Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Французская литература 1910 – 1940 гг.

Французская литература 1910 – 1940 гг.

Особое место во французской литературе занимает, продолжатель традиций критического реализма Анри Барбюс литературное образование в Сорбонне, на филологическом факультете. В 1912 г Барбюс - главный редактор издательства "Ашет". Первые книги Барбюса - сборник стихов "Плакальщицы" 1895, романы "Просящие" 1903, "Ад" 1908, сборник рассказов "Мы" 1914, отличаются лирической взволнованностью, острыми социальными и психологическими проблемами.

Когда началась первая мировая война, Барбюс по возрасту не подлежал мобилизации, но пошел на фронт добровольцем. Барбюс считал, что разгром Германии поможет свободе и демократии в Европе. В ноябре 1916 года выходит его роман "Огонь". Это новаторское, антивоенное произведение, изображает широкие массы. Имеет подзаголовок: "Дневник взвода" и посвящен "Памяти товарищей, павших рядом со мной в Круи и на высоте 119." Одна из сильных сторон беспощадная правдивость, Герои - фермер, батрак, ломовой извозчик, посыльный из магазина, фабричный мастер, трактирщик, продавец газет, рядовой интеллигент, рудокоп и другие, одетые в солдатскую форму. Они и сам повествователь Барбюс начали постепенно понимать, что они стали жертвой авантюризма империалистов, обмануты буржуазной пропагандой и своим патриотическим порывом. Но трагизм простых людей Франции заключен в том, что они должны были отдать ненавистной им войне "всю свою силу, а затем и себя самих". "Понимая всю гадость убийства, отрицая его в душе, - писал Горький, - они все-таки идут убивать, разрушать и умирать в крови и грязи." Создав роман Барбюс помог людям противопоставить войне идеи пролетарского интернационализма. Превращение совершенно невежественного, целиком подавленного идеями и предрассудками обывателя и массовика в революционера, именно под влиянием войны, показано необычайно сильно, талантливо, правдиво. Подобно Золя ("Жерминаль"), Барбюс показывает, как созревает революционное сознание в массах. Своим романом Барбюс призывал к революционному действию. Это хорошо поняли его первые читатели. Книга Барбюса - дневник взвода. В ней нет целостного сюжета, в ней выступает коллективный герой. Новаторской чертой книги является то, что писатель показал в ней образы политически прозревающих людей из народа. Барбюс правдиво, немногословно повествует о самих фактах войны, о разрушениях, гибели людей. "Огонь" - книга о человеческом достоинстве и растущем сознании народа. Барбюс раскрывает черты народного гуманизма. Герои Барбюса стремятся к мирному труду. Мысли о мире, о труде - вот что поддерживало нравственные силы изнуренных, обманутых правительством солдат Франции.

"Пусть не будет войны после этой! Надо убить войну!" Барбюс говорит, народы могут обеспечить мир и свободный труд, только борясь с капиталистической эксплуатацией, с империализмом. Барбюс показал, как в ходе войны многим ее участникам стала еще необходимость крепить интернациональную солидарность народов. "Если надо биться, то во имя прогресса, а не ради одной страны, если биться, то против несправедливости, а не против другой страны" – говорит один из героев.

В 1919 году Барбюс организовал группу "Кларте" призывая прогрессивных литераторов объединиться для отпора поджигателям войны. В ней принимали участие Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Гарди, Р. Цвейг, в журнале "Кларте" сотрудничал Горький. Но состав был неоднороден, были разногласия, и она распалась, но ее значение велико. Первая попытка сплотить "мастеров культуры" в борьбе за мир, в 1932 году вместе с Ролланом Барбюс организовал Амстердамский антивоенный конгресс. 1935 году активно участвовал в Международном конгрессе писателей в защиту культуры. Последней работой Барбюса был большой очерк о жизни деятельности В. И. Ленина.

