, осознание бессмысленности жизни, пронизывающие многие произведения «потерянных». Книги писателей «потерянного поколения» оказали влияние на развитие мирового литературного процесса.

Следует отметить и многообразие жанров реалистической литературы. В 20-30 годы наряду с жанрами социального романа (Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Лыоис, Г. Манн), научно-фантастического (Г. Уэллс, К. Чапек), исторического романа и исторической драмы (Л. Фейхтвангер, Б. Шоу, Т. Уайлдер) возрастает значение социально-психологического романа (Э. Хэмингуэй, С. Фицджеральд, Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк, Ф. Мориак), психологической новеллы (Ш. Андерсон, С. Цвейг), продолжает развиваться роман-эпопея («Очарованная душа» Р. Роллана, «Семья Тибо» Р. М. дю Гара, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси), философский роман- (Т. Манн, Т. Уайлдер). политический роман- (Э. Синклер), биографический роман-(А. Моруа). В области драматургии появляются острые психологические драмы Ю. ОНила и героические драмы о революции Р. Роллана. Новое время способствовало возникновению в критическом реализме новых художественных форм. Многие художники широко применяют внутренний монолог (Хемингуэй, Олдингтон, Ремарк), совмещают в одном произведении различные временные пласты (Фолкнер, Уайлдер, Р. М. дю Гар), используют поток сознания (Фолкнер, Хемингуэй). Эти формы помогали по-новому изображать характер человека, выявлять в нем особенное, оригинальное, разнообразили художественную палитру писателей.

В поэзии наблюдается обновление поэтического словаря, углубляется психологизм, идет процесс прозаизации стиха (К. Сэндбер, Р. Фрост, П. Эмоар, Л. Арагон, П. Неруда). Необходимо отметить сложность мировоззрения писателей-реалистов. В 20-е годы усиливается воздействие революционных, социалистических идей на зарубежных художников. В произведениях некоторых из них преобладает социалистическая идеология (Э. Синклер «Джимми Хиггинс», Т. Драйзер «Эрнита»). Но с другой стороны, писатели испытывали влияние буржуазных идей, идеалистической философии. В 20-е годы все еще находитсяна позициях «непротивленчества» Р. Роллан. Не верит в революционное преобразование общества Г. Уеллс. Пропагандируют уход в личную жизнь представители «потерянного поколения». Но, ведущим художественным методом остается критический реализм. Но этот реализм осложняется, включает в себя новые элементы. Так в творчестве Т. Драйзера, Э. Синклера, Б. Герехта заметно воздействие социалистических идей, что сказалось на облике положительного героя, художественной структуре их произведений. Формалистические поиски характеризуют в 20-30 годы творчество Д. Дос Пассоса (роман «Манхеттен» 1925г.). В произведениях Г. Гауптмана переплетаются символизм, неоромантизм и реализм, На С. Цвейга и Л. Фейхтвангера воздействует фрейдизм. Такого рода влияния соединяясь с реализмом, входили в реалистическую ткань произведения, индивидуализировали художественную манеру писателя.

революционного движения в 1918-1923 годах способствовали формированию и распространению революционно-пролетарской и социалистической литературы во Франции, Германии, Англии, США, Чехословакии, Польше, Венгрии и других странах.

В 20-30 годы в литературу пришли активные участники революционного движения—Б. Бехер, И. Бехер, Э. Толлер (в Германии), А. Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, Л. Арагон (во Франции), О Кейси (в Англии), Д. Лондон, Э. Синклер, Д. Рид (в США), Назым Хикмет (в Турции), Лу Синь (в Китае), Ж. Амаду (в Бразилии), Н. Гильен ( на Кубе), Х. Смирненский (в Болгарии), М. Асуэла (в Мексике) В. Незвая, С. Нейман, И. Волькер (в Чехословакии), В. Броневский (в Польше) и многие другие. Для всех этих писателей художественное творчество неразрывно связано с борьбой против империализма, колониализма, капиталистической эксплуатации, за лучшее будущее человечества. Они создают произведения, проникнутые активным протестом против социальной несправедливости. Передовые писатели многогранно отразили процесс пробуждения революционного сознания в массах. Положительные герои борются за дело рабочего класса, за победу новых, социалистических отношений.

