Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Лион Фейхтвангер (1884-1958)

ЛИОН ФЕЙХТВАНГЕР (1884-1958)
 

Романист, драматург и поэт, Лион Фейхтвангер вступил в литературу накануне первой мировой войны театральными рецензиями. Перерабатывал пьесы Эсхила (»Персы». 1917) и Аристотеля («Мир», 1918). Под влиянием Ноябрьской революции в Германии написал роман «Томас Вендт» (1920)  

Известность писателю принесли роман «Еврей Зюсс» (1920-1922) и «Безобразная герцогиня» (1923). Написанные на исторические сюжеты, насыщенные живыми деталями прошлого, эти произведения поднимали современные социальные проблемы. Рисовали современные характеры. В романах проявилась убежденность автора в жесткости и косности мира. В котором живут его герои. Писатель еще не видит смысла в действиях людей, они представляются ему как самоцель, и предпочитает таким деяниям позицию созерцания. Но очень скоро Фейхтвангер поймет классовую природу деятельности современных ему буржуа, и тогда его критика обретет общедемократический характер.

«Успех» («Три года из истории одной провинции»), вызвавший восторженные отклики прогрессивной общественности и бешеную ненависть нацистов. Действие романа происходит в начале 20-х годов и связано с зарождением немецкого фашизма, начавшего свой путь в Баварии. «Успех» и последовавшие за ним романы «Семья Опперман» (1933) и «Изгнание» (1939) составили трилогию «Зал ожидания», обобщающий смысл который писатель первоначально намеревался выразить в самом названии «Мы-немцы XX века». В романе «Изгнание» нашло отражение убеждение Фейхтвангера в том, что истинное искусство это оружие, и герои романа ищут свое место в борьбе против фашизма.  

«Иудейская война», 1932 ; «Сыновья», 1935, «Настанет день», 1937) написаны как утверждает сам писатель, «в защиту разума», против эгоизма и шовинизма. В романах 2Лже-Нерон» (1937), «Братья Лаутензак» (1943) Фейхтвангер сатирически заостренно и в то же время социально- конкретно, используя то исторические одежды, то имена подлинных деятелей современности. Клеймит гитлеровских правителей Германии.  

«Лисы в винограднике», 1947; «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака-Руссо», 1952; «Гойя, или Тяжкий путь познания, 1952) герои -великие деятели искусства Руссо и Гойя, творчество которых играет преобразующую роль в жизни общества. Так, связывая прошлое и настоящее, Л. Фейхтвангер создал новый тип исторического романа - интеллектуальный исторический роман, в котором историческая доверенность сочетается со злободневными проблемами современности