Р. Роллан

Идейная эволюция французского писателя в 20-30-г годы от мелкобуржуазных иллюзий, от пассивного сопротивления до революционной настроенности отразилась и в его художественных произведениях – романе "Очарованная душа" и в драме "Робеспьер". "Очарованная душа" (1921-1933) - это многотомный роман-эпопея. Название романа а также образ главной героини - Аннеты Ривьер символичны. Аннета - это очарованная душа западноевропейской интеллигенции, пробуждающейся к жизни, к социальному действию. Ривьер - река, символ непрерывного течения жизни. Здесь живые образы, реалистические картины. Изображается европейская жизнь с 90-х годов 19 века по 20-е годы 20 века. Произведение запечатлело изменения во взглядах автора об абстрактно- гуманистического к революционному мировоззрению, "от узкого индивидуума до пролетарской революции".

По своему композиционному строению "Очарованная душа"- роман- поток. В центре - образ человека большого масштаба, сильной воли, ищущего свой путь в жизни ценой утрат и потрясений. Это сложный путь буржуазного интеллигента к народу, к революции проходит вместе со своими героями и сам автор. В первых книгах "Аннета", "Сильвия" (1921) - Роллан изображает начало самостоятельной жизни Аннеты Ривьер. В начале романа она - молодая девушка из богатой семьи, добрая и чистая, полная жизнерадостности; Аннета не знает жизни, отгаражение от нее богатством отце. Ее не интересует политика. Смерть отца заставляет ее стать самостоятельной. В характере Аннеты проявляется необыкновенные для ее среды качества: чувство собственного достоинства, цельность натуры, она сопротивляется обычаям буржуазного мира, не подчиняется господствующей морали. Так, ей претит буржуазная семья Бриссо, в которой "умело, сочетали благоговейное отношение к своим принципам с благоговейным отношением к своим выгодам". Аннета не желает стать собственностью Бриссо и поэтому порывает с ним. Разорение способствует началу новой жизни Аннеты. "Бедность для Аннеты, - писал Роллан, - играет ту же роль, что жизнь на чужбине для Кристофа." Она заставляет ее взглянуть на мир другими глазами и помогает проникнуть в лживую сущность современного общества, которую Аннета при всей своей честности не замечала, пока сама была частью этого общества. Погоня за куском хлеба, унизительное положение - все тяготя нищеты, испытала Аннета, как и другие бедняки - интеллигенты. Но героиня обретает смысл жизни в труде. Благодаря трудовой жизни она познает неблагополучие общества, противоречия его. Работа делает Аннету сильной, мужественной, независимой. Ее характер становится непреклонным, не знающим компромиссов.

В 3-ей книге - "Мать и сын" (1925) - показано влияние войны на незаурядную личность, Какой стала Аннета. Роллан изображает разобщение людей различных сословий. Угар шовинизма охватывает почти всех. Прежде Аннета не задумывалась "над вопросами войны и мира", но она начинает понимать, что народам не нужна война, хотя еще не стала сознательным борцом против войны. Защищая немецких военнопленных, Аннета смело выступает против шовинизма. Она стремится помочь дружбе француза Жермена и немца Франца. В дальнейшем центральное место в романе рядом с Аннетой занимает ее сын Марк. Роллан показывает еще один аспект жизни героини - отношения с сыном, материнские заботы, но и стремление обоих отстоять свою духовную независимость. В Марке - Роллан раскрывает историю жизни юноши, судьба которого олицетворяет судьбу передовой молодежи послевоенного поколения. В поисках смысла жизни Марк идет путем матери, но затем Аннета следует за Марком. Эволюция его мировоззрения приводит к постепенному изживанию индивидуализма. Автор сталкивает Марка с представителями различных идейных позиций и социальных групп, заставляя выбрать свой путь. Революция в России, война заставляют Марка задуматься над социалистами. Некоторое время он близок к анархистам, его привлекают дадаисты. Знакомится с рабочим Масоном, но он индивидуалист. В тяжелый период жизни Марк знакомится с русской девушкой Асей, вместе с ней в роман входит тема "нового мира". Но в образе Аси и другого носителя "русской темы" - Джанелидзе. Много надуманного и нежизненного Роллан в те годы имел смутное представление о характере русского революционера. Ася - дочь белого эмигранта, со временем она становится сторонницей Советского Союза, ведет конспиративную работу, разъезжая по всему миру с ответственными заданиями. В Асе привлекают умение трудиться, не гнушаясь никакой работы. Но Роллан не показывает Асю в реальной политической борьбе, деятельность ее имеет какой-то авантюрный оттенок, она не связана с народом. Во 2-ом томе 4-ой книги, которая называется "Роды" Роллан показывает рождение нового мира, нового мировоззрения Марка и Аннеты. Он развертывает картину мучительного духовного кризиса, переживаемого лучшей частью европейской интеллигенции конца 20-х - начала 30-х годов. Аннете очень трудно отказаться от религии индивидуализма, Марк все еще "мечется в пустыне индивидуализма", Асе, долгое время мешает примкнуть к революционной России ее "индивидуалистическая гордыня". Но Марк начинает понимать, что позиция индивидуалистов бездейственна. Он увлекается учением Ганди и учением Маркса, что отражает позицию Роллана.

