Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
"Психологическая школа"

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА».

Вирджиния Вулф (1882-1941)

Автор тринадцати романов, новелл, теоретик «психологической школы». Ее принципы были реализованы в романах, среди которых наибольшую известность получили: «Миссис Дэллоуэй», 1925; «К маяку», 1927; «Комната Джекоба», 1922, где проявилось стремление освободить от груза реального мира, фиксировать глубины чуств и нюансы настроений, что характерно для искусства Джойса и Пруста, высоко ценимых Вулф.  

Литературная школа в Англии, исходившая в своей концепции творчества из первостепенной значимости воображения художника, приоритета субъективного над объективным. Используя «поток сознания» как своего рода формальный эксперимент, она отдавала предпочтение воспроизведению микропроцессов психики. На реализацию этой программы была направлена деятельность против реалистов (Голсуорси, Уэллса), видная представительница этой группы Вирджиния Вульф фактически отрицала социальную и нравственную проблематику искусства.

Джемс Джойс (1882-1941)

Крупнейший из представителей декаданса 20 в., он из основоположников модернистского романа. Общая тенденция модернисткой литературы всего капиталистического Запада 10-20% гг. получила наиболее яркое выражение в искусстве Джеймса Джойса. В творчестве этою писателя пошла воплощение характерная для декаданса философия социального пессимизма.  

В истории литературы 20 в. трудно найти более противоречивую фигуру, чем фигура вдохновителя и учителя европейских декадентов 20- х гг. Человек большого и своеобразного дарования, он отдал всю жизнь служению искусству, но создал произведения, которые объективно оказались отрицанием всякого искусства. Влияния метода Джойса в той или другой мере сказалось на творчестве многих крупнейших писателей Западной Европы и США. Н-р, влияние Джойса испытали Хемингуэй и Стейнбек, Фолкнер, Вульф, Грэм. Широкую известность Джойсу пришло его крупнейшее произведение "Улисс". В В литературе буржуазного декаданса "Улисс" обозначил новый этап.

Д. Джойс был ирландцем. Он родился в 1ВВ2 г в предместье Дублина в семье среднего достатка. Учился в иезуитском колледже, готовился духовной карьере, но потом, потеряв веру, порвал со своими католическими наставниками и поступил на филологический факультет Дублинского университета. Уже в юности Джойс был одинок, сторонился людей и уходил в себя, изучал. различные книги.

Став студентом, Джойс увлекался лингвистикой, античной литературой, историей. Джойс переживал глубочайшую неудовлетворенность положением родной с стране, устранялся от какого либо участия в общественной и политической жизни. В 1902 г. Он уехал учится в Париж затем ненадолго вернулся в Дублин, а в 1904 г. навсегда покинул родину.

и концу жизни окончательно слепнет, живет в тяжелых материальнш условиях. Джойс умирает в Париже 1941г.

В 1907 г. Джойс выпустил, свою первую книгу - сборник стихотворений Камерная музыкая, написанных в духе лирических романсов 900х гг. которое он точно пародирует. 1914 г. вышел не большой сборник новелл « Дубленцы". К 1916 г. последовал первый роман Джойса « Портрет художника в молодости». Одновременно с публикацией "Дубленцев" в 1914 г. в журнале "Литлривью" начали печататься первые эпизоды романа "Улисс" Уже эти эпизоды будущего романа произвели скандальную сенсацию. Книга была объявлена задевающей нравственность, и публикация ее пошлого текста, как в Англии так и в США была запрещена. На английском языке книга появилась лишь 1922 г., притом в Париже. В 1939 г. опубликован роман "Поминки по Финнегану"

Роман "Портрет художника в молодости " - первая разработка автором образа одинокого поэта и философа Стивена Дедалуса, который был развит затем в "Улиссе"

. Еще будучи школьником, Стивен находит сходство между собой и древнеим афинским скульптором Дедалом. Этот образ очевидно автобиографичен. Молодой студент Стивен, посвятивший себя изучению греческой культуры.

Славу Джойса определил получивший –широкую известность роман «Улисс». Именно "Улисс"породил литературную сенсацию, множество подражателей, положив. начало школе Джойса. Метод Джойса окончательно сложился именно в "Улиссе" Роман вызвал ожесточенные споры.

подражать. «Улисс» был объявлен знаменем. Джойс рисует Блума изнутри, показывает не столько его поступки, сколько те мелкие подавленные страсти и инстинкты, которые то и дело всплывает из его подсознания. Жена Блума Мэрион еще больше подчеркнула пошлость и приземленность.

Мэрион, певица по профессии, но думает преимущественно лишь о своих любовных встречах, всецело находится во власти сексуальных влечений. По мысли Джойса, она – воплощение инстинкта деторождения, вечная женственность. И в то же время представление о вечной женственностьи сводится к воплощения плотского начала.

