Приглашаем посетить сайт

Аманова А.А.: Курс лекций по мировой литературе 20 века.
Бертольд Брехт (1898-1956 гг.).

Бертольд Брехт (1898-1956 гг.).
 

Поэт, прозаик, драматург. Б. Брехт известен во всем мире, как режиссер и теоретик театра. В годы мировой войны он работает санитаром в госпитале, где непосредственно сталкивается с ее жертвами, которых врачи «Скоростным методом» готовили к возвращению в строй. Эти впечатления легли в основу «Легенды о мертвом солдате» (1918 г.) Ранние пьесы Брехта ( «Ваал», 1918; «Барабаны в ночи», 1922; «В джунглях городов», 1924 гг.), а также стихи «Домашние исповеди» (1927 г.) утверждали, что порочное буржуазное общество наживы и угнетения, порождает развратников и негодяев, находящихся в плену звериных страстей. Но в пьесе «Барабаны в ночи», которую автор первоначально назвал «Спартак», слышен грохот уличных боев немецкого пролетариата. Уже в этот –ранний период творчества Брехт отвергал распространенный тогда экспрессионизм за его абстрактный идеализм и выступал сторонником реализма. Пьеса «Что тот — что этот» (1924 - 1926 гг.) направлена против подавления человеческой индивидуальности мощной пропагандисткой машиной буржуазного общества. В «Трехгрошевой опере» (1928 г.), вскрыв принципиальную родственность делишек уголивников с предпринимательской деятельностью капиталистов (основную идею драматург выразил так: «Разбойники - суть буржуа - не являются ли буржуа разбойниками?»), Брехт засвидетельствовал рождение нового или, как он сам назвал, эпического театра. Он был убежден, что театр должен будить активное отношение зрителя к жизни, наталкивать его на сознательное восприятие и анализ сценического действия".  

Театр обязан воспитывать классовое сознание, внушать необходимость революционного переустройства эксплуататорского общества. Брехт утверждал, что сопереживание, вовлеченное в действие мешает зрителю спокойно обдумывать содержание спектакля и делать для себя выводы. Поэтому он ввел ряд приемов, с помощью которых внушал зрителю аналитическую, критическую позицию по отношению к изображаемым событиям. При этом изобразительные средства, характерные для эпического театра, в драматургии Брехта формируются постепенно, изменяясь от пьесы к пьесе и приобретая все «брехтовское» выражение. Находясь в эмиграции в годы гитлеризма, Брехт создал ряд пьес в духе бытовой и психологической драмы( «Винтовки Терессы Каррар», 1937 г.; «Страх и отчаяние третьей империи», 1935-1938 гг., а также пьесы, ставшие лучшими образцами эпического театра («Галилео Галилей», 1938-1939 гг.; «Матушка кураж и ее дети», 1939; «Добрый человек из Сезуана», 1938- 1940, «Кавказкий меловой круг», 1944-1945 гг.). Брехт-поэт создавал не только сонги для героев своих пьес, но и стихотворения, которые были либо размышлениями над увиденным, либо песнями. Вернувшись в 1948 году на родину, Брехт отдался активной театральной деятельности, организации под своим руководством театра «Берлинер ансамбль», получившего после смерти драматурга его имя.  

В конце 30-х годов и начала 40-х годов, Брехт создает пьесы, которые стоят в одном ряду с лучшими произведениями мировой драматургии.(«Мамаша Кураж», и «Жизнь Галилея»). В основу исторической драмы «Мамаша Кураж» положена повесть немецкого сатирика и публициста 17 века. В повести автор, участник 30 - летней войны, показал этот мрачный период. Пьеса, в основном направлена не на правящие классы, а на то дурное, аморальное, что было а те времена. Критика Брехта с одной стороны негодует, а с другой сочувствует. Кураж - женщина, которая любит своих детей. Ради них живет, стремится спасти их от войны. И в то же время сама идет на войну, чтобы нажиться на ней. Она становится почти виновницей смерти детей. Жажда наживы оказывается сильнее, чем материнское чувство.  

«Будь проклята война!». Но уже в следующей картине она снова уверенно шагает и поет песню «О войне - великой кормилице». Но для драматурга главное, чтобы зритель извлек из ее жизненного опыта урок для себя. В этой пьесе много песен, особое место занимает «Песня о великой капитуляции», которую поет Кураж. Эта песня один из художественных приемов «эффекта отчуждения», она дает возможность зрителю подумать и проанализировать поступки несчастной и преступной торговки. Ее «великая капитуляция» состояла в том, что она верила, что за счет войны можно неплохо нажиться. Но в таком мире, оказывается еще есть люди, которые могут преодолев покорность, совершать героические поступки. Такова дочь Кураж, забитая немая Катрин. Ценой своей жизни, она спасает жителей города от врага. Самая слабая из всех, Катрин, оказывается способной к активным действиям против мира наживы и войны, откуда не может вырваться ее мать. Брехт, в своей пьесе приводит кураж к одиночеству, тем самым, желая показать, что необходимо поломать тот общественный строй, где господствует звериная мораль и все чистое погибает.

«Жизнь Галилея» (1938 - 1947 гг.), имеет глубокий философский смысл, который указывает на связь факта капитуляции Галилея перед инквизицией с предательством современных физиков по отношению к человечеству. Главная вина Галилея в том, что ученый не сумел идти в ногу с новым временем, с силами общего прогресса. Наука призвана служить прогрессирующим силам в общественной борьбе. Галилей в изображении Брехта - образ сложный. Великий ученый эпохи возрождения, внутренне связанный с интересами народа, своим отречением от научной истины из страха перед пыткой. В течении столетий народ во всей Европе оказывал Галилею честь, не веря в его отступничество. «А все же она вертится!» - эти слова приписывали Галилею, выражали желание народа видеть ученого таким, каким он на самом деле не был.  

Отречение по «Брехту», есть как бы первородный грех, тяготеющий над наукой, а капиталистическом обществе, над наукой специалистов, снявших с себя социальную и политическую ответственность за результаты своих научных исследований. Окрыленный своим открытием Галилей, не задумывался, к каким социальным конфликтам могут привести его открытия. Галилей верит в разум вообще, в освободившуюся силу истины, ибо тот, кто нашел мир, тот знает, что ему делать в этом мире. Сделанные им открытия наполняют его радостным ощущением приближения счастливого нового времени. В действительности его открытие стало фактом острой классовой борьбы. Правящие круги стали преследовать ученого. Для них важно было задушить истину, которая опровергала священное писание, требовавшее от простых людей «пота, терпения и покорности» Брехт, который относился с большим уважением к Галилею, осуждает факт его отречения от своего открытия, как позорную капитуляцию пред силами реакции, которая порабощает человека.  

борьбу и предал ее в ходе этой борьбы. Своей стойкостью и героизмом Галилей мог бы превратить свое открытие в могучую силу общественного прогресса. Но вместо этого он отдал науку в другие руки, что бы те, употребили ее для своих собственных целей и в ущерб народу. Брехт показывает прошлое в сравнение с настоящим. Главная вина Галилея в том, что ученый не использовал благоприятных возможностей, не сумел идти в ногу с новым временем. Постановкой этой проблемы, осуждает общество, которое «вымогает у отдельных личностей то, что ему нужно, злоупотребляет плодами «чистой» науки».