Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Генрих Манн (1871-1950 гг.)

ГЕНРИХ МАНН (1871-1950 гг.)
 

Великий гуманист XX века, Генрих Манн прошел большой и сложный творческий путь, основные этапы определялись бурными социальными событиями эпохи. Уже в начале творчества, он преодолел соблазны модернистических течений конца XIX - начала XX ст. Литературную деятельность начал с новелл (сб. "Волшебное", 1897; "Преступление и другие рассказы", 1898). В первом романе "Страна кисельных берегов" (1900 г.) манн выступил с разоблачением германского империализма. Наиболее значительные произведения до первой мировой войны - "Учитель Унрат, или конец одного тирана" (1905 г) и "Верноподанный" (1914 г.), в которых острейшей критике подвергнуты многие черты вильгельмовской Германии. Писатель показывает типично прусскую прусскую муштру, ставшую основой воспитания "верноподданных" типа Дидериха Гёслинга, националиста до мозга костей, прокладывающего себе дорогу к власти, не брезгуя никакими средствами.  

Трилогия "Империя", начатая романом "Верноподданный", сильна именно пафосом отрицания верноподданных лицемеров, политических шулеров и завзятых ораторов, превративших Германию в "огромную кучу навоза". Г. Манн - один из немногих немецких писателей, резко и последовательно отрицавших мировую войну. Октябрьская революция в России углубила сомнения писателя в способности буржуазного общества вырваться из вопиющих противоречий.  

«Бедные» (1917 г.) не очень удачную попытку показать народ страдающий от эксплуатации и мошенничества капиталистических хищников, Г. Манн затем в «Голове» (1925 г.) вполне квалифицированно изобразил дипломатическую деятельность Германии, правители которой, последовательно и неуклонно вели подготовку войны, разразившейся в 1941 году. Писатель прибегает к убийственному сарказму, раскрывая тайные пружины «пангерманизма», рвущегося к завоеванию мира. - Активный антифашист, Г. Манн, много раздумывает о характере нацизма, ищет в прошлом аналоги и средства разоблачения оголтелого варваства. Так приходит писатель к жанру исторического романа. («Юность короля Генриха IV», 1935 г.; Зрелость короля Генирха IV», 1938).  

«Возмущенная совесть» писателя, определившая идейно - эстетическую направленность его художественных произведений и литературно - критических статей, с наибольшей силой проявилась в публицистических выступлениях, которые стали особенно боевыми, острыми в годы борьбы с фашизмом. Дилогия о Генрихе IV - один из самых замечательных романов XX века. В этих романах писателю впервые удалось создать образ героя борца, идущего к осуществлению великих идеалов. Как замечал сам автор, в своем обращении к читателям, его герой из числа тех, «которые защищают свои цели на коне и с мячом в руке. Никакое сопротивление, никакие разочарования не способны сломить их». Действие романа происходит в одну из драматических эпох, в период невероятно жестоких, кровавых религиозных войн католиков и гугенотов XVI в. Обращение к исторической тематики не означало ухода от острых проблем современности. Писатель с большой правдивостью и разносторонне воспроизводит Францию XVI в., показывая жизнь различных слоев общества того времени. Он не модернизирует прошлое. Перед читателем воочию встает мрачная, кровавая эпоха дворцовых заговоров, интриг, убийств и социальных потрясений.  

"народного короля" . Образ Генриха IV далеко не во всем походил на своего реального, исторического прототипа. Образом Генриха IV автор во многом отвечал на проблемы современности, в частности, на вопрос о том, каким должен быть настоящий государственный деятель. В годы господства гитлеровцев этот вопрос имел самое большое актуальное значение. Г. Манн прослеживает историю жизни Генриха, начиная с детства и кончая его гибелью, при этом он уделяет особое внимание его взаимоотношению с народом. Герой растет в провинции в близком общении с народом. Он видит много зла, насилия и несправедливости. Жертвой царящего зла стала и его мать, отравленная правительницей Франции Марией Медичи. Генрих не сразу приходит к пониманию жизни, его гуманистические взгляды выстраданы им. Лишь со временем его личные невзгоды отходят на задний план, главным становится благо государства. Генрих проходит тяжелую школу поражений и одиночества. Но он свершит свое историческое призвание, объединит страну, положит коней религиозным войнам. Народ в дилогии изображен писателем носителем здоровых начал нации. Он - первооснова жизни. Однако, подчеркивая религиозное значение народного начала, писатель не смог до конца воплотить эту идею в художественных образах. Представители народа изображены не сами по себе, а лишь исходя из того, какую роль они играли в жизни Генриха, в формировании его характера и взглядов. В романе нет образов простых людей, которые играли бы общественно активную роль.  

Роман написан в духе французских исторических хроник. Каждая из глав первого романа заканчивается кратким поучением на французском языке, которое содержит объективную оценку происходящего. В дилогии нет прямого обращения автора к своим читателям, нет прямого сопоставления прошлого и настоящего. Однако, некоторые сцены написаны таким образом, что напоминают о явлениях современности. Лишь последние заключительные страницы дилогии написаны в форме обращения Генриха к своим потомкам, являющимся, по его словам, продолжателями его дела.