Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Литература Великобритании 1910-1940 гг.

Литература Великобритании 1910-1940 гг.

Классовые выступления трудящихся Англии, на плечи которых легли последствия четырехлетней империалистической войны, а затем и экономического кризиса 1919-21 гг, содействовали процессу размежевания литературных сил. Значительная часть английских писателей стремилась уйти, от острых социальных проблем в мир субъективных переживаний. Им противостояли писатели- реалисты, пытавшиеся разобраться в окружающей их действительности. Д Голсуорси, Б. Шоу, Г. Уэллс в своем послевоенном творчестве развивали традиции критического реализма, отстаивая право писателя вмешиваться в жизни. Литература Великобритании. Общая характеристика. Литература 20-х годов.  

Критический реализм, литература социальной ориентации, модернизм- основного направления литературы Англии после 1917г.  

В литературе критического реализма, представители которого, развивая национальные традиции., ставили сложнейшие проблемы страны (антивоенные настроения, подьем революционного и национально- освободительного движения, борьба с фашизмом и многие др), есть немало достижении. Проза и стихи Т. Гарди проникнуты национальным своеобразием. Он сумел своих героях воспроизвести многие черты социальной трагедии трудового народа. Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, отмечал несоотвествие прогресса научного и прогресса социального и нравственного. Б. Шоу-социалист (продолжая диккенсовские гротескные традиции, разработал проблемную драму, «пьесу-дискуссию») и Д. Голсуорси-буржуазный гуманист прославились пьесами, направленными против лицемерия и фальши буржуазного общества. Внесли свои вклад в развитие национального, сатирического, социально обличительного романа Р. Олдингтон, А. Кронин, И. Во, социальной драмы- Д. Б. Пристли. Р. Фокс, Х. Кодуэль, Ш. О'Кейси, активные участники политического, национально- освободительного и литературного движения своего времени, рассмотрели многие актуальные вопросы национальной и мировой литературы, подготовили теоретическое обоснование литературы социальной ориентации. В этот период возник термин "эскепизм" (от английского глагола escape, означавший уход от волнующего и общественно- актуального чаще всего в мир частной жизни, интимных переживаний.  

Все англиqские авторы 20 х годов искали новых путей, новых форм художественной выразительности, но в большинстве случаев так или иначе попадали в поток усиливающегося декаденса. Если лучшие представители критического реализма - Голеуорси, Шоу, Уэллс, устояли, то другие (как Хокслей, Лоурен), поначалу выступившие в русле реалистической традиций, в ходе своей эволюции поспешно 20 х годах начали порывать с него.  

Декаденс становиться превалирующим направлением, именно на этом этапе начинает свою литературную деятельность корифей модернизма. Т. С. Элиот. Именно в этот период выступает так называемая "психологическая школа", возглавляемая В. Вульф. В эти же годы создается "Улис" Джойса - евангелие не только английского, но и всего западноевропейского и американского модернизма. Кризис воспринимался интеллигенцией как крушение всей цивилизации, а подобное мировосприятие порождало глубочайший писсимизм как в философии, так и в литературе. Причину войны они искали в развитии тактики. Характерной особенностью английской литературы модернизма стал подчеркнутый, демонстративный отход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира отдельной личности, кропотливое изучение ее ощущений, переживаний и реакции, исследование подсознательного.  

Писатели "потерянного поколения" исходя из положения, что жизнь, как таковая, бессмыслена и бесперспективна, а любые общественные преобразования, любая общественная борьба тщетна, объективно представили человека, как существо не только бессильное, но и в этом бессилии фатально обреченное.  

В понимании этого противоречия - ключ к творчеству многих крупных писателей 20х годов и прежде прежде всего к творчеству Д. Джойса, художника большого дарования, ставшего автором книг, запечетлявших распад личности в обществе и распад образа в исскустве.  