Если Блум и Мэрион - животного начала, то Стивен Дедалус - воплощение человеческого интеллекта. Воспитаннык иезуитов, ставший атеистом, школьный учитель, поэт, философ Стивен ненавидит современную Ирландию, предавшую свободную Ирландию прошлого. Он замыкается в пессимизм. Он страдает глубокой неудовлетворенностью, порожденной как личными причинами, так и состоянием общества. Стивен свободен от грязных влечений, но его постоянно терзает раскаяние перед умершей матерью.

Блум и Стивен - ирландский обыватель средних лет и молодой поэт - трактуются как весьма различные представители дублинского общества. В то же время, по замыслу Джойса, Блум и Стивен лишь раздвоение единой личности. Пути их скрещиваются в романе неоднократно, но почти сливаются в одном из эпизодов (сцене публичного дома в конце книги).

Этим Джойс хочет подчеркнуть зыбкость различия между «высоким» и «низким», продемонстрировать мнимое торжество инстинкта над интеллектом. Жизнь и чувства всех трех главных персонажей «Улисса», выдаются за типичное выражения человеческого. Так уже в этом исходном для трактовки персонажей принципе сказываются свойственное многим модернистом принижение человека, его дискредитация

«Улиссе» рассказывается все об одном дне в жизни Блума, Мэрион и Стивена Дедалуса и города, в котором они живут. Это 16 июня 1904 г. Джойс показывает то, что делали, думали, говорили, чувствовали три дублинца в 8 часов утра 16 июня до 3 ч. утра следующего дня.

Он намеренно касается здесь всего того, что составляет его концепцию человеческого существования как такового: происходят похороны и рождение ребенка, любовное свидания... Трудовая деятельность персонажей рисуется лишь мимоходом, что симптоматично. Она, в концепции Джойса, -не главное и не определяющее в их жизни, как и в жизни любого человека. В романе никто ничего не делает. В нем мелькают, встречаются и расходится различные люди, но не кто из них не показан в процессе созидательного труда.

Последователи Джойса и толкователи его книги определяли как аллегорию всей истории человека. По мысли Джойса «Улисс» должен был в символической форме передать странствие человека в том мрачном хаосе, каким писатель воспринимал мир. Поступки Блума и Стивена даются как реализация и материализация подсознательного. Взаимоотношения Блума и Стивена воплощают Эдипов комплекс (центрального учения Фрейда). Мотив угрызений совести Стивена определяется в подтексте как выражение фрейдистского комплекса неполноценности я. Тот же комплекс определяет поведения Бпума, постоянно терзаемого мыслями о неверности жены.

Настойчивое фиксирование внимания к эротике, которой роман пронизан спервых страниц и до последней, опять-таки всецело объясняется фрейдистским толкованием людей.

Назвав свой роман «Улисс», Джойс хотел провести аналогию между скитаниями дублинского обывателя и героя древнего эпоса. «Улисс» пропитан намеками на соответствия с «Одиссеей», хотя эти соответствия носят чисто формальный характер, поскольку дух обоих произведений - жизнерадостного и жизнеутверждающего эпоса древних и мрачной эпопеи Джойса - совершенно различен.

«Одиссеи», скиталец, ищущий путей на родину и возвращающийся к своей жене Мэрион - Пенелопе. Стивен Дедалус соответствует Телемаху из «Одиссеи» же. Каждый эпизод романа должен был ассоциироваться с соответствующим эпизодом из «Одиссеи».

Так, утро в доме Блума - грот Калипсо. Похороны Дигнема- пребывание Улисса в подземном царстве Гадеса. Эпизод в редакции газеты «Фримен» должен был напоминать пребывание героя «Одиссеи» на острове бога ветров Эола, эпизод в баре - пребывание его среди ганнибальского племени Лестригонов (10 песнь «Одиссеи»). Суета Дублина, мелькание людей и улиц в 10-м эпизоде должны были напоминать плавания Улисса среди Бродячих скал.

Встреча Блума и Стивена в публичном доме соответствует встрече Улисса и Телемаха во дворце Цирцеи. Наконец, возвращение Блума домой поздней ночью - возвращение Улисса на родину и к Пенелопе.

«Улиссе» должны были подчеркнуть «общее в частном»- и имели фрейдистский подтекст.

Но Джойс не ограничился одними античными параллелями и аллегориями. Метод Джойса вел не к сознанию, а к распаду образа. Поток сознания оказался не приемом названия и отражения действительности, а приемом ее замены. Создавая «Улисс», Джойс хотел показать человечество, запутавшееся в противоречиях, которые «якобы неразрешимы» и обреченное на исчезновения в хаосе бытия.

«Улиссе» обычно говорят как о самом формалистическом из произведений модернисткой прозы. Это произведение, в котором форма, как таковая, погибает и распадается.

Все огромное богатство знаний Джойса, всё мастерство его рисунка, всё разнообразие и богатство его языка послужили, таким образом не созиданию, а разрушению. Уолтер Аллеи справедливо назвал «Улисс» «эпосом. распада».