Марк разворачивает антифашистскую деятельность. Он организует боевые группы в защиту СССР, издает антифашистские брошюры, борется против войны. Он погибает от рук итальянских фашистов. Смерть сына решает судьбу Аннеты происходит "второе рождение" героини "она начинает понимать его место лучше, чем понимал он сам... Аннета не колебалась. Она подхватила знамя. Нельзя оставаться вне битвы." Аннета становится активным борцом – антифашистскими выступлениями в передовых собраниях. Она член многих антифашистских и антимилитаристских организаций. Главное же, Аннета воспитывает молодежь - внука Ваню, дочь Жальена Жорж и других, которые сменяют ее и Марка.

того времени. Роллан следовал Горькому, который в романе "Мать" основное внимание направил на раскрытие процесса воспитания борца в забитой жизнью женщина. Герои Роллана также в становлении, в пути. В романе "Очарованная душа", продолжая традиции критического реализма, Роллана разоблачает действительность, отрицает собственничество. Но Роллан указывает пути борьбы и эта позиция отличает его от критических реалистов. В последней книге Роллан заявляет, что борьба организованный рабочий класс может окончательно установить мир.

В "Очарованной душе" происходит не только эволюция героев, но и жанровая эволюция романа. В первых томах романа имеет узко- психологический характер. Постепенно усиливается социальная сторона произведения. Расширяется охват действительности, углубляется социальный анализ. "Очарованная душа" приобретает черты социального романа - эпопеи. Составная часть романа - публицистика. Роллану характерна интеллектуальность, драматизм, эмоциональность. Приближался 150-летний юбилей французской революции. Продолжение и завершение ее в 20 веке Роллан представлял в плане углубления революции, которую он не мыслил без уважения прав личности, духовной терпимости, высоких общечеловеческих идеалов. Таков был итог идейного развития, пройденного Ролланом в 30-е годы. Драма "Робеспьер" (1930) венчает цикл "Театр революции".

Годы 2-ой мировой войны Роллан пережил в местечке Везеле (Бургундия). Фашисты не решились расправиться с ним, но он находился под наблюдением. Трудно было и в материальном отношении. Он пережил тяжелый духовный кризис. Роллан радостно приветствовал победу прогрессивных сил над фашизмом.

Он дожил до освобождения Франции и умер в декабре 1944 года. Роллан высоко оценивал Советскую литературу. Роллан вел обширную переписку с советскими людьми, с молодежью, следил за развитием советской литературы.

Особой любовью и уважением Роллана пользовался А. М. Горький. Еще на рубеже веков для молодого Роллана Горький, как и Л. Толстой, "был защитником независимости и правды". 30-е годы расцвет дружбы между Ролланом и Горьким. Но и в 30-е годы Роллан сохраняет свою трезвость на многие вопросы. В переписке с М. Горьким, в статьях писателя отразилось беспокойство его по поводу свободы личности в Советском Союзе, в условиях все большего усиления власти Сталина. Его многое настораживало, и часто он был более дальнозорким, чем его оптимистические корреспонденты, в том числе и Горький. По приглашению Горького Роллан приехал в Москву, встречался с ним, и другими советскими писателями. Тяжело переживал Роллан утрату Горького, называя его своим самым дорогим другом.

"Ленин. Искусство и действие." Роллан восхищен цельностью образа Ленина, его великим умением синтезировать мысль и действие, мечты и дела.

Марсель Пруст (1871-1922) родился в семье врача, В начале века Пруст теряет иллюзии относительно светского обстоятельства, к тому же резко обостряется его болезнь (астма). О доночальной модернисткой психологической прозы - Марсель Пруст, а характерный образ этой прозы - многотомный роман «В поисках утраченного времени» (1927).