"золотом веке", периоде небывалого расцвета прогрессивной английской мысли илитературы. ( Уэскер, Осбори, Уэйн). Еще в 1929г. Бернард Шоу блестяще покозал банкротство английской буржуазной демократии в пьесе "Тележка с яблоками". Не менее остро обличает он политический и общественный кризис наконуне ЗОх г. В комедии'Торько но правда"( 1932). Уэллс в иносказательной форме разоблачает фашизм в повести "Игрок в крокет"(1936).  

Прогрессивная литература приобретает в Англии ЗОх г. Более широкий размах, чем когда-либо в предыдущие годы, идет развернутое поступление реализма. Передовые писатеои и литературоведы зовут на борьбу против модернизма, защищают основы реалистического исскуства. Ряды критических реалистов наполняются свежими силами. Рядом с писателями старшего поколения- Б. Шоу, Г. Уэллсон - встают Р. Олдинсон, Джон Байнтон Пристли, Арчибальд Кронин.

РИЧАРД ОЛДИНГТОН (1892-1962)

Путь в литературу начал со стихов, которые опубликовал в антологии «Имажисты» (1914). В 1915 г. добровольно всупил в армию, и фронтовые впечатления, осмысление их пронизали затем все основные произведения Олдингтона. В 1919 г. выходит из печати сборник его стихов «Образы войны». В 20- е годы он пишет критические статьи, в которых утверждает ответственность художника перед обществом («Позт и время», «Улисс» мистера «Джеймса Джойса» и др.)  

В 1929 г. Олдингтон от имени «военного поколения» написал свой первый и лучший роман «Смерть героя». Это «в сущности, - по признанию автора, - надгробный палач, слабая попытка создать памятник поколению, которые на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало». Писатель стремится не только поведать историю частной жизни убитого на фронте молодого человека, но и дать анализ условий, сформировавших его взгляды, бросивших героя в горнило войны, а затем ослабивших волю настолько, что жизнь показалась ему более страшной, чем смерть.  

искреняя восторженность и глубокое сочуствие жертвам войны.  

По жанру «Смерть героя» не просто роман, автор задумал его как «роман - джаз». Особым подбором слов, построением фраз, тщательно музыкальных терминов он попытался сблизить прозу с музыкой, точнее (по определению критиков), с похоронным маршем.  

В последующем творчестве - роман «Дочь полковника» (1931), «Все люди враги» (1933), сборниках рассказов «Дороги к славе» (1930) и «Короткие ответы» (1932) - писатель продолжает искать и осмысливать причины войны, некоторые герои проникают в ее сущность, осознают ее преступность. Лейтенант Дэвисон («Пост обреченных») приходит к мысли о необходимости «прекратить взаимное истребление, покончить с выродками, превратившими пшеничные поля в кладбища» а Камберлен («Раздумья на могиле немецкого солдата»), вернувшись с фронта, дает клятву обратить оружие против тех, кто начнет новую войну. Продолжением и подтверждением антиипериалистических позиций Р. Олдингтона является и его более поздний роман «Лоуренс Аравиский» (1935), в котором он разоблачает официальную легенду о полковнике Лоуренсе, якобы борце за освобождение аравоб, в действительности - британском разведчике в странах Востока.  

ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ УЭЛЛС (1866-1946)

Новелист, публицист, киносценарист, один из создателей реалистического научно- фантастического романа. Интерес к биологии, проявившийся во время учебы Уэллса в Кенсингтонском колледже Лондонского университета, определил влияние естественно – научных концепций на его художественное творчество.  

«Машина времени» (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек неведимка» (1897), «Война миров» и др. направлены против косности, мещанства, жестокости «сверхчеловека», буржуазного индивидуализма и использования науки в целях наживы.  