демократии, гуманизма. А. Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, Л. Арагон, Р. Роллан создают публистические и художественные произведения. С осуждением фашизма выступают Ж. Р. Гэмек, Р. М. дю Гар, А. Мальро и многие другие художники. Даже один из мэтров модернизма А. Жид заявил об угрозе фашизма. Трагическая атмосфера возникла в Германии после захвата власти Гитлером. Одни писатели вынуждены были покинуть страну (Г. и Т. Манны, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк. Л. Цвейг), другие брошены в тюрьму (В. Бредель, Л. Ренн, Б. Ашщ), третьи замолчали (Б. Келлерман, Г. Фаллада, Г. Гауптман). Важную роль в консолидации сил немецких писателей за рубежом сыграли писатели-антифашисты, собравшиеся в Москве: В. Бредель, Э. Вайнерт. И. Бехер. В Англии в антифашистское движение включаются Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. Гиббон, Д. Корнфорд, К. Кодуэлл, Р. Фокс,как и его товарищи К. Кодуэлл, Д. Корнфорд, принял участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев и героически погиб там. 30-е годы в литературе США получили название "грозовых", "красных". "бурных".

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. принял огромные размеры в США. Бурное рабочее и фермерское движение отразилосв в творчестве американских писателей: Т. Драйзер-'Трагическая Америка" (1931), Т. Драйзер, Ш. Андерсон-'Товорят горняки Харлана" (1932), Ш. Андерсон-"По ту сторону желания" (1932), Антифашистская теам звучит в произведениях "У нас это невозможно" (1935) С. Льюиса, "Они не пройдут" (1937) Э. Синклера, "Иметь и не иметь" Э. Хемингуэя, Д. Стейнбека-«Гроздья гнева»(1939).

На стороне испанского народа против фашизма сражались крупнейшие испанские и зарубежные писатели: Ф. Гарсия Лорка, Р. Альберти, А. Мачадо, М. Унамуно, Э. ВАйнерт, В. Бредель, Ф. Вольф, Э. Хемингуэй, А. Мальро и другие. Одной из интернациональных бригад командовал генерал Лукач—венгерский писатель Матэ Залка, павший смертью храбрых на испанской земле. Таким образом, в 30-е годы усилилась общественная активность писателей, расширился тематический и жанровый диапазон. Романисты, поэты, драматурги обращаются к теме борьбы в прошлом и настоящем(Э. Хемингуэй, Л. Фейхтвангер, Д. Линдсей). Героем произведения является нетрадиционно отдельна личность («Испанские произведения» Хемингуэя, «Они не пройдут» Синклера, «Мать» Чаепка и др,), но и народ (книги Барбюса, Нексе, Бехера, Зегерс, Арагона, Гиббона и др.).

Сопротивления, писали антифашистские листовки, статьи, очерки, повести, рассказы, романы, стихи, пьесы, освещавшие подвиги патриотов. Рассказывали о героической борьбе советского народа. Появляется новая тема- антифашизм, и новый герой- антифашист, а также остается прежние темы- рабочее движение. В движении Сопротивления принимают участие французские писатели Л. Арагон, Э. Приоле, П. Элюар, Ф. Мориак, М. Дрюон, Ж. П. Сартр, А. Камю. Немецкие писатели создают значительные произведения: «Седьмой крест» А. Зегерс. «Братья Лаутензак» Л. Фейхтвангер; стихи И. Бехера, Э. Вайнерта, «Испытание». «Родные и знакомые» В. Бределя. В Англии Г. Уэллс пишет «Необходимая осторожность» (1941), Б. Шоу «Политический справочник для всех» (1944), Г. Бейтс «Ветер был попутный, в сторону Франции» {(1944), Э. Парджетер «Восьмой рыцарь христианства» (1945), Д. Олдридж «Дело чести» (1942), «Морской орел» (1944). В фашистской застенке писал книгу «Репортаж с петлёй на шее» Ю. Фучик. В самолете над Германией погиб норвежский писатель Н. Григ. Э. Хемингуэй в качестве военного корреспондента принимал участие в высадке англо-американских войск в Нормандии. Д. Стейнбек пишет «Луна зашла» (1942), «Бомбы вниз» (1942). Т. Драйзер решительно осудил фашистскую агрессию. Антифашистские произведения создают Э. Синклер, Л. Хеллман, М. Голд, Э. Колдуэл («На дороге к Смоленску» (1942), «Москва под огнем» (1942).