Пруст относится к традициям национальной культуры уважительно. Следуя классикам Французского развития 19 века, он не отрицает в своем романе критически изображал быт и нравы буржуазно дворянской среды с её праздным время провождением, моральной распущенностью, взаимоотношениями, основанными не корыстных расчётах и лжи. В романах много колоритных жанровых сцен, разнообразных персонажей: утонченные аристократы и вульгарные дельцы, люди зрелых лет и молодежь. Здесь идиллистичские карины жизни провинциального городка ещё обаянного романтикой старины и сатиристические зарисовки парижских салонов, где под внешней благоиристройстностью проявляются и душевная опустошенность, и хищническая беспринципность»

Пруст был далек от такого похода явлений социального мира в их объективном значении и причинных взаимосвязях. Он стремился показать, как реальные акты и события преломляются в субъективном восприятии отдельного человека, не сама действительность, а реагирующее на нее индивидуальное сознание интересовало автора» Сюжет романа « В поисках утраченного времени» непрерывной поток воспоминаний, который стихийным наплывом проходит сквозь сознание Марселя — героя повествования. Пруст дал герою романа не только свой имя, но и многие черты собственного характера биографии Марсель любит понимает искусство с лирической нежностью вспоминает родной в тихом патриархальном городке, детское годы, свою первую юношескую влюбленность. Все пошлое, корыстное, фальшивое ему омерзительно. Но он - натура бездействующая, полностью погруженная в своё духовное естество. Из потоков его воспоминаний выключено, какое бы то ни было организующее начало. В романе запечатлены лишь бессвязные лишь бессвязные фрагменты то недавнего, то далекого прошлого, которые в причудливом чередовании и смешении овладевают внутренним миром человека помимо его воли. Все внешние события развертываются не в л. К хронологической или логической последовательности, а по мере того как они в силу случайных ассоциаций всплывают в сознании Марселя. При всем жизнеподобии своих фрагментов роман Пруста деформирует реальность нарушая не только причиннке связи , но и естественнее пропорции. Поскольку мелочи бытаэ но тем если иным обстоятельствам оставившие след в памяти героя иногда непомерно разрастаются, оттесняя на задний план важнейшие события эпохи. Кроме того, каждый из персонажей, возникая в памяти Марселя лишь в связи с различными моментами его собственного существования, как бы рассыпается вследствие этого на серию не сходных межу собой, иногда даже противоречивых, психологических набросков. Расплывает и характер и у самого Марселя, настроение которого переменчивы и непосредственны.

«Поисках утраченного времени» бесспорно, свидетельствует с художественным мастерстве и новаторстве Пруста, Пруст был одним из первых мировой литературе писателей, обративших внимание на ассоциативный характер человеческого мышления, которому бывают, свойственны неожиданные переброс от непосредственных впечатлений к раздумьям или воспоминаниями это определяет стиль романа. В частности, одним ЕЗ его достижений как психолога является показ того, как различно воспринимаются сходные явления одним и тем же человеком в разные периоды его жизни как существенно отличающееся, характер, свежие, непосредственные впечатления ребенка от тех, которые характерны мудреного и пресыщенного жизни человека зрелых лет. Как мастер психологического анализа Пруст многое дополнил к тому раскрытию внутреннего мира либерального персонажа, которая является одной из сильнейших сторон французской реалистической прозы, начиная от романов Стендале и Бальзаке» Но в то время как там посредством проникновения во внутренний мир персонажей отображались исторический обусловленные взаимосвязи между личностью и обществом, Пруст превращал фиксацию движений человеческой души в самоцель. Для его романа характерна отсутствие внешнего действия, исторической перспективы. Движется в нем такие сознание героя в своем безостановочном и прихотливом потоке.

Большое место в философской концепции романа занимает проблема времени. Марсель и вместе с ним и сам автора склонен считать жизнь, проведенную среди бессмысленной суеты «высшего света», «утраченным временем». Но когда непосредственные впечатления превращаются в воспоминания, сознание как фильтрует все пережитое, поскольку согласно Прусту преображает и поэтапирует то, что было. Писатель возвеличивал в процессе воспоминаний над реальной жизнью, а высшее проявление человеческой памяти видел бессмертных произведениях и искусства, которые, воплощая прошлое художественных образах, сохраняет его навеки.

