Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Общая характеристика мировой литературы ХХ века.

Общая характеристика мировой литературы ХХ века.
 

Мировая литература XX века развивалась под воздействием событий истории. Мировая война обозначила границу между периодами литературной истории. В курсе новейшей зарубежной литературы выделяются 2 периода:

1. Зарубежная литература 1910-1940 гг.

2. Зарубежная литература 1950-1990 гг.

1940-х годах можно выделить несколько основных этапов:

I. это 20-е годы, когда литературный процесс протекает под воздействием недавно. закончившейся первой мировой войны и всколыхнувшей весь мир революции в России.

II. Новый этап -30-е годы, время обострения общественно-политической литературной борьбы в связи с мировым экономическим кризисом, приближение второй мировой войны.

III. Третий этап - это годы второй мировой войны, когда все прогрессивное человечество объединилось в борьбе против фашизма

Вторая половина XX -столетия - новый период истории человечества. Художественная литература послевоенного периода многообразно отражает исторические процессы в жизни народов мира Прежде всего стремительно расширяется международный диапазон литературы. При изучении мировой литературы становится невозможно ограничиваться Европой и лишь некоторыми странами Азии и Америки. Зарубежная литература после 1945 года - уже не только литература католического общества, но и общества, строящего социализм, а также развивающихся стран, отделившихся от гнета колониализма, стран "третьего мира". В каждой из этих групп свои условия развития культуры, свои задачи, свои проблемы. Общая картина литературного процесса становится необыкновенно сложной. В то же время для XX века характерны такие социальные потрясения, которые так или иначе вовлекают все человечество. Одним из важнейших его признаков становится наличие потрясений и противоречий глобального характера.

"Сама жизнь ставит вопрос о сохранении культуры". Культуре угрожает гибель как в экстремальных условиях атомной бойни, так и вследствие "мирных" условий, условий потребительской фазы капитализма, когда культура способна войти в любое время в любой дом простым включением "телика". Это демократизирует культуру, сближает ее с массовым потребителем. Однако это же и создает опасность замещения истинных духовных ценностей общества.

Капиталистическая пропаганда активно использует все средства массовой информации - радио, телевидение, кино и подчиняет своему влиянию определенную группу писателей, поставляющих романы, киносценарии. Это так называемая массовая литература, призванная отвлечь читателя от любых социальных забот и трудных вопросов современности или откровенно пропагандируя буржуазный образ жизни. Опасное влияние приобрели многочисленные детективы и комиксы, в которых прославляются сила и жестокость, а бандиты и насильники представлены в виде положительных героев. Передовая литература разных направлений ведет борьбу против пагубного влияния подобных книг и кинофильмов. "Простейший путь" в: дегуманизации искусства в свое время было охарактеризовано испанским философом Х. Ортега и Гасетом. С реалистической точки зрения все естественные проявления жизни, а также окружающие вещи предстают в виде определенной иерархии: важные, менее важные, совсем неважные.

Чтобы изменить перспективу, по мнению Ортеги, не требуется даже искажать видимость явлений или предметов – достаточно сместить ценностные нормы, и тогда малые события "выдвинутся" вперед и обретут монументальные масштабы. все это было написано Ортегой в целях своеобразной защиты приемов модернизма, однако в полной мере применимо и для прямого обвинения в дегуманизации буржуазного массового искусства Такое смещение характерно не только для мелодрамы, комедии, вестерна и приключенческого жанра, но и для психологической драмы. Во всей художественной биографии XX столетия прослеживаются качественные превращения массового и индивидуального в их противодействие и вместе с тем в их единстве и взаимном обогащении. Если модернизм, противопоставляя индивидуальное и массовое, возводит в абсолют абстрактного индивида, то буржуазная массовая культура нацелена, наоборот; на его нивелировку и с помощью рекламных заклинаний, психологических стереотипов и иррациональных верований создает фетиш "всеобщей массовости". Под напором событий общество утрачивает способность стремиться к благородным целям и придерживаться твердых убеждений, оно фатально подчиняется закону инерции и движется наугад.

В XX веке торжествует культ автомобиля, телевизора и вообще всякого "машинного просперити". Культ этот основан на представлении о том, что любые материальные достижения - промышленные, технические и научные - идут бок о бок с духовным прогрессом или, точнее, что между ними нет разницы. Но, даже принимая этот мир, подчиняя ему свою жизнь, люди тем не менее ощущают чувство неуверенности. Господствующий миф XX века можно охарактеризовать так: власть человека над материей и возможность приобретать материалъные блат а устраняют все другие проблемы. На самом деле данный миф - лишь продление чудовищной формы эгоцентризма, коренного извращения современной культуры.