Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Немецкая литература 1910 – 1940 гг.

Немецкая литература 1910 – 1940 гг.

Немецкая литература первой половины XX века отразила напряженность истории этого периода, насыщенного бурными и трагическими событиями. Последствия первой мировой войны вызвали к жизни ряд реалистических произведений, резко осудивших немецкий милитаризм (романы «Девятое ноября» Б. Келлермана, «Голова» Г. Манна, «Спор об унтере Грише» А. Цвейга и др.) революционный подъем в стране на исходе войны и после нее, борьба коммунистов против зарождавшегося фашизма ознаменовались появлением и утверждением в конце 20- х годов пролетарской литературы и метода социалистического реалиста, традиции которых, продолжали развиваться даже в самые тяжкие для немецкого народа годы «третьего рейха». Вынужденные эмигрировать, разбросанные по всему миру, прогрессивные писатели Германии верили в человеческий разум, отстаивали гуманистические идеалы и пытались разобраться в истоках трагедии, разыгравшейся на их родине. Г. и Т. Манны, Л. Фейхтвангер, Б. Брехт и А. Зегерс с разных классовых позиций, в разное время и различными художественными средствами осудили как сам фашизм, так и его социальные корни. Немецкая реалистическая литература XX века, в том числе роман, отличается удивительным разнообразием тематики и множественностью художественных решений. Интеллектуальный роман Т. Манна, остросоциальные произведения А. Зегерс, исторические полотна Г. Манна, рассказанные вполголоса «обыкновенные» житейские истории Э. М. Ремарка, страстные революционные пьесы Ф. Вольфа, экспериментальный «эпический театр» Б. Брехта. Филосовская лирика И. Бехера, политические стихи Э. Вайнерта - все это разные грани немецкого художественного сознания. Еще в конце первой мировой войны в немецком концлагере выступила группа поэтов, которые называли себя экспрессионистами.  

В поэзии и драме экспрессионистов нашло выражение страстное недовольство окружающей буржуазной действительностью, протест против гнетущей атмосферы вильгельмовской Германии. Бунт экспрессионистов был стихийным, политически неосмысленным. Именно поэтому образы их поэзии были далеки от реалистических, отличались абстрактной патетикой. Сам термин «экспрессионист» подразумевал то, что его приверженцы стремились не столько к изображению действительности, сколько к выражению своего отношения к ней. Марш вперед единым строем мысли Против тех, злом вокруг повисли, Вам созвездья путь укажут стройно, - писал молодой Ц. Бехер («Марш»). Экспрессионисты были убеждены, что они в своем творчестве должны пользоваться, какими то новыми формами. Это формальное новаторство проявлялось в отказе от классических форм стиха, в стремлении к свободным ритмам, в отказе от синтаксической закономерности и даже от пунктуации.

Когда в стране закончилась революционная ситуация, экспрессионизм утратил свою главенствующую роль. Литературу, потерянного поколения представляют Ремарк, Деблин, Цвейг. «На западном фронте без перемен» (1929 г.), Ремарк изображает суровую правду войны. Ремарк осуждает войну с позиции некоего абстрактного гуманизма. Впечатляющим было изображение ужасов фронта, бессмысленности войны; читателя глубоко взволновал рассказ о «потерянном поколении» - юношах, которые, не успев окончить школы, попали в окопы и вынуждены были стрелять в таких же юнцов, посаженных по другую сторону фронта. Роман ремарка объективно был направлен против поджигателей новой войны и помогал тем, кто боролся за мир. Романом «На западном фронте без перемен» Ремарк начал летопись своего поколения. В новых книгах «Возвращение» (1931 г.) и «Три товарища» (1938 г.) — писатель рассказал о тех, кто вернулся с войны и нашел мир не менее жестоким, чем сама война.  

Герои романа «Три товарища» - люди того же потерянного поколения, которые утратили всякие идеалы, но пронесли через все невзгоды человеческое достоинство. Трех героев - Лохамна, Кестора и ленца - связывает глубокая мужская дружба, они сохранили ее с окопных времен. Трагично складывается судьба друзей в неустроенном послевоенном мире. Финал романа безрадостен. Убили ленца, умерла Пат - любимая героя, от лица которого ведется повествование. Лирическая задушевность романа своеобразно сочетается с горьким цинизмом и ощущением внутренней опустошенности. Роман написан в эмиграции, но автор пытается поставить себя вне политической борьбы эпохи.