Социально — бытовые романы Уэллса «Любовь и мистер Люишем» (1900), «Тоно - Бенге» (1909) и др. антибуржуазные, проникнуты сочусвием к маленькому человеку». Уэллс предвидел опастность войны, но когда она разазлилась, не смог понять ее истинные цели и причины, ошибочно приписав ей освободительный характер, (книга «Война, которая покончит с войнами!, 1914»). В романе «Мистлер Бритлинг пьет чашу до дна», (1916), уже носившем антивоенный характер, сказались богостроительские взгляды Уэллса. За что его критиковал М. горький, в целом хорошо отозвавшийся об этом романе. При признанию самого писателя для него была, «критика современности и призыв к переменам». Поэтому его, естественно глубоко заинтересовала Октябрьская революция в России. Несмотря на многочисленные запугивания «доброжелателей», осенью 1920 г. писатель решил предпринять далекую и тогда весьма нелегкую по многим обсоятельствам поездку в Россию, чтобы самому увидеть революционную страну, «идущую своим собственным путем». В результате этой поездки родилась книга «Россия в мгле» (1920).  

В послевоенных романах Уэллса («Мир Вильяма Клиссольда», 1926; «Накануне», 1927; «Мистер Блетсуорси на острове Ремпол», 1928; «Самодержавие мистера Паргема», 1930; «Необходима осторожность», 1941), повесть «Игрок в крокет», (1936) и др. в сатирической форме отражены многие актуальные социальные проблемы – антигуманность буржуазного общественнага строя, опасность фашизации Европы, попустительство крупнейших европейских государств гитлеровской экспансии.

ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ (1856-1950)

«Неразумный брак», (1880), «Неуживчивый социалист», (1887) (рус. пер. под названием «Социалист - любитель», 1910) проявилась резкая антибуржуазная тенденция. Был одним из учредителей социально – реформисткого Фабианского общества (1884). Как рецензент и театральный критик выступал против развлекательной функции театра, утверждая и в статьях, и в художественном творчестве преимущество социальной драмы. Пьесы Б. Шоу 90-х годов («Дома вдовца», 1982; «Профессия госпожи Уорен», 1894; «Поживем увидем», 1895; «Ученик дьявола», 1896 1897) ставили острейшие социальные и нравственные проблемы, вскрывали вопиющие пороки буржуазного общества. В пьесах «Человек и сверхчеловек» (1905) драматург осуждает милитаризм, буржуазную филантропию, националистическую ограниченность. Широкую популярность получила пьеса «Пигмалион» (1913).  

«Здравый смысл о войне», 1914), революция в России помогли писателю глубже увидеть ущербность буржуазного мира. Он осудил англоамереканскую интервенцию молодого Советского государства, явно отрицательно относился к клевете, потоками лившейся со страниц английской печати на революционную Россию.  

Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1919), написанная, по признанию Шоу, «в русском духе на английские темы», обличала кризис английской буржуазной цивилизации, неустроенность жизни и бесполезность существования обитателей дома, построенного бывшим шкипером Шотовером наподобие корабля.  

В пьесе — хронике «Святая Ионна» (1923) все внимания писателя сосредоточено на теме национального - освободительной борьбы, обличении лицемерия церкви и на сознании образа положительного героя. В этой «высокой», по словам самого драматурга, трагедии нашли отражение те политические события, свидетелем которых он был: и движение широких народных масс в революционной России, а канонизация жанны д'Арк в 1920 г., и национально - освободительная борьба ирландского народа, который явно сочуствовал писатель.  

«высокий» трагедии Б. Шоу создает острокритические пьесы, названные им «политическими эстраваганцами» («Тележка с яблоками», 1929; «Плохо, но правда», 1931; «Простак с Нежданных островов», 1934), и комедию «Миллионерша» (1936). Гротескные персонажи, фарсовые ситуации, изображение бесчисленных парадоксов буржуазного мира - характерные черты творчества Б. Шоу в 20-30 е годы. Давний интерес к стране Советов нашел выражение в его поездке в 1931 г. в Москву, после которой он заявил; «Я покидаю страну надежд и возвращаюсь в страну отчаяния !».