В заключительном томе романа «Обретенной время» Марсель находит смысл существования в литературном творчестве: Здесь поплыв его беспорядочных воспоминаний, гармонически сливается с деятельностью интеллекта, которое их осмысливает и воплощает в художественном слове, А. В. Луначарский справедливо отмечал крайний субъективизм в романе Пруста.

Роман «В поисках утраченного времени» имел двойственное влияние на последующее развитие стран восприняли и усилили свойственный этому произведению субъективистский характер мировосприятия, в то время как прогрессивные писатели в творчески преображенном виде успешно использовали некоторые его новаторские завоевания (внутрнние монологи в форме свободного текущего потока сознания, отказ от обязательной хронологической последствеиости событий и др.).

В 30~е годы подавляющее большинство зарубежных писателей включаются в борьбу против фашизма, на защиту свободы, демократий, гуманизма А.. Барбюс,П. Вайян - Кутюрье, Л. Арагон создают публицистические книги и художественные призведенияэ гневно осуждающие фашизм, посвященные многим острым политическим и теоретическим проблемам современности. В ЗО-е годы происходит перелом в мировоззрений Р. Роллана, он пишет знаменитые статьи «Прощание с прошлым», «В защиту нового мира», «Через революцию к миру». В это же время с осуждением фашизме выступает Ж. Ж. Блок (в публицистической книге «Испания, Испания»,!936), Р. М. дю Гар, А. Мальро («Надежда», 1934), и многие другие художники. Даже один из метров модернизма А. Жид заявлял в те годы об угрозе фашизма» Выразительный пример формирования пессимистического и метафизического отклика на социальные конфликты 20-30-х годов - творчество.

Мальро«Условия человеческого существования» (1933), «Время презрения» (1935), «Надежда» (1937). Мальро все внимательнее фикситровал черты подлинных героев, которые борются во имя высоких целей социальном злом. Таков немецкий подпольщик. Антифашист посвященном « Мои товарищам по Териуэлескому бою » романа «надежда» романа о войне в Испании «Надежда» самый противоречивый роман Мальро. Активный участник войны в Испании он смог рассказать о героической борьбе испанского народа. Надежда пробивалась в книге Мальро чувство товарищества пришло на смену чувству одиночества. Но даже в этом романе героические дела аннтифашиство окрашены краски какого-то революционного делячества, которому противопоставлено забота писателя аморальном облике и внутреннем содержании человека. Революция борьба не определяет и здесь этого содержания — оно по прежнему зависит от пессимистических иждей Мальро, Б романе «Время презрения» герой, оставшись один в тюремной камере сразу же уподобился опустошенного лишенным веры и убеждений героям первых книг Мальро.

сложился в Германим, а затем он занял господствующее положение в буржуазной философии и художественной литературе Франции. Согласно экзистенциализму, мир существует, но абсурден, лишен сущности, смысла. Обстоятельство для экзистенциалистов - «неподлинное существование», царство множества, враждебного моему «Я», поэтому «Я» постоянно испытывает страх, одиночество, обреченность, «Я» и другие, «Я», и прочий мир - враждебные, чуждые друг другу силы, между которыми нет ни взаимопонимания, ни связи.

Экзистенциализм связей одинок, всеми покинут, существует сам по себе. Датский философ Серен Кьеркегор, сыграл большую роль в направлении модернизма. Он считал: «Человек не может познать мир». «Два человека не могут понять друг друга».

— презрения к абсурдному внешнему миру. Но с его взглядами и его волей никто, за исключением его самого, считаться не обязан. Проблема другого занимает, поэтому большое место в философской концепции Экзистенциализма, Смысл её заключается в том, что для каждого любой другой человек - это «чужой», который ему враждебен, поскольку внутренние сущности разных людей, как и все на земле, находятся между собой в дисгармоническом несоответствии. Экзистенциалистические идеи во Франции популяризировались романами и пьесами писателей - Сартра, Камю. Французский экзистенциализм отличается связью с конкретной социальной ситуацией. Сартр попытался связать идею абсолютной свободы человека с идеей "ангажированности", вовлеченностью в Исторический процесс, - идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. Символом тех лет стало творчество Жана Поля